Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические занятия по психологии младшего школьника

Для получения зачета каждому студенту необходимо выступить с сообщением минимум на двух практических занятиях. Посетить как минимум пять практических занятий.

Требования к подготовке сообщения – выступление зачитывается если:

  • был использован хотя бы один источник, указанный в списке рекомендованной литературы
  • были приведены практические примеры диагностических методик/развивающих программ/упражнений и т.д.
  • материал структурирован и переработан для сообщения, а не зачитывается с листа.
Занятие Дата Литература для подготовки Задание
Практика 1 – Готовность детей к обучению в школе. Теоретические подходы, методы диагностики. Аршанская - Лисина Бугуличенко - Безруких Вороная - Кравцов Карвонен – Венгер   22.04 1. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – Речь, СПб, 2003 2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 1998 3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу – знаете ли вы своего ученика? – М., 1996 4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2007 5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994 6. Кравцов Г.Г., Кравцова В.В. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., 1987 7. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе – Кишинев, 1987 По теме выступает 5 человек. Каждый докладчик готовит сообщение на 10-15 минут по подходу к пониманию готовности к школе и ее диагностике у одного из следующих авторов:
  • Безруких М.М.
  • Венгер А.Л.
  • Кравцов Г.Г.
  • Лисина М.И.
  • Ясюкова Л.А.
Для иллюстрации подхода к диагностике приведите примеры методик.
Практика 2 - Адаптация к школе. Теоретические подходы и программы помощи. Бугулическо Карвонен Ракова 30.04 1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996. 2. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль,1999. 3. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск,1998. 4. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя. М. 1999. 5. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999. 6. Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь» http://logoped.name/?p=2130 7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 8. Рубцова Т.П. Профилактика школьной дезадаптации. http://festival.1september.ru/articles/596463/ 9. Бардиер Г.А. Почему психолог похож на кота? – тонкости социально-психологической помощи взрослых детям. – Рига, 1997 По теме выступает 5 человек. Для подготовки к занятию каждому докладчику необходимо найти в Интернете или указанной литературе (№1,6,7,8) комплексную программу профилактики дезадаптации в начальной школе. На занятии необходимо будет представить найденную программу и проанализировать, на профилактику каких факторов дезадапатции она, прежде всего, направлена, каковы теоретические моменты, которые положены в основу данной программы.
Практика 3 -Развитие познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления) у младших школьников Михайлова, Аршанская (внимание) Белакова, Решетникова (память) Ковригина, Филипенко (мышление) 7.05 1. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993 3. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников//Вопросы психологии, 1994 - №5 4. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся//Вопросы психологии, 1990, №6 5. Зак А.З. Как ребенку стать умнее. – М., 1997 6. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993 7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. – М., 1997 8. Яковлева Е.Л., Маркова А.К. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников – М., 1992 9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М., 2000 По теме выступает 6 человек. Каждый группа докладчиков из 2 чел. готовит сообщение на 10-15 минут о развитии у младших школьников:
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
В сообщении необходимо представить: а) общую логику работы по развитию соответствующих познавательных процессов, б) примеры конкретных программ/заданий/упражнений.
Практика 4 - Формирование мотивов учения и познавательного интереса у младших школьников. Будейкина, Шевелева, Шерухнова (1 тема) Ковригина (2 тема) Сошникова Васина 13.05 1. Маркова, А. К. Мотивация и интерес к учению / А. К. Маркова // Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986. -С.10-47. 2. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.,1984. 144с. 3. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. – Волгоград, 1983 4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников – М., 2005 5. Дусавицкий А.К. Загадка птицы Феникс. – М., Знание, 1978 6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990,-192 с. По теме выступает 6 человек. Первая подгруппа (3 чел.) готовит сообщение с представлением методик диагностики мотивации учения младших школьников. Вторая группа (3 чел.) готовит сообщение с представлением методов формирования познавательной мотивации и познавательного интереса у младших школьников. Желательно, чтобы были представлены конкретные примеры заданий/уроков
Практика 5 -Формирование учебных действий у младших школьников в процессе обучения. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Вороная Сошникова Васина 21.05
  1. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига, 1999
  2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987
  3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под.ред.А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2010.-152с.
  4. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Уч. пособие / Под ред. Е.Д.Божович – М., 1999
  5. Хамблин Д. Формирование учебных навыков М. Педагогика, 1986
  6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – М.-Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2000
  7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига, 1998
  8. Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории – к практике обучения. – Самара: Из-во «Учебная литература», 2005
  9. Гильманова Ю.Б., Лысенко М.И. (сост.). Проект Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся. – Казань, 2010
По теме выступает 6 человек. Выступающие готовят сообщения о подходах к формированию учебных действий у младших школьников. В сообщении должны быть представлены следующие моменты: а) классификация/ии учебных действий; б) принципы, на которых строятся развивающие программы по формированию учебных действий; в) примеры конкретных заданий на формирование различных учебных действий.
Практика 6 - Освоение письма и счета, дислексия и дисграфия – понятие, диагностика, коррекция Шевелева, Будейкина, Ракова (1 тема) Цветкова, Соколова, Шерухнова (2 тема) 27.05 1. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994 2. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. -144с. 3. Горбенко И.А. Формирование мотивации письменной речи у детей младшего школьного возраста: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.07: Хабаровск, 2000, http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121384.html 4. Салмина Н.Г. Обучение математике в начальной школе. – М., 1975 5. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.).- СПб,: Речь, 2003 http://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml 6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб, 1995 7. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Визель Т. Г. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. -127с. По теме выступает 6 человек. Первая подгруппа (3 чел.) готовит сообщение о психологических основах освоения письма и счета у детей (источники 1-4). При подготовке сообщения важно раскрыть разные существующие подходы и их психологический смысл. Вторая подгруппа (3 чел.) готовит сообщение о дислекции и дисграфии. В сообщении этой группы должны быть отражены а) содержание самих понятий и причины возникновения; б) диагностика с примерами; в) подходы к коррекции (источники 5-7).
Практика 7 -Синдром дефицита внимания и гиперактивности – понятие, диагностика, коррекция Белакова, Решетникова (а) Михайлова, Филипенко (б) Цветкова, Соколова (в) 04.06 1.Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью – СПб, Речь, 2001 2. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М., Генезис – 2010 3. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004 4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002 6. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 7. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001 8. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007 9. Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 10. Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребёнок. — СПб.: Питер, 2004 11. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004 6 человек готовят сообщение о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. В сообщении мини-групп (по 2 чел.) должны быть отражены а) содержание самих понятий (есть ли разница между этими понятиями) и причины их возникновения; б) диагностика, с примерами; в) подходы к коррекции – рекомендации учителям и родителям по работе с такими детьми. Было бы хорошо рассмотреть несколько конкретных кейсов работы с такими детьми.  
Практика 8 – 10.06 Зачетное занятие  

 


<== предыдущая | следующая ==>
Контроль достижения целей тренинга | Мотиваційна частина заняття

Date: 2015-10-21; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию