Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы





Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

1) личностных:

− воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

2 ) метапредметных:

− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение извлекать необходимую информацию из различных источников для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

3) предметных:

−− сформированность понятий о нормах русского литературного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающихся – 117 часов, обязательная аудиторная учебная нагрузка – 78 часов. Самостоятельная работа – 39 часов. Форма аттестации – экзамен.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе:  
практические занятия -
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе:  
индивидуальное проектное задание -
Итоговая аттестация в форме экзамена

 

Тематический план по дисциплине

Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка, ч. Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов, ч.
Всего Практические занятия
Раздел 1. Введение.        
Тема 1.1. Общие сведения о языке.        
Раздел 2. Лексика и фразеология.        
Тема 2.1. Понятие о слове и его значении. .          
Тема 2.2. Системные отношения в лексике.          
Тема 2.3. Лексика с точки зрения происхождения.        
Тема 2.4. Лексика с точки зрения употребления        
Тема 2.5. Активный и пассивный словарный запас        
Тема 2.6. Фразеологизмы.        
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография        
Тема 3.1. Фонетика. Звуки и буквы.        
Тема 3.2. Орфоэпия. Нормы произношения.        
Тема 3.3. Графика. Принципы русской орфографии.        
Тема 3.4. Правописание безударных гласных и согласных звуков.        
Тема 3.5. Употребление Ь и Ъ знаков.        
Тема 3.6. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.        
Тема 3.7.Контрольная работа № 1. Диктант        
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.        
Тема 4.1.Морфемика. Морфемный анализ.        
Тема 4.2. Словообразование. Словообразовательный анализ.        
Тема 4.3.Чередующиеся гласные в корне слова.        
Тема 4.4. Правописание сложных слов.        
Тема 4.5. Правописание приставок        
Раздел 5. Морфология и орфография.        
Тема 5.1.Имя существительное.        
Тема 5.2. Имя прилагательное.        
Тем 5.3.Имя числительное.        
Тема 5.4.Глагол.        
Тема 5.5. Особые формы глагола. Причастие и деепричастие.        
Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния.        
Тема 5.7. Местоимение        
Тема 5.8. Предлоги как часть речи.        
Тема 5.9 Союзы как часть речи.        
Тема 5.10. Частицы как часть речи.        
Тема 5.11 Контрольная работа № 2 Диктант        
Раздел 6. Язык и речь.        
Тема 6.1.. Речевая ситуация. Стили речи.            
Тема 6.2. Разговорный стиль речи.          
Тема 6.3.Научный стиль речи          
Тема 6.4. Официально-деловой стиль речи.        
Тема 6.5.Публицистический стиль речи.        
Тема 6.6. Художественный стиль речи.        
Тема 6.7. Понятие о тексте. Признаки текста.          
Тема 6.8. Анализ текста.        
Тема 6.9. Контрольная работа № 3        
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.        
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение.        
Тема 7.2. Главные и второстепенные члены предложения.        
Тема 7.3. Двусоставные и односоставные предложения.        
Тема 7.4. Предложения с однородными членами.        
Тема.7.5. Предложение с обособленными и уточняющими членами.        
Тема 7.6. Вводные и вставные конструкции.        
Тема 7.7. Сложное предложение. Пунктуация в ССП.        
Тема 7.8. Сложноподчиненное предложение.        
Тем 7.9. Бессоюзное сложное предложение.        
Тема 7.10. Сложное предложение с различными видами связи.        
Тема 7.11. Прямая и косвенная речь. Диалог.        
Тема 7.12. Сложное синтаксическое целое. Период.        
Тема 7.13. Контрольная работа № 4. Диктант.        
Всего        

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение.      
Тема 1.1. Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык и культура. Язык как исторически развивающееся явление. Язык и история народа. Язык и речь. Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Самостоятельная работа:Написать реферат на тему «История развития русского языка».      
Раздел 2. Лексика и фразеология.      
Тема 2.1. Понятие о слове и его значении. .   Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования метафоры, метонимии, синекдохи.      
Тема 2.2. Системные отношения в лексике.   Омонимы, виды омонимов. Синонимы, антонимы, паронимы в системе русского языка. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза, оксюморон. Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования различных типов омонимии. Найти примеры использования антитезы.      
Тема 2.3. Лексика с точки зрения происхождения. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы и их судьба в русском языке. Этимологические словари. Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования старославянизмов, иностранных слов, исконно русских слов. Выполнить этимологический анализ лексики      
Тема 2.4. Лексика с точки зрения употребления Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика ограниченной сферы употребления (жаргонизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования книжной и разговорной лексики, жаргонизмов, диалектизмов.      
Тема 2.5. Активный и пассивный словарный запас Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Исторические словари. Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования архаизмов, историзмов, неологизмов.    
Тема 2.6. Фразеологизмы. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Самостоятельная работа: Выполнить лексико-фразеологический разбор.      
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография      
Тема 3.1. Фонетика. Звуки и буквы. Предмет и задачи фонетики. Звуки русского языка. Соотношение буквы и звука. Открытый и закрытый слог. Слогоделение. Фонетический разбор слова. Фонетические единицы. Звук и фонема. Самостоятельная работа:Выполнить фонетический и орфоэпический анализ слова.        
Тема 3.2. Орфоэпия. Нормы произношения. Понятие об орфоэпии. Стили произношения. Произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.      
Тема 3.3. Графика. Принципы русской орфографии. Понятие о графике. Русский алфавит. Морфологический (морфематический), фонетический и традиционный принципы русской орфографии. Самостоятельная работа:Написать реферат на тему «Основные принципы русской орфографии».      
Тема 3.4. Правописание безударных гласных и согласных звуков. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Правописание безударных непроверяемых гласных. Правописение звонких и глухих согласных.      
Тема 3.5. Употребление Ь и Ъ знаков. Употребление разделительного Ь и Ъ. Употребление Ь в иноязычных словах.    
Тема 3.6. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание гласных О/Ё после шипящих. Гласные после Ц в суффиксах, окончаниях, корне слова.      
Тема 3.7. Контрольная работа № 1. Диктант. Лексический, фонетический, морфемный, словообразовательный анализ слов.    
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.      
Тема 4.1.Морфемика. Морфемный анализ. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Самостоятельная работа:Выполнить морфемный анализ слова.    
Тема 4.2. Словообразование. Словообразовательный анализ. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Самостоятельная работа:Выполнить словообразовательный анализ слова.    
Тема 4.3.Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Корни с чередованием а//о, и//е, им, ин // а, я.      
Тема 4.4. Правописание сложных слов. Правописание сложных слов с соединительными гласными О / Е. Сложные слова без соединительной гласной.      
Тема 4.5. Правописание приставок Приставки на з-. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Гласные и/ы после приставок. Самостоятельная работа: Упр. 119, 120.      
Раздел 5. Морфология и орфография.      
Тема 5.1.Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ имени существительного.      
Тема 5.2. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ имени прилагательного..    
Тем 5.3.Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ имени числительного.    
Тема 5.4.Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Переходные явления в глагольной системе. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ глагола.    
Тема 5.5. Особые формы глагола. Причастие и деепричастие. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Причастный и деепричастный обороты. Самостоятельная работа:Упр. 182, 186    
Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ наречия.    
Тема 5.7. Местоимение Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ местоимения.    
Тема 5.8. Предлоги как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ предлога.    
Тема 5.9. Союзы как часть речи. Типы союзов в русском языке. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ союза.      
Тема 5.10. Частицы как часть речи. Разряды частиц по значению. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ частицы.      
Тема 5.11 Контрольная работа № 2 Диктант Диктант. Морфологический анализ слов разных частей речи.    
Раздел 6. Язык и речь.      
Тема 6.1.. Речевая ситуация. Стили речи.     Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи. Самостоятельная работа:Выполнитьанализкомпонентов речевой ситуации (на примере публицистического текста)      
Тема 6.2. Разговорный стиль речи.   Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста разговорного стиля.    
Тема 6.3.Научный стиль речи   Научный стиль речи. Признаки, сфера использования. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста научного стиля.    
Тема 6.4. Официально-деловой стиль речи. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста официально-делового стиля.    
Тема 6.5.Публицистический стиль речи. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста публицистического стиля.      
Тема 6.6. Художественный стиль речи. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста художественного стиля.    
Тема 6.7. Понятие о тексте. Признаки текста.   Текст как произведение речи. Связность, композиционное и тематическое единство текста. Завершенность и целостность текста. Структура текста. Основные единицы текста. Самостоятельная работа:Конспект материала. Составление текста.      
Тема 6.8. Анализ текста. .Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста.    
Тема 6.9. Контрольная работа № 3 Анализ текстов разных стилей.    
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.      
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор словосочетания.    
Тема 7.2. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Самостоятельная работа:Упр. 346, 348 (пособие)      
Тема 7.3. Двусоставные и односоставные предложения. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Самостоятельная работа: Упр. 228 (учебник).      
Тема 7.4. Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Самостоятельная работа: Упр. 357 (пособие)      
Тема.7.5. Предложение с обособленными и уточняющими членами. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Самостоятельная работа: Упр. 365, 373.    
Тема 7.6. Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор простого осложненного предложения.    
Тема 7.7. Сложное предложение. Пунктуация в ССП. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.Употребление сложносочиненных предложений в речи. Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения.      
Тема 7.8. Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.      
Тем 7.9. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.    
Тема 7.10. Сложное предложение с различными видами связи. Параллельное и последовательное подчинение. Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.    
Тема 7.11. Прямая и косвенная речь. Диалог. Прямая речь. Слова автора. Косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи, цитатах и диалоге.      
Тема 7.12. Сложное синтаксическое целое. Период. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Понятие структурно-семантического блока. Структура и анализ ССЦ. Период и его построение.    
Тема 7.13. Контрольная работа № 4. Диктант. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор. Синтаксический разбор.    

Date: 2015-10-21; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию