Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В производстве
«У компании, которая не в состоянии занять позицию на основе низких издержек или уникальности продукции и вынуждена продавать свою продукцию кому придется, нет будущего, поскольку, по мере роста ее продаж, она становиться все более уязвимой. Правильная ориентация на потребителя является ключом к успеху»,- П. Портер [8]. Стратегия, по Портеру, состоит в видах деятельности, вернее, в выборе отличающихся способов ведения деятельности либо в ведении отличающихся видов деятельности. Идею конкурентной стратегии можно выразить в двух словах: «быть непохожими». Конкурентоспособность - насколько эффективно компания удовлетворяет потребности клиента по сравнению с другими компаниями, предлагающими сходный продукт или услугу [1]. Предприятия конкурируют друг с другом разнообразными способами. Ключевые критерии конкуренции: цены, качество, специфические особенности товаров или услуг, производственная или сервисная направленность, подвижность производства и сроки выполнения определенных операций. · Цена — это сумма, которую заказчик должен заплатить за изделие или услугу. При равных прочих факторах потребитель выберет изделие или услугу с более низкой ценой. Например, приобретая пакет молока в магазине, чем руководствуется покупатель? Молоко может отличаться по срокам хранения, жирности, производителю, цене, упаковке. При прочих равных какое выберет покупатель? Ответ очевиден – по более низкой цене, и, возможно упаковка может играть решающее значение. В отдельных случаях выбор может быть сделан по производителю, но это уже при наличии бренда, т.е. узнаваемости марки продукта. Компании, которые конкурируют по цене, могут установить более низкую цену за счет снижения объема прибыли, но большинство старается снизить затраты на производство. · Качество относится к материалам и исполнению в такой же степени, как и к дизайну. Обычно понятие качества связано с оценкой покупателя, насколько хорошо изделие или услуга будет служить своей цели. · Отличительные особенности продукции могут относиться к любым характеристикам товара (например, дизайну, цене, качеству, легкости в использовании, удобному местоположению, гарантиям), которые заставляют покупателей считать изделие или услугу более подходящими, чем изделия или услуги конкурента. · Гибкость производства — способность реагировать на изменения. Чем лучше компания или производственный отдел реагируют на изменения, тем больше преимуществ у них будет перед другой компанией, которая реагирует медленнее. Изменения могут касаться увеличений или уменьшений объема спроса или изменений в ассортименте изделий. · Время (сроки) относится к ряду различных аспектов деятельности организации. Например, как быстро изделие или услуга поставляются заказчику. Или как быстро новые изделия или услуги разработаны и представлены на рынок. Или насколько быстро производятся усовершенствования в изделиях или производственных процессах. Рассмотрим причины недостаточной конкурентоспособности предприятий. Согласно оценке специалистов [1] имеется пять основных причин недостаточной конкурентоспособности США на мировом рынке. 1. Производственное планирование чаще всего акцентируется на краткосрочной перспективе, т.е. предприятия не вкладывают инвестиции в долгосрочные проекты, а предпочитают быструю отдачу. Проблема: фактически отсутствует стратегия развития производства, ориентация на краткосрочные планы, нет видения будущего компании. В России проблема долгосрочного производственного развития стоит еще острее из-за отсутствия инвестиций в производственную сферу. 2. Отмечается определенная слабость общей стратегии, в результате чего не распознавалась угроза, исходящая от иностранных конкурентов. Отмечено пренебрежение производственной функцией в сравнении с другими функциональными областями работы компаний. Недостаточное инвестирование в физический и человеческий капитал. 3. Плохо налажено взаимодействие между различными отделами компаний, что привело практически к полному отсутствию обмена информацией между маркетингом, дизайном продукта, дизайном процесса, техническими службами и собственно производством. Существует постоянный конфликт между производством и маркетингом. Таким образом, в итоге фирмы оказались с изделиями, не соответствующими потребностям и пожеланиям потребителя; с изделиями, которые нуждались в перепроектировании; с изделиями, не отвечающими возможностям производства; с изделиями, недостаточно качественными, чтобы конкурировать на рынке. 4. Тенденция рассматривать рабочую силу как фактор стоимости производства, который нужно максимально сократить. Отсюда недооценка важности обучения, стимулирования и адаптации. Фактически отсутствует стратегии в области персонала. Современной тенденцией является признание персонала – важнейшим стратегическим потенциалом, на деле мелкие и крупные фирмы практически не осуществляют обучение и не занимаются развитием. 5. Отмечается слабость технологической практики. Неспособность предприятий США быстро представить на рынок новые изделия — и, соответственно, к потере положения на рынке. Следовательно, необходимо уделять большее внимание разработке производственного процесса и меньшее — разработке изделия. Уделять особое внимание качеству уже на стадии проектирования. Для отечественных предприятий проблема конкурентоспособности стоит намного острее. Россия после 1990 г. переживает наиболее глубокие преобразования именно в научно-технической и производственной сфере деятельности. Официальная статистика свидетельствует об очень низких показателях инновационной деятельности. Доля России на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. Объем экспорта технологий в 2003 году составил 40207,5 млн. руб., а объем экспорта технологий из США превышает показатели России в 200 раз, из Германии в 100 раз, из Италии – в 14 раз [9]. Россия отстает по технологической оснащенности, специалисты отмечают, что на предприятиях устаревшее оборудование и технология, за последнее десятилетие процесс реновации в отраслях машиностроения практически свелся к нулю, например в космическом машиностроении - самой современной отрасли России – доля оборудования с возрастом менее 10 лет не превышает 20%, а десять же лет назад эта цифра составляла 44%. Существующие методы контроля качества не позволяют отечественным предприятиям выходить на мировой уровень, необходимо сформировать стандарты качества, обучить персонал. Отсутствие производственной стратегии на предприятии снижает конкурентоспособность не только конкретного предприятия, но страны в целом. Россия нуждается в передовых технологиях и инвестициях. Логическим продолжением рассмотрения проблемы конкурентоспособности является определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе в сфере производства. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе (КФУ) – это элементы, обеспечивающие успех компании, или то, что способствует повышению прибыли. К числу КФУ относят: стратегию, свойства товаров, на основании которых потребители выбирают бренд или поставщика; ресурсы и возможности, профессиональные кадры, производительность [5]. Ключевые факторы успеха в отрасли - это потребительские свойства товара, опыт и знания, наличие передовых технологий и ноу-хау, современных методов организации производства, т.е. конкурентные возможности (компетенции), успехи на рынке, все слагаемые, которые повышают прибыльность компании. Например, КФУ в пивоварении: полная загрузка производственных мощностей (для минимизации издержек), разветвленная сеть оптовых дистрибьюторов, хорошая реклама. В производстве одежды – дизайн, модели, низкие издержки. В производстве жестяной тары важное значение имеет расположение предприятия, так как транспортные расходы могут быть значительными, и, таким образом, к КФУ относят размещение производственных мощностей. Ключевыми факторами успеха в производстве являются: · Низкая себестоимость- экономия на масштабах производства, эффект обучаемости; · Качество продукции; · Интенсивное использование основных средств; · Месторасположение; · Высокая производительность; · Низкие затраты на дизайн и оформление; · Возможность изготовления продукции на заказ В технологиях: · Качество и передовые современные технологии; · Инновации; · Разработка новых товаров; · Использование информационных технологий. В профессиональной подготовке · Высокий уровень подготовки персонала; · Ноу-хау- в контроле качества; · Дизайнерские возможности; · Опыт; · Быстрое введение новых разработок Выявление ключевых факторов успеха в сфере производства с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции на рынке является важнейшей задачей производственного менеджмента. Менеджеры компании должны сформировать стратегические приоритеты в сфере производства, четко определить, какие виды ресурсов для обеспечения этих приоритетов требуются. Неправильное определение КФУ ведет к ошибкам в выборе стратегии и целей.
Рассмотренные ключевые критерии конкуренции помогают выделить приоритеты в стратегиях предприятий. Путь к успеху любой производственной стратегии заключается в том, чтобы максимально точно определить все возможные варианты приоритетов, понять, каковы могут быть последствия выбора каждого из имеющихся вариантов, а также то, на какие компромиссы придется идти в случае избрания того или иного варианта. Традиционные производственные стратегии обычно ставили целью сведение к минимуму затрат или модификацию изделий. В любой отрасли промышленности существует сегмент рынка, объем продаж на котором зависит исключительно от того, насколько низкими будут издержки компании, выпускающей продукцию. Чтобы успешно конкурировать в такой рыночной нише, фирма непременно должна быть производителем с низкими издержками производства, однако это необходимое, но не достаточное условие и не обязательно означает, что компания добьется высокого уровня рентабельности и успеха. Как правило, продукцией, объемы продаж которой зависят только от уровня издержек на ее производство (или ее себестоимости), являются товары повседневного спроса. Иначе говоря, потребители просто не в состоянии различать одинаковые товары, выпущенные разными компаниями, что и приводит к тому, что в качестве основного критерия при выборе покупки используется ее цена. Однако чаще всего такой сегмент рынка очень велик, и, кроме того, многие компании прельщает потенциальная возможность получить значительную прибыль, которая нередко ассоциируется с большими объемами производства данной продукции, в результате конкуренция на сегментах данного типа обычно очень жесткая, а процент банкротств, как правило, велик. В таких условиях способен существовать только один производитель с самыми низкими издержками производства, который обычно и определяет рыночные цены[4]. В типологии стратегических приоритетов в производственной сфере выделяют два типа стратегий, основанных на факторе качества и факторе времени (сроках). Стратегия, основанная на факторе качества — стратегия, ставящая во главу критерий качества на всех стадиях производства. Стратегии, основанные на качествефокусируются на удовлетворении требований заказчика, вводя показатель качества на всех стадиях производства. При этом критерии качества применяются не только к конечному продукту или услуге, предоставляемой потребителю, но также ко всем соответствующим процессам— проектированию, производству и послепродажному обслуживанию. Следует выделить, что уровень качества каждого отдельного вида продукции изменяется в зависимости от того, для какого сегмента рынка она предназначается. Совершенно очевидно, что детский двухколесный велосипед должен иметь иное качество, чем машина профессионального велогонщика. Использование при изготовлении специальных алюминиевых сплавов и облегченных шестерен и цепей имеет для серьезного велосипедиста принципиальное значение [4]. Качество процесса непосредственно связано с надежностью продукции. Любая продукция должна отвечать характеристикам технических требований и исключать дефекты. Стратегия, основанные на факторе времени, — это стратегии, фокусирующиеся на сокращении сроков исполнения производственных задач [1].Стратегии, основанные на факторе временифокусируются на сокращении времени, которое требуется для выполнения различных операций, например, для разработки и сбыта новых изделий или услуг, для реагирования на изменение потребительского спроса, для поставки изделия или предоставления услуги. Основная идея состоит в том, что при сокращении времени затраты обычно снижаются, производительность повышается, новые изделия появляются на рынке быстрее, и обслуживание потребителя в целом улучшается. На некоторых сегментах рынка основным условием для достижения конкурентного преимущества является способность компании выпускать произведенную ею продукцию или обеспечивать услуги быстрее других фирм. Организации могут сократить затраты времени на следующие процедуры: Время планирования: это время, которое требуется на определение угрозы со стороны конкурентов, разработку стратегии и выбор тактики, одобрение предложенных изменений производственных мощностей, внедрение новых технологий и т.д. Время на разработку изделия/услуги: время, которое требуется на разработку и маркетинг новых или модифицированных изделий или услуг. Время производства: время, которое требуется для производства изделий или услуг. Сюда может входить составление рабочего графика, ремонт оборудования, простои, инвентаризация, обучение персонала и т.п. Время перехода к новой продукции: время, которое требуется для перехода от производства одного типа изделия (или услуги) к другому. Может включать установку нового оборудования, составление новых производственных графиков, переход на новые методы или материалы. Сроки поставок: время, необходимое для исполнения заказов (поставок). Время ответа по рекламациям: рекламациями здесь могут быть жалобы заказчика относительно качества, срока поставок и неправильных отгрузок. Жалобы могут также поступать от служащих относительно условий работы (например, безопасности, освещения, микроклимата), проблем с оборудованием — или проблемы качества. Стратегические приоритеты в производственной сфере: · Срок выполнения заказа. Например, компания, предлагающая услуги по ремонту оборудования, способная реагировать на запрос клиента в формате «24 х24», выполнять простые ремонтные работы на территории клиента в течение одного - двух часов, имеет значительные преимущества по сравнению с компанией-конкурентом, которая гарантирует провести такой ремонт в течение недели. · Надежность поставок. Этот приоритет связан со способностью фирмы поставлять товары или услуги точно в обещанный ею срок. Например, для производителя автомобилей чрезвычайно важно, чтобы поставщики шин ежедневно поставляли необходимое количество данной продукции определенного типа. Если покрышек, нужных для изготовления конкретной модели машины, в определенный момент не окажется в наличии на том участке сборочной линии, где они монтируются, весь конвейер может остановиться и стоять до тех пор, пока не прибудут эти комплектующие. Кроме того, в 80-х и 90-х годах особенно большое внимание стали уделять проблеме сокращения товарно-материальных запасов, что привело к дальнейшему повышению роли надежности поставоккак оценочного критерия при выборе компаниями поставщиков комплектующих [4]. · Способность фирмы реагировать на изменение спроса. Например, если спрос на какой-либо товар достаточно высокий, и есть тенденции к росту, то компании при расширении объемов выпуска сокращает издержки, а капиталовложения в новые технологии быстро окупаются. Если же спрос начинает падать, компании приходится сворачивать производство, и, как следствие, она сталкивается со сложными проблемами — необходимостью сокращения штата и активов. По этим причинам способность компании в течение длительного периода быстро и адекватно реагировать на динамику рыночного спроса становится существенным элементом ее операционной стратегии. · Гибкость и скорость освоения новых товаров. Например, если компания предлагает своим потребителям широкий выбор товаров и способна, быстро реагируя на требования заказчика, перестраивает производство, предлагая в короткие сроки новую продукцию, то она обладает конкурентными преимуществами и способна удерживать клиента длительное время. · Качество Например, компания, производящая оборудование высокого качества должна гарантировать бездефектную работу в течение 1-2 лет (зависит от типа оборудования), обеспечить бесплатную замену в течение гарантийного срока (как минимум 2 года), в этих целях используют современные системы контроля и оценки качества на всех этапах производства. Компания получает конкурентное преимущество за счет формирования определенных отношений доверия клиентов к надежности и качеству функционирования поставляемого оборудования/услуг, и как следствие – удержание клиента в длительной перспективе. Специфические стратегические приоритеты: · Техническая поддержка. Все описанные выше приоритеты носят обобщающий характер, однако у компаний нередко возникает необходимость определять приоритеты по отношению к конкретным видам продукции или отдельным ситуациям. Компании могут ожидать от поставщика комплектующих предоставления технической помощи в разработке продукции, особенно на самых ранних стадиях конструкторских работ и производства. Такие специальные услуги нередко предлагаются производителями для увеличения объемов продаж выпускаемой ими продукции. · Ускорение выпуска нового товара на рынок. Иногда фирме приходится работать совместно с другими компаниями, осуществляя комплексный проект. В таких случаях к подготовке производства можно приступить, не ожидая завершения периода конструкторских разработок. Если разные фирмы одновременно работают над одним проектом и их работа строго координируется, то общее время на реализацию данного проекта существенно сокращается. · Послепродажная поддержка поставщика. Важнейшим приоритетом может стать способность фирмы обеспечивать техническую поддержку своей продукции после продажи. Она заключается в поставке запасных частей, иногда в модификации прежних, старых комплектующих и обеспечении нового, более высокого, уровня эффективности изделия. Скорость, с которой компания реагирует на послепродажные потребности клиентов, также нередко имеет весьма важное значение. Большинство специфических приоритетов в производстве, в основном, относится к сервису. Необходимо особо выделить общую глобальную тенденцию, связанную со все большим превращением современного производства из системы, традиционно производящей в качестве товара только отдельные продукты, в систему, которая в качестве товара создает некий материальный продукт и широкий комплекс услуг, связанных с практическим потреблением данного продукта. Суть системы «продукт—сервис» заключается в том, что организация вместо завершенных продуктов начинает производить и продавать так называемые «пакетные решения», которые наряду с самим продуктом включают и предельно широкий спектр услуг, связанных с его использованием различными потребителями. Причем все такие услуги изначально учитываются в предлагаемой потребителю цене данного продукта. И при этом цены на товарный комплекс «продукт—сервис» устанавливаются на уровне, обеспечивающем жесткую конкуренцию с товаром в виде отдельного (без сервиса) продукта-аналога. По оценке ряда авторитетных экспертов, указанный способ конкуренции в ближайшие 10 лет на всех открытых рынках мира станет решающим. А системы типа «продукт—сервис» станут ключевым фактором бизнес - успеха.
Вопросы для самостоятельной подготовки и проверки Знаний 1. Дайте определение конкурентоспособности. 2. Дайте представление о причинах изменений в структуре конкуренции и внешней среде. Как эти изменения влияют на стратегии предприятий. 3. Назовите важнейшие критерии конкурентоспособности. 4. Дайте определение «КФУ». 5. Проанализируйте причины низкой конкурентоспособности отечественных предприятий. 6. Дайте представление о стратегических приоритетах в сфере производства. 7. Почему возникают специфические стратегические приоритеты. 8. Объясните значение термина «стратегия, основанная на факторе времени», приведите примеры по конкретным предприятиям.
|