Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Основные этапы развития социологии за рубежом
История возникновения и развития социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Этапы развития социологической мысли. Социологические взгляды ученых в древности. Теории общества и государства в античном мире. Взгляды Платона и Аристотеля. Социологические взгляды эпохи средних веков. Христианская модель общества и государства. Социологические взгляды арабских мыслителей средних веков. Конфуцианство и социология. Социологические взгляды в эпоху нового времени. Связь социологической науки с процессами формирования капиталистического общества, усложнением социальной структуры, социальных институтов, социального управления и новыми условиями взаимоотношений личности и общества. Формирование идей целостности общественного устройства. Формирование позитивистской социологии в странах Западной Европы (Д. Вико, Д. Юм, М. Ж. Кондорсэ, А. Смит, А. Сен-Симон). Появление социологии как науки. Оформление новой науки в социологической концепции О. Конта (1798—1857). Разработка О. Контом социальной теории и основные ее положения. Структура социологической теории. Направления эмпирических исследований. Основные социологические институты. Специфика преподавания социологии. Концепция эволюционизма. Взгляды Г. Спенсера, Л. Моргана, Э. Тайлора. Позитивистское социологическое учение Г. Спенсера. Разработка им концепции общества, законов эволюционного развития, принципов индивидуализма, либерализма, свободы. Натуралистическая социология второй половины XIX в. (географическая школа —• Бокль, Ратцель, Хаусхефер, Хантингтон; расово-антропологическая школа — Гобино, Чемберлен; социал-дарвинистская школа — Гумплович, Смол, Самнер). Методологические особенности натуралистической социологии. Диффузионизм и школа Ф. Боаса. Культурный релятивизм. Метод включенного наблюдения. Ацтиевропоцентризм и антирасизм Ф. Боаса и его учеников. Традиции функционализма в анализе общества (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун). Сущность марксистской социологии, ее основные методологические принципы. Исторический материализм как общесоциологическая теория марксизма. Системный анализ общества в марксистской социологии. Разработка в марксистской социологии формационного подхода к анализу социальной системы. Уровни социологического знания в марксистской теории. Практическое применение методов марксистской социологии. Социология XX в. Оформление психологического направления в социологии. Психологический редукционизм. Ориентация на исследование природы и функций индивидуального и общественного сознания. Эмпирические исследования: У. Томас и Ф. Знанецкнй “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1918—1920) — исследована типология личностей и механизмы социального действия; Р. и X. Линда “Мидлтаун” — исследование общинной жизни. Городская социология и “крестьяноведение”. Зарождение индустриальной социологии в условиях научно-технического прогресса и совершенствования методов управления. Исследования Э. Мэйо (1880—1949) “человеческого фактора” в промышленности, роли эмоционально-личностных отношений, проблемы совершенствования “человеческих отношений”. “Промышленная” социология. Социология менеджмента и “менеджеризм”. Развитие структурно-функционального анализа в социологии. Взгляды Т. Парсона (1902—1979). Ориентация функционализма на микротеории, теории “среднего уровня”. Неомарксизм современной западной социологии. Исследования “позднего капитализма” и современные проблемы общества в зеркале социологии. Формирование “национальных” социологических школ на Западе. Французская социология. Характерные черты французской социологической школы. Философская ориентация, историческая и этнологическая составляющие. Учение Э. Дюркгейма (1858— 1917). Теория “социального факта как “коллективного представления” или “совокупности идей”. Основные теоретические направления. Французская социологическая школа и ее представители. Современные французские социологи. “Генетический структурализм” П. Бурдье. Акционизм А. Турена. Стратегическая модель М. Крозье. Методологический индивидуализм Р. Будона. Основные концепции немецкой социологии. Социологические взгляды М. Вебера. Антрогеографизм Ф. Ратцеля. Расово-антропологические теории и их идеологическое, политическое влияние в истории Германии и Европы. Влияние идеалистической философии на появление психологического направления в немецкой социологии. Р. Турнвальд — основатель этносоциологии в Германии. Франкфуртская школа: М. Хоркмаймер (1895—1973), Т. Адорно (1903— 1969), Г. Маркузе (1898—1979). Англо-американская социология. Культурно-экологические концепции Л. Уайта, Дж. Стьюарда, М. Д. Салинса, Д. Каплана, М. Харисса. Сочетание эволюционистских и функционалистских взглядов на “социокультурную окружающую среду”. Социально-психологическая направленность в социологических исследованиях (А. Кардинер, Р. Линтон). Постмодернистская теоретическая ориентация в социологиии (Э. Геллнер, Б. Андерсен, Э. Хобсбаум).
Вопросы к семинару: 1. Классические теории социологии. 2. Национальные школы в изучении социологии. 3. Зарубежная западная социология сегодня.
Date: 2015-11-15; view: 1182; Нарушение авторских прав |