Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 4. Административно-правовые отношения





 

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие и структура административно-правового отношения.

2. Виды административно-правовых отношений.

Библиография

Дополнительная:

· Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юридическая литература, 1976.

· Административно-правовые отношения. М.: Изд-во Московского университета МВД России, 2002.

 

Рекомендации по подготовке:

При подготовке к занятию по Теме 4 целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

а) авторитарными (вертикальными) признаются ни только те общественные отношения, которые основаны на принципе "власть-подчинение", но и те, в рамках которых одна сторона обязана выполнять законные указания другой стороны (например, общественные отношения, возникающие между сотрудником полиции и обычным гражданином);

б) в административно-правовых отношениях права и обязанности сторон не всегда соответствуют друг другу (например, наличие у сотрудника полиции права по отношению к физическому лицу не означает наличие у данного лица аналогичной встречной обязанности);

в) административная дееспособность в рамках административно-правовых отношений возникает позже 18 лет.

 

Вопросы для самоконтроля:

Юридическая природа административного правоотношения: административная правоспособность; административная дееспособность; административная деликтоспособность; административно-правовой статус и административно-правовая компетенция субъектов административного права; объект административно-правовых отношений. Основания для возникновения административно-правовых отношений: понятие юридического факта; виды юридических фактов; значение юридических фактов.

 

ТЕМА 5. Административно-правовой статус человека и гражданина.

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Права и обязанности человека и гражданина в сфере публичного управления.

2. Юридические гарантии и ответственность человека и гражданина в сфере публичного управления.

Библиография

Основная:

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 159-160.

· Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

· Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

· Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

· Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

· Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

· Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

· Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

· Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

· Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

· Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».

· Указ Президента Российской Федерации № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» от 13.03.97. - СЗ РФ. 1997. №11. ст.1301.

· Указ Президента Российской Федерации №962 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава» от 13.08.98. - «Российская газета» от 18.08.98.

· Постановление Правительства Российской Федерации №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» от 08.07.97. - СЗ РФ. 1997. №28. ст.3444.

· Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».

· Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.

 

Дополнительная:

· Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16-24.

· Агеев А.А. Административное право и права человека // Советское государство и право. 1991. № 5. С.143-145.

Рекомендации по подготовке:

В процессе подготовки необходимо учитывать, что административно-правовой статус граждан Российской Федерации – часть общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» и другими актами законодательства.

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Административно-правовой статус гражданина определяют объем и характер административной правосубъектности, элементами которой являются: административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность – способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Моментом возникновения правоспособности является – рождение, а моментом прекращения – смерть. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Так, например КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет – получение паспорта, затем в 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности и полная – по достижении гражданином 18 лет.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

 

Вопросы для самоконтроля:

Соотношение административно-правового статуса граждан России и иностранных граждан.

ТЕМА 6. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие органа исполнительной власти и элементы его административно правового статуса.

2. Виды федеральных органов исполнительной власти и содержание их административно правового статуса.

3. Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их административно правового статуса.

Библиография

Основная:

· Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

· Федеральный конституционный закон от 25 марта2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»

· Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

· Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»

· Указ Президента РФ от 9 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

· Указ Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти»

· Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"

· Указ Президента РФ от 2 апреля 1992 г. № 323 «О представительствах администраций краев и областей при Правительстве Российской Федерации»

· Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 882 "Об утверждении Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении и актуализации схем теплоснабжения"

· Постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации».

· Указ Президента Российской Федерации «О Министре Российской Федерации» от 17.10.2001. - СЗ РФ. 2001. № 41.

· Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 755 «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. №27. Ст.3282.

· Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации».

Дополнительная:

· Исполнительная власть в России: История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004.

 

Рекомендации по подготовке:

В процессе подготовки необходимо учитывать, что определяя понятие органа исполнительной власти, различные авторы выделяют целый ряд характеризующих его признаков. Отмечается, что орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.

Обобщая эти характеристики, можно сказать, что орган исполнительной власти – это государственное политическое учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.

К характеристикам, определяющим административно-правовой статус органа исполнительной власти, относятся: точное наименование органа; его положение в иерархии субъектов государственной власти, вопросы подчиненности и взаимоотношения с ними; цели, задачи и функции органа; порядок его образования, реорганизации и упразднения; направления, формы и методы деятельности; структура органа; виды издаваемых им правовых актов и многое другое. При этом важнейшей составной частью административно-правового статуса органа исполнительной власти является его компетенция, т.е. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий).

Вопросы для самоконтроля:

Принципы деятельности федеральных органов исполнительной власти. Особенности административно-правового статуса федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

ТЕМА 7. Административно-правовой статус государственных служащих.

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие, содержание и структура административно-правового статуса государственного служащего.

2. Антикоррупционный потенциал административно-правового статуса государственного служащего.

 

Библиография

Основная:

· Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Ст. 32, 71, 97.

· Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

· Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

· Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

· Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

· Указ Президента России от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.

· Указ Президента России от 19 ноября 2002 г. «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005)».

· Указ Президента России от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1164.

· Указ Президента России от 15 мая 1997 г. «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2239.

· Указ Президента России от 9 декабря 1996 г. «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5764.

· Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (ред. от 23.10.1998).

· Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности глав администраций» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 7. Ст.385.

 

Дополнительная:

· Козбаненко В. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: Монография. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Ин-т повышения квалификации гос. служащих, 2003. 155 с.

· Груздев В. С. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации и организационно-правовые основы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. 24 с.

· Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Часть III. Государственная должность и государственный служащий: проблемы правового статуса. М., 2002.

· Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1.

· Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: (Теоретико-административные аспекты). М., 2002.

· Гришковец А.А. Правовое регулирование денежного содержания государственных служащих // Право и политика. 2001. № 3.

· Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997.

 

Рекомендации по подготовке:

В процессе подготовки необходимо учитывать, что под административно–правовым статусом государственного служащего следует понимать определяемую замещаемой им должностью государственной службы совокупность обязанностей, ограничений и запретов, прав и свобод, ответственности служащего, включая правила служебного поведения, необходимость представления сведений о доходах, установленных административным законодательством и гарантированных государством.

В структуре правового статуса конкретного государственного служащего, можно выделить также следующие его элементы: общий, особенный, специальный и индивидуальный.

Содержание административно-правового статуса государственного служащего в определенной степени раскрывается в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», где указано, что «Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, военную службу.

В настоящее время содержательную часть административно-правового статуса государственного служащего можно рассмотреть только в отношении государственных гражданских служащих. Их административно-правовой статус закреплен в главе 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В скором времени ожидается принятие Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», в котором будут закреплены основы административно-правового статуса государственных служащих правоохранительной службы.

При подготовке к занятию, нормативно разграничить административно-правой статусы государственных служащих и лиц осуществляющих государственную службу, но государственными служащими не являющимися.

 

Вопросы для самоконтроля:

Понятие государственного служащего. Понятие, содержание и структура административно-правового статуса государственного служащего. Административно-правовой статус федерального государственного служащего. Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих. Специфика административно-правового статуса государственно-гражданских служащих и сотрудников органов внутренних дел.

Date: 2015-10-21; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию