Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО технического профиля профессионального образования.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
− воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
−− сформированность понятий о нормах русского литературного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Максимальная учебная нагрузка обучающихся – 117 часов, обязательная аудиторная учебная нагрузка – 78 часов. Самостоятельная работа – 39 часов. Форма аттестации – экзамен.
Наименование разделов и тем
| Максимальная нагрузка, ч.
| Количество аудиторных часов
| Самостоятельная работа студентов, ч.
|
Всего
| Практические занятия
|
Раздел 1. Введение.
|
|
|
|
|
Тема 1.1. Общие сведения о языке.
|
|
|
|
|
Раздел 2. Лексика и фразеология.
|
|
|
|
|
Тема 2.1. Понятие о слове и его значении.
.
|
|
|
|
|
Тема 2.2. Системные отношения в лексике.
|
|
|
|
|
Тема 2.3. Лексика с точки зрения происхождения.
|
|
|
|
|
Тема 2.4. Лексика с точки зрения употребления
|
|
|
|
|
Тема 2.5. Активный и пассивный словарный запас
|
|
|
|
|
Тема 2.6. Фразеологизмы.
|
|
|
|
|
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
|
|
|
|
|
Тема 3.1. Фонетика. Звуки и буквы.
|
|
|
|
|
Тема 3.2. Орфоэпия. Нормы произношения.
|
|
|
|
|
Тема 3.3. Графика. Принципы русской орфографии.
|
|
|
|
|
Тема 3.4. Правописание безударных гласных и согласных звуков.
|
|
|
|
|
Тема 3.5. Употребление Ь и Ъ знаков.
|
|
|
|
|
Тема 3.6. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
|
|
|
|
|
Тема 3.7.Контрольная работа № 1. Диктант
|
|
|
|
|
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.
|
|
|
|
|
Тема 4.1.Морфемика. Морфемный анализ.
|
|
|
|
|
Тема 4.2. Словообразование. Словообразовательный анализ.
|
|
|
|
|
Тема 4.3.Чередующиеся гласные в корне слова.
|
|
|
|
|
Тема 4.4. Правописание сложных слов.
|
|
|
|
|
Тема 4.5. Правописание приставок
|
|
|
|
|
Раздел 5. Морфология и орфография.
|
|
|
|
|
Тема 5.1.Имя существительное.
|
|
|
|
|
Тема 5.2. Имя прилагательное.
|
|
|
|
|
Тем 5.3.Имя числительное.
|
|
|
|
|
Тема 5.4.Глагол.
|
|
|
|
|
Тема 5.5. Особые формы глагола. Причастие и деепричастие.
|
|
|
|
|
Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния.
|
|
|
|
|
Тема 5.7. Местоимение
|
|
|
|
|
Тема 5.8. Предлоги как часть речи.
|
|
|
|
|
Тема 5.9 Союзы как часть речи.
|
|
|
|
|
Тема 5.10. Частицы как часть речи.
|
|
|
|
|
Тема 5.11 Контрольная работа № 2 Диктант
|
|
|
|
|
Раздел 6. Язык и речь.
|
|
|
|
|
Тема 6.1.. Речевая ситуация. Стили речи.
|
|
|
|
|
Тема 6.2. Разговорный стиль речи.
|
|
|
|
|
Тема 6.3.Научный стиль речи
|
|
|
|
|
Тема 6.4. Официально-деловой стиль речи.
|
|
|
|
|
Тема 6.5.Публицистический стиль речи.
|
|
|
|
|
Тема 6.6. Художественный стиль речи.
|
|
|
|
|
Тема 6.7. Понятие о тексте. Признаки текста.
|
|
|
|
|
Тема 6.8. Анализ текста.
|
|
|
|
|
Тема 6.9. Контрольная работа № 3
|
|
|
|
|
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.
|
|
| |
|
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение.
|
|
|
|
|
Тема 7.2. Главные и второстепенные члены предложения.
|
|
|
|
|
Тема 7.3. Двусоставные и односоставные предложения.
|
|
|
|
|
Тема 7.4. Предложения с однородными членами.
|
|
|
|
|
Тема.7.5. Предложение с обособленными и уточняющими членами.
|
|
|
|
|
Тема 7.6. Вводные и вставные конструкции.
|
|
|
|
|
Тема 7.7. Сложное предложение. Пунктуация в ССП.
|
|
|
|
|
Тема 7.8. Сложноподчиненное предложение.
|
|
|
|
|
Тем 7.9. Бессоюзное сложное предложение.
|
|
|
|
|
Тема 7.10. Сложное предложение с различными видами связи.
|
|
|
|
|
Тема 7.11. Прямая и косвенная речь. Диалог.
|
|
|
|
|
Тема 7.12. Сложное синтаксическое целое. Период.
|
|
|
|
|
Тема 7.13. Контрольная работа № 4. Диктант.
|
|
|
|
|
Всего
|
|
| |
|
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1. Введение.
| |
| |
Тема 1.1. Общие сведения о языке.
| Роль языка в жизни общества. Язык и культура. Язык как исторически развивающееся явление. Язык и история народа. Язык и речь. Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Самостоятельная работа:Написать реферат на тему «История развития русского языка».
|
|
|
Раздел 2. Лексика и фразеология.
| |
| |
Тема 2.1. Понятие о слове и его значении.
.
| Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования метафоры, метонимии, синекдохи.
|
|
|
Тема 2.2. Системные отношения в лексике.
| Омонимы, виды омонимов. Синонимы, антонимы, паронимы в системе русского языка. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза, оксюморон.
Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования различных типов омонимии. Найти примеры использования антитезы.
|
|
|
Тема 2.3. Лексика с точки зрения происхождения.
| Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы и их судьба в русском языке. Этимологические словари.
Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования старославянизмов, иностранных слов, исконно русских слов. Выполнить этимологический анализ лексики
|
|
|
Тема 2.4. Лексика с точки зрения употребления
| Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика ограниченной сферы употребления (жаргонизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования книжной и разговорной лексики, жаргонизмов, диалектизмов.
|
|
|
Тема 2.5. Активный и пассивный словарный запас
| Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Исторические словари.
Самостоятельная работа:Выписать из текста примеры использования архаизмов, историзмов, неологизмов.
|
|
|
Тема 2.6. Фразеологизмы.
| Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Самостоятельная работа: Выполнить лексико-фразеологический разбор.
|
|
|
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
|
|
|
|
Тема 3.1. Фонетика. Звуки и буквы.
| Предмет и задачи фонетики. Звуки русского языка. Соотношение буквы и звука. Открытый и закрытый слог. Слогоделение. Фонетический разбор слова. Фонетические единицы. Звук и фонема.
Самостоятельная работа:Выполнить фонетический и орфоэпический анализ слова.
|
|
|
Тема 3.2. Орфоэпия. Нормы произношения.
| Понятие об орфоэпии. Стили произношения. Произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
|
|
|
Тема 3.3. Графика. Принципы русской орфографии.
| Понятие о графике. Русский алфавит. Морфологический (морфематический), фонетический и традиционный принципы русской орфографии.
Самостоятельная работа:Написать реферат на тему «Основные принципы русской орфографии».
|
|
|
Тема 3.4. Правописание безударных гласных и согласных звуков.
| Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Правописание безударных непроверяемых гласных. Правописение звонких и глухих согласных.
|
|
|
Тема 3.5. Употребление Ь и Ъ знаков.
| Употребление разделительного Ь и Ъ. Употребление Ь в иноязычных словах.
|
|
|
Тема 3.6. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
| Правописание гласных О/Ё после шипящих. Гласные после Ц в суффиксах, окончаниях, корне слова.
|
|
|
Тема 3.7. Контрольная работа № 1. Диктант.
| Лексический, фонетический, морфемный, словообразовательный анализ слов.
|
|
|
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.
|
|
|
|
Тема 4.1.Морфемика. Морфемный анализ.
| Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Самостоятельная работа:Выполнить морфемный анализ слова.
|
|
|
Тема 4.2. Словообразование. Словообразовательный анализ.
| Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Самостоятельная работа:Выполнить словообразовательный анализ слова.
|
|
|
Тема 4.3.Чередующиеся гласные в корне слова.
| Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Корни с чередованием а//о, и//е, им, ин // а, я.
|
|
|
Тема 4.4. Правописание сложных слов.
| Правописание сложных слов с соединительными гласными О / Е. Сложные слова без соединительной гласной.
|
|
|
Тема 4.5. Правописание приставок
| Приставки на з-. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Гласные и/ы после приставок.
Самостоятельная работа: Упр. 119, 120.
|
|
|
Раздел 5. Морфология и орфография.
|
|
|
|
Тема 5.1.Имя существительное.
| Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ имени существительного.
|
|
|
Тема 5.2. Имя прилагательное.
| Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ имени прилагательного..
|
|
|
Тем 5.3.Имя числительное.
| Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ имени числительного.
|
|
|
Тема 5.4.Глагол.
| Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Переходные явления в глагольной системе. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ глагола.
|
|
|
Тема 5.5. Особые формы глагола. Причастие и деепричастие.
| Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Причастный и деепричастный обороты.
Самостоятельная работа:Упр. 182, 186
|
|
|
Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния.
| Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ наречия.
|
|
|
Тема 5.7. Местоимение
| Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ местоимения.
|
|
|
Тема 5.8. Предлоги как часть речи.
| Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ предлога.
|
|
|
Тема 5.9. Союзы как часть речи.
| Типы союзов в русском языке. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ союза.
|
|
|
Тема 5.10. Частицы как часть речи.
| Разряды частиц по значению. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Самостоятельная работа:Выполнить морфологический анализ частицы.
|
|
|
Тема 5.11 Контрольная работа № 2
Диктант
| Диктант. Морфологический анализ слов разных частей речи.
|
|
|
Раздел 6. Язык и речь.
|
|
|
|
Тема 6.1.. Речевая ситуация. Стили речи.
| Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи.
Самостоятельная работа:Выполнитьанализкомпонентов речевой ситуации (на примере публицистического текста)
|
|
|
Тема 6.2. Разговорный стиль речи.
| Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста разговорного стиля.
|
|
|
Тема 6.3.Научный стиль речи
| Научный стиль речи. Признаки, сфера использования. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста научного стиля.
|
|
|
Тема 6.4. Официально-деловой стиль речи.
| Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста официально-делового стиля.
|
|
|
Тема 6.5.Публицистический стиль речи.
| Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства.
Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста публицистического стиля.
|
|
|
Тема 6.6. Художественный стиль речи.
| Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста художественного стиля.
|
|
|
Тема 6.7. Понятие о тексте. Признаки текста.
| Текст как произведение речи. Связность, композиционное и тематическое единство текста. Завершенность и целостность текста. Структура текста. Основные единицы текста.
Самостоятельная работа:Конспект материала. Составление текста.
|
|
|
Тема 6.8. Анализ текста.
| .Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Самостоятельная работа:Выполнить анализ текста.
|
|
|
Тема 6.9. Контрольная работа № 3
| Анализ текстов разных стилей.
|
|
|
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.
|
|
|
|
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение.
| Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор словосочетания.
|
|
|
Тема 7.2. Главные и второстепенные члены предложения.
| Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Самостоятельная работа:Упр. 346, 348 (пособие)
|
|
|
Тема 7.3. Двусоставные и односоставные предложения.
| Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Самостоятельная работа: Упр. 228 (учебник).
|
|
|
Тема 7.4. Предложения с однородными членами.
| Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Самостоятельная работа: Упр. 357 (пособие)
|
|
|
Тема.7.5. Предложение с обособленными и уточняющими членами.
| Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.
Самостоятельная работа: Упр. 365, 373.
|
|
|
Тема 7.6. Вводные и вставные конструкции.
| Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор простого осложненного предложения.
|
|
|
Тема 7.7. Сложное предложение. Пунктуация в ССП.
| Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
|
|
|
Тема 7.8. Сложноподчиненное предложение.
| Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
|
|
|
Тем 7.9. Бессоюзное сложное предложение.
| Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Самостоятельная работа: Выполнить синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
|
|
|
Тема 7.10. Сложное предложение с различными видами связи.
| Параллельное и последовательное подчинение. Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
|
|
|
Тема 7.11. Прямая и косвенная речь. Диалог.
| Прямая речь. Слова автора. Косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи, цитатах и диалоге.
|
|
|
Тема 7.12. Сложное синтаксическое целое. Период.
| Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Понятие структурно-семантического блока. Структура и анализ ССЦ. Период и его построение.
|
|
|
Тема 7.13. Контрольная работа № 4. Диктант.
| Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор. Синтаксический разбор.
|
|
|