Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 7

Содержание

Предисловие  
1. Занятие № 1. Лабораторная работа « Типы тканей и их функции»  
2. Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет»  
3. Занятие № 3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы»  
4. Занятие № 4. Практическая работа «Нервная система»  
5. Занятие № 5. Лабораторная работа «Высшая нервная деятельность»  
6. Занятие № 6. Практическая работа «Эндокринные железы»  
7. Занятие № 7. Практическая работа «Сенсорные системы (анализаторы): строение»  
8. Занятие № 8. Лабораторная работа «Сенсорные системы (анализаторы): функции»  
9. Занятие № 9. Практическая работа «Половая система»  
10. Занятие № 10. Лабораторная работа «Кровь»  
11. Занятие № 11. Практическая работа «Сердечно-сосудистая система»  
12. Занятие №12 Практическая работа «Пищеварительная система»  
13. Занятие № 13. Лабораторная работа «Дыхательная система»  
14. Занятие № 14. Практическая работа «Выделительная система»  
15. Занятие № 15. Практическая работа «Системы органов»  
16. Занятие № 16. Практическая работа «Гигиена труда и учебной деятельности»  
Основные понятия, используемые в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»  
Литература  

 

 


Предисловие

Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека – это дисциплина, необходимая всем будущим педагогам, а также специалистам психолого-педагогических и дефектологических специальностей. Эта дисциплина направлена на формирование одной из главных профессиональных компетенций – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Знание анатомо-физиологических, в том числе возрастных, особенностей человеческого организма помогает педагогу и специалисту грамотно планировать учебные нагрузки, выбирать наиболее подходящие методики для обучения и коррекции психологического состояния детей, научить детей соблюдать правила гигиены труда и отдыха.

В рабочей тетради представлены дидактические материалы в виде иллюстраций, схем и таблиц для выполнения практических и лабораторных работ по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. Проработка заданий способствует формированию навыков и умений анализировать теоретический и практический материал, систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения по изученной теме. В каждом занятии приведены контрольные вопросы для проверки усвоения материала. Кроме того, после освоения каждой темы студентам предлагается заполнить тематический словарь основных понятий, приведенных в последней части пособия. Для теоретической подготовки к каждой теме рекомендуется использовать учебную литературу, список которой приведен в конце издания.

 

 


Занятие № 1. Лабораторная работа « Типы тканей и их функции»

 

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.

Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы; учебник [3, с. 27-40].

Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

Ход работы:

1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей человека.

2. Используя учебник [3, с. 27-40], заполните таблицу 1 «Типы тканей и их функции».

Таблица 1 – Типы тканей и их функции

Виды тканей Рисунок (схема) Особенности строения Функции
Эпителиальная ткань
· Однослойный эпителий      
· Многослойный эпителий      
· Железистый эпителий      
Соединительная ткань
· Костная      
· Хрящевая      
· Волокнистая      
· Кровь      
· Жировая      
Мышечная ткань
· Гладкая      
· Поперечно-полосатая скелетная      
· Поперечно-полосатая сердечная      
Нервная ткань
       

Вопросы к занятию № 1:

1. Где находится эпителиальная ткань?

2. К какой ткани относятся железы?

3. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?

4. В чем состоит особенность строения соединительной ткани?

5. Межклеточное вещество крови – жидкость; костной ткани – плотные костные пластины. Чем объяснить различие в свойствах межклеточного вещества у этих видов соединительной ткани?

6. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляются произвольные движения?

7. Для каких тканей характерны электрические сигналы?

8. Какие ткани участвуют в заживлении ран?

9. Какие ткани лишены кровеносных сосудов? Почему?

10. Каковы особенности строения нервной ткани? Что такое нейроглия?

Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет»

 

Опорно-двигательный аппарат – комплекс образований, придающий форму и опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Данный аппарат состоит из пассивной части – скелета и активной части – мышечной системы.

Цель: изучить строение и функции скелета.

Оборудование: модель скелета, черепа, позвонков, костей конечностей, таблицы, атласы [1, с.12-23; 5, с.14-21], учебник [4, с. 144-151].

 

Задание 1. Рассмотрите модель скелета и рисунок 1 «Скелет человека» и сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте красным цветом осевой скелет и синим цветом – периферический.

Рисунок 1 – Скелет человека

 

Задание 2. Рассмотрите модель позвоночника и рисунок 2 «Позвоночный столб» и сделайте соответствующие подписи к нему, на рисунке «а» укажите число позвонков в каждом отделе позвоночника, на рисунке «в» подпишите название физиологических изгибов позвоночника, укажите в каком возрасте и в связи с каким видом деятельности они формируются.

 

Рисунок 2 – Позвоночный столб

 

Задание 3. Рассмотрите рисунок 3 «Скелет верхней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.

Рисунок 3 – Скелет верхней конечности

 

Задание 4. Рассмотрите рисунок 4 «Скелет нижней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.

Рисунок 4 – Скелет нижней конечности

 

Задание 5. Рассмотрите рисунок 5 «Вид черепа спереди и сбоку», подпишите соответствующие цифры. Выделите красным цветом кости лицевого отдела черепа, зеленым цветом – кости мозгового отдела черепа.

 

Рисунок 5 – Вид черепа спереди (а) и сбоку (б)

 

Задание 6. Рассмотрите рис.16 «Череп новорожденного», подпишите название родничков и некоторых частей черепа. Ответьте на вопросы: 1) Что такое родничок? 2) В каком возрасте происходит зарастание родничков? 3) В чем функциональное значение родничков?

 

Рисунок 6 – Череп новорожденного

 

Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы»

 

Мышечная система – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью.

Цель: изучить строение и функции мышечной системы.

Оборудование: муляжи, таблицы по «Мышечной системе», атласы [1, с.24-30; 5, с.22-29], учебник [3, с. 151-160], учебник [3, т. 2].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 7 «Форма мышц», запишите в тетрадь основные виды мышц.

Рисунок 7 – Форма мышц

 

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок 8 «Мышцы тела человека». Ответьте на следующие вопросы.

1.Что обеспечивает определенную форму тела?

2.Каким образом фиксируются мышцы?

3.Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга?

4.Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека?

5.Где находятся мышцы, сгибающие пальцы?

6.Какая мышца поднимает пятку?

7.В каком движении участвует дельтовидная мышца?

8.Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе?

9.Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?

 

а

б

Рисунок 8 – Мышцы тела человека, вид спереди (а) и вид сзади (б)

 

Занятие №4. Практическая работа «Нервная система»

Нервная система – совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Цель: изучить строение и функции нервной системы.

Оборудование: муляжи головного мозга, таблицы по «Нервной системе», атласы [1, с.53-58; 5, с.32-35]А. Астахова, атласы «Наглядный словарь», учебник [3, т. 1; 4, с. 14-39;].

 

Задание 1. Рассмотрите рисунок 9 «Рефлекторные дуги», подпишите все составляющие части. Приведите примеры 2-х-нейронных рефлексов и сложных рефлексов, рефлекторные дуги которых включают вставочные нейроны.

 

Рисунок 9 – Рефлекторные дуги (справа – простая, слева – сложная)

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок 10 «Спинной мозг», подпишите все составляющие части. Какие 2 утолщения есть в спинном мозге, с чем это связано? Сколько пар спинномозговых нервов вам известно? Чем образован спинномозговой нерв, какой он по функции?

 

Рисунок 10 – Спинной мозг, вид спереди (а) и вид сзади (б)

 

Задание 3. Рассмотрите рисунок 11 «Головной мозг» и подпишите все части. Перечислите 6 отделов головного мозга, раскрасьте их разными цветами.

 

Рисунок 11 – Головной мозг

 

Задание 4. Заполните таблицу 2 «Действие вегетативной нервной системы».

Таблица 2 – Действие вегетативной нервной системы

Органы При возбуждении симпатической нервной системы При возбуждении парасимпатической нервной системы
Сердце      
Артерии      
Кишечник      
Печень      
Потовые железы      
Слюнные и слезные железы    
Зрачок      
Бронхи      
Мышцы, поднимающие волосы    

 

Занятие 5. Лабораторная работа «Высшая нервная деятельность»

Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Цель: изучить особенности ВНД человека.

Оборудование: раздаточный материал, тесты.

Ход работы:

Задание 1. Выполните работу«Внимание и работоспособность»

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Материальное оборудование: секундомер, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25.

Ход работы: Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Испытуемому предъявляют первую таблицу (таблица 3) со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без инструкций.

 

Таблица 3 – Пример типовой таблицы для определения устойчивости внимания

         
         
         
         
         

 

Остальные четыре заготовленные таблицы делаются таким же образом, только необходимо поменять местами цифры от 1 до 25.

Форма отчетности: основным показателем будет время выполнения (с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.

По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности (рисунок 11).

 

 


Время, с

 


 

 

 
 


N табл

Рисунок 11 – График для анализа устойчивости внимания и динамики работоспособности

 

С помощью этого теста можно вычислить еще и такой показатель, как эффективность работы (ЭР).

Формула расчета эффективности выполнения работы (ЭР) ЭР=(Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5,

где Т1 – время работы с первой таблицей, Т2 – время работы со второй таблицей, Т3 – время работы с третьей таблицей, Т4 – время работы с четвертой таблицей, Т5 – время работы с пятой таблицей.

ЭР оценивают в секундах, а баллы начисляют с учетом возраста испытуемого (таблица 4).

Таблица 4 – Оценка эффективности работы

Возраст, лет ЭР (время выполнения одной таблицы, с) Число баллов
12-13 <30  
31-35  
36-45  
46-55  
>56  
14-15 <25  
26-30  
31-40  
41-50  
>51  

 

Рассчитайте эффективность работы испытуемого. Сравните полученные результаты в эксперименте с табличными и сделайте вывод.

Вывод:

 

Задание 2. Выполните работу «Работоспособность (по В.Н. Некрасову)»

Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Материалы и оборудование: заготовленная схема, секундомер.

Ход работы: испытуемому предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру».

Образец задания представлен в таблице 5. Начало и окончание работы точно фиксируются экспериментатором.

Форма отчетности: сравните полученные вами результаты с нормативными (таблица 6).


Таблица 5 – Схема для эксперимента

7      
3      
11      
5      

 

 

Таблица 6 - Работоспособность человека

Время выполнения, с Характеристика работоспособности
Быстрее 20 Высокая
21-25 Хорошая
25-35 Средняя
36-40 Пониженная
41-50 Очень низкая

 

Задание 3. Выполните работу «Оценка силы центральной нервной системы методом теппинг-теста»

Теппинг-тест является одним из методов, позволяющих оценить скоростные характеристики двигательного аппарата, темп и устойчивость моторного действия. Е.П. Ильин (1975) предлагает использовать этот метод для оценки такой индивидуально-типологической характеристики, как сила-слабость нервной системы.

Максимальные скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека.

Для проведения теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносят 10 квадратов (5 в верхнем ряду и 5 в нижнем ряду) и нумеруют каждый в верхнем левом углу. Нумерацию производят либо не прерываясь, по часовой стрелке, либо построчно. Пример нумерации квадратов представлен в таблице 7:

Таблица 7 – Образец рабочей таблицы для теппинг-теста

           
           

или

           
           

 

Испытуемый в течение 10 секунд в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате, через 20 секунд – во втором и т. д. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу. Для оценки результатов подсчитывают число точек в каждом квадрате, соединяя все точки между собой. Резкое снижение частоты движений, т. е. уменьшение числа точек от квадрата к квадрату, свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов, а она, в свою очередь, – о замедлении процесса врабатываемости. Этот тест используется для контроля за скоростными качествами, ловкостью и развитием утомления.

Форма отчетности. Результаты работы оформляют в виде графика (рисунок 12), где по оси абсцисс откладывают номер квадрата, а по оси ординат число точек, выбитых испытуемым в соответствующем квадрате. Сначала в первом и втором квадрате может наблюдаться фаза врабатывания, когда число точек меньше, чем в остальных квадратах, а затем – фаза устойчивой работоспособности вплоть до последнего квадрата, что будет свидетельствовать о сильной нервной системе. Если же по ходу графика от квадрата к квадрату наблюдается падение количества точек, это будет свидетельствовать о слабой нервной системе.

По форме графика сделать вывод о силе нервных процессов.

число точек

 

 

 
 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 номер квадрата

Рисунок 12 – График оценки силы нервных процессов

Вывод:
Занятие № 6. Практическая работа «Эндокринные железы»

 

Эндокринная система – совокупность основных желез внутренней секреции, согласованная деятельность которых обеспечивает (совместно с нервной системой) регуляцию всех жизненно важных функций организма.

Цель: изучить строение и функции эндокринной системы.

Оборудование: учебник [3, с. 92-123], учебник [4, с. 129-138].

 

Задание 1. Рассмотрите рисунок 13 «Эндокринные железы в теле человека». Подпишите, название желез внутренней секреции, изображенных на рисунке.

 

Рисунок 13 – Эндокринные железы в теле человека

Задание 2. Заполните таблицу 7 «Гипо- и гиперфункция эндокринных желез».

Таблица 7 – Гипо- и гиперфункция эндокринных желез

Название железы Местораспо-ложение Название гормона Влияние на рост и развитие Гипо-функция Гипер-функция
Эпифиз (шишковид-ная железа)            
Гипофиз            
Паращито-видные железы          
Щитовидная железа            
Надпочеч-ники            
Поджелудоч-ная (панкреати-ческая железа) – островки Лангенгарса          
Половые железы: яичники и семенники            
           
Вилочковая железа (тимус)          

Занятие 7

Практическая работа «Сенсорные системы (анализаторы): строение»

 

Сенсорные системы – системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Цель: изучить строение и функции сенсорных систем.

Оборудование: атласы [1, с.59-73; 5, с.36-41], учебники [3, с. 199-253; 4, с. 67-87].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 14 «Глазное яблоко», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами три оболочки глаза. Ответьте на вопросы: 1) Что такое слепое пятно? 2) Что такое центральная ямка и желтое пятно?

 

Рисунок 14 – Глазное яблоко

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок 15 «Схема строения сетчатки», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Напишите, чем образован зрительный нерв?

Рисунок 15 – Схема строения сетчатки

 

Задание 3. Рассмотрите рисунок 16 «Орган слуха», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами наружное, среднее и внутреннее ухо. Ответьте на вопросы: 1) Чем достигается сохранение одинакового давления воздуха на обе стороны барабанной перепонки? 2) Какие возрастные особенности можно выделить в слуховом анализаторе?

 

Рисунок 16 – Слуховой анализатор

 

Занятие №8. Лабораторная работа «Сенсорные системы: функции»

Цель: изучить строение и функции сенсорных систем.

Оборудование: [1, с.59-73; 5, с.36-41], учебники [3, с. 199-253; 4, с. 67-87].

Задание 1. Выполните работу «Определение остроты зрения».

Цель работы: освоить методику определения остроты зрения у каждого студента.

Материальное обеспечение: таблица Сивцева, указка, щиток для глаз.

Ход работы: таблицу для остроты зрения повесить на хорошо освещенную стену. Испытуемого поместить на расстояние 5 м от таблицы. Закрыть один глаз испытуемого специальным щитком, указывать определенные буквы, начиная с верхних строк и постепенно переходить к нижним. Последняя строка, которую испытуемый прочел без ошибок, служит показателем остроты зрения для данного глаза. Аналогичную операцию провести и для другого глаза.

Остроту зрения рассчитывают по формуле: V=d/D, где

V – острота зрения

D – расстояние от испытуемого до таблицы

d – расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом (указана слева для каждой строки)

Например, если больной сидит на расстоянии 4 м от таблицы и видит буквы только первого ряда, которые в норме он должен был различать с расстояния 5 м, то его острота зрения 4:50 = 0,08, а не 0,1, как было бы, если бы он видел знаки первой строки с расстояния 5 м. В тех случаях, когда с расстояния 5 метров не различают и первого ряда букв, исследуемого для определения остроты зрения подводят ближе к таблице и учитывают расстояние, с которого он видит первую строку. Так, если он различает знаки первой строки только с расстояния 1 м, то острота зрения — 1:50, т. е. 0,02, если видит знаки с расстояния 2 м, то острота зрения равна 2:50 = 0,04 и т. д.

Форма отчетности. Результаты запишите для каждого глаза отдельно, высчитывая по формуле остроту зрения.

В заключении оцените полученные результаты в сравнении с общепринятой нормой. Изучите рисунок 17 «Схема глазного яблока при нарушении зрения» и сделайте вывод о возможных причинах нарушения остроты зрения. Сделайте рекомендации по профилактике нарушений зрения.


 

Нормальный глаз Близорукий глаз Дальнозоркий глаз
 

Рисунок 17 – Схема глазного яблока при нарушении зрения

 

Задание 2. Выполните работу «Наблюдение явления аккомодации»

Цель работы: убедиться, что при фиксировании взгляда на ближе расположенных объектах, отдаленные видятся нечетко и наоборот.

Материальное обеспечение: книга, предметное стекло с нанесенными на него тушью поперечными полосками.

Ход работы: расположите книгу с текстом перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Возьмите в руку предметное стекло и установите его на середине расстояния от глаза до книги. Направьте взгляд на книгу и, читая текст, попытайтесь подсчитать количество полосок на стекле. Наоборот, направив взгляд на предметное стекло и подсчитывая полоски, попытайтесь прочесть текст.

Форма отчетности. Результаты наблюдения опишите в тетради.

В заключении дайте понятие аккомодации и укажите ее основные механизмы.

Задание 3: Выполните работу «Определение поля зрения»

Цель работы: убедиться, что при фиксированном взгляде глаз воспринимает обширное пространство, различно удаленное от фиксируемой взглядом точки.

Материальное обеспечение: периметр Фостера, белые и цветные марки к нему, циркуль, линейка, бланки с контурами нормального поля зрения.

Ход работы: установить периметр на столе в хорошо освещенной комнате. Посадить испытуемого спиной к свету, подбородок установить на специальную подставку таким образом, чтобы скуловая кость со стороны исследуемого глаза находилась на уровне нижнего края визирной пластинки. Исследуемым глазом испытуемый фиксирует белую точку в центре периметра. Второй глаз должен быть закрыт пластинкой. При первом измерении дугу установить в горизонтальном положении. Для измерения границ черно-белого зрения использовать белую марку, которую надо медленно передвигать по внутренней поверхности дуги от ее наружного края к центру. Испытуемый при неподвижно-фиксированном взгляде сообщает о моменте, с которого становится видна подвижная марка, а экспериментатор отмечает соответствующее положение марки на дуге в градусах смещение от фиксируемой точки, а затем точкой на стандартном бланке (рисунок 18) с контуром нормального поля зрения. Местоположение каждой точки проверить дважды. Затем измерить поле зрения с другой стороны. Аналогичным образом проводить опыт при повороте дуги на 45º, 90 º, 135 º, 180 º.

Всего на бланке отмечают 8 точек. По окончании измерений все точки на бланке соединить друг с другом, образуя периметр одновременно видимых точек пространства при фиксированном взгляде. После определения поля зрения для белого цвета повторить работу с цветными марками, нанося найденные точки и периметры цветными карандашами или фломастерами на тот же лист бумаги. Размеры поля зрения для разных цветов различны: больше всего они для белого цвета, несколько меньше для синего, еще меньше для красного и всего меньше — для зеленого.

Иногда наблюдают нарушения полей зрения – скотомы. Скотомы – это постоянное или скоропреходящее ослабление зрения через частичное потемнение поля зрения.

 

Рисунок 18 – Схемы полей зрения правого (а) и левого (б) глаза

Форма отчетности. Результаты работы в виде полученных рисунков оформляются в тетради. Для построения нормального поля зрения на бланке можно воспользоваться таблицей 8.

 

Таблица 8 – Размеры нормального поля зрения для разных цветов

Для белого Для синего Для красного Для зеленого
Кнаружи 90° Кнаружи 85° Кнаружи 75° Кнаружи 55°
Кнутри 60° Кнутри 50° Кнутри 40° Кнутри 30°
Кверху 60° Кверху 45° Кверху.40° Кверху 30°
Книзу 70° Книзу 60° Книзу 45° Книзу.40°

Заключение должно содержать сравнительную оценку размеров полей для разных цветов и сравнение их с нормой.

Задание 4: Выполните работу «Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта)»

Цель работы: убедиться в наличии слепого пятна в месте проникновения зрительного нерва через сетчатку в глазное яблоко.

Материальное обеспечение: рисунок 19 (варианты 1-3) и линейка.

Ход работы: поместите рисунок перед глазами на расстоянии вытянутой руки, закройте один глаз и медленно приближайте рисунок к глазу. На определенном расстоянии рисунка от глаза часть рисунка выпадает из поля зрения. Измерьте это расстояние от рисунка до глаза. Объясните получаемое явление.

Вариант 1 (смотри на маленькую точку правым глазом, левый закрыт)

 

 

Вариант 2 (смотрите на большую точку в центре двух кругов левым глазом, правый закрыт)

 

Вариант 3 (смотрите на круг правым глазом, левый закрыт)

Рисунок 16 – Обнаружение слепого пятна

 

Далее определите расстояние между слепым и желтым пятном. Для этого обозначьте следующие точки:

А1 – слепое пятно

В1 – желтое пятно

С1 – середина расстояния между слепым и желтым пятнами

О – узловая точка глаза

А – центр точки, где фиксируете глаз

В – центр второй фигуры, которая исчезает при приближении рисунка к глазу

С – середина расстояния между центрами двух фигур на рисунке.

Из подобия треугольников вывести отношение АВ/А1В1=ОК/ОС1, где

АВ – измеряете на бумаге

ОК – расстояние от бумаги до глаза

ОС1 – расстояние от узловой точки глаза до сетчатки, которое в среднем равно 17 мм

А1В1=АВ*ОС1/ОК

Вывод сформулируйте в соответствии с поставленной целью.

Задание 5. Выполните работу «Значение бинаурального слуха»

Цель работы: определить значение бинауральности слуха для пространственной локализации звуковых сигналов.

Материальное обеспечение: камертон, резиновые трубки различной длины, соединенные со стеклянными воронками.

Ход работы: испытуемый вставляет в оба слуховых прохода данные ему экспериментатором резиновые трубки одинаковой длины. К раструбам воронок, обращенным друг к другу, экспериментатор, стоя позади испытуемого, подносит звучащий камертон. Испытуемый указывает точку пространства, из которой воспринимается звук. Повторить опыт, заменив одну из трубок другой более длинной или более короткой. Испытуемый отмечает точку пространства, в которой проецируется звучащий камертон.

Результаты занести в тетради. Отметить особенности восприятия звука в первом и втором опытах.

Выводы сделать в соответствии с поставленной целью. Указать, на основании каких особенностей в условиях звуковых раздражений слуховой анализатор способен локализовать в пространстве источник звука.

Задание 6: Выполните работу «Наблюдение костной проводимости звука»

Помимо обычной воздушной проводимости звуковых волн, возможен другой способ их передачи – непосредственно через кости черепа. Если приложить ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку, то звук слышен даже при полном поражении звукопроводящего аппарата (среднего уха). Врачи пользуются исследованием костной проводимости для диагностических целей.

Цель работы: убедиться в наличии костной проводимости звуков.

Материальное обеспечение: камертон, вата, резиновая трубка.

Ход работы:

1) Опыт Вебера.

· Ножку звучащего камертона поставить на среднюю линию головы испытуемого. Отметить, что испытуемый обоими ушами слышит.

· Повторить опыт, предварительно вложив в одно ухо ватный тампон. Оценить характер возникающих при этом ощущений (определить каким ухом – закрытым или открытым – звук воспринимается как более сильный).

· Соединить резиновой трубкой не заложенное ватой ухо первого испытуемого с ухом второго испытуемого и приложить звучащий камертон к средней линии головы одного из них.

2) Опыт Ринне – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон ножкой приложить к сосцевидному отростку. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает совсем. Как только звук перестает быть слышен, камертон переносят к уху и отмечают звуковые ощущения. Повторите этот опыт в обратной последовательности: поднесите камертон к уху, а когда звук перестанет быть слышен, приложите камертон к сосцевидному отростку.

Результаты наблюдений изложить в тетради.

Выводы сделать в соответствии с поставленной целью.

Выводы:

 

 

Занятие № 9. Практическая работа «Половая система»

 

Половая (репродуктивная) система – совокупность органов, выполняющих функцию размножения. Различают внутренние и наружные половые органы.

Цель: изучить строение и функции женской и мужской половой системы.

Оборудование: атласы [1, с. 78-90; 5, с. 56-59], учебник [2, с. 350-364].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 20 «Мужские половые органы», подпишите основные органы.

Рисунок 20 – Мужские половые органы

Задание 2. Рассмотрите рисунок 21 «Женские половые органы», подпишите основные органы.

 

Рисунок 21 – Женские половые органы, внутренние (а) и наружные (б).

 

Задание 3. Составьте схему этапов полового созревания мальчиков и девочек.

Ответьте на вопросы:

1) В каком возрасте начинается половое созревание мальчиков и девочек?

2) Что такое первичные и вторичные половые признаки?

3) Что такое пубертатный период?

Занятие № 10. Лабораторная работа «Кровь»

Кровь – это внутренняя среда организма, состоящая из плазмы и форменных элементов крови. Кровь относится к соединительной ткани.

Цель: изучить строение и функции крови.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, учебник [4, с. 214-222].

Задание 1. Рассмотрите при малом, а затем при большом увеличении микроскопа мазки крови человека, выделите в поле зрения три вида форменных элементов крови (ФЭК): эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Сделайте рисунок разных видов ФЭК в тетрадь и подпишите клетки крови.

 

      Эритроциты   Лейкоциты   Тромбоциты    

 

Задание 2. Рассмотрите при малом, а затем при большом увеличении микроскопа мазки крови человека и лягушки, обратите внимание на форму, размер, наличие или отсутствие ядра в эритроцитах. Зарисуйте эритроциты крови человека и лягушки, сделайте подписи к ним, заполните таблицу 9.

 

Таблица 9 – Строение эритроцитов человека и лягушки

Признаки Эритроциты человека Эритроциты лягушки
Рисунок    
Форма    
Размер    
Наличие ядра    

 

Сделайте вывод, с чем связаны отличия эритроцитов лягушки и человека?

 

Задание 3. Заполните таблицу 10 «Функции форменных элементов крови», опираясь на текст, предложенный ниже.

Таблица 10 – Функции форменных элементов крови

Вид форменных элементов Функция
Эритроциты  
Тромбоциты  
Лейкоциты:   Лимфоциты    
Моноциты  
Нейтрофилы    
Базофилы  
Эозинофилы  

 

Эритроциты. Переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания.

Эозинофилы. Разрушают токсины белкового происхождения. Адсорбируют и разрушают гистамин, который является сосудорасширяющим веществом.

Базофилы. Продуцируют гепарин и гистамин. Участвуют в завершающей фазе воспалительной реакции и хронической воспалительной реакции, способствуя процессам рассасывания и заживления.

Нейтрофилы. Защищают организм от микробов и их токсинов. Способны к фагоцитозу и амебовидному движению.

Моноциты. Способны к фагоцитозу и амебовидному движению. Превращаются в макрофаги, которые более активны в кислой среде.

Лимфоциты. Т-лимфоциты распознают антигены и начинают размножаться, образуя клон из Т-клеток. В-лимфоциты распознают антиген и образую клон из плазматических клеток, которые синтезируют антитела.

Тромбоциты. Участвующие в процессе свертывания крови.

 

Задание 4. Используя материалы рекомендованных учебников, заполните таблицу 11 «Основные нормативы показателей крови».

Таблица 11 –Основные нормативы показателей крови человека

Наименование должной величины Цифровое значение должной величины и ее размерность Возрастные особенности
  Количество крови в организме    
  Состав плазмы: Вода Белки: А) альбумины Б) глобулины В) фибриноген Глюкоза Минеральные соли    
  Физико-химические свойства крови: Осмотическое давление крови Осмотическое давление белков плазмы (онкотическое) Реакция крови Вязкость крови    
  Эритроциты: Количество А) у мужчин Б) у женщин В) у детей Диаметр Общая поверхность Продолжительность жизни Скорость оседания (СОЭ): А) у мужчин Б) у женщин В) у детей    
  Лейкоциты: Общее количество Продолжительность жизни Лейкоцитарная формула: Базофилы Эозинофилы Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты    
  Количество тромбоцитов Продолжительность жизни    
  Гемоглобин Содержание: А) у мужчин Б) у женщин В) у детей Общее количество Количество кислорода, присоединяемое гемоглобином    

 

Занятие № 11. Практическая работа «Сердечнососудистая система»

Сердечнососудистая система образована сердцем и замкнутой сетью кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров.

Цель: изучить строение и функции сердечно-сосудистой системы.

Оборудование: муляжи сердца, таблицы, атласы [1, с. 46-51; 5, с. 48-51], учебник [2, с. 106-145].

Задание 1. Сделайте подписи к рисунку 22 «Строение сердца». Ответьте на следующие вопросы: 1) Что такое клапаны сердца, каково их функциональное назначение? 2) Какие клапаны бывают в сердце и где они располагаются? 3) Что такое перикард? 4) Перечислите как называются 3 оболочки сердца?

Рисунок 22 – Строение сердца

 

Задание 2. Сделайте подписи к рисунку 23 «Проводящая система сердца».

Рисунок 23 – Проводящая система сердца

Задание 3. Проделайте лабораторную работу «Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом»

При каждом сокращении сердца в артерии выбрасывается определенное количество крови, которое называют систолическим или ударным объемом крови (СО).

Сердце, выбрасывая кровь в аорту и легочную артерию во время систолы, создает в них давление, необходимое для продвижения крови по всему сосудистому руслу. Свободному передвижению крови по сосудам препятствует ряд факторов: сопротивление периферических сосудов, трение частиц крови о стенки сосудов.

Величина кровяного давления зависит главным образом от систолического объема крови и диаметра сосудов. В свою очередь систолический объем крови зависит от силы сокращений сердца: чем сильнее сокращение, тем больше объем выбрасываемой крови. Поэтому давление в артериях будет тем выше, чем сильнее сокращение сердца.

Величина кровяного давления тем выше, чем уже просвет сосудистого русла. Кровяное давление неодинаково в разных участках сосудистого русла. Самая большая величина кровяного давления в аорте, несколько меньше – в крупных артериях. Кровяное давление по мере удаления сосудов от сердца постепенно снижается. Его величина тем меньше, чем дальше сосуд от артериального отдела сердца и чем ближе он к венозному. В полых венах оно иногда становится даже ниже атмосферного.

Давление в артериях неодинаково в различных фазах сердечного цикла. Оно наибольшее во время систолы и называется систолическим или максимальным давлением (СД).

В состоянии покоя у взрослого человека систолического давление в плечевой артерии в среднем составляет 120 мм рт. ст. Во время диастолы давление крови наименьшее, оно называется диастолическим или минимальным давлением (ДД). В среднем в плечевой артерии оно составляет 70 мм рт. ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением получила название пульсового давления. Оно является важным показателем функционального состояния ССС.

У человека можно определять величину систолического и диастолического давления методом Короткова при помощи ртутного или пружинного манометра.

Зная величину систолического (СД), диастолического (ДД) и пульсового (ПД) давления крови, частоту сердечных сокращений (ЧСС), можно по формуле рассчитать величину систолического (СО) и минутного (МОК) объемов крови у человека.

1) Измерение артериального давления методом Короткова

Ознакомьтесь с устройством прибора, применяемого для измерения кровяного давления. Обнажите левую руку испытуемого. Оберните манжету плотно вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 2.5-3 см выше локтевого сгиба. В области локтевого сгиба на лучевой артерии установите фонендоскоп. Нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр покажет 160-180 мм рт.ст. (до полного исчезновения пульса).

Медленно выпускайте воздух из манжеты. Снижая давление в манжете, внимательно прослушивайте фонендоскопом пульс и при появлении первого звука зафиксируйте показание манометра. Это будет величина максимального (систолического) давления, т.е. в этот момент только во время систолы кровь проталкивается через сдавленный участок сосуда. Продолжайте прослушивать пульсовые толчки. Они постепенно затухают, и в момент полного исчезновения звука снова зафиксируйте показания манометра. Эта величина соответствует минимальному (диастолическому) давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумно начинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во время диастолы.

Исследуйте влияние физической нагрузки на величину кровяного давления и пульс. Для этого предложите испытуемому сделать 10 приседаний (глубоких и быстрых), после чего в течение 10 с подсчитайте его пульс и сразу же определите величину кровяного давления. Рассчитайте ЧСС за 1 минуту, для чего полученное число ударов за 10 с умножьте на 6. Это число понадобится для расчета МОК. Повторите подсчеты пульса и определение артериального давления после 20 приседаний. Сравните полученные данные. Сделайте вывод о влиянии физической нагрузки на частоту пульса и величину кровяного давления.

2) Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом

Существует формула Старра

СО=[(101+0.5*ПД) – (0.6*ДД)] – 0.6А,

Где СО – систолический объем (мл);

ПД – пульсовое давление;

ДД – диастолическое давление;

А – возраст испытуемого.

Рассчитайте по формуле Старра величину СО в покое и после выполнения физической нагрузки.

Рассчитайте МОК в покое и после работы, для чего величину СО умножьте на ЧСС в 1 минуту: МОК = СО • ЧСС.

Полученные данные занесите в таблицу 12, проанализируйте их и сделайте выводы.

Таблица 12 – Показатели сердечнососудистой системы в покое и после физической нагрузки

Показатели Покой После 10 приседаний После 20 приседаний
ЧСС      
СД      
ДД      
Пульсовое давление      
СОК      
МОК      

 

У детей артериальное давление ниже, чем у взрослых. Средние величины артериального давления у детей представлены в таблице 13.

 

Таблица 13 – Артериальное давление у детей разного возраста

Пол Возраст
7-8 9-10 11-12 13-14 15-16
Мальчики 88/52 91/54 103/60 108/61 110/62
Девочки 87/52 89/53 94/60 106/62 108/62

 

Иногда у подростков в возрасте 14-16 лет артериальное давление заметно повышается, что связано с нейрогуморальными влияниями в период полового созревания. В этот период артериальное давление может достигать и даже превышать 145 мм рт. ст. – это так называемая «юношеская гипертония», которая, как правило, в дальнейшем исчезает. У юношей и девушек 17-18 лет величины артериального давления приближаются к нормальным значениям взрослых.

 

Задание 4. Заполните таблицу 14 «Физиология кровообращения»

Таблица 14 – Физиология кровообращения

Наименование должной величины Цифровое значение должной величины, ее размерность
  Частота сердечных сокращений (ЧСС) А) у взрослого Б) у новорожденного В) в 6 лет  
  Длительность сердечного цикла  
  Длительность фаз сердечного цикла А) систола предсердий Б) систола желудочков С) общая диастола (пауза)  
  Количество крови в организме А) всего Б) циркулирующей С) депонирующей  
  Систолический объем сердца А) у взрослого Б) у новорожденного С) в 1 год  
  Минутный объем сердца А) у взрослого Б) у новорожденного С) в 5 лет  
  Время кругооборота крови А) у взрослого Б) у детей  
  Линейная скорость кровотока А) в крупных артериях Б) в капиллярах С) в крупных венах  
  Давление крови в артериях А) систолическое Б) диастолическое С) пульсовое  

 

 


Задание 5. Рассмотрите рисунок 24 «Схема кругов кровообращения», сделайте подписи к соответствующим цифрам на рисунке. Напишите, где начинается и где заканчивается большой и малый круги кровообращения.

 

Рисунок 24 – Схема кругов кровообращения


Занятие №12. Практическая работа «Пищеварительная система»

Пищеварительная система – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желёз.

Пищеварение – это сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.

Цель: изучить строение и функции пищеварительной систнмы.

Оборудование: таблицы, атласы [1, с.31-41; 5, с.40-44], учебники [2, с. 287-315; 4, с. 179-201].

Задание 1. Общий план строения пищеварительной системы. Рассмотрите рисунок 25 и сделайте к нему соответствующие подписи.

Задание 2. Строение зуба. Рассмотрите рисунок 26 и сделайте к нему соответствующие подписи.

Задание 3. Строение желудка. Рассмотрите рисунок 27 и сделайте к нему соответствующие подписи.

Задание 4. Строение ворсинок тонкой кишки. Рассмотрите рисунок 28 и сделайте к нему соответствующие подписи. Какие 2 вида пищеварения есть в кишечнике? Опишите их.

Задание 5. 12-перстная кишка. Печень. Поджелудочная железа. Рассмотрите рисунок 29 и сделайте к нему соответствующие подписи.

Задание 6. Заполните таблицу 15 «Функции отделов желудочно-кишечного тракта».

Таблица 15 – Функции отделов желудочно-кишечного тракта

Отдел желудочно-кишечного тракта Особенности среды, состав секрета желез, ферменты Функции
     
     

 

 

Рисунок 25 – Общий план строения пищеварительной системы

Рисунок 26 – Строение зуба

Рисунок 27 – Строение желудка

Рисунок 28 – Строение ворсинок тонкой кишки

Рисунок 29 – 12-перстная кишка. Печень. Поджелудочная железа.

 

Занятие №13. Лабораторная работа «Дыхательная система»

Дыхательная система – это совокупность органов, обеспечивающих процесс газообмена между организмом и окружающей средой.

Дыхание – это совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода и выделением энергии.

Цель: изучить строение и функции дыхательной системы.

Оборудование: муляжи сердца, таблицы, атласы [1, с. 42-45; 5, с.52-54], учебники [2, с. 324-330; 4, с. 236-243].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 30 «Дыхательная система человека», сделайте подписи к рисунку. Какие функции выполняют разные отделы дыхательной системы?

Рисунок 30 – Дыхательная система человека

Задание 2. Рассмотрите рисунок 31 «Строение гортани», сделайте подписи к рисунку. Назовите функции гортани.

Рисунок 31 – Строение гортани

Задание 3. Рассмотрите рисунок 32 «Схематическое строение легких человека», сделайте подписи к рисунку.

Рисунок 32 – Схематическое строение легких человека

Задание 4. Выполните лабораторную работу «Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)»

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).

Ход работы:

1) Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.

2) Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.

3) Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оценка результатов

Оцените полученные результаты с помощью таблицы 16.

Таблица 16 – Время задержки дыхания в функциональной дыхательной пробе Серкина

Состояние здоровья 1-й этап работы 2-й этап работы 3-й этап работы
Здоров, тренирован 50-70 с и более более 50% 1-ого этапа более 100% 1-ого этапа
Здоров, нетренирован 45-50 с 30-50% 1-ого этапа 70-100% 1-ого этапа
Скрытая недостаточность кровообращения 30-45 с менее 30% 1-ого этапа менее 70% 1-ого этапа

 

Сделайте вывод о функциональном состоянии дыхательной системы испытуемого.

Вывод:

 

Задание 5. Заполните таблицу 17 по функциональным показателям дыхательной системы.

Таблица 17 – Функциональные показатели дыхательной системы.


<== предыдущая | следующая ==>
Аналитические счета к счету ____количественно-суммовой формы | В) рассчеты

Date: 2015-10-21; view: 4191; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию