Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святыни русской земли





Опять часовня на дороге

И поминальные кресты.

С. Есенин.

 

Из песен слов не выкинешь. Так же, как из этих строк, да еще написанных Есениным. В четырех строках, еще совсем недавно, сразу же узнавался привычный для России пейзаж с его неизменной частью – древними крестами.

Одиноко стоящие кресты, деревянные, каменные не только отмечают почитаемое место. Они являются святынями Русской земли! Кресты, одиноко стоящие или кресты на погостах являются духовной сущностью, духовной доминантой русских людей. Той естественной действительностью, которую русский человек обрел в течении длительного времени, формируя свои традиции и обряды.

В 20-веке на протяжении более 70 лет (с 1917 г.) они тщательно уничтожались, вытравливались не только физически, но идеологически – из нашего сознания. В связи с этим многие ошибаются, полагая, что кресты – творение заморское, иностранное. Прокатившиеся войны нанесли непоправимый урон в связи с потерей большой части архитектурно-исторических памятников. Но они сохранились, выстояли; на погостах, тем более в заброшенных местах вдали от мирской суеты.

На значительной части Европейской России (особенно в центральной и северной), погосты, обычно, отмечались, ещё и высадкой берез. Это дерево – оберег, любимое русскими людьми, отмечает священные места. По древней русской традиции новолетие (новый год) встречали в древней Руси 1 березозола (сейчас 14 марта). Напомню, что в те времена месяц равнялся сорока дням. Первый день новолетия назывался «новичком». Именно в этот день и одевали в праздничный наряд красавицу березу. В некоторых местах, по рассказам старожилов ещё довоенной поры, этот обряд соблюдался вплоть до середины 20-го столетия. Сыном Дмитрия Донского, князем Василием II, в начале 15 века, было введено празднование новолетия с 1 сентября (сейчас 14 сентября). Русская Православная церковь соблюдает эту традицию до сих пор. Новый год, который мы празднуем сейчас, был введен Петром I в 1700 году (7208 г. от сотворения мира по русскому летоисчислению) и наряжать в новогодний наряд начали елку.

Знаток истории и традиций русского народа, без особого труда определит соборные места, где отмечались в старину основные деревенские праздники. Как правило, это выровненная горизонтальная площадка, чаще круглая, со стелющейся травой и растущими по окраинам березами. В центре таких площадок или по окраинам, устанавливались камни, иногда больших размеров. Как правило, подобные площадки или «большаки», устраивались на околицах сел и деревень. Подобные места до сих пор свято хранят свои сокровенные тайны, являясь стеной преткновения для ученого мира. Не забывают об этих местах только местные жители. Интуитивно, теперь уже на подсознательном уровне, устраивают они в таких местах празднества и народные гулянья.

В Руси в старое время ставили так называемые «обетные кресты». Большие и небольшие, чаще деревянные, они ставились в память о разных примечательных событиях, важных для самосознания людей. Радостные и горестные эти события были связаны с природными явлениями. К примеру, некоторые из них поставлены в память о суровой, жестокой зиме, какие–то в память о катастрофических наводнениях, о выигранных сражениях на поле брани, в ознаменование мирных соглашений между соседними княжествами и т.д. Определяли принадлежность живущего в данной местности рода к традициям и устоям. А также ставились в ознаменование начала и завершения славных дел. К примеру, известен «Аввакумов крест» борца за старые русские традиции православия, заступника старообрядничества, воздвигнутый в 1682 году на нижней Печоре, вблизи Пустозерска. Также известно, что на месте собора Святой Троицы во Пскове в течении 500 лет стоял крест в честь святой княгини Ольги, являющейся основательницей г. Пскова. Вероятно, во времена смутных событий начала 17 века, когда по России разгуливали разбойничьи шайки литовцев, шведов, поляков, крест был утерян. Часто кресты ставились в местах непримечательных по природному облику земли Русской. Однако, странное дело, после возведения крестов эти места, словно оживали. Природное обрамление такого места, унылое, раньше, теперь выглядело по - новому. Вместе с крестом, словно сама окружающая природа помогает понять суть произошедшего события, явления.

Можно привести частный пример, - это восстановленные кресты в п. Беседа Волосовского района Ленинградской области. Место это называется «Святая горка». Восстановленные кресты и восстановление часовни с иконой «Во имя всех святых земли русской», вместо разрушенной за ветхостью в 1960-х годах, старой, словно оживило прилегающую окружающую местность. Новый привлекательный облик окружающей местности стал более популярен у туристов. Традиционно останавливаются здесь, фотографируются и возлагают цветы свадебные обряды. Крестятся проезжающие водители и просто прохожие. История возрождения «Святой Горки» в Беседе интересна и требует отдельного рассказа.

Освящена часовня 17 декабря 2008 года.

О том, что эти места являются исконно святыми для русского человека, говорит и название находящихся на территории Беседы родников, - «Святые ключи». Круглый год они одаряют местных жителей исцеляющей прохладной и чистейшей водой. Местная поселковая администрация разрабатывает сейчас проект восстановления часовни «Святой троицы» близ родников, сгоревшей в 1905 году.

В случае изъятия древнего памятника из места, где он находился столетиями, изымается и нажитое за длительный период времени на тонком уровне духовное подсознание самой природы, духовной сущности, духовной доминанты окружающего мира. Чахнет великолепие окружающей природы, чахнет и величие древних традиций и устоев народа проживающего в данной местности. Вот почему все пришельцы, несущие на наши земли войны и разруху, в первую очередь, уничтожали древние памятники культурного и духовного наследия. Таким образом, взрывались крепости, дворцы, соборы, церкви. Только безумный мог отдать приказ о стирании с лица земли великолепие древнейших городов, - Москвы и Ленинграда. Ведь без традиций, нет и культуры. Нет культуры и устоев, нет и того народа, который проживает на этой земле. Отважиться на подобный шаг, мог только народ, не сумевший обрести устойчивые и сложившиеся традиции. Иначе говоря, народ бескультурный, отсталый в духовном развитии, народ вообще неразвитый.

«Святая горка» в п. Беседа

Подобные действа всегда были чужды духу с древними православными

Русского человека. Неизвестно ни одного крестами и часовней «Во

случая, когда на подобные негативные действия имя всех святых земли

и на протяжении всей истории своего Русской». Фото автора 2014 г.

существования, отважилась бы православная

церковь. Неизвестно ни одного случая, когда православный священник выступал бы атипросветителем библейских заповедей. Наверное, это было заложено ещё во времена язычества, о котором нам так мало, что, известно. Ведь духовную сущность невозможно воспитать простой сменой обрядов вероисповедания, это взрастается тысячелетиями. Отсюда становятся и понятным суждения в русских летописях о пришельцах на наши земли, что «бога они не знают», «безбожники» и прочее. Познание бога, это, наверное, прежде всего, соблюдение элементарных житейских бытовых интересов общества на основе умственного и физического развития. Если интересы общества ориентируются на улучшение его благосостояния за счет соседних народов, посредством захватнических войн на основе физического или экономического насилия, а сейчас уже вовсю, действует и рекламно-информационное навязывание идей, то, такое общество носит паразитический характер. И в конечном итоге оно воспитает новые и новые поколения человеко-паразитов. Последствия развития такого общества очевидны.

В Ленинградской области все известные кресты находятся на учете у археологов, как памятники глубокой старины. Кресты, находящиеся на территории п. Беседа, относятся к псковско-новгородскому типу, датируются археологами 12 – 14 веками, – пять стоят, и пять находятся в лежачем положении. Еще один крест, с этого святого древнейшего места, находится в музее Беседского техникума. Хотя наиболее объективное датирование крестов позволяет сделать расщифровка имеющихся на них рисунков.

Кроме крестов стоящих на Святой горке в п. Беседа, можно насчитать еще около десятка известных и неизвестных крестов в окрестностях. Все они индивидуальны в исполнении и на протяжении длительного изучения начали, что называется, читаться, раскрывать свои древние тайны. Тайны эти удивительны и неожиданны. А в некоторых случаях и сенсационны. Сенсационны не только для простых обывателей, но и для историков и ученых. К примеру, чтение надписей и перевод датировок на беседских крестах, позволяет отнести некоторые из них к 10 и 11 вв. Приводить перевод датировок и рисунков в этой статье не входит в авторский замысел. Это отдельная и объемная тема. И она, безусловно, очень интересна.

Для того, чтобы вникнуть в суть символа, который принято называть «крест» (древнее – хрост), есть возможность проследить исторический путь его формирования. Основанием этому являются находки, выявленные при обследовании окрестностей п. Беседа.

Кроме означенных в окрестностях п. Беседа крестов, имеется здесь и громадное количество древних археологических памятников времен язычества. Чаще всего, они образуют целые археологические ансамбли на больших территориях. Эти памятники также начали читаться и раскрывать свои древние славянские тайны. Они также являются неотъемлимой частью духовной сущности, духовной доминантой и ценнейшим культурным наследием России. Все эти памятники еще предстоит обозначить и сберечь во благо потомков.

 

Александр Дмитриев 2012 г.

 

 

 

Date: 2015-10-21; view: 576; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию