Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъекты бюджетного права ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Субъекты бюджетных правоотношений - это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ. [17] Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы: а) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, б) органы государственной власти и местного самоуправления, а также БанкРоссии, в) юридические и физические лица. Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями. В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям. Так, к суверенным правам Российской Федерации (в целом) относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) Российской Федерации и субъектов РФ, а не уполномоченных ими органов. Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах. Юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а так же получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица так же относятся к субъектам бюджетного права, постольку они являются получателями бюджетных средств. Характеристикой правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований является их бюджетная компетенция. Понятие "компетенция" применимо не только к общественно-территориальным образованиям как субъектам права, но в первую очередь к государственным органам и органам местного самоуправления. Под компетенцией государственного органа понимают "круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации полномочий (обязанностей и прав)". Трансформируя это определение применительно к общественно-территориальным образованиям как субъектам финансового права, можно утверждать, что бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований складывается из двух составляющих: а) предметов ведения, т.е. круга управленческих функций, осуществляемых этими субъектами в области бюджета, и б) бюджетных полномочий (обязанностей и прав) этих субъектов. Предметы ведения Российской Федерации в области бюджета определены в ст.71 Конституции РФ. К ним относятся: федеральный бюджет, федеральные фонды регионального развития. В рамках этих предметов ведения Российская Федерация обладает полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ и БК РФ. Эти бюджетные полномочия выражены в названных актах через полномочия органов, выступающих в бюджетных правоотношениях от лица Российской Федерации. Бюджетные полномочия Российской Федерации определяются ее суверенными правами в сфере бюджета, а также ее правом собственности на бюджетные средства. С учетом этого анализ Конституции РФ и БК РФ позволяет выделить следующие основные бюджетные полномочия Российской Федерации: - право на собственный бюджет; - право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о федеральном бюджете; - право на получение в бюджет доходов; - право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств РФ (ст. 6,50,51,65,84 БКРФ); - право на выделение бюджетных трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы (ст.129 БКРФ); - право на формирование в бюджете целевых фондов (ст.17 БК РФ); - право на формирование в бюджете фондов регионального развития (фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Федерального фонда регионального развития) (ст. 131,132 БКРФ); - право на формирование фондов в расходной части бюджета (резервный фонд, федеральный фонд компенсаций и др.); - право на создание Стабилизационного фонда РФ. Компетенция РФ в сфере бюджета реализуется главным образом Государственной Думой. В ст.7 БК РФ, озаглавленной "Бюджетные полномочия федеральных органов исполнительной власти", закреплены в основном бюджетные полномочия Государственной Думы, которые она реализует от имени Российской Федерации. Компетенция субъектов РФ в области бюджета подобна той, которую имеет Российская Федерация. Это объясняется тем, что субъекты РФ реализуют суверенные права Российской Федерации в области бюджета, а также, как и Российская Федерация, имеют право собственности на свой бюджет. Исходя из анализа БК РФ, можно выделить следующие полномочия субъектов РФ в области бюджета: - право на собственный бюджет (ст. 15 БКРФ); - право на получение в бюджет доходов; - право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств субъектов РФ (ст. 15,65,85 БКРФ); - право на выделение бюджетных трансфертов местным бюджетам (ст. 135 БКРФ); - право на установление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местный бюджет (ст. 58 БКРФ); - право на формирование в бюджете целевых фондов (ст. 17 БК РФ); - право на формирование в бюджете фондов муниципального развития (региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов, регионального фонда софинансирования социальных расходов, фонда муниципального развития субъектов РФ) (ст.137-139 БК РФ); - право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о бюджете субъекта РФ; - право на формирование фондов в расходной части бюджета. Бюджетная компетенция субъектов РФ реализуется главным образом их законодательными органами власти. В ст.8 БК РФ, озаглавленной "Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ" закреплены в основном бюджетные полномочия законодательных органов власти субъектов РФ, которые они реализуют от имени субъектов РФ. Компетенция муниципального образования как субъекта бюджетного права определена в БК РФ и Законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. В компетенцию муниципального образования входят: - право на собственный бюджет (ст.14БКРФ); - право на принятие нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения; - право на рассмотрение и утверждение местного бюджета; - право на получение бюджетных доходов; - право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств муниципальных образований (ст.65,86БКРФ); - право на создание в бюджете целевых фондов (ст.17БКРФ); - право на формирование в бюджете муниципального района фонда финансовой поддержки поселений; - право на выделение межбюджетных трансфертов из местных бюджетов (ст.142БКРФ). Бюджетная компетенция муниципального образования реализуется представительными органами местного самоуправления. В ст.9 БК РФ перечислены бюджетные полномочия органов местного самоуправления. В их числе главным образом те, которые реализуют представительные органы местного самоуправления. Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, выступая в качестве уполномоченных государством органов. В бюджетных правоотношениях они участвуют от своего имени. К числу этих органов относится Правительство РФ, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, в компетенцию которых входит составление проектов бюджетов и проектов законов (решений) о бюджетах, Федеральное казначейство, осуществляющее кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, Счетная палата РФ, осуществляющая бюджетный контроль, Банк России, обслуживающий счета бюджетов, и другие органы. Юридические лица являются субъектами бюджетного права в различных случаях. Прежде всего бюджетные учреждения относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку участвуют в бюджетном процессе на стадии исполнения бюджетов. Они обязаны в ходе исполнения бюджета составлять сметы доходов и расходов, а также вправе получать лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, а также уведомления о бюджетных ассигнованиях (ст.221, п.1 ст.226, 251 БК РФ). Кроме того, они являются получателем бюджетных ассигнований на условиях финансирования. Прочие юридические лица относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку являются получателями бюджетных кредитов, субвенций и субсидий, а также иных бюджетных средств (ст.69 БК РФ). Физические лица относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку являются получателями субвенций и субсидий из бюджетов (ст.69БКРФ). Субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения. Последние могут быть определены как общественные отношения, возникающие на основе реализации норм бюджетного права. Бюджетные правоотношения - разновидность финансовых правоотношений. Вместе с тем бюджетные правоотношения характеризуются некоторыми особенностями, обусловленными предметом бюджетного права. Во-первых, только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерен столь уникальный объект, как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правового отношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект соответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношения по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден. Во-вторых, в системе финансовых правоотношений только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловлено цикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетного закона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджета ограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на один финансовый год (ст.5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия нового закона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь. При более тщательном научном анализе могут быть выявлены и многие другие особенности бюджетно-правовых отношений. бюджетное право россия полномочие Заключение
Бюджетное право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, т.е. отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов. Применительно к бюджетному праву в аспекте обоснования его понимания в качестве подотрасли финансового права следует отметить следующее. Во-первых, многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы общей части финансового права. Во-вторых, бюджетное право имеет свои особые источники правового регулирования, которые объединяются понятием "бюджетное законодательство". Как мы уже отмечали ранее, основной источник бюджетного права - Бюджетный кодекс РФ. В-третьих, бюджетное право служит обеспечению общественного интереса. Как и финансовое право в целом, оно регулирует общественные отношения, касающиеся функционирования публичных денежных фондов, созданных с целью обеспечения финансовой основы деятельности государства и муниципальных образований. В-четвертых, формирование бюджетов, вступление в бюджетные правоотношения являются прерогативой государства и муниципальных образований. Данные субъекты реализуют свои бюджетные полномочия в рамках бюджетной системы. Таким образом, бюджетное право имеет свою специфику, обусловленную особой сферой формирования и развития бюджетных правоотношений, их значимостью для существования государства и общества. Список использованной литературы
Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская газета. 1993.25 декабря. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ в редакции от 29.11.2014/consultant.ru 2. Специальная литература 3. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/под ред. Нешитой А.С. - Изд.5-е, испр. и доп. - Москва: Дашков и К, 2011. 4. Бюджетное право / Под ред.А.М. Никитина. - М.: Юнита-дана, 2012. 5. Бюджетное право и процесс: Учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. М.: Изд-во /"Эксмо"/, 2011. 6. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2012. 7. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: Учебник / Отв. ред.Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во/"Проспект"/, 2010. 8. Додонов В.Н. Большой юридический словарь. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 9. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России. М., 2011. 10. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф.Н.И. Химичевой. М.: Норма, 2012. 11. Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2010. 12. Петрова Г.В. Финансовое право. учеб. - M.: Велби, 2012. 13. Финансовое право. учеб. для вузов. / О.Б. Быля [и др.]. - М.: Проспект, 2011. 14. Финансовое право. учеб. пособие. / под ред. И.В. Рукавишниковой. - М.: НОРМА, 2012. Allbest.ru [1] Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ в редакции от 29. 11.2014 /consultant.ru [2] Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ в редакции от 29. 11.2014 /consultant.ru [3] Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. [4] Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России. М., 2011. [5] Крохина Ю. А Финансовое право России: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - 2 изд., переработанное и дополненное. - М.: Норма, 2011. [6] Додонов В.Н. Большой юридический словарь. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. [7] Бюджетное право и процесс: Учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. М.: Изд-во /"Эксмо"/, 2012. [8] Горбунова О.Н. Бюджетное право России: учебное пособие / О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков. - М.: Инфра, 2012. [9] Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. [10] Финансовое право. учеб. пособие. / под ред. И.В. Рукавишниковой. - М.: НОРМА, 2011. [11] Горбунова О.Н. Бюджетное право России: учебное пособие / О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков. - М.: Инфра, 2012. [12] Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2011. [13] Цинделиани И.А. Система бюджетного права // Государство и право. - 2010. [14] Бюджетная система Российской Федерации: учебник/под ред. Нешитой А.С. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Дашков и К, 2012. [15] Финансовое право. учеб. для вузов. / О.Б. Быля [и др.]. - М.: Проспект, 2010. [16] Петрова Г.В. Финансовое право. учеб. - M.: Велби, 2011. [17] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Date: 2015-10-21; view: 5004; Нарушение авторских прав |