Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задержание подозреваемого





 

Четвертый раздел УПК РФ "Меры процессуального принуждения" содержит три главы: задержание подозреваемого (гл. 12), меры пресечения (гл. 13), иные меры процессуального принуждения (гл. 14).

Такое разделение мер процессуального принуждения правомерно считать их классификацией. Законодатель, выделив задержание в отдельный самостоятельный вид мер процессуального принуждения, обозначил его специфику, отличающую его от мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. По нашему мнению, это вполне правомерно. Задержание, как и заключение под стражу, реально выражается в фактическом лишении свободы и ограничении самостоятельного передвижения лица, в отношении которого оно применено.

Вместе с тем как "задержание", так и мера пресечения "заключение под стражу" не являются мерами наказания. Они являются мерами превентивного характера, мерами, направленными на обеспечение выполнения задач уголовного судопроизводства.

Правовой статус задержанных и заключенных под стражу подозреваемых и обвиняемых един и определен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(302).

Названные обстоятельства "роднят" меру "задержание" с мерой пресечения "заключение под стражу". Разнятся они следующим: заключение под стражу избирается судом, а задержание осуществляется дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором; задержание длится 48 часов, а заключение под стражу - 2 месяца; задержание продлевается судом на 72 часа, а заключение под стражу - до 18 месяцев; задержание оформляется протоколом, а заключение под стражу - постановлением.

Иные меры уголовно-процессуального принуждения не связаны со столь строгим ограничением прав и свобод граждан, как лишение свободы и ограничение возможности самостоятельного передвижения.

УПК РФ (п. 11 ст. 5) дает определение понятия задержания: "задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления".

Учитывая, что УПК РФ определяет задержание только как меру уголовно-процессуального принуждения, в учебной литературе приводится то же мнение*(303).

Отдельные ученые обосновывают этот же вывод и в научной литературе*(304).

УПК РСФСР 1960 г. в гл. 9, регламентирующей "Дознание", в ст. 119 "Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно" устанавливал: "При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей".

Как следует из содержания данной статьи, задержание подозреваемого является неотложным следственным действием, проводимым наряду с другими следственными действиями для установления и закрепления следов преступления.

Следственными действиями в литературе называют лишь те процессуальные действия, которые направлены на получение доказательственной информации в связи с расследованием преступлений. Задержание именно таковым и является*(305), о чем свидетельствует содержание ст. 122 УПК РСФСР и ст. 91 и 92 УПК РФ, раскрывающих основания задержания подозреваемого.

Так, статья 91 УПК РФ гласит: "Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления".

Статья 92 УПК РФ гласит: "1) После доставления подозреваемого в орган дознания к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. 2) В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания (выделено нами. - Е.П. и Е.С.) и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым".


Указание в протоколе оснований делает этот протокол очень важным источником доказательств, а само задержание, наряду с мерой уголовно-процессуального принуждения, превращает в следственное действие по закреплению доказательственной информации. Это позволяет вполне обоснованно утверждать, что задержание является следственным действием и одновременно мерой уголовно-процессуального принуждения. Более того, разрывать это двойное назначение нельзя, так как это процессуальное действие лишится смысла и предназначения. Если задержание не считать следственным действием, исключить доказательственную часть, то само задержание, как мера уголовно-процессуального принуждения, потеряет такую важную составляющую, как законность этой меры принуждения. Названные обстоятельства позволили многим авторам в учебной и научной литературе рассматривать задержание не только как меру уголовно-процессуального принуждения, но и как следственное действие по собиранию и закреплению доказательств*(306). Изложенное не позволяет согласиться с мнением А.В. Ольшевского, который категорически настаивает на том, что задержание является только мерой уголовно-процессуального принуждения. Справедливости ради заметим, что в своих рассуждениях он говорит о доказательственном значении задержания, но не признает за ним статуса следственного действия*(307).

Следует отметить, что все без исключения следственные действия при их проведении опираются на уголовно-процессуальное принуждение. Исключить уголовно-процессуальное принуждение - значит поставить под угрозу возможность проведения любого следственного действия.

Прав С.А. Шейфер, который утверждает, что каждое следственное действие, как и любое процессуальное действие вообще, не может не опираться на государственное принуждение. Меры принуждения в следственном действии сопутствуют правовым обязанностям его участников и служат гарантией выполнения этих обязанностей*(308).

Некоторые ученые предлагают придать задержанию статус следственного действия*(309). Мы полагаем, что в этом нет особой необходимости. Задержание соответствует всем требованиям, предъявляемым к следственным действиям. УПК РФ не дает перечня следственных действий. УПК РСФСР в ст. 119 называл перечень неотложных следственных действий. В статье 157 "Производство неотложных следственных действий" УПК РФ такого перечня не дается, и это правильно. Неотложность - это не юридическое, а тактическое свойство следственного действия. В различных обстоятельствах, ситуациях оно может принадлежать различным следственным действиям, а это снимает необходимость их перечисления в законе.

Следует отметить, что ст. 87 УПК РСФСР давала перечень протоколов следственных и судебных действий, являющихся доказательствами по уголовному делу: "Протоколы, удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, задержании, предъявлении для опознания, а также при производстве следственного эксперимента, составленные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, являются доказательством по уголовному делу". Статья 83 УПК РФ "Протоколы следственных действий и судебного заседания" не дает перечня таких протоколов, а лишь констатирует: "Протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Кодексом".


Анализ требований, сформулированных в ст. 83 УПК РФ, не позволяет исключить протокол задержания из перечня источников доказательств по уголовному делу.

В литературе встречаются предложения заменить протокол задержания постановлением о задержании*(310). С этим согласиться нельзя по следующим основаниям: протоколом оформляются ход и результаты следственного или процессуального действия, именно таковым является протокол задержания. Постановлением оформляется решение лица, ведущего уголовное судопроизводство. Следователь, в соответствии со ст. 38 УПК РФ, может вынести постановление о задержании и поручить его исполнение органу дознания. Орган дознания, исполняя поручение, обязан составлять протокол задержания не позднее 3 часов с момента доставления задержанного к следователю (ст. 92 УПК РФ). Именно протокол задержания, а не постановление следователя является документом, подтверждающим законность водворения задержанного в изолятор временного содержания*(311).

Указанное убеждает нас в том, что задержание является не только мерой уголовно-процессуального принуждения, но одновременно и следственным действием по собиранию доказательственной информации. Этот вывод подтверждает и А.П. Гуляев. В комментарии к ст. 92 УПК РФ он пишет: "п. 2. Протокол задержания с учетом его содержания, включающего результаты личного обыска и другие обстоятельства задержания, имеет значение не только удостоверяющего задержание документа, но и значение источника доказательств"*(312).

Изложенное позволяет нам внести предложение по совершенствованию п. 11 ст. 5 УПК РФ, включив в него указание на то, что "задержание подозреваемого является мерой уголовно-процессуального принуждения и одновременно является следственным действием, проводимым органом дознания, дознавателем, следователем по собиранию и закреплению доказательственной информации". Указание на срок задержания 48 часов из п. 11 ст. 5 УПК РФ исключить и внести его в ст. 91 УПК РФ, ч. 1 которой может гласить: Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления на срок не более 48 часов... и далее по тексту.

Прежде чем приступить к детальному анализу некоторых значимых моментов в решении вопросов задержания, следует проанализировать статистические данные (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

 

Сведения о количестве задержанных и арестованных органами
предварительного следствия и дознания в 1998-2003 гг.
и первом полугодии 2004 г. *(313)



 

┌───────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬────────────┬──────────┬──────────┐

│ │ 1998 г. │ 1999 г. │ 2000 г. │ 2001 г. │ 2002 г. │ 2003 г. │6 месяцев │

│ │ │ │ │ │ │ │ 2004 г. │

├───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┤

│Всего задержано │ 549 741 │ 624 218 │ 567 700 │ 489 248 │ 311 886 │ 288 506 │ 139 186 │

├───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┤

│Из них арестовано │ 344 671 │ 385 020 │ 351 464 │ 308 313 │ 198 761 │ 189 251 │ 94 315 │

├───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┤

│Удельный вес арес-│ 62,7 │ 61,7 │ 61,9 │ 63,0 │ 63,7 │ 65,6 │ 67,8 │

│тованных к числу│ │ │ │ │ │ │ │

│обвиняемых │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┤

│Число обвиняемых по│1 349 431 │ 1 549 510│1 516 586 │1 497 856 │ 1 079 346 │ 1 087 432│ 579 527 │

│направленным в суд│ │ │ │ │ │ │ │

│делам │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┤

│Дано прокурором│ 399 439 │ 447 285 │ 408 417 │ 365 301 │ 233 225 │ 222 817 │ 111 933 │

│санкций на арест и│ │ │ │ │ │ │ │

│согласий на арест с│ │ │ │ │ │ │ │

│1 июля 2002 г. │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┤

│Удовлетворено судом│ │ │ │ │ 82 272 │ 205 961 │ 103 588 │

│ходатайств о за-│ │ │ │ │ │ │ │

│ключении под стражу│ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┤

│Удельный вес арес-│ 25,00 │ 24,8 │ 23,2 │ 20,6 │ 18,4 │ 17,4 │ 16,3 │

│тованных к числу│ │ │ │ │ │ │ │

│обвиняемых │ │ │ │ │ │ │ │

└───────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴────────────┴──────────┴──────────┘

 


В результате анализа приведенных данных можно сделать следующие выводы: удельный вес арестованных к числу задержанных вырос с 62,7% в 1998 г. до 67,8% в 2004 г.; удельный вес арестованных к числу обвиняемых снизился с 25,0% в 1998 г. до 16,3% в 2004 г. Рост процента арестованных к числу задержанных свидетельствует об ужесточении требовательности к обоснованности задержаний, а снижение процента арестованных к числу обвиняемых свидетельствует о либерализации подхода по применению более жестких мер пресечения, что вряд ли обоснованно. В 1998 г. зарегистрировано 2 581 940 преступлений, отказано в возбуждении уголовных дел по 1 682 201 материалу о преступлениях, тогда как в 2003 г. зарегистрировано 2 756 398 преступлений и отказано в возбуждении уголовных дел по 4 089 747 материалам о преступлениях. т.е. если в 1998 г. поступил 4 264 141 материал о преступлениях, то в 2003 г. поступило 6 846 145 материалов о преступлениях. Получается, что более чем на половину увеличилось число материалов о преступлениях. Практически весь этот рост получил отрицательную оценку органов дознания и предварительного следствия. Задержано в 2003 г. на 261 235 человек меньше, чем в 1998 г., или почти в два раза, и этот показатель вряд ли соответствует реально сложившейся криминогенной обстановке в стране в 2003 г.

Приведенные данные и сделанные выводы лишь подчеркивают необходимость более глубокого анализа отдельных положений закона, регламентирующих проведение задержания не только как меры уголовно-процессуального принуждения, но, прежде всего, как средства получения доказательственной информации, как следственного действия.

Как следует из приведенных данных, в 1998 г. задержан 549 741 человек, в 2003 г. - 288 506 человек. В отношении каждого задержанного был составлен протокол задержания, в котором отражены доказательственные данные, подтверждающие обоснованность задержания.

Требования, предъявляемые к протоколу задержания, отражены в ст. 91 и 92 УПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 92 УПК РФ "в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым".

Если задержание производится по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ ("когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения"), особое значение имеют "дата", "время" и "место" задержания, совпадающие с "датой", "временем" и "местом" совершения преступления - обстоятельствами, подлежащими доказыванию по каждому уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Эти обстоятельства находят отражение в протоколе задержания. Они должны быть раскрыты особенно подробно, с освещением всех деталей.

Если основанием задержания явилось указание потерпевшего или очевидцев на данное лицо как на совершившее преступление, то в протоколе задержания должно быть отражено не только само указание этих лиц, но и раскрыто содержание этого указания, в чем оно выразилось. В протоколе также следует отразить, что эти указания совпали с обстоятельствами, названными потерпевшими или очевидцами. Понятно, что эти сходства будут отражены кратко, так как в последующем более полно они будут зафиксированы в протоколах осмотра, освидетельствования, опознания, следственного эксперимента, протоколах допросов потерпевшего, свидетелей и других доказательствах. Но первое указание на это должно найти отражение в протоколе задержания. Это особенно важно. Данное основание наиболее часто указывается в протоколах задержания. В исследованиях А.В. Ольшевского оно отражено в 52% случаях; в диссертации И.А. Веретенникова - в 37,4%; В.М. Тогулаева - 47%; М.А. Козловского - 32%*(314) и др.

Аналогично, если задержание произведено по такому основанию, как: "Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления", то на это основание должно быть указано в протоколе задержания. Оно должно быть раскрыто, показано, в чем конкретно состоят эти следы (наличие пятен, похожих на кровь, следы краски, ее цвет, следы грязи, характер этих следов, их размер, где, на каких частях тела, на каких частях одежды. Если это предметы, то где они обнаружены - в карманах одежды, в находившихся при подозреваемом сумке, мешке, дипломате, чемодане или в какой-то другой упаковке. Что это за предметы, какими признаками, приметами они обнаруживают причастность к предполагаемому или известному преступлению. Если эти предметы будут обнаружены в жилище, где, возможно, укрывается лицо, совершившее преступление, на них должно быть указано в протоколе задержания, и тут же в протоколе должно быть указано об их осмотре и изъятии).

В последующем, а возможно и тут же, в жилище, с приглашением понятых они будут осмотрены, изъяты с составлением отдельных протоколов и вынесенных постановлениях об изъятии. Так может быть решен вопрос об изъятии оружия, предметов, изъятых из оборота, - наркотиков, отравляющих веществ и т.п. Если все это изымается при задержании, данный факт обязательно должен быть отражен в протоколе задержания. В исследованиях А.В. Ольшевского на данное основание имели место ссылки в 12% случаях*(315).

Задержание может осуществляться по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 91 УПК РФ, которая гласит: "При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу". По данным А.В. Ольшевского, по этому основанию задерживалось всего 4% подозреваемых из числа изученных им уголовных дел*(316). В 22% изученных уголовных дел в протоколе задержания основания задержания не отражались*(317).

В литературе возникла дискуссия о том, что полагает законодатель, указывая в ч. 2 ст. 92 УПК РФ на необходимость отражения в протоколе задержания "основания" задержания. По мнению А.В. Ольшевского*(318), это означает ссылку на соответствующий пункт ч. 1 ст. 91 УПК РФ, не раскрывая, на чем основывается эта ссылка. По мнению И.Л. Петрухина, необходимо указать на фактические данные, подтверждающие эти основания*(319). Это означает привести информацию о том, на чем базируется вывод, позволяющий сослаться на соответствующий пункт ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Мы полагаем, что прав в этом споре И.Л. Петрухин. Это делает доказательными основания применения этой меры уголовно-процессуального принуждения, это же будет свидетельствовать о наличии доказательственной информации, полученной при задержании, а соответственно, и о том, что уголовно-процессуальное задержание является следственным действием.

Именно потому, что задержание является следственным действием, законодатель не позволяет проводить его до возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела может быть осуществлено административное задержание по основаниям, урегулированным административным законодательством и Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".

Ссылка на то, что указание в протоколе задержания на фактические данные может помешать в расследовании, не основательна*(320). Законодатель, обозначая основания к задержанию, называет лишь те, которые лежат на поверхности, и задержанный, как правило, не может о них не знать.

 







Date: 2015-10-21; view: 636; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию