Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экспериментальные модели вероятностного прогнозирования
В лабораторной практике в качестве экспериментальной модели вероятностного прогнозирования чаще всего используются варианты сенсомоторной деятельности в наиболее универсальной форме различных видов трудовой. В этих целях, по нашему мнению, могут быть использованы методики хронометрического эксперимента в условиях вероятностного прогнозирования и «игра в угадывание» – предсказание следования сигналов ввероятностно организованной среде.[23] Основная задача хронометрического эксперимента состоит в выявлении динамики изменения времени реакции (ВР) на «частые» и «редкие» сигналы бинарной последовательности. Регистрируется и анализируется ВР на появление альтернативных сигналов-символов, следующих друг за другом с различной скоростью (вероятностью). Ситуация хронометрического эксперимента в условиях выбора может быть реализована в различных вариантах, в том числе и с помощью ЭВМ. На экране дисплея последовательно с интервалом 1,5 с высвечиваются два простых отличающихся друг от друга сигнала-символа (например, «0» и «1»; «+» и «–»). Каждому из них соответствует отдельная клавиша. В каждом эксперименте испытуемым предъявляют сигнальную последовательность, состоящую из 100 и более символов. Время реакции и динамика его изменения взависимости от частоты предъявления сигналов является «чутким» индикатором, эффективным показателем формирования вероятностного прогноза, состояния выраженности прогноза, преднастроечных явлений. В целях исследования особенностей формирования вероятностного прогноза, его перестройки в начале эксперимента испытуемым предъявляют серию бинарных сигналов (несколько десятков) с вероятностями их следования: Р1=0,8; Р2= 0,2; затем частоты меняются: Р1=0,2; Р2= 0,8. В заключительной части эксперимента их значения снова восстанавливаются. Установлено, что у взрослых людей и детей с нормальным умственным развитием и состоянием ВР на «частый» сигнал меньше, чем на «редкий», а с изменением условий прогноз изменяется, перестраивается. У людей с отклонениями от нормы вероятностный прогноз или вовсе не формируется (вероятностное «равнодушие»), или выражен слабо, быстро распадается (это зависит от тяжести дефекта). Время реакции регистрируется на протяжении всего эксперимента. При этом анализируются средние значения ВР на «частый» или «редкий» сигнал, их вариативность, статистическая достоверность различий. Основная цель методики «игры в угадывание» состоит в исследовании способов построения прогноза. Как и в хронометрическом эксперименте, на экране дисплея последовательно друг за другом появляются два простых и отличных друг от друга сигнала-символа. Испытуемым предлагают предсказать (угадать), какой из двух известных символов появится на экране, и определить его нажатием на клавишу. После появления соответствующего символа одновременно (или с небольшой задержкой) рядом возникает «программный» символ. Таким образом, имеется возможность сравнить их – субъективный (прогнозируемый) и реальный (программный). Испытуемые работают в авторежиме. Программа следования сигналов формируется заранее. Таким образом, человек предвосхищает будущее, исходя из своего прошлого опыта и информации о наличной ситуации, создавая гипотезы о возможных событиях, каждому из которых приписывается определенная вероятность. Его поведение представляется как функция отражаемого мозгом вероятностного соотношения между значимыми компонентами проблемной ситуации. На основе этого отражения осуществляется вероятностное прогнозирование ожидаемых событий, принимаемое как предвосхищение будущего с целью оптимальной организации поведения. При взаимодействии человека с внешней средой в ее состав может входить не только «природа», но и активный «партнер», при наличии которого прогноз должен включать гипотезы о его возможных наиболее вероятных действиях.
Контрольные вопросы к теме 10 1. Что понимается под вероятностным прогнозированием? 2. На основе чего формируется образ потребного будущего? 3. Что включает в себя актуальная среда субъекта? 4. Что представляет собой активный элемент среды? 5. На чем основано опережающее отражение действительности? 6. Что представляет собой алгоритм поведения в вероятностной среде? 7. Что характерно для субъективной модели условий деятельности? 8. В чем состоит различие условной и ориентировочной реакций? Date: 2015-10-21; view: 366; Нарушение авторских прав |