Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сексуальное образование на практике





Руководство не дает прямого ответа на вопрос: как рассказывать. На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Тем не менее, можно дать ряд рекомендаций как лучше проводить занятия:

1. Узнайте, что уже знает ребенок. Имея представление об объеме знаний ребенка, вам легче будет начать объяснение.

2. Слова и фразы должны быть понятны ребенку. Сообщения из руководства нельзя использовать в неизменном виде. В нем говорится что вы должны рассказывать. В большинстве случаев вы должны адаптировать их в соответствии с уровнем развития учащихся.

3. Создайте позитивную, открытую атмосферу. Покажите, что вы всегда готовы ответить на вопросы и честно говорите, если не можете или не хотите ответить на какой-то вопрос. Если необходимо, объясните, почему вы не можете дать ответа.

4.0тноситесь к вопросам серьезно, даже если они возникают не в самый подходящий момент.

Убедитесь, что ваш ответ понятен аудитории. Иногда нужно давать шутливый ответ. Сексуальное образование не должно быть чем-то обременительным.

Занимаясь сексуальным образованием, необходимо знание аспектов полового развития, поэтому одна из частей руководства посвящена этой теме.

 

 

ЧАСТЬ 2

Половое развитие

1. Общее описание

2. Описание по уровням

 

1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Половое развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Оно связано с нашими знаниями о сексе, нашими чувствами и поступками; касается физических и эмоциональных аспектов, а также наших отношений с окружающими.

Преподавателю, который занимается сексуальным образованием детей и подростков, необходимо знать обо всех аспектах полового развития, а именно: откуда молодежь получает информацию, что ей известно о сексе, как возникает эмоциональная связь между молодыми людьми, какие у подростков взаимоотношения с окружающими, что характерно для каждого возраста.

В рамках данного руководства невозможно рассмотреть подробно все стороны полового развития. Поэтому мы приводим лишь основную информацию по всем вопросам, на всех возрастных уровнях.

В конце этой части приводится список литературы, рекомендуемой для тех, кто хочет поподробнее узнать о половом развитии детей и подростков.

 

Когнитивное развитие

По мере своего психического и сексуального развития, дети формируют сексуально-познавательную систему, состоящую из фактических знаний о сексе, нормативных знаний и сексуального опыта. Часто дети знают много слов, связанных с сексом, но не понимают их значения. Эти слова, как правило, имеют отношение к миру взрослых и не связаны с жизненным опытом ребенка. Ребенок, возможно и приобретает какой-то опыт в области сексуальной жизни, но слово "секс" здесь употреблять не следует. В период полового созревания подобный опыт уже можно отнести к области секса.

По мере развития, приобретения опыта и знаний содержание когнитивной системы ребенка меняется: появляется связь между собственным опытом, знаниями о сексе, и общественными нормами. Значение слова "секс" становится понятным, когда когнитивная система состоит из большого количества знаний, опыта, напрямую или косвенно связанных с сексом. На формирование когнитивной системы у детей разного возраста оказывают влияние разные аспекты: и начале это собственное тело, затем общение с другими детьми. Дети рассказывают друг другу истории о сексе,. узнают друг от друга понятия и слова, связанные с сексом.

С приобретением знаний о сексуальной жизни у ребенка наблюдается переход от знаний биолого-нереалистичсских к биолого- реалистическим знаниям, от знаний предсексуальных к сексуальным. Обычно, в период от 9 до 11 лет дети еще не могут дать реального объяснения на вопросы сексуальной жизни, а с 13 лет уже способны дать правильный ответ. Знания биологического характера о различиях полов позволяют пятнадцатилетнему подростку ответить на вопрос " почему ребенок рождается либо мальчиком либо девочкой ".

Исследования подтверждают, что очень важно, когда начинается сексуальное образование и как оно осуществляется. Если в раннем возрасте дети сразу получают достоверную информацию, то позднее они имеют более правильное представление к примеру о том, как появляются дети. Ребенок хорошо способен понять физиологические аспекты размножения, если информация о сексуальной жизни преподносится открыто, без оттенка стыда и запрета.

 

Эмоциональное развитие

Секс связан с нашим отношением к себе и к окружающим. Позитивно ли мы себя оцениваем, легко ли сходимся с людьми, которые нам нравятся, легко ли мы можем вступить с ними в интимные отношения - все это связано с нашим эмоциональным развитием. Безусловно, эмоциональное развитие начинается с самого рождения. Самочувствие и мировосприятие детей зависят от людей, которые о них заботятся. Ребенок доверяет людям, находящимся рядом с ним. Эти чувства лежат в основе самооценки ребенка и его открытости людям.

Сначала ребенок не проводит границы между собой и человеком, который о нем заботится.

Следующий шаг в эмоциональном развитии -- появления у ребенка чувства независимости, чувства, что он является личностью, существующей отдельно от других людей. Чувство независимости лежит в основе мировосприятия ребенка.

С самых первых дней дети увлечены своим телом и всем, что их окружает. Они начинают открывать для себя мир, и постепенно их знания становятся все более обширными.

Реакция родителей и воспитателей на открытия, которые делает ребенок, оказывает огромное влияние на его эмоциональное развитие. Чувствует ли ребенок себя достаточно свободно, чтобы доверять окружающим, или его постоянно ограничивают в его желании открывать все новое? Есть ли у него возможность изучить не только живот, пальцы рук и ног, а все свое тело, или же строгие родители и воспитатели удерживают его от подобных попыток? Реакция окружающих будет влиять на то, как ребенок поведет себя в следующий раз. Из приведенных примеров видно, как реакция старших влияет на дальнейшее поведение ребенка. Если его воодушевляют на общение с окружающим миром, в дальнейшем ему будет легче контактировать с людьми. Если он позитивно себя оценивает, ему легче сделать первый шаг на встречу окружающим.

 

Развитие навыков общения. (Развитие социальной компетенции).

Обычно секс связан с нашими взаимоотношениями с партнером. Умение установить контакт, ясно выразить свои желания, выслушать другого, поставить себя на его место, оговорить границы дозволенного и соблюдать их—все это требует навыков общения.(социальной компетенции).

Вновь необходимо сказать, что развитие навыков общения начинается в очень раннем возрасте, с первых контактов с окружающими. Ребенок играет с родителями, воспитателями, братьями и сестрами, сверстниками, учится брать инициативу на себя, получает удовольствие от игры с другими детьми, огорчается, когда с ним не хотят играть. Он узнает о правилах, допустимых границах, различии между игрой и реальностью. Опять же реакция окружающих здесь очень важна. Находит ли ребенок отклик на все то, что его интересует, или на него не обращают внимания? Откликаются ли взрослые на запрос ребенка поиграть с ним, или же речь идет лишь о пассивном поощрении коллективных игр? Играя в игры, ребенок понимает, что контакт и взаимодействие с окружающими удовлетворяют его запрос в активном поведении. Это дает ему опыт на будущее. В играх и контактах с другими детьми ребенок учится выражать и контролировать собственные эмоции, как положительные так и отрицательные. Взрослея и общаясь со сверстниками, дети учатся, как нужно вести себя в определенных ситуациях. Девочки обсуждают друг с другом как нужно вести себя с подругами. Мальчики часто выражают открытую конфронтацию. Общаясь, ребенок учится различным способам поведения, приобретает навыки общения (социальной компетенции). Это означает, что он может разобраться в собственных чувствах, поставить себя на место другого и умеет себя вести. Благодаря взаимодействию с окружающими ребенок узнает многие практические стороны общения.

 

Сексуальное поведение, интимные отношения

В возрасте б месяцев дети открывают для себя свои гениталии, начинают их гладить, тереть, отмечая при этом приятные ощущения. Можно ли считать подобное поведение сексуальным? С точки зрения взрослого человека с его знаниями и опытом, конечно, нет. Однако дети с самого рождения умеют по своему проявлять свою сексуальность.

Примерно и возрасте б месяцев дети начинают играть со своими гениталиями. Они чувствуют, что их приятно гладить, прикасаться к ним. К 3 годам это уже делается осознанно. Открывая для себя собственное тело, дети испытывают как приятные так и неприятные ощущения. В возрасте от 4 до 10 лет мастурбируют с целью получить оргазм 10% детей, причем мальчики проделывают это со своим пенисом более осознанно чем девочки с вагиной и клитором. Дети довольно рано начинают обращать внимание друг на друга. У них появляется потребность дотронуться до тела другого ребенка, потискать его. Сексуальноокрашенное поведение проявляется в возрасте 4 лет. Часто оно принимает форму игр в "папу-маму" или "доктора". Таким образом дети знакомятся со своим телом, а также с телом другого ребенка. Пик открытого сексуального поведения приходится на период от 3 до 5 лет. Дети чувствуют, что подобные игры несколько странные и не похожи на другие игры, к примеру в ковбоев и индейцев, и это заставляет их становится скрытными.

Примерно в возрасте 9-12 лет появляются первые робкие мысли о сексе. Дети фантазируют на эту тему, но, как правило дальше обычных поцелуев дело не заходит. За редким исключением, этому возрасту не свойственны более взрослые проявления сексуальности: поцелуи в губы, половые контакты, орально-генитальные контакты.

Где-то в 12 лет предпринимаются первые шаги к сексуальным отношениям. Начинается все с поцелуев в губы. В последующие 4 года ласки становятся все более разнообразными, и примерно в 17 лет половина подростков имеет опыт полового акта.

Сексуальное поведение подразумевает как вступление в интимные отношения так и умение их поддерживать. Как правило примерно в 17 лет подростки вступают в продолжительные интимные отношения.

 

Физическое развитие

К 12 годам мальчики и девочки замечают изменения, которые начинают происходить с их телом, что оказывает большое влияние на их самооценку и понимание сексуальности. Развиваются вторичные половые признаки (грудь у девочек, ломка голоса у мальчиков.) Стремительный рост приводит к временному нарушению пропорций тела, что может стать причиной недовольства и неуверенности в себе. Подростки сравнивают себя со своими сверстниками: у какой девочки уже начались месячные, появилась грудь, у кого из мальчиков ломается голос. В этот период подростки стараются выработать новое отношение к собственному телу, стремится соответствовать общим меркам. Согласно исследованиям половое развитие стало более ранним: первая менструация у девочек происходит в среднем в 12 лет, первое семяизвержение у мальчиков - в среднем в 13 лет. Эмоциональное развитие не поспевает за физическим, и как следствие - разрыв между физическим развитием и самооценкой. В первую очередь это касается девочек, т.к. внешние признаки полового созревания у них более заметны: развивается грудь, откладывается жировая ткань на бедрах. Девочки выглядят взрослее, но их внешний вид не соответствует их эмоциональному развитию.

 

2. ОПИСАНИЕ ПО УРОВНЯМ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Начинается когнитивное развитие. У детей могут быть сильные стереотипы о романтической любви, роли полов.

1. В возрасте от 4 до б лет развивается чувство стыда. Дети больше не хотят, чтобы другие видели их голыми. Появляется интерес к телу других детей.

1. Маленькие дети часто влюблены в свою маму или воспитательницу. Они с гордостью могут рассказывать о предстоящей женитьбе.

1. Детям нравится произносить нецензурные слова.

1. Характерным является телесный контакт с другими детьми. Скрытность.

1. Дети знают к какому полу они принадлежат и в соответствии с этим распределяют роли в играх.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

Фантазии

2. Дети много фантазируют, и многие их фантазии связаны с чувством влюбленности, иногда в лиц одного с ним пола.

2. Дети много рассказывают друг другу, что такое секс. Суть рассказов часто сводится к следующему: грязно, неприятно, тайком, но захватывающе.

Фактические знания о сексе

2. Интерес к различным фактическим знаниям. Детям интересны рассказы о яйцеклетках и сперматозоидах, но это мало связано с их собственной сексуальностью. Гораздо интереснее все, что связано со взрослыми: что они делают, как они выглядят.

2. Дети в общей сложности задают меньше вопросов, меньше говорят о сексе, однако это не означает, что они меньше интересуются сексом.

2. Большую роль начинает играть самоудовлетворение.

Мальчики и девочки

2. Девочки обгоняют в физическом развитии мальчиков.

2.Дсти начинают завидовать сверстникам, у которых раньше началось половое созревание.

2. Появляется потребность отождествлять себя со своим полом. Дети сторонятся противоположного пола.

2. Время ярко выраженного конформизма. Очень важно мнение сверстников: нужно выглядеть как они, быть одним из них.

2. Дети получают более ясное представление о том, какое поведение характерно для девочек, а какое для мальчиков.

2. Дети играют отдельными группами.

2. Дети имеют друзей одного с ними пола, но большинство строит глазки сверстникам противоположного пола.

2. Важную роль играет первое чувство, влюбленность.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

Половое созревание, тело

3. Физическое развитие у девочек протекает быстрее, чем у мальчиков.

3. Начало полового созревания: изменяется тело, возникают непонятные странные ощущения и т.д. Первая менструация (в среднем в 12 лет), первое семяизвержение (13 лет).

3. Размножение становится физически возможным.

3. Подростки заново открывают для себя свое тело: приятные и неприятные ощущения и т. д.

3. Рост и изменение тела могут стать источником обеспокоенности и страха, неуверенности, как правило связанной с развитием вторичных половых признаков, и половых органов.

3. Подростки пытаются оценить себя со стороны, что может привести к недовольству собственным телом.

Фантазии, установление контакта.

3. Первое увлечение становится источником фантазий. Появляется желание установить контакт, но не совсем ясно, как это сделать. Дальнейшее пока не интересует.

3.Общение с противоположным полом становится чем-то захватывающим, что связано с сексом. Начинаются встречи, свидания.

З.В возрасте 13 лет большинство подростков фантазирует на тему секса. У 8% мальчиков и у 15% девочек были фантазии связанные с лицами одного с ними пола. Часто подобные фантазии связаны с неуверенностью в своей сексуальной ориентации.

Поцелуи и ласки

3. Предприняты первые робкие попытки ласк. В этот период начинаются поцелуи в губы (половина школьников в возрасте 13,7 лет), поглаживания по одежде и под одеждой (половина школьников в возрасте 14,6 лет.) Благодаря собственному опыту меняется взгляд на секс.

3. Гетеросексуальные девочки много говорят с подругами о мальчиках: что ему надо, что он имеет в виду.. Подростки с гомосексуальной и лесбийской ориентацией в это время впервые начинают осознавать это. У юношей это происходит раньше и более прямолинейно. Девушка не может так быстро определить характер своего чувства к лучшей подруге или другой девушке.

3. В возрасте 14-15 лет 5% школьников имели анальный акт. Как правило это касается гетеросексуальных контактов.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

Занятия любовью

4. В возрасте 16,4 лет половина школьников занимались любовью в обнаженном виде. В 17,5 лет половина школьников имеет первый сексуальный контакт. Около 10% школьников от 16 до 18 лет имели анальный контакт. Почти всегда речь идет о гетеросексуальном акте.

4. Некоторые гомосексуалисты и лесбиянки в этот период осознают свою сексуальную ориентацию.

4. У подростков растет число контактов, появляется больше опыта в общении и сексуальной жизни.

4. Важным является умение договориться: о границах дозволенного, об использовании противозачаточных средств. Договорится не всегда бывает легко, но пренебрежение противозачаточными средствами приводит к нежелательным последствиям.

4. Молодые люди часто стоят перед необходимостью делать важный выбор. Например в отношении сексуальной ориентации и предпочтений (быть активным или пассивным), пользования противозачаточными средствами.

 

 

ЧАСТЬ 3

 

Рассмотрение основных понятий сексуального образования по подтемам и уровням развития.

 

Раздел 1: Физическое и эмоциональное развитие

 

Подтемы: А. Анотомия и физиология

Б. Размножение

В. Половое созревание

Г. Представление о теле человека

Д. Сексуальная ориентация

 

 

А. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Каждая часть тела имеет свое название и функцию.

1. Пол человека определяют половые органы, половые признаки и гены.

1. У женщин и девочек есть вульва, влагалище, клитор, матка и яичники.

1. У мужчин и мальчиков есть пенис, мошонка и яички,

1. У женщин также есть грудь.

1. Прикосновение к определенным частям тела может вызвать у мальчиков и девочек как приятные так и неприятные ощущения.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. В период полового созревания продолжается развитие половых органов и половых признаков,

2. В период полового созревания у девочек начинается менструация (месячные), у мальчиков происходит первое семяизвержение.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Размножение и сексуальное наслаждение не одно и тоже,

3. Одни половые органы участвуют в процессе размножения, другие дают возможность получить сексуальное наслаждение, или служат для того и другого.

3. Некоторым людям кажется, что они находятся не в своем теле (транссексуальность),

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Половая дифференциация начинается уже в зародыше.

4. Пол зародыша определяют хромосомы.

4. Как у мужчин, так и у женщин гормоны влияют не только на рост и развитие, но и на половую функцию и функцию размножения.

4. Если у женщины прекращается менструация, она больше не может иметь детей; мужчина (обычно) может участвовать в размножении до довольно преклонного возраста.

4. Как мужчины так и женщины на протяжении любой жизненной фазы способны получать сексуальное наслаждение.

4. Большинство людей способны получать сексуальное наслаждение и дарить его другим.

 

Б. РАЗМНОЖЕНИЕ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. В процессе размножения участвуют мужчина и женщина.

1. Мужчина и женщина сами решают, хотят они иметь детей или нет, а если да, то сколько и когда.

1. У мужчин и женщин есть органы размножения, с помощи которых они могут зачать и родить ребенка.

1. Не все мужчины и женщины хотят иметь детей.

I. Если женщина забеременела, в ее матке развивается плод.

1. В большинстве случаев ребенок появляется на свет через влагалище.

1. Иногда для рождения ребенка необходима операция (кесарево сечение).

1. Половой акт (совокупление мужчины и женщины) состоит в том, что пенис мужчины входит во влагалище женщины.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Половой акт может привести к беременности женщины.

2. У мужчин и женщин есть специальные клетки (сперматозоиды и яйцеклетки).

2. После начала менструации девочка способна забеременеть.

2. Когда у мальчика начинаются семяизвержения, он становится способным к оплодотворению.

2. Оплодотворением называется слияние сперматозоида и яйцеклетки.

2. Зародыш ребенка, который развивается в матке женщины, называется эмбрион.

2. Половой контакт необязательно приводит к беременности.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Если мужчина и женщина не хотят, чтобы женщина забеременела, они должны позаботится о противозачаточных средствах.

3. Овуляция(выход яйца из яичника) происходит, как правило, в середине менструационного цикла.

3. Оплодотворение происходит только при овуляции, то есть как правило в середине менструационного периода.

3. Момент выхода яйца из яичника сложно предвидеть.

3. Овуляция может происходить не только в середине менструационного цикла, поэтому женщина может забеременеть и в другое время.

3. Первым признаком беременности является прекращение месячных у девушки, женщины.

3. Беременность длится примерно 9 месяцев, в течение которых происходит развитие зародыша.

3. Пользуясь противозачаточными средствами, пара может проконтролировать появление детей.

3. Некоторые люди в силу личных убеждений не хотят пользоваться противозачаточными средствами.

3. Некоторые люди не способны к размножению по физиологическим причинам (бесплодие).

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. При оплодотворении комбинируется генетический материал мужчины и женщины.

4. Период, когда способность женщины забеременеть ослабевает, называется менопаузой.

4. Медицина может помочь людям в их желании иметь детей.

4. Новые технологии размножения: искусственное оплодотворение, оплодотворение в пробирке, и вынашивание плода другой женщиной (экстрокорпоральное оплодотворение) -- могут помочь многим женщинам забеременеть и иметь детей.

 

В. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Тело растет и изменяется на протяжении всей жизни человека.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Половое созревание у всех начинается, протекает и заканчивается по разному.

2. Как правило, девочки развиваются быстрее чем мальчики.

2. Быстрый рост и изменение тела могут вызвать чувство неуверенности, как у мальчиков так и у девочек.

2. В период полового созревания развиваются детородные органы.

2. В период полового созревания у девочек начинается менструация, а у мальчиков происходит первое семяизвержение.

2. В период полового созревания у мальчиков и девочек развиваются вторичные половые признаки (волосяной покров на лобке, в подмышечных впадинах; усы и борода у мальчиков, грудь у девочек).

2. В период полового созревания многие мальчики и девочки испытывают первые сексуальные и романтические чувства.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. У некоторых подростков период полового созревания продолжается еще в 18-19 лет.

 

Г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Тела отличаются по своему размеру, форме и цвету.

1. Каждое тело по своему уникально. У тела могут быть различные недостатки.

1. Наш внешний облик (цвет волос, глаз; фигура) определяется нашими родителями и прародителями. Каждый человек в праве гордится определенными достоинствами своего тела.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. В журналах и в телевизионных программах можно часто увидеть очень красивых людей. В реальной жизни практически никто не соответствует подобным эталонам красоты.

2. Внешность ничего не говорит о достоинствах человека.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. В период полового созревания быстро начинают развиваться половые органы,

3. Внешность человека может повлиять на отношение к нему окружающих.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Для того, чтобы быть привлекательным не главное иметь хорошую внешность.

4. Человек, у которого нет комплексов по поводу своей внешности, излучает положительную энергию.

4. Внешность не является решающим фактором при выборе друзей.

 

Д. СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Каждый рождается либо мальчиком, либо девочкой.

1. Девочки становятся женщинами, мальчики-- мужчинами.

1. Большинство людей привлекают лица противоположного пола.

1. Мужчина и женщина могут влюбиться также в лицо одного с ними пола.

 

Уровень 2 от 8 до 12 лет

2. Женщины, испытывающие половое влечение к другим женщинам - лесбиянки.

2. Мужчины, испытывающие половое влечение к другим мужчинам - гомосексуалисты.

2. Бисексуалы - это люди, которые испытывают половое влечение как к мужчинам так и к женщинам.

2. Сексуальная ориентация указывает на то, кем является человек: гетеросексуалом, гомосексуалистом, лесбиянкой или бисексуалом.

2. Точно не ясно, что определяет сексуальную ориентацию человека.

2. Гетеросексуалы, лесбиянки, гомосексуалисты равны в своих правах.

2. Гомосексуалисты и лесбиянки часто подвергаются дискриминации в связи с их сексуальной ориентацией.

2. Некоторые гомосексуалисты и лесбиянки из-за страха подвергнуться дискриминации боятся открыто признаться в своей сексуальной ориентации.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Людей могут привлекать как мужчины, так и женщины.

3. В любом обществе определенный процент людей -- гомосексуалисты и лесбиянки.

3. Открытое признание гомосексуалистом или лесбиянкой своей сексуальной ориентации называется "coming out".

3. Гомосексуалисту или лесбиянке сложно признать свою сексуальную ориентацию, опасаясь негативной реакции общества.

3. Между различными видами сексуальной жизни существуют как сходства, так и различия.

3. Отношения между гомосексуалистами или лесбиянками мало чем отличаются от отношений гетеросексуальных пар: одни выбирают продолжительные отношения, другие предпочитают непродолжительную связь.

3. Сексуальную ориентацию невозможно изменить с помощью терапии и медикаментов.

3. Иногда человеку сложно определить собственную сексуальную ориентацию.

3. Многие люди в определенные моменты жизни сомневаются в своей сексуальной ориентации.

3. Подростки, которые сомневаются в своей сексуальной ориентации могут поговорить об этом с человеком, которому они доверяют, или позвонить по детскому телефону доверия.

3. Различные теории, связанные с вопросами сексуальной ориентации, учитывают: наследственность, общественно-культурные факторы, психосоциальные факторы и сочетание всех этих факторов.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Сексуальную ориентацию человека определяют его чувства, фантазии, поведение.

4. Сексуальная ориентация человека может меняться в течение жизни.

4. Некоторым людям нужна поддержка для раскрытия их сексуальной ориентации.

4 За поддержкой можно обратиться в соответствующие организации.

 

Раздел 2 НАВЫКИ

 

Подтемы: А. Отношение к нормам и ценностям.

Б Принятие решений.

В. Общение

Г. Умение постоять за себя

Д. Умение вести переговоры.

Е. Обращение за помощью и поддержкой.

 

А. ОТНОШЕНИЕ К НОРМАМ И ЦЕННОСТЯМ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1.Нормы и ценности -- это определенные воззрения и чувства, которые говорят нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

1. Нормы и ценности связаны с наиболее важными жизненными вопросами.

1. Нормы и ценности в различных культурах, группах людей, а также у каждого человека разные.

1. В большинстве случаев поступки человека соответствуют его нормам и ценностям.

1.Иногда люди не осознают, что нормы и: ценности влияют на их поступки.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Поведение человека формируют его нормы и ценности.

2. Дети перенимают нормы и ценности от родителей, сверстников. Влияние оказывает общество, религия, культура,

2. Большинство родителей хотят, чтобы дети переняли их нормы и ценности.

2. У членов одной семьи могут быть разные нормы и ценности.

2. У друзей также могут быть разные нормы и ценности.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Каждый человек сам определяет свои нормы и ценности.

3. Нормы и ценности очень важны для каждого.

3. Люди, поступающие в соответствии со своими нормами и ценностями, не испытывают неприятных переживаний.

3.Люди, которые не поступают в соответствии со своими нормами и ценностями, часто испытывают угрызения совести.

3.Нормы и ценности оказывают огромное влияние на решения, связанные с дружбой, сексуальными отношениями, воспитанием, работой, материальными вопросами.

3. Представления людей о том, как следует себя вести, влияют на их отношение к сексуальной жизни.

3. Развитие личности человека на протяжении жизни идет на основе его норм, ценностей и опыта.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Поступать в соответствии со своими нормами и ценностями не всегда легко, но необходимо. Это достойное поведение.

4. Дети перенимают многие нормы и ценности от родителей.

4. Иногда люди не осознают своих норм и ценностей.

4. Формулируя свои нормы и ценности, человек может понять, как они влияют на его жизнь.

4. Люди, имеющие твердые жизненные принципы, часто дают это понять другим.

 

Б. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Каждый человек должен принимать решения.

1. Маленькие дети тоже принимают решения, связанные с тем, что их окружает (игрушками, одеждой и т. д.)

1. Некоторые решения принять сложно, поэтому детям требуется помощь окружающих, человека, которому они доверяют.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Чтобы принять правильное решение, необходимо обдумать все возможные последствия. (положительные и отрицательные), а также предвидеть реакцию окружающих.

2. На принятие решения могут повлиять друзья.

2. Решений часто больше, чем кажется на первый взгляд.

2. Существует много способов принять решение.

2. Родители и другие взрослые могут помочь детям принять решение.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Принимая важное решение, необходимо обдумать все возможные последствия, рассмотреть достоинства и недостатки всевозможных вариантов.

3. При принятии сложного решения хорошо прислушаться к собственным чувствам.

3. Подросткам тоже иногда приходится принимать важные решения, связанные, к примеру, с сексуальными отношениями и их границами.

3. Чтобы принять решение, необходимо знать о различных возможных последствиях, а также обладать необходимыми навыками для воплощения решения на практике.

3. Наилучшее решение -- это, как правило, решение, принятое в согласии с самим собой, в соответствии со своими нормами и ценностями. Решение должно свидетельствовать об уважении к другим людям, быть законным и безопасным, как для вас так и для окружающих.

3. Иногда принятие решения в отношении секса происходит под давлением партнера, сверстников, окружающих и общества.

3. Решения, связанные с сексом часто очень важные решения.

3. Вступление в половую связь предполагает принятие решений, связанных с избежанием заболевания БППП и предохранением от беременности.

3. Прежде чем вступать в половую связь, партнеры должны обдумать границы допустимого.

3. Алкоголь и наркотики часто мешают людям принять наилучшее решение.

3. Иногда принять решение помогает беседа с другом или с человеком, которому доверяешь.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Каждый человек принимает решения, которые приводят либо к хорошему, либо к плохому результату.

4. Некоторые решения имеют последствия связанные с законом.

4. Принимать решения связанные с сексуальными отношениями приходится на протяжении всей жизни.

4. Часто решения оказываются менее обдуманными, чем кажется.

 

В. ОБЩЕНИЕ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Существует много способов общения: с помощью слов, жестов, письма.

1. Общение необходимо в любых видах взаимоотношений.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Если партнеры уверены в своих отношениях и считают их надежными, им легче разговаривать друг с другом.

2. Иногда собеседники не понимают друг друга.

2. Людям с разными взглядами на жизнь сложно понять друг друга.

2. Если партнеры чувствуют себя на равных, им легче говорить друг с другом на важные темы.

2. Часто люди выражают свои чувства жестами (невербальная коммуникация).

2. Расхождение во мнениях и ссоры часто происходят от того, что люди не умеют правильно общаться друг с другом.

2. Необходимо учиться выражать словами свои мысли и чувства, а также слушать других людей.

2. В разных сферах общения: в разговоре с друзьями, у врача, в школе, на работе -- используются разные слова, связанные с сексом.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Умение общаться -- это прежде всего умение слушать собеседника,

3. Чтобы ясно выразить свои мысли и чувства, лучше всего говорить от первого лица.

3. Непонимание между представителями различных культур, мужчинами и женщинами, группами часто вызвано разницей в манере общения.

3. Умение слушать собеседника, смотреть ему в глаза, выражать словами свои чувства, ставить себя на место другого человека, предлагать решение проблемы, принятие позитивной позы – способствует общению.

3. Вредит общению, если вы не слушаете собеседника, кричите, обвиняете, критикуете и прерываете его, а также принимаете негативную позу.

3. Люди по разному (вербально и невербально) выражают свои мысли и чувства.

3. Слова различаются по своему значению. Значение слова может быть различным для людей в зависимости от их пола, культурного уровня, окружения, сексуальной ориентации.

3. Большинству людей сложно открыто говорить о сексе.

3. Говорить о сексе открыто становится легче, если это делать чаще.

3. Умение говорить о сексе подразумевает также и способность отклонить сексуальные действия, предложения.

3. Умение открыто говорить о сексе улучшает отношения партнеров.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет.

4. Умение общаться; необходимо в личных и деловых отношениях.

4. Общение проходит лучше, если каждый старается понять, что говорит и что чувствует его собеседник.

4. Разговоры о сексуальных ощущениях, желаниях, границах допустимого улучшают сексуальные отношения.

 

Г. УМЕНИЕ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ.

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Каждый человек, даже ребенок, имеет свои права.

1. Умение попросить — первый шаг на пути к получению желаемого.

1. Иногда дети должны делать по настоянию родителей то, что им не нравится.

1. О своих чувствах и желаниях хорошо рассказать человеку, которому доверяешь.

1. Человек, умеющий постоять за себя, осмеливается спросить, что ему нужно, и умеет слушать.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Умение постоять за себя означает уметь сказать о своих чувствах и желаниях.

2. Умение постоять за себя и агрессивность не одно и тоже. Тот, кто агрессивен, не считается с правами других людей.

2. Умение постоять за себя-- это и умение идти на компромисс, и умение стоять на своем.

2. Умение постоять за себя подразумевает, что человек ставит себя наравне с другими людьми и уважает их.

2. Умение постоять за себя не означает автоматически, что человек всегда получает желаемое.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Умению постоять за себя можно научиться.

3. Раньше считалось, что женщины не должны отстаивать свои права.

3. В современном обществе как мужчины / мальчики, так и женщины/девочки имеют право постоять за себя.

3. В культурах некоторых стран не принято слишком прямолинейно говорить об определенных вещах.

3. В культурах некоторых стран умение постоять за себя может быть воспринято как агрессивные действия.

3. Иногда приходится делать выбор между тем, что нравится вам, и тем, что нравится другим.

3. В умении постоять за себя могут помочь: честность, прямота, спонтанное выражение чувств и мыслей, ясная жестикуляция, способность отвечать за свои поступки и чувства.

3. Часто бывает сложно постоять за себя, когда дело касается сексуальных контактов.

3. Каждый человек имеет право отклонить просьбу о вступлении в сексуальные отношения.

3. Неумение постоять за себя может вызвать у человека чувство гнева, сделать его недовольным и агрессивным в будущем.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Партнеры должны ясно выражать свои желания и устанавливать границы допустимого.

 

Д. УМЕНИЕ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ

 

Уровень 1,2 от 4 до 11 лет

1, 2. Умение вести переговоры означает умение давать и получать.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Умение вести переговоры означает способность поставить себя на место другого, уважать себя и собеседника, быть на равных с ним.

3. Человек умеет вести переговоры, если он способен добиться своего, не раздражаясь, не упрекая другого, не запугивая его.

3. Переговоры — это умение давать и получать.

3. Всегда легче договориться, если начать решать конфликт, проблему на более ранней стадии.

3. Существует много способов вести переговоры.:

3. Умение договориться обогащает взаимоотношения.

3. Чтобы правильно вести переговоры необходимо: внимание по отношению к другому человеку, использование позитивных жестов, хорошая вербальная коммуникация, умение поставить себя на место собеседника и рассмотреть все альтернативы, а также поиск согласия.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Как только подростки предпринимают первые шаги на пути к сексуальным отношениям, они должны рассказать друг другу о своих желаниях и установить границы дозволенного.

4. Проблемы взаимоотношений и сексуальные проблемы можно решить с помощью переговоров.

4. Чтобы уметь договориться нужно понимать, что возможно, а что нет.

 

Е. ПОИСК ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

 

1. Друзья должны приходить друг другу на помощь.

1. Родители и друзья, как правило помогают друг другу.

1. Если родители помочь не могут, ребенок может обратиться за советом и помощью к человеку, которому он доверяет.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Дети также могут помогать друг другу.

2. Хорошую помощь может иногда оказать человек, который умеет слушать.

2. Существуют множество учреждений, куда можно обратиться за помощью.

2. Часто решение попросить о помощи является правильным.

2. Примеры случаев, когда следует просить о помощи: проблемы с алкоголем, наркотиками, денежные проблемы, сексуальное насилие.

2 Иногда профессиональная помощь необходима всей семье.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Часто подростки хотят поговорить не с родителями, а с другими взрослыми.

3. Помимо родителей помощь могут оказать другие взрослые: работники служб взаимопомощи, священники, врачи, учителя, другие члены семьи.

3. Иногда сложно признаться самому себе, что тебе необходима помощь.

3. Иногда сложно попросить о помощи.

3. Часто взрослые из окружения подростков могут подсказать, где можно получить квалифицированную помощь.

3. Подростки могут обратиться за помощью в учреждения, где об их проблемах не расскажут родителям. Такая помощь не будет дорого стоить или будет предоставлена бесплатно.

3. Существуют телефоны, по которым подростки и взрослые могут позвонить, если у них есть проблемы.(Детский телефон, служба помощи СОС.)

3. Умение пользоваться помощью - навык, которому можно научиться.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. В некоторых случаях профессиональная помощь необходима.

4. Поиск поддержки иногда можно рассматривать как проявление силы.

4. Иногда люди хотят сами решать свои проблемы.

 

Раздел 3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

 

Подтемы: А. Дружба

Б. Влюбленность

В. Любовь

Г. Установление контакта

Д. Виды взаимоотношений

Е. Виды совместной жизни

Ж. Родительские права и обязанности

 

А. ДРУЖБА Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. У каждого человека одновременно может быть несколько друзей.

1. Друзья необязательно представители одного пола.

1. Друзьям нравится многое делать вместе.

1. Иногда друзья ссорятся.

1. Друзья всегда честны друг перед другом.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Большинству людей нужны друзья.

2. Дружба с другими людьми помогает человеку настроить себя позитивно.

2. Дружба не существует сама по себе.

2. Для того, чтобы подружиться, поддерживать дружеские отношения и прекращать их, нужно уметь слушать другого человека, быть способным постоять за себя, уметь поставить себя на место другого и т. д.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. У друзей и подруг можно многому научиться.

3. В обществе друга или подруги людям не нужно скрывать свои чувства.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Между друзьями обычно не возникает сексуального контакта.

4. Иногда дружба переходит в интимные отношения.

 

Б. ВЛЮБЛЕННОСТЬ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Если человек влюблен, он чувствует себя не так как остальные. Он чувствует непонятное волнение внутри, слабость в ногах, краснеет при виде человека, в которого он влюблен.

1. Влюбленные хотят как можно чаше быть вместе.

1. Влюбленность никак не связана с возрастом.

1. Люди могут влюбляться в представителей своего и противоположного пола.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Люди могут быть влюблены в того. кто им недоступен: например в поп-идола.

2. Влюбленные часто чувствуют себя неуверенно; например они бояться, что окружающие находят их смешными.

2. Часто влюбленные хотят признаться в этом человеку, в которого они влюблены, но иногда наоборот не хотят делать этого.

2. Влюбленным хочется заниматься любовью друг с другом,

2. Можно быть влюбленным в человека, который не испытывает к тебе ответных чувств.

2. Некоторые люди очень страдают, если человек, в которого они влюблены, не разделяет их чувства.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Влюбленность либо со временем проходит, либо перерастает в более глубокое чувство.

 

В. ЛЮБОВЬ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Любовь-- это теплое чувство, которое человек испытывает к себе (самолюбие) и / или к другим людям.

1. Люди могут совершенно по разному выражать свою любовь.

1. Существуют различные виды любви.

1. Люди испытывают чувство любви к мужчинам и женщинам в независимости от их возраста.

1. Человек по разному проявляет свою любовь к разным людям.

1. Люди могут вступать в любовные отношения на протяжении всей жизни.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Людям с позитивной самооценкой легче завязать и поддерживать интимные отношения.

2. Большинство людей способны дарить любовь другим и быть любимыми.

 

Уровни 3,4 от 12 до 18 лет

3.4. Любить человека означает принимать его таким, какой он есть.

3.4. В хороших интимных отношениях каждый из партнеров способствует самосовершенствованию другого.

3.4. Любовь-- это более глубокое чувство, чем влюбленность.

3.4 Нельзя просто и однозначно ответить на вопрос: что такое любовь.

3.4. Чувство любви и чувство сексуального влечения не одно и тоже. Иногда они совпадают, иногда нет.

3.4. Люди иногда неуверенны какое чувство они испытывают: любовь или влюбленность.

 

Г. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА.

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. С человеком, который вам симпатичен, хочется установить контакт.

1. Установить контакт иногда бывает нелегко.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Большинство людей на протяжении жизни имеют более чем одну интимную связь.

2. Любые новые отношения начинаются с установления контакта, а затем часто следует период, когда люди хотят лучше узнать друг друга.

2. Установление контакта с целью получше познакомиться или заняться любовью часто называют заигрыванием.

2. Свою симпатию по отношению к другому человеку люди могут выражать по разному.

2. Мальчики и девочки, заигрывая друг с другом часто ожидают разного.

2. Заигрывание свойственно подросткам (взрослым) как с гетеросексуальной так и с гомосексуальной ориентацией.

2. При установлении контакта инициативу может брать на себя как мальчик так и девочка.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Партнеры часто многое делают сообща.

3. В некоторых странах, согласно культурным традициям люди, имеющие интимные отношения, но (пока) не состоящие в браке могут видеть друг друга только в обществе другого человека.

3. При знакомстве с целью вступить в интимные отношения, необходимо с уважением относиться к вашему партнеру и границам, которые он для себя устанавливает.

3. Иногда люди знакомятся с кем-нибудь, чтобы провести вместе один вечер, иногда с целью установить более длительные отношения.

3. Людям с (видимыми) физическими недостатками иногда сложно установить контакт.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. У молодых людей с гетеросексуальной. гомосексуальной или лесбийской ориентацией разные возможности для установления контакта.

4. Молодые люди с гомосексуальной и лесбийской ориентацией часто вынуждены посещать места, где собираются гомосексуалисты и лесбиянки, чтобы установить контакт.

 

Д. ВИДЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Партнеры могут сами решать, будут ли они вместе всю жизнь.

1. Решив быть вместе, многие партнеры вступают в брак.

1. Некоторые люди решают жить вместе, в одном доме, не вступая в брак.

1. Существует также вид взаимоотношений, когда партнеры, имея интимные отношения, не живут в одном доме.

1. При длительных отношениях лесбиянок и гомосексуалистов, партнеры сами решают как скрепить свои отношения(в форме брака).

1. Большинство людей ищет партнера для продолжительных отношений.

1. Если брак или другие виды отношений не складываются, партнеры расстаются(разводятся).

1. Партнеры, состоящие в браке и желающие развестись должны официально (помощью юриста) оформить свой развод.

1. Если у пары, которая хочет развестись, есть дети, то необходимо решить с кем из родителей они останутся.

1. Развод часто связан с множеством неприятных переживаний.

1.Некоторые люди, желая или не желая этого, остаются одни на протяжении долгого времени.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. В некоторых культурах принято, что родители выбирают своим детям мужа или жену.

2. В различных культурах и культурных группах существуют разные взгляды на брак и другие формы взаимоотношений.

2. Дети не несут ответственности за развод своих родителей.

2. Дети могут тяжело переживать развод своих родителей.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Брак - это контракт, заключенный между двумя людьми и государством.

3. Партнеры, заключившие брачный контракт, должны распределить между собой ответственность, обязанности и роли.

3. Развод - это официальное окончание брака.

 

Е. ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ.

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1.Существуют различные виды совместной жизни, как правило в одном доме.

1.Семья состоит из двух или более человек, каждый из которых по своему заботится о других.

1. Члены одной семьи могут по разному проявлять свою любовь по отношению друг к другу.

1. Состав семьи со временем меняется.

1. Существуют различные виды семей.

1. Дети могут жить с родителями, с одним из родителей, с родителями, которые вновь вступили в брак, с опекуном, с бабушкой и дедушкой и т. д.

1. Иногда мать или отец остаются с детьми одни (после развода или смерти партнера).

1. Некоторые женщины одни решают завести детей и воспитывать их.

1. Некоторые люди, желая или не желая этого, живут длительное время одни.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Если родители находятся в разводе, может быть оговорено, что ребенок живет попеременно то у матери, то у отца. Иногда это для ребенка сложно.

2. Иногда хорошие друзьями подруги живут вместе в одном доме, не вступая в интимные отношения.

 

Ж. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАНОСТИ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Родители обязаны заботиться о своих детях как в материальном так и в эмоциональном плане.

1. Многие люди хотят иметь детей.

1. Воспитание детей может стать особенным опытом для каждого.

1. Воспитание детей может быть непростым занятием.

1. Существуют различные способы завести детей (беременность, усыновление).

1. Люди, усыновившие ребенка являются такими же родителями как и те, что воспитывают родных детей.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Дети не всегда любят своих родителей.

2. Некоторые люди совсем не хотят иметь детей. Часто окружающие не понимают этого.

2. Дети зависят от родителей, которые их кормят, заботятся о них и занимаются их развитием.

2. У людей разные представления о воспитании детей.

2. Лесбийские пары также могут иметь и воспитывать ребенка.

2. Гомосексуальные пары также могут заниматься воспитанием ребенка.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Окружающие могут повлиять на решение пары завести детей.

3. Воспитанием детей занимаются взрослые.

3. В некоторых культурах, культурных группах воспитанием детей занимаются бабушка и дедушка или старшие братья и сестры.

3. Иногда родители не могут хорошо заботиться о детях потому, что у них самих есть проблемы.

3. Часто сложно сочетать работу и воспитание детей.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Когда ребенок взрослеет, его отношения с родителями меняются.

4. Некоторые люди хотят, но не могут иметь детей, и это для них является настоящим горем.

 

 

Раздел 4 СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Подтсмы: А. Самоудовлетворение

Б. Сексуальные отношения

В. Сексуальная реакция

Г. Фантазии

Д. Сексуальные проблемы

Е. Секс для каждого возраста

 

А. САМОУДОВЛЕТВОРЕНИЕ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Касание и поглаживание собственных гениталий называется самоудовлетворением или мастурбацией.

1. Многие мальчики и девочки этим занимаются, а некоторые нет.

1. Самоудовлетворение - личное дело каждого, и лучше всего этим заниматься в уединенном месте.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Самоудовлетворение - это способ получить сексуальное наслаждение.

2. Большинство мальчиков и девочек начинают заниматься мастурбацией с целью получить сексуальное удовлетворение в период полового развития.

2. Некоторые девочки и мальчики не занимаются самоудовлетворением.

2. Самоудовлетворение не опасно для здоровья.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Частота занятий мастурбацией у всех разная.

3. Те, кто переживают по поводу занятия мастурбацией могут поговорить об этом с человеком, которому они доверяют.

3. Почти каждый человек рано или поздно мастурбирует.

3. Мастурбация в одиночестве или с партнером является одной из форм секса, без риска забеременеть или заразиться БППГГ.

3. Существует множество негативных мифов о мастурбации.

3. Некоторые религии запрещают мастурбацию.

3. Существуют также опасные формы мастурбации, приводящие иногда даже к смерти. Например мастурбация, при которой сокращен доступ кислорода.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Мастурбацией занимается практически каждый, в независимости от того, живет он один или состоит с кем-либо в интимных отношениях.

4. Мастурбация может быть важной частью сексуальных отношений.

 

Б. СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Люди целуют, ласкают, прикасаются друг к другу, а также проявляют другие формы сексуального поведения из любви или сексуального влечения к партнеру.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Партнеры могут заниматься сексом различными способами.

2. Секс с партнером -- это больше, чем просто половой акт.

2. Каждый человек в независимости от возраста, своего умственного и физического развития испытывает сексуальные желания и потребность в интимных отношениях.

2. Каждый человек должен пытаться научиться получать сексуальное наслаждение в соответствии со своими возможностями.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Сексуальное наслаждение можно давать и получать.

3. В хороших сексуальных отношениях партнеры умеют сказать друг другу, что им нравится, а что нет.

3. Каждый человек имеет право уклониться от тех или иных сексуальных действий.

3. Некоторые формы сексуального поведения запрещены законом, религиозными и ли культурными группами.

3. Некоторые наиболее распространенные формы получения сексуального наслаждения: поцелуи, ласки, прикосновения, массаж, совместное чтение эротической литературы, просмотр фотографий, совместное принятие душа, ванной, оральная стимуляция, вагинальные и оральные сношения.

3. Первый сексуальный контакт для большинства подростков является чем-то особенным.

3. Из-за ожидания чего-то слишком захватывающего первый сексуальный контакт не всегда бывает удачным и приятным.

 

Уровень 4 От 16 до 18 лет

4. Из всех форм получения сексуального наслаждения для большинства людей наиболее важен секс с партнером.

4. Некоторые формы получения сексуального наслаждения не несут в себе опасности забеременеть или заразиться БППП.

4. Каждый человек сам отвечает за свое сексуальное наслаждение.

 

В. СЕКСУАЛЬНОЕ РЕАКЦИЯ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Девочки и мальчики могут обнаружить, что прикосновение к определенным участкам тела вызывает приятное ощущение.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. При сексуальном возбуждении у людей возникает естественная физическая реакция.

2. С возрастом форм проявления сексуального поведения становится все больше.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Оргазм представляет собой приятную разрядку сексуального напряжения на высшей точке возбуждения.

3. Мужчины и женщины могут сексуально возбудиться от мыслей, чувств, запахов, звуков, взглядов, прикосновений.

3. Сексуальная реакция у каждого человека разная.

3. Большинству женщин необходима стимуляция клитора для достижения оргазма.

3. Сексуальная реакция различна в зависимости от возраста и опыта человека.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Женщинам часто нужно больше времени, для достижения оргазма чем мужчинам.

4. Большинство гетеросексуальных пар при вагинальном акте достигают оргазма не одновременно.

4. Умение приходит с практикой.

4. Сексуальную реакцию люди испытывают на протяжении всей жизни.

4. Некоторые физические недостатки могут повлиять на сексуальную реакцию.

4. Если физические недостатки влияют на сексуальную реакцию, люди могут найти другие возможности получения сексуального наслаждения.

 

Г. ФАНТАЗИИ

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. У многих людей возникают эротические мысли, которые называются фантазиями.

3. Сексуальные фантазии - форма проявления сексуальности.

3. Фантазировать можно в одиночестве или вместе со своим партнером.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Фантазируя, в одиночку или с партнером люди используют возбуждающий материал: фотографии, фильмы, книги.

4. Иногда фантазии касаются запрещенных действий.

4. Многие фантазии не должны воплощаться в жизни.

4. Сексуальные фантазии, в которых телу человека наносится вред, никогда не должны осуществляться на практике.

 

Д. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Самооценка и воззрения на секс влияют на сексуальный опыт.

3. У некоторых людей возникают сексуальные проблемы.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Примеры сексуальных проблем: ранний оргазм или его отсутствие, нежелание заниматься сексом, проблемы с эрекцией.

4. Прибегнув к помощи специалиста, часто можно решить сексуальные проблемы.

4. У каждого человека, пары могут быть свои представления о сексуальных проблемах.

4. Причиной сексуальных проблем может быть чувство вины, стыда, страх, гнев, отрицательный сексуальный опыт со сверстником или более взрослым человеком в прошлом, употребление лекарств, физические недостатки и проблемы во взаимоотношениях.

4. Иногда причины сексуальных проблем чисто физические.

4. Иногда причиной могут стать проблемы в общении.

4. Каждый рано или поздно может столкнуться с сексуальными проблемами.

4. При желании каждый может поговорить о своих сексуальных проблемах с человеком, которому он доверяет, либо со специалистом.

 

Е. СЕКС ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТА

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. До некоторых частей тела приятно дотрагиваться.

1. Большинство детей интересуется своим телом.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Люди сексуальны по своей природе.

2. Взрослея, дети начинают больше интересоваться сексуальной жизнью.

2. Дети должны уметь свободно говорить о сексе с родителями и другими взрослыми, которым они доверяют.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Сексуальные чувства, фантазии, желания естественны.

3.Сексуальные чувства, желания, фантазии проявляются на всех возрастных стадиях.

3. Секс обогащает жизнь, если в нем нет принуждения.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Здоровый секс связан с хорошим самочувствием.

4. Секс имеет различные стороны: биологическую, социальную, духовную, психологическую, этическую, культурную.

4. Секс является неотъемлемой частью жизни.

4. Иногда секс отождествляется с размножением (особенно женщинами).

4. С возрастом человек меняется, но это не означает, что пожилые люди не могут заниматься сексом.

4. Многие люди, которые сексуально активны в среднем возрасте, продолжают заниматься сексом и в более старшем возрасте.

4. Секс в пожилом возрасте полезен для самочувствия.

4. Барьеры в сексуальных отношениях в пожилом возрасте скорее психологические нежели физические.

 

 

Раздел 5 СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

 

Подтемы: А. Противозачаточные средства

Б. Аборты

В. СПИД и болезни передающиеся половым путем (БППП)

Г. Сексуальное насилие/сексуальное злоупотребление

Д. Гигиена

 

А. ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Дети должны быть желанными.

1. Люди могут сами решать хотят они иметь детей или нет.

1. Люди решают когда и сколько детей они хотят иметь.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Если мужчина и женщина хотят совершить половой акт и не хотят, чтобы женщина забеременела они могут воспользоваться противозачаточными средствами.

2. Одни религии разрешают пользование противозачаточными средствами, другие запрещают.

2. На решение иметь или не иметь детей оказывают влияние религия, культура, материальное положение, личные желания.

 

Уровень 3 от 12 до 15 лет

3. Существуют различные средства предохранения от беременности: таблетки, пессарий, спирали, презерватив, женский презерватив, стерилизация.

3. Некоторые противозачаточные средства общедоступны.

3. Некоторые противозачаточные средства можно приобрести лишь по рецепту врача.

3. Стерилизация-- наиболее решительная мера предохранения, когда женщина больше не может иметь детей, а мужчина не способен к оплодотворению.

3. Мужчина и женщина должны сами решать какими противозачаточными средствами пользоваться.

3. Если не удалось договориться с партнером, каждый сам несет ответственность за предохранение.

3. При правильном применении таблетки наиболее надежное противозачаточное средство.

3. Таблетки не предохраняют от СПИДа и БППП.

3. Чтобы избежать не только нежелательной беременности, но и заражения СПИДом и БППП, нужно пользоваться презервативом и другими надежными противозачаточными средствами.

3. У каждого противозачаточного средства свои достоинства и недостатки.

 

Уровень 4 от 16 до 18 лет

4. Некоторым религиозно-воспитанным людям сложно пользоваться противозачаточными средствами, поскольку это запрещает их религия.

4. При выборе противозачаточного средства для избежания нежелательной беременности, заражения БППП и СПИДом нужно рассмотреть все его достоинства и недостатки.

4. Люди должны выбирать противозачаточное средство, будучи уверенными, что они им обязательно воспользуются.

4. Использование (женского) презерватива можно сделать частью любовной игры.

 

Б. АБОРТ

 

Уровень 1 от 4 до 7 лет

1. Иногда женщина может забеременеть, когда она еще не способна заботиться о своем ребенке.

1. В случае нежелательной беременности женщина может родить ребенка и сама его воспитывать, может отдать ребенка на усыновление или прервать беременность.

 

Уровень 2 от 8 до 11 лет

2. Аборт разрешен законом.

2. Аборт делает врач.

2. Некоторые люди считают аборт аморальным, другие полагают, что женщина в праве его дел

Date: 2015-11-15; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию