Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двинско-Обский отряд





(1733—1739)

Самому западному отряду экспедиции было поручено составить опись северного побережья России от Белого моря до устья Оби. Этому отряду достался наиболее освоенный участок арктического побережья — вдоль него проходили морские пути, проложенные поморами.

Исходным пунктом отряда был назначен Архангельск. Командование возлагалось на морских офицеров Степана Муравьева и Михаила Павлова. В мае 1733 г. в Архангельске отряд получил первое распоряжение Адмиралтейств-коллегии о проведении экспедиции „для осмотра берега, лежащего от северного моря до р. Оби, где имеются места неизвестные и особливо опасные”. Согласно этому распоряжению отряд должен был, держась вблизи берега, проделать путь до Оби и нанести на карту побережье материка и встреченные острова. На Оби отряд должен был встать на зимовку под руководством Павлова, а Муравьеву предписывалось доставить в Петербург карты и судовые журналы экспедиции.

По совету северных промышленников, имевших опыт плавания в арктических морях, была выбрана конструкция экспедиционных судов — небольшие плоскодонные однопалубные суда-кочи. Они были построены в Архангельске под руководством начальника Архангельского порта Мятлева. Кочи получили названия „Экспедицион” и „Обь”. Одновременно с постройкой судов проходила заготовка продовольствия для экспедиции: в Пустозерске (город недалеко от современного Нарьян-Мара, в настоящее время не существующий) было заготовлено стадо оленей, в Обдорске (с 1933 г.— г. Салехард) устроен продовольственный склад.

4 июля 1734 г. „Экспедицион” под командованием Муравьева и „Обь” под командованием Павлова вышли из устья Северной Двины. В составе экипажа судов было около 50 человек, в числе участников экспедиции были подштурманы Руднев и Андреев, рудознатцы (геологи) Одинцов и Вейдель, иеромонах и два подлекаря.

Лишь спустя три недели суда достигли Югорского Шара. За время стоянки у острова Вайгач была начата работа по описи его берегов. Три дня участники экспедиции занимались исследованием пролива и готовились к продолжению плавания. Ледовая обстановка летом 1734 г. благоприятствовала экспедиции — Карское море было свободным от льда. Беспрепятственно дойдя до западного берега полуострова Ямал и пополнив запасы пресной воды, путешественники направились вдоль него на север. В середине августа кочи достигли 72° 35' с. ш. Не подозревая о том, что для достижения цели экспедиции — Обской губы — достаточно лишь обогнуть полуостров с севера, Муравьев и Павлов приняли решение вернуться назад и встать на зимовку.

Суда были укрыты на зиму в устье Печоры у деревни Тельвицы, а команда зазимовала в Пустозерске. Оттуда в Петербург был отправлен отчет о работе экспедиции. Зимовка проходила в приготовлениях к весеннему путешествию. Для доукомплектования судового состава экспедиции из Петербурга прибыли геодезисты Сомов и Селифонтов.

В июне 1735 г. экспедиция вновь отправилась в путь. Однако ледовая обстановка в Карском море в этот год оказалась более сложной. В конце июля, добравшись до Югорского Шара, забитого льдом, участники экспедиции вынуждены были ждать, пока пролив очистится от льда. В течение двух недель мореходы производили опись берегов, начатую летом 1734 г.

В первой половине августа судам удалось миновать Югорский Шар, но пробиться через льды Карского моря оказалось невозможным. Между руководителями экспедиции начались разногласия по поводу дальнейшего похода. В конце августа в тумане суда разделились и продолжили плавание уже в одиночку. „Экспедицион” пошел к северу и достигнув широты 73° 04', повернул обратно. „Обь” поднялась до 73° 11' с. ш., а затем также повернула назад. Суда встретились на реке Печоре, куда их вновь привели на зимовку их капитаны. Раздоры между командирами и неудачи экспедиции привели к тому, что Адмиралтейств-коллегия отрешила лейтенантов Муравьева и Павлова от должности и предала суду, который „за многие непорядочные, нерадетельные, леностные и глупые поступки” разжаловал их в матросы.

Новым руководителем отряда в июне 1736 г. был назначен лейтенант Степан Малыгин. Для экспедиции на Соломбальской верфи в Архангельске были построены еще два судна — парусно-гребные боты „Первый” и „Второй”. Командиром „Первого” был назначен лейтенант Алексей Скуратов, командиром „Второго” — лейтенант Иван Сухотин.

Весной 1736 г. из Пустозерска на оленях отправилась в путь сухопутная партия экспедиции под руководством геодезиста Василия Селифонтова. Добравшись до Оби, партия прошла вдоль восточного берега Ямала, обогнула полуостров с севера и вышла на его западный берег. Во время этого похода была произведена опись полуострова. Селифонтову удалось переправиться на остров Белый и нанести на карту его южную часть. Двигаясь навстречу морскому отряду, группа геодезистов ставила на пути следования специальные опознавательные знаки — маяки.

25 мая 1736 г. Малыгин на коче „Экспедицион” отправился в поход, но у Печоры судно в тяжелых льдах потерпело крушение. Корабль пришлось оставить, его экипаж перебрался на „Обь”. В конце июля „Обь” вышла из устья Печоры и в течение месяца пыталась преодолеть льды, чтобы продвинуться на восток. В начале августа к кочу присоединились новые корабли, пришедшие из Архангельска, в середине месяца экспедиционные суда дошли до Югорского Шара. Здесь командование „Первым” принял на себя Малыгин, Скуратов возглавил экипаж „Второго”, а Сухотин получил приказ на „Оби” вернуться в Архангельск. По пути в устье Северной Двины моряки под командованием Сухотина провели астрономические наблюдения и внесли значительные поправки в карты побережья от Югорского Шара до Архангельска.

Оставшиеся в Югорском Шаре участники экспедиции под командованием Малыгина во время вынужденной стоянки во льдах описали остров Местный и прилегающую к нему часть материка. В середине сентября суда смогли выйти в море и вдоль берега дойти до до устья реки Кары. Дальнейшее продвижение судов в это время года становилось невозможным, поэтому экспедиция встала на зимовку в устье реки Трехозерной, в 60 километрах от устья Кары. В самом начале зимы туда же прибыл на оленях Селифонтов. 11 человек под командованием подштурмана Великопольского остались в Каре для присмотра за судами. Для них был сооружен чум, на берегу устроен продовольственный склад. Остальные участники экспедиции на оленях добрались до Обдорска, где благополучно перезимовали.

Из-за сложной ледовой обстановки вновь выйти в море отряду Малыгина удалось лишь в начале июля 1737 г. Экспедиция направилась вдоль берегов Байдарацкой губы, проводя по ходу движения опись берегов. В конце июля корабли подошли к проливу, отделяющему остров Белый от северного берега Ямала (впоследствии пролив был назван проливом Малыгина). На северной оконечности Ямала был поставлен навигационный знак. 16 августа 1737 г. суда обогнули северо-восточную оконечность полуострова, а 11 сентября вошли в устье Оби.

2 октября путешественники, встреченные отрядом казаков, добрались до Березова, где зазимовали. Отсюда Малыгин отправился в Петербург с донесением о выполненном походе. Лейтенант Скуратов получил от Адмиралтейств-коллегии предписание в следующую навигацию доставить боты „Первый” и „Второй” в Архангельск.

Летом 1738 г. судам удалось дойти до устья Кары и встать там на зимовку. В июле 1739 г. плавание было продолжено, и в середине августа отряд благополучно добрался до Архангельска.

По итогам экспедиции Малыгиным и Скуратовым была составлена первая карта побережья Баренцева и Карского морей от Архангельска до устья Оби. Протяженность нанесенного на карту побережья составила около 4 тысяч километров. На этой карте впервые появилось название „Карское море”, данное в память зимовок экспедиции на реке Каре.

 

 

Date: 2015-10-21; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию