Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационный стресс





Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной. Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом, вероятном воздействии неблагопристойных событий, их угрозе, или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о «травмирующих» психику событиях, ситуациях и их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций, развитием чувства тревоги на всем протяжении существования конфликтной ситуации (реальной или воображаемой) – вплоть до ее разрешения или субъективного преодоления этого состояния. В этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом, определяющим угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа ситуации профессиональной деятельности.

В системах управления информационные процессы являются основным содержанием профессиональной деятельности.

Традиционно термин «стресс» используется для обозначения биохимических, психических проявлений адаптационной активности в ответ на экстремальные воздействия любых значимых для организма, факторов. Благодаря развертыванию неспецифических адаптационных процессов организм сохраняет на определенный период времени целостность и жизнедеятельность при воздействии стрессоров. Очевидно, неспецифические адаптационные процессы выполняют стабилизирующие функции в ответ на экстремальные воздействия за счет расхода «ресурсов» компенсирующих функций, в результате чего для организма сохраняется возможность решения стоящих перед ним жизненных задач.

В условиях воздействия на субъект деятельности экстремальных значений информационных факторов у него отмечаются изменения биохимических реакций, ряда физиологических функций и некоторых психологических показателей, характерных для эффектов воздействия физико-химических стрессоров и являющихся неспецифической адаптационной реакцией организма.

При воздействии различных экстремальных факторов в системе приема и преобразования информации наблюдается снижение объема оперативной памяти, сужение объема восприятия и внимания, затруднения в переключении и распределении внимания, изменения в оперативном мышлении, которые в силу включения компенсаторных процессов не всегда приводят к нарушению деятельности.

Неспецифические адаптационные процессы, развертывающиеся в ответ на воздействие стрессоров в системе приема и преобразования информации, обеспечивают ограничение числа перерабатываемых единиц информации.

Информационный стресс можно определить как состояние повышенной психической напряженности с явлениями функциональной вегетосоматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями, нарушениями работоспособности в результате неблагоприятного влияния факторов эмоционального взаимодействия[24].

Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются:

1. Семантические – а) дефицит информации; б) противоречивость информации; в) субъективная сложность задачи;
г) низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации; д) избыточность информации; е) субъективная сложность задачи и т.д.;

2. Временные – а) дефицит времени; б) высокий темп предъявления информации; в) аритмичность предъявления информации;
г) возрастающий информационный поток; д) возрастающий темп предъявления информации;

3. Организационные – а) неправильный выбор необходимой информации; б) отвлечение внимания; г) объективная сложность задачи и т.д.;

4. Технические – а) отказ системы; б) маскировка сигнала; в) блокировка сигнала; г) отключение сигнала; д) искажение информации; е) сложная информация; ж) интерференция сигналов; з) противоречие информационных признаков ситуации; и) недостаточный привлекающий эффект сигнала.

Специфичность реагирования при стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психическими особенностями личности. Установлены выраженные различия в характере ее реагирования и поведения при воздействии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность[25].







Date: 2015-10-21; view: 508; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию