Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система коммуникативно-стилистических качеств речи





Коммуникативные качества речи можно определить как требования, которые предъявляет к речи языковой коллектив, пользующийся этим языком во всех сферах своей деятельности (прежде всего литературного языка в силу его полифункциональности). Другими словами, коммуникативные качества речи — это такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным.Г.О. Винокур, стремясь определить соотношение между стилистикой и культурой речи, выделял в рамках последней два уровня: первый, низший, — уровень правильности, т. е. соотнесенности речевых конструкций с языковыми нормами, и второй, высший, — уровень целесообразности, т. е. соотнесенности речевых конструкций со стилистическими нормами.

На основании анализа разных классификаций и исходя из того, что существуют два уровня коммуникативных качеств, используем следующую классификацию коммуника­тивно-стилистических качеств речи:

1. Правильность речи.

2. Точность речи.

3. Логичность речи.

4. Целесообразность/уместность речи.

5. Содержательность речи.

6. Ясность речи.

7. Чистота, богатство, выразительность, эстетичность, простота и краткость речи как результат правильности, целесообразности и их разновидностей.

Правильность речи — это полное соответствие речи нормам литературного языка. Правильность охватывает все структурные уровни литературного языка. Точность речи наиболее обобщенно можно определить как соблюдение в речи лексических норм, т. е. точность речи — это своеобразная разно­видность правильности речи в аспекте лексического уровня языка. Однако это разные качества речи. Если правильность опирается исключительно на языковые факторы, то точность речи бази­руется на тесном и непосредственном соотношении с внеязыковыми факторами через категорию лексического значения. Точность речи — это прежде всего строгое соот­ветствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности.Если точность является своеобразной реализа­цией правильности на лексическом уровне, главным образом в пределах слова, то логичность как качество речи выводит нас за рамки слова и вводит в структуру высказывания, в область синтаксиса, т. е. точность прежде всего обусловлена соблюдением лексических норм, а логичность — синтаксических. Целесообразность (уместность) — это такой выбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность отдельного слова, оборота, конструкции или композиционно-речевой системы в целом может определяться и регулироваться функцио­нальным стилем и типом речи. Поскольку целесообразность (уместность) речи не сводится только к целесообразности (уместности) стилистической, то это коммуникативное качество включает в свой состав также такие признаки, как содержательность и ясность речи. Содержательность речи — это коммуникативное качество, которое определяется информационным наполнением передаваемого, соответствием его теме сообщения. Нару­шение данного требования к понятной речи проявляется в использовании большего или меньшего количества средств, чем этого требует передача определенной мысли. Следо­вательно, данное коммуникативное качество предусматривает соотнесенность исполь­зованных языковых средств с содержанием передаваемой мысли.

Речевая избыточность, или многословность, проявляется в использовании большего количества слов, чем этого требует передача определенной мысли.

Плеоназм (от греч. pleonasmos ‘избыточность’) — употребление в речи близких по смыслу слов. В плеонастических конструкциях одно из слов оказывается лишним, поскольку ничего не добавляет к смыслу высказывания.Например: лично я, свободная вакансия, первый лидер,поступательное движение вперед, в общем и в целом, главная суть, ценные сокровища, темный мрак, упал вниз и др.

От плеоназма следует отличать тавтологию (от греч. tautologia, от tauto ‘то же самое’ и logos ‘слово’), т. е. повторение тех же самых или однокоренных слов или же одинаковых морфем, что является нарушением содержательности и чистоты речи. Например: изобразить образ, рассказчик рассказал, нарисовать рисунок и т. п.

В результате забвения первоначального смысла слова или изменения его значения этимологически плеонастические или тавтологические сочетания перестают воспри­ниматься как избыточные. Так, монументальный памят­ник, реальная действительность, информационное сообщение, букинисти­ческая книга и другие соответствуют нормам современного литературного словоупотребления, так как определения в них перестали быть простым повторением основного признака, заключенного в определяемом слове. Словосо­четания черные чернила, белое белье, красная краска,имеющие этимологически общий корень, в настоящее время не воспринимаются как избыточные.

Ясность речи предполагает понятность речи ее адресату и достигается путем точного и однозначного использования слов, терминов, словосоче­таний, грамматических конструкций. Ясность речи представляет собой однозначность передачи информации от адресанта к адресату.Тип ошибки устанавливается в соответствии с той языковой нормой и тем коммуникативно-стилистическим качеством речи, которые нарушаются.

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Date: 2015-10-18; view: 1255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию