Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические занятия по психологии младшего школьника
Для получения зачета каждому студенту необходимо выступить с сообщением минимум на двух практических занятиях. Посетить как минимум пять практических занятий.
Требования к подготовке сообщения – выступление зачитывается если:
- был использован хотя бы один источник, указанный в списке рекомендованной литературы
- были приведены практические примеры диагностических методик/развивающих программ/упражнений и т.д.
- материал структурирован и переработан для сообщения, а не зачитывается с листа.
Занятие
| Дата
| Литература для подготовки
| Задание
| Практика 1 – Готовность детей к обучению в школе. Теоретические подходы, методы диагностики.
Аршанская - Лисина
Бугуличенко - Безруких
Вороная - Кравцов
Карвонен – Венгер
| 22.04
| 1. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – Речь, СПб, 2003
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 1998
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу – знаете ли вы своего ученика? – М., 1996
4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2007
5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994
6. Кравцов Г.Г., Кравцова В.В. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., 1987
7. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе – Кишинев, 1987
| По теме выступает 5 человек. Каждый докладчик готовит сообщение на 10-15 минут по подходу к пониманию готовности к школе и ее диагностике у одного из следующих авторов:
- Безруких М.М.
- Венгер А.Л.
- Кравцов Г.Г.
- Лисина М.И.
- Ясюкова Л.А.
Для иллюстрации подхода к диагностике приведите примеры методик.
| Практика 2 - Адаптация к школе. Теоретические подходы и программы помощи.
Бугулическо
Карвонен
Ракова
| 30.04
| 1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996. 2. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль,1999. 3. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск,1998. 4. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя. М. 1999. 5. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.
6. Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь»
http://logoped.name/?p=2130
7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
8. Рубцова Т.П. Профилактика школьной дезадаптации.
http://festival.1september.ru/articles/596463/
9. Бардиер Г.А. Почему психолог похож на кота? – тонкости социально-психологической помощи взрослых детям. – Рига, 1997
| По теме выступает 5 человек. Для подготовки к занятию каждому докладчику необходимо найти в Интернете или указанной литературе (№1,6,7,8) комплексную программу профилактики дезадаптации в начальной школе.
На занятии необходимо будет представить найденную программу и проанализировать, на профилактику каких факторов дезадапатции она, прежде всего, направлена, каковы теоретические моменты, которые положены в основу данной программы.
| Практика 3 -Развитие познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления) у младших школьников
Михайлова, Аршанская (внимание)
Белакова, Решетникова (память)
Ковригина, Филипенко (мышление)
| 7.05
| 1. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993
3. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников//Вопросы психологии, 1994 - №5
4. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся//Вопросы психологии, 1990, №6
5. Зак А.З. Как ребенку стать умнее. – М., 1997
6. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993
7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. – М., 1997
8. Яковлева Е.Л., Маркова А.К. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников – М., 1992
9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М., 2000
| По теме выступает 6 человек.
Каждый группа докладчиков из 2 чел. готовит сообщение на 10-15 минут о развитии у младших школьников:
В сообщении необходимо представить: а) общую логику работы по развитию соответствующих познавательных процессов, б) примеры конкретных программ/заданий/упражнений.
| Практика 4 - Формирование мотивов учения и познавательного интереса у младших школьников.
Будейкина, Шевелева, Шерухнова (1 тема)
Ковригина (2 тема)
Сошникова
Васина
| 13.05
| 1. Маркова, А. К. Мотивация и интерес к учению / А. К. Маркова // Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986. -С.10-47.
2. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.,1984. 144с.
3. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. – Волгоград, 1983
4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников – М., 2005
5. Дусавицкий А.К. Загадка птицы Феникс. – М., Знание, 1978
6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990,-192 с.
| По теме выступает 6 человек. Первая подгруппа (3 чел.) готовит сообщение с представлением методик диагностики мотивации учения младших школьников.
Вторая группа (3 чел.) готовит сообщение с представлением методов формирования познавательной мотивации и познавательного интереса у младших школьников. Желательно, чтобы были представлены конкретные примеры заданий/уроков
| Практика 5 -Формирование учебных действий у младших школьников в процессе обучения. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников.
Вороная
Сошникова
Васина
| 21.05
| - Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига, 1999
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под.ред.А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2010.-152с.
- Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Уч. пособие / Под ред. Е.Д.Божович – М., 1999
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков М. Педагогика, 1986
- Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – М.-Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2000
- Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига, 1998
- Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории – к практике обучения. – Самара: Из-во «Учебная литература», 2005
- Гильманова Ю.Б., Лысенко М.И. (сост.). Проект Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся. – Казань, 2010
| По теме выступает 6 человек. Выступающие готовят сообщения о подходах к формированию учебных действий у младших школьников. В сообщении должны быть представлены следующие моменты: а) классификация/ии учебных действий; б) принципы, на которых строятся развивающие программы по формированию учебных действий; в) примеры конкретных заданий на формирование различных учебных действий.
| Практика 6 - Освоение письма и счета, дислексия и дисграфия – понятие, диагностика, коррекция
Шевелева, Будейкина, Ракова (1 тема)
Цветкова, Соколова, Шерухнова (2 тема)
| 27.05
| 1. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994
2. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. -144с.
3. Горбенко И.А. Формирование мотивации письменной речи у детей младшего школьного возраста: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.07: Хабаровск, 2000, http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121384.html
4. Салмина Н.Г. Обучение математике в начальной школе. – М., 1975
5. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.).- СПб,: Речь, 2003 http://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml
6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб, 1995
7. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Визель Т. Г. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. -127с.
| По теме выступает 6 человек.
Первая подгруппа (3 чел.) готовит сообщение о психологических основах освоения письма и счета у детей (источники 1-4). При подготовке сообщения важно раскрыть разные существующие подходы и их психологический смысл.
Вторая подгруппа (3 чел.) готовит сообщение о дислекции и дисграфии. В сообщении этой группы должны быть отражены а) содержание самих понятий и причины возникновения; б) диагностика с примерами; в) подходы к коррекции (источники 5-7).
| Практика 7 -Синдром дефицита внимания и гиперактивности – понятие, диагностика, коррекция
Белакова, Решетникова (а)
Михайлова, Филипенко (б)
Цветкова, Соколова (в)
| 04.06
| 1.Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью – СПб, Речь, 2001
2. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М., Генезис – 2010
3. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004
4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002
6. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
7. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001
8. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007
9. Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
10. Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребёнок. — СПб.: Питер, 2004
11. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004
| 6 человек готовят сообщение о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. В сообщении мини-групп (по 2 чел.) должны быть отражены а) содержание самих понятий (есть ли разница между этими понятиями) и причины их возникновения; б) диагностика, с примерами; в) подходы к коррекции – рекомендации учителям и родителям по работе с такими детьми.
Было бы хорошо рассмотреть несколько конкретных кейсов работы с такими детьми.
| Практика 8 –
| 10.06
| Зачетное занятие
|
|
Date: 2015-10-21; view: 561; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|