Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школа рекрут
«Школа рекрут или солдат», первое отделение «Воинского устава о пехотной службе», была посвящена одиночному обучению солдата и элементарным передвижениям нескольких солдат. Школа состояла из трех частей и вступления. Во вступлении довольно подробно излагалась методика обучения и воспитания солдат, что было несомненным новаторством для официального документа столь высокого уровня: «…Полковым и батальонным командирам как возможно прилежнее смотреть за ротными командирами, дабы при обучении солдат по одиночке каждому ясно, с терпением и без наказания толковали все принадлежащие правила, показывая, что и как им исполнять; строгость при учении употреблять только для нерадивых, но и тут поступать с умеренностью и осторожностью… стараться также доводить солдата, чтобы почитал за стыд и самомалейшее наказание». Рекрут обучали специально назначаемые «опытные, исправные и совершенно свое дело знающие» унтер-офицеры и ефрейторы под внимательным наблюдением и под управлением офицеров. В первом уроке «Школы» говорилось о выправке солдата, о поворотах, видах шагов и о принимании. Выправка была описана очень подробно: «Солдат должен стоять прямо, но непринужденно; каблуки вместе и на одной линии, столь плотно, сколько можно; носки равно врознь выворочены менее прямого угла так, чтобы большие пальцы ног были против выемки плеч; колени вытянуты, но не напирая оных; имея грудь и тело вперед и не выставляя брюха; плечи назад равно опущены, не подымая вверх и не переменяя их положения, от чего наиболее зависит равенство всего фронта; руки лежали бы прямо и вольно, локти назад ближе к телу, не сгибая оных; ладонь немного выворочена, пальцы не согнуты и чтоб мизинец лежал на боковом шву штанов; голову держать прямо и непринужденно, подбородок прижат книзу, не закрывая, однако же, шеи; смотреть прямо перед собою в землю на 15 или 16 шагов». Команды разделялись на предварительные и исполнительные. Процесс исполнения команд делился на ряд приемов, а приемы — на темпы. После усвоения строевой стойки солдат обучали поворотам головы по командам «Глаза напра — ВО», «Смирно», «Глаза нале — ВО». Далее переходили к поворотам «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Во-ФРОНТ», «Вполоборота напра-ВО», «Вполоборота нале-ВО», «Налево кру-ГОМ». При поворотах солдат приподнимал носок левой ноги и правую ногу (не выше икры); завершая поворот, он вновь ставил ноги каблуками вместе. Для строя предусматривалось два вида шага: тихий (75 шагов в минуту) и скорый (НО шагов); мерой шага считался аршин. По команде «СТОЙ» солдат останавливался сразу, приставляя заднюю ногу к передней. В движении строй мог принимать направо или налево. Во время принимания косым (облическим) шагом, например по команде «Принимай напра-ВО», шаг левой ногой делался прямо, а правой ногой — по косой вправо. Кроме того, практиковался марш вполоборота, когда солдаты во время движения разворачивались вполоборота направо или налево. Поручик одного из гренадерских полков, имевших шефами «принцев крови». Как нередко случалось во время кампании, офицер надел для боя скатку шинели и взял солдатское ружье. Барабанщик мушкетерской роты второго по старшинству пехотного полка дивизии. Стойка «Смирно» без ружья (Воинский устав о пехотной службе. Спб., 1816). Строевой шаг без ружья (Воинский устав о пехотной службе. Спб., 1816). Во второй части «Школы» содержались правила стойки с ружьем, ружейных приемов, заряжания и пальбы. Исходным положением для большинства ружейных приемов была стойка с ружьем на левом плече «почти во всю руку, так чтобы локоть левой руки немного был согнут и был бы в равном положении от тела с локтем правой руки; приклад охватить кистью, двумя пальцами снизу, средним и указательным на конце, а большим сверх оного, который прижать столько к телу, соображаясь со стройностью человека, дабы ружье всегда было, если смотришь спереди, прямо по отвесу (или перпендикулярно к земле) и чтоб, маршируя, движением ляжки ружье не шевелить; ложу лежать на самом сгибе плеча, плотно и прямо; курок не выворачивая нимало в стороны держать в поле; левую руку с ружьем держать перед тесаком». Все ружейные приемы исполнялись по флигельману; движения должны были быть «отрывистые» и «без размаху». Для лучшего привыкания рекрута к тяжести ружья рекомендовалось начинать с относительно коротких занятий, постепенно наращивая их продолжительность. Рядовые выполняли следующие приемы: «На караул», «На плечо», «От дождя», «На молитву», «На погребение», «Под курок», «Под приклад», «Ружье на правое плечо», «Ружье наперевес», «От ноги», «С плеча», «Стоять воль-НО», «Стоять смир-НО», «Отмыкай ШТЫК», «Примыкай ШТЫК», «На руку». При стрельбе рекрутов приучали к неторопливому и «свободному» заряжанию ружья; при этом от обучающих требовалось доходчиво истолковывать все фазы многосложного процесса заряжания. Вставив в курок деревянный кремень, а в дуло — деревянный патрон, рекрут проходил все стадии заряжания и прикладывания, вплоть до нажатия на спусковой крючок. Привыкнув к работе с ружьем, солдат получал патрон с порохом. Здесь следовало еще одно испытание — нужно было научиться не отворачивать лицо в тот момент, когда порох вспыхивал на полке. От солдат требовали меткой стрельбы; как указывал устав, необходимо было помнить, «что не шумом бьют неприятеля, но цельным выстрелом, и для того лучше один раз выстрелить цельно, нежели много раз по-пустому». Стрельбой шеренгами и рядами достигалась привычка не бояться выстрелов соседей. Сам процесс заряжания существенно не изменился. По команде «К заряду» солдат поворачивался вполоборота направо и брал ружье в левую руку так, чтобы приклад находился под локтем правой руки, а конец ствола — на уровне глаз. Далее следовала команда «По команде с патроном, чехлы долой, заря-ЖАЙ», разделявшаяся на шесть приемов и на ряд темпов. Солдат большим пальцем правой руки открывал полку, снимал чехол с огнива и подворачивал его под ружейный ремень; затем он правой рукой открывал суму и вытаскивал патрон, стараясь не выронить при этом другие патроны; поднеся патрон ко рту, скусывал верхнюю часть патрона до самого пороха, сыпал порох на полку и тремя пальцами правой руки закрывал полку После этого он брал ружье правой рукой (в которой держал также и патрон) за шейку приклада и перехватывал левой рукой под верхней скобкой ремня; «оборачивал» ружье (ставил приклад на землю с наружной стороны левой ноги, стволом от себя), высыпал оставшийся порох в дуло, бросал туда же бумажный патрон с пулей, вынимал шомпол, переворачивал его широкой стороной вниз (если шомпол не имел утолщения, то его могли не переворачивать) и одним ударом «прибивал» заряд. Вынув шомпол и вложив его в ложу, солдат брал ружье на плечо, что означало завершение процесса заряжания. Заучив эту последовательность действий, солдаты выполняли заряжание сначала в шесть приемов без темпов, потом в два приема, а в конце, выполняя команду «Без команды с патроном чехлы долой, заря-ЖАЙ», заряжали самостоятельно. После постижения сложной науки заряжания приступали непосредственно к стрельбе или «пальбе». Обучение проводили в несколько этапов: рекрутов строили в одну шеренгу и показывали, как стреляют первая и вторая шеренги; потом учили все три шеренги одновременно. Непосредственно к пальбе относились три приема, выполняемые по командам «ТОВСЬ» (солдат брал ружье правой рукой за шейку приклада, а левой — выше курка, разворачивал его ремнем от себя и взводил курок на боевой взвод), «КЛАДСЬ» (солдаты первой шеренги несколько разворачивались вправо, солдаты второй шеренги отставляли правую ногу в сторону и переносили на нее вес тела, третья шеренга все время держала ружья на изготовку) и «ПЛИ». Кроме «прямой», использовались также «облическая» стрельба (вполоборота направо или налево) по команде «Направо (налево) КЛАДСЬ — ПЛИ» и стрельба вверх (для разряжания невыстреливших ружей). Если после команды «КЛАДСЬ» пальбы не производилось, офицер командовал «От-СТАВЬ»: солдаты вновь брали ружья на изготовку. По команде «КУРОК НА ВЗВОД, на пле-ЧО» сначала ставили курок на первый взвод, а затем брали ружье на плечо. При стрельбе рядами первая шеренга стреляла и заряжала самостоятельно; солдаты второй шеренги, выстрелив два раза, правой рукой передавали разряженные ружья в третью шеренгу. Солдаты третьей шеренги левой рукой принимали ружья, а правой рукой отдавали свои заряженные ружья во вторую шеренгу. Заключительная третья часть «Школы» была посвящена передвижениям солдат фронтом и рядами. При всех эволюциях солдаты касались друг друга локтями. Использовались следующие команды: «Тихим шагом — МАРШ»; «На месте» — для маршировки на месте; «ПРЯМО» — для продолжения прямолинейного движения; «Перемени ногу»; «Скорым шагом марш-МАРШ»; «СТОЙ». Фронт мог «осаживать» назад по команде «Назад равняйся — МАРШ», принимать, примыкать в заданную сторону. Далее солдаты маршировали и заходили направо и налево по рядам. Важным приемом было равнение, позволявшее строго выдерживать линию фронта. Равнение шеренги вперед («Вперед РАВНЯЙСЬ») или назад («Назад РАВНЯЙСЬ») проводилось по двум фланговым солдатам: так, при равнении вперед два солдата с одного фланга выходили на заданное количество шагов, задавая линию равнения, а остальные пристраивались к ним. По команде «РАВНЯЙСЬ» фронт выравнивался на месте. Наконец приступали к захождениям (повзводно или по отделениям) на месте и на походе. Захождение на месте проводилось вокруг неподвижного фланга (оси); на марше внутренний фланг описывал небольшую дугу Захождение взводами на месте осуществлялось по командам «Повзводно — Направо заходи — МАРШ» или «Повзводно — Налево заходи — МАРШ». Для захождения на марше подавались команды «Правое (левое) плечо вперед — МАРШ». При захождениях по отделениям командовали «По отделениям направо (налево) — МАРШ». Предусматривался также и так называемый поворот на дирекциональном фланге. Дирекциональным при захождении назывался фланг, который «служил основанием линии для построения фронта в боевой порядок»; на дирекциональном фланге выставлялся унтер-офицер. При повороте по команде «Поворот налево (направо) — МАРШ» фланговый унтер-офицер на походе поворачивался в нужную сторону и шел по новому направлению, а остальные солдаты, повернув вполоборота, поспешно пристраивались на линию [54]. Обучение рекрутов. Художник Васильев (?). 20-е гг. XIX в. В 1808 г. приказом Военного министра были уточнены правила отдания чести, как указывалось, «для сохранения во всяком случае чинопочитания между всеми воинскими чинами». По правилам, часовые отдавали честь всем генералам и штаб-офицерам, обер-офицерам своего полка и награжденным орденами. «Под приклад» часовой брал для всех прочих обер-офицеров и унтер-офицеров и для рядовых, имеющих знаки отличий Военного ордена св. Георгия и св. Анны. Караулы выходили в ружье и отдавали честь всем генералам и штаб-офицерам своего полка. Главный караул (гауптвахта) делал то же самое только для полковых командиров и полковников своих полков. Для штаб-офицеров чужих полков офицерский караул только выходил к ружьям, но не брал их в руки; унтер-офицерский караул брал ружья и отдавал честь. Все офицеры при встрече с генералами «вне комнат» вставали во фронт и приветствовали их, поднося левую руку к шляпе или к киверу. Таким же образом, но не останавливаясь, приветствовал старшего младший офицер. Нижние чины при встрече с начальником вставали по стойке «смирно» и, если на них не было патронной сумы, снимали фуражную шапку.
Date: 2015-10-21; view: 1119; Нарушение авторских прав |