Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Рекомендована по специальности 021700





ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

Рекомендована по специальности 021700

«ФИЛОЛОГИЯ»

 

 

Введение

Цель и задачи курса. Научные методы исследования литературного процесса. Историко-теоретический метод как основа курса. Определение понятия «Эпоха Возрождения», его происхождение (труды Бруни, Вазари) и трансформация (труды Вико, Гердера, Гёте, Лосева). Отражение в понятии «Возрождение» (Ренессанс) представления об историческом развитии человечества. Формирование больших государств и наций. Становление национальных языков и национальных культур. Раскол церкви и его влияние на литературный процесс. Критика католичества и папского Рима и неоднозначное отношение к Реформации у большинства писателей эпохи Возрождения. «Универсальный человек» как новый идеал, его реализация в эпоху Возрождения: универсальный подход к освоению мира у Леонардо да Винчи и других деятелей эпохи. Гуманизм как основа идеологии Ренессанса. Обращение к античности, соединение античного антропоцентризма («человек есть мера всех вещей») со средневековой христианской идеей равенства («все люди равны перед Богом»). А.Ф. Лосев об оборотной стороне ренессансного титанизма. Периодизация эпохи Возрождения.

 

Итальянская литература

Высокое Возрождение (Кватроченто, XV век). Итальянский гуманизм XV века. Деятельность Платоновской академии во Флоренции и роль философии Платона и неоплатонизма в развитии гуманизма. Труды Пико де ла Мирандолы, Марсилио Фичино, Лоренцо Валлы. Рождение исторического взгляда в трудах Бруни. Расцвет живописи, скульптуры, архитектуры в ХV – начале XVI века: Брунеллески, Альберти,

Донателло, Вероккьо, Мантеньи, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, ранний Тициан. Античные и библейские образы в живописи. Изображения Мадонны, святого Себастьяна, святого Иеронима.

Достижения итальянской литературы ХV века. Появление новых ренессансных жанров в поэзии и прозе. «Триста новелл» Мазуччо, создание жанра фацеции в «Фацециях» Поджо Браччолини. Обращение к комическому «хвостатому» сонету у Буркьелло (с добавлением лишнего терцета к двум катренам и двум терцетам, составляющим схему этого жанра). Кружок гуманистов Лоренцо Медичи Великолепного. Творчество Лоренцо, Анджело Полициано. «Сказание об Орфее» Полициано как первая гуманистическая драма итальянского Возрождения. Рыцарская поэма: «Большой Моргант» Луиджи Пульчи, «Влюбленный Орландо» Маттео Боярдо, переосмысление мотивов «Песни о Роланде» в этих произведениях. Пасторальный роман «Аркадия» Джакопо Саннадзаро и его влияние на последующее развитие этого жанра в европейской литературе.

 

Позднее Возрождение (Чинквеченто, XVI век). Появление кризисных тенденций в ренессансной культуре конца XV-начала XVI века. Контрреформация, итальянские войны, деятельность Савонаролы, папы Сикста V. Тема Страшного Суда как магистральная тема ренессансной культуры первой половины XVI века. Трансформация образа «универсального человека» в «Книге о придворном» Бальтасара Кастильоне. «Государь» Никколо Макиавелли и ренессансный макиавеллизм. Позднее творчество Микеланджело, Корреджо, Тициана, живопись Тинторетто, Караваджо. Судьба поэтической традиции Петрарки (петраркизм, его обоснование Пьетро Бембо). Поэма в октавах Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» - крупнейший литературный памятник эпохи. Сюжетная связь с «Влюбленным Роландом» Боярдо», средневековые и античные источники произведения. Система образов; роль фантастики; трактовка темы любви. Развитие драматургических жанров. Ариосто как основоположник итальянской «ученой комедии», использование им традиций Плавта и Теренция («Шкатулка»). Развитие жанра «ученой комедии» в творчестве Макиавелли («Мандрагора»), Аретино («Придворная жизнь»), Бруно («Подсвечник»). Жизнь как карнавал. Зарождение комедии масок (commedia dell’ arte). Первая итальянская классическая трагедия – «Софонисба» Триссино (опора на правила Аристотеля, традиции Софокла и Еврипида), развитие его традиций в итальянской драматургии («Гораций» Аретино). «Аминта» Торквато Тассо как наиболее совершенный образец пасторальной драмы. Развитие жанра новеллы. «Венецианский мавр» Джиральди Чинтио и «Ромео и Джульетта» Маттео Банделло как источники сюжетов трагедий Шекспира. «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо» - эпическая поэма в октавах, которой подводится итог развития Ренессанса в Италии. Полемика с Ариосто и продолжение его традиций. Христианская тема как магистральная основа сюжета и различные аспекты её в поэме. Поэма Тассо и «Илиада» Гомера.


Итальянская литература XV-XVI веков и русская культура.

Немецкая и нидерландская литература

 

Введение. Специфика Северного Возрождения, его периодизация. Смещение центра гуманистического движения на север Европы.

Возрождение в Германии. Своеобразие эпохи Возрождения в Германии, обусловленное политическим положением страны и расколом церкви. Немецкая культура XV-XVI веков. Живопись А. Дюрера, Л. Кранаха Старшего, Х. Гольбейна Младшего. Николай Кузанский и его роль в подготовке церковной реформы. Деятельность Мартина Лютера и начало Реформации. Вклад Лютера в развитие немецкой литературы (перевод Библии на немецкий язык, духовные стихи и псалмы, «Застольные беседы»). Крупнейшие памятники литературы немецкого Возрождения: «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена, сатиры Томаса Мурнера, связь этих произведений с традициями народной смеховой культуры («литература о дураках»). Творчество Ганса Сакса. Роль книгопечатания в развитии жанров низовой литературы, рассчитанной на массового читателя. Жанр народной книги, различные источники сюжетов. Народные книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте, последующее развитие образов этих книг в мировой литературе.

Эразм Роттердамский – крупнейший мыслитель европейского гуманизма. Новый латинский перевод Библии, его роль в развитии научного подхода к библейскому тексту. Переписка и дружба с европейскими гуманистами. Основные богословские труды Эразма. Отношение к Реформации. Полемика Эразма с Лютером, спор о «свободе воли». Эразм-латинист. Художественные произведения Эразма. Сборник пословиц с комментариями «Адагия»; сборник диалогов «Домашние беседы». «Похвала Глупости», как гуманистическая сатира на современную действительность, церковников и схоластов. Жанровое своеобразие произведения, особенности стиля.

 

Французская литература

 

Периодизация Французского Возрождения. Итальянское влияние на раннем этапе. Формирование гуманистического мировоззрения. Деятельность Гильома Бюде и других французских гуманистов. Поэзия Клемана Маро, мастерство в малых поэтических формах. «Лионская школа» поэзии, влияние итальянского петраркизма.

Кружок Маргариты Наваррской. Развитие жанра ренессансной новеллы в творчестве Деперье и Маргариты Наваррской. «Гептамерон».

Жизнь и творчество Франсуа Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история и специфика его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов, композиция; роль гротеска в романе. Телесность и реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Изложение теории гуманистического образования и воспитания. Отличие первых двух книг романа от последних трех. Образ Телемской обители как один из ранних примеров утопии в европейской литературе. М.М. Бахтин и А.Ф. Лосев о романе.

Гуманизм в условиях религиозных войн второй половины XVI века. Поэзия «Плеяды». Поэтическая теория, изложенная в трактате Жоашена дю Белле «Защита и прославление французского языка». Поэзия Пьера Ронсара. Разработка жанров оды, гимна, французского сонета, введение «ронсаровой строфы с рифмовкой aabccb, защита александрийского стиха. Трактовка любви, тема творчества и поэтического призвания, эпикурейские и гедонистические мотивы в лирике Ронсара. «Плененная Клеопатра» Этьена Жоделя - первая французская классическая трагедия. Рождение


«ученой комедии» («Духи» Пьера Лариве). Поэзия гугенотов (Дю Бартас, д‘Обинье). «Мениппова сатира». М.М.Бахтин о жанре мениппеи.

Мишель Монтень. «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения. Черты кризиса ренессансного гуманизма в творчестве Монтеня. Особенности жанра эссе. Характер образности и стиля, композиционная свобода и афористичность Монтеня.

Литература французского Возрождения и русская культура.

Испанская литература

 

Введение. Главнейшие исторические события, определившие судьбу Испании в XV-XVI веках. Завершение Реконкисты. Объединение Испании. Испания как единое католическое государство, центр империи Габсбургов при Карле V. Господство Испании на море. Идальго. Завоевание Америки. Политический кризис в конце XVI века. Борьба испанских Нидерландов за независимость и образование семи независимых провинций во главе с Голландией. Гибель «Непобедимой Армады»: утрата господства на море. Деятельность святой инквизиции. Игнатий Лойола и основание ордена иезуитов.

Культура Испании. Народные испанские романсы; цикл романсов о Сиде. Ростки гуманизма: Мигель Сервет, Хуан Луис Вивес. Живопись (Эль Греко).

Литература XV века. Развитие лирических жанров. Сантильяна – основатель «Итальянской школы» в испанской поэзии; введение им жанра сонета в испанскую лирику. Сборник из ста рифмованных пословиц. Карвахаль – наиболее видный представитель неаполитанской группы поэтов. Обращение к народным жанрам романса, серранильи. Хорхе Манрике – крупнейший испанский поэт XV века; поэма «Стансы на смерть отца, капитана Дон Родриго». Поэтическая форма стансов.

Эволюция драматургических жанров. Жанровое своеобразие «Селестины, или Трагикомедии о Калисто и Мелибее» (вероятный автор – Фернандо де Рохас). Драматическая форма произведения, его деление на акты (16 в издании 1499 г., еще 5 актов и пролог в издании 1502 г.), характеристика жанра как драмы для чтения или драматической повести (романа). Образ сводни Селестины как представительницы общественных низов, формирование плутовской традиции в испанской литературе. История трагической любви рыцаря Калисто и знатной девушки Мелибеи, составляющая контраст линии Селестины.

Рождение испанской светской драмы. Эклоги Хуана дель Энсины – первые испанские пьесы, представленные публично. Своеобразие жанра эклоги.

Литература XVI века. Становление и развитие драматургических жанров в первой половине XVI века. Жанры аутос (духовные пьесы) и пасос (интермедии в прозе). Лопе де Руэда – основоположник профессионального театра в Испании.

Поэзия XVI века. Жанры старой испанской лирики (вильянсико, романсы, глосы), их защита представителями старокастильской школы (Кастильехо и др.) Гарсиласо де ла Вега – выдающийся поэт, утвердивший традиции петраркизма в испанской поэзии. Эклоги и сонеты Гарсиласо. Эррера – создатель «высокого стиля» в испанской лирике, разработка им жанра оды. Ода «на победу при Лепанто». Мистическая лирика. «Блаженная жизнь» Луиса де Леона. Эпическая поэзия. «Араукана» Эрсильи. Творчество Луиса Камоэнса. Поэма в октавах «Луизады».


Проза. Рождение плутовского романа (пикарески): жизнь Ласарильо с Тормеса. Образ Ласаро. Понятие «пикаро» (плут). Сюжет, композиция, особенности языка и стиля. «Гусман де Альфараче» Матео Алемана – продолжение традиции. Пасторальный роман. «Диана» Хорхе де Монтемайора. Жанр «мавританской повести». «Повесть об Абенсеррахе и прекрасной Харифе» Вильегаса, «Повесть о «Сегри и Абенсеррахах»

Переса де Иты. Расцвет испанского рыцарского романа. «Амадис Галльский» - источник бесчисленных рыцарских романов XVI века.

Мигель де Сервантес Сааведра. Биография писателя. Драматургия Сервантеса. Трагедия «Нумансия». Пасторальный роман «Галатея». «Назидательные новеллы», развитие жанра новеллы и принципа циклизации новелл. Сатирическая поэма «Путешествие на Парнас». Авантюрный роман в манере Гелиодора «Персилес и Сихисмунда».

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». История создания. Полемика со штампами рыцарского романа. Жанровая структура романа, сложный синтез существующих романных жанров как средство создания принципиально нового жанра; «Дон Кихот» как первый роман нового времени. Система образов. Дон Кихот как «вечный образ». Его трактовки. Статья И.С, Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Образ Дульсинеи Тобосской. Образ Санчо Пансы. Художественный мир романа. Второй том романа, история его появления. Значение «Дон Кихота» для последующего развития жанра романа в мировой литературе. Композиция, художественные средства. Сервантес и русская культура. Достоевский о романе.

 

Английская литература

Ранний этап английского Возрождения. Историческая характеристика Англии в XV-XVI веках. Война Алой и Белой роз. Усиление королевской власти при Тюдорах. Церковная реформа Генриха VIII и возникновение англиканской церкви. Правление Елизаветы Тюдор, понятие «елизаветинская эпоха». Казнь Марии Стюарт. Разгром испанской «Непобедимой Армады» и рост национального самосознания англичан. Господство на море и его роль в укреплении экономической мощи Англии. Становление буржуазии как реальной общественной силы. Философия Фрэнсиса Бэкона.

Англо-шотландские народные баллады, их переводы у русских поэтов (А.С. Пушкина, В.А.Жуковского, Н.С.Гумилева и др.)

Влияние итальянского гуманизма на первых английских гуманистов, их связи с Эразмом Роттердамским. «Университетские умы». Томас Мор – крупнейший представитель раннего Возрождения в Англии, его судьба и творчество. «История Ричарда III». «Утопия» Томаса Мора как источник жанра утопии в новой европейской литературе. Художественное своеобразие и идейная концепция произведения. Продолжение утопической традиции в романе Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (1623-1624).

Английская лирика первой половины XVI века. Традиции Чосера у Джона Скелтона – первого крупного английского поэта эпохи Возрождения. Его сатира «Колин Клаут», использование традиционной для народной поэзии формы доггерела – коротких неравносложных рифмованных строк. Переход от «вульгарной» поэзии к «высокой» у английских петраркистов. Томас Уайет и перенесение на английскую почву жанра сонета. Генри Говард, граф Серрей как создатель формы английского сонета (с рифмовкой abab cdcd efef gg).

Высокое Возрождение в Англии. Расцвет поэзии. Создание кружка поэтов «Ареопаг» (по образцу французской «Плеяды»). Деятельность членов «Ареопага» - Филипа Сидни и Эдмунда Спенсера. Трактат Сидни «Защита поэзии» как манифест гуманистической поэзии, его перекличка с трактатом Дю Белле «Защита и прославление французского языка». Сонетный цикл Сидни «Астрофил и Стелла».

Поэзия Спенсера. Цикл сонетов «Аморетти»; поэма из 12 эклог «Пастушеский календарь». «Королева фей» как ренессансная эпическая поэма. Сочетание античной, итальянской и английской традиций в поэме. Аллегория в поэме. Трактовка рыцарского идеала в ренессансно-гуманистическом духе. «Спенсерова строфа» в «Королеве фей» (8 строк – пятистопный ямб, 9-я строка – шестистопный ямб, рифмовка ababbcbcc), использование этой строфы романтиками (Дж. Г. Байроном в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», П.Б. Шелли в «Восстании Ислама»).

Английский ренессансный роман. Неоконченный пасторальный роман Сидни «Аркадия». Роман Джона Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия». Стиль романа, понятие «эвфуизма». Влияние эвфуистического стиля на Шекспира, на европейский галантный роман XVII века. Роман Томаса Лоджа «Розалинда, золотое наследие Эвфуэса», его влияние на Шекспира (сюжет комедии «Как вам это понравится»). «Жизнеописание Джека Уилтона» Томаса Нэша – первый английский плутовской роман. Развитие традиций испанской плутовской литературы в романе Нэша.

Английская ренессансная драматургия «университетских умов» - предшественников Шекспира. Интерлюдии Джона Гейнвуда. «Приятная комедия о Джоне Грине, векфильдском стороже» Роберта Грина, обращение автора к народным балладам, героизация простолюдина, использование народного языка без примеси эвфуизма. Кристофер Марло – создатель английской ренессансной трагедии. «Трагическая история доктора Фауста» - первая в европейской литературе обработка легенды о докторе Фаусте, изложенной в немецкой народной книге. Образ Фауста. Развитие категории трагического в сравнении с жанром «кровавой трагедии» («Испанская трагедия»Томаса Кида и др.) Разработка белого стиха. Трагедия Марло в русском переводе К.Д. Бальмонта. Марло и Шекспир («Мальтийский еврей Марло и «Венецианский купец» Шекспира, «Эдуард II» Марло и исторические хроники Шекспира.) Устройство английского театра шекспировских времен и основные принципы сценографии того времени.

Уильям Шекспир. «Шекспировский вопрос». Стрэтфордианцы и антистрэфордианцы. Биография Шекспира. Основные этапы его творчества.

Шекспир-лирик. Поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». Традиции Овидия и Петрарки. Сонеты Шекспира. Главные образы и мотивы. Образ «смуглой леди» и переосмысление традиционного образа Прекрасной Дамы. Художественные особенности сонетов, развитие традиции английского сонета. Циклизация сонетов. Переводы сонетов на русский язык (С.Я. Маршак, Б.Л. Пастернак).

Театр времен Шекспира. Устройство елизаветинского театра, специфические особенности сценографии того времени и их отражение в текстах пьес. Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии.

Первый период. Концепция Единой цепи бытия. Исторические хроники, их объединение в цикл. Категория времени у Шекспира. Переход персонажей из одной исторической хроники в другую. Магистральный сюжет шекспировской исторической хроники: приоритет общественной жизни. Образы правителей (Генрих IV, Генрих V, Генрих VII, Ричард III). Образ Фальстафа и «фальстафовский фон» («Генрих IV») – комедийное начало. Макиавеллизм.

Комедии Шекспира. Характер комического у Шекспира, развитие комического от ранних комедий («Комедия ошибок», «Укрощение строптивой»), к поздним («Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь»). Источники сюжетов. Своеобразие женских образов шекспировских комедий. Образ шута. Магистральный сюжет шекспировcкой комедии: приоритет естественной жизни. Художественные особенности комедий.

Ранние трагедии. Трагическое как ужасное в «Тите Андронике». Представление о жанровых модификациях шекспировских трагедий. Системообразующие конфликты: Борьба влюбленных за осуществление своей любви как материал трагедии и комедии («Сон в летнюю ночь» и «Ромео и Джульетта»); своеволие влюбленного монарха как материал трагедии и комедии. Характер трагического. Сочетание трагического и комического. Метафоры в языке трагедии. Развитие трагического начала в «Юлии Цезаре».

Период «великих трагедий». Магистральные сюжеты: потеря человечности в погоне за властью как жанровое содержание трагедии («Макбет»); поиск человеком граней между добром и злом, способов борьбы со злом («Гамлет»). «Гамлет». Источники сюжета (Саксон Грамматик и др.) Характер конфликта в трагедии «Гамлет». Образ Гамлета и его трактовка у Гете, Белинского, Тургенева, Выготского, Пинского. Проблема мести и варианты её разрешения (Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас).Женские образы трагедии. Мотивы дружбы, предательства, искусства, смерти и связанные с ними персонажи. Композиция трагедии. Сцена «мышеловки». Амбивалентность шекспировского текста как объяснение множественности трактовок характеров и событий. Драматическое развитие метафоры яда, метафор «мир – тюрьма», мир – театр». Философский смысл пьесы.

«Отелло». Источники сюжета. Система образов. Образы Отелло, Дездемоны, Яго. Трактовка темы ревности. «Отелло от природы не ревнив – напротив: он доверчив» (А.С. Пушкин). Образ Венеции. Характер конфликта, композиция трагедии.

«Король Лир». Эксперимент короля Лира, его мотивы. Женские образы в трагедии. Параллельная сюжетная линия (заимствованная из «Аркадии» Сидни): Глостер и его сыновья. Природная стихия в трагедии, её метафорический смысл. Л.Н. Толстой о «Короле Лире», объяснение отрицательного отзыва Толстого.

«Макбет». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Образ леди Макбет. Роль фантастического начала. Мотивы шекспировской трагедии в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

«Античные трагедии» («Антоний и Клеопатра», «Тимон Афинский», «Кориолан») и «мрачные комедии» («Все хорошо, что хорошо кончается «Мера за меру»); их жанровое своеобразие и художественные особенности.

Поздний этап творчества Шекспира. Трагикомедии («Цимбелин», Буря», «Зимняя сказка»). Жанровое своеобразие. Сочетание трагедии с утопической развязкой. Роль сказочного элемента. Хронотоп «Бури». «Буря» как поэтическое завещание Шекспира.

Шекспир и маньеризм. Кризис ренессансного мироощущения. Становление мировосприятия XVII века.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Художественные тексты:

 

Лодовико Ариосто. «Неистовый Роланд».

Торквато Тассо. «Освобожденный Иерусалим».

Комедии итальянского Возрождения. — М.: Искусство, 1965.

Сценарии комедии дель арте // Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.

Ганс Сакс. Избранная лирика.

Себастьян Брант. «Корабль дураков».

Народная книга о докторе Фаусте.

Эразм Роттердамский. «Похвала Глупости».

Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Маргарита Наваррская. «Гептамерон».

Пьер Ронсар. Лирика.

Жоашен Дю Белле. Лирика.

Мишель Монтень. «Опыты».

«Жизнь Ласарильо с Тормеса».

Мигель де Сервантес. «Дон Кихот».

Томас Уайет. Лирика.

Генри Серрей. Лирика.

Филипп Сидни. «Астрофил и Стелла».

Эдмунд Спенсер. «Аморетти».

Томас Мор. «Утопия».

Кристофер Марло. «Трагическая история доктора Фауста».

Уильям Шекспир. «Ричард III», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король Лир», «Буря», «Зимняя сказка». Сонеты.

 

2. Рекомендуемые учебные пособия:

 

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х т.т. М., 2001

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

История всемирной литературы в 9-ти томах. Т.3. М., 1985. C.42-405

Энциклопедия литературных героев. (Возрождение. Барокко. Классицизм). М., 1998.

Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение.

М., 1987. С. 139-395.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М., 1985. (раздел о литературе эпохи Возрождения).

История западноевропейского театра: В 7 т. М.: Искусство, 1955-1985. Т. 1. С. 127-349; 389-522; 537-559; 663-690.

 

3. Рекомендуемая критическая литература:

Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII вв. М.: Высшая школа, 1984. С. 8-201.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. - СПб.: Петрополис, 1994.

Типология и периодизация культуры Возрождения. Сб., М., 1978

Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Методологические проблемы филологических наук. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 222-252.

Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М.: Художественная литература, 1961. 336 с.

Ауэрбах Э. Мимесис.Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. С. 182-237; 265-361.

Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. - М.: РГГУ, 1998. - С.319-411.

Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М.: Наследие, 1992. 256 с.

Санктис Ф. де. История итальянской литературы: В 2 т. М.: Наука, 1963. Т. 1. С. 131-535. Т. 2. С. 5-420.

Баткин Л. Г. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1983

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. С. 45-208.

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М.: Наука, 1974. 176 с.

Парандовский Я. Петрарка // Парандовский Я. Олимпийский диск. М.: Прогресс, 1979. С. 231-383.

Хлодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. М.: Наука, 1982. 329 с.

Бранка В. Боккаччо средневековый. М.: Радуга, 1985. 399 с.

Мелетинский Е. М. Классическая новелла эпохи Возрождения // Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. С. 75-135.

Андреев М. Л., Хлодовский Р. И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М.: Наука, 1988. 296 с.

Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 15-214.

История немецкой литературы: В 5 т. М.: Наука, 1962. Т. 1. С. 193-351.

Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. М.: Гослитиздат, 1955. С. 5-24.

Немилов А. Н. Немецкие гуманисты XV в. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 167 с.

Пуришев Б. И. Немецкая народная книга // Прекрасная Магелона. Фортунат. Тиль Уленшпигель. М.: Наука, 1986. С. 261-282.

Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер. М.: Молодая гвардия, 1984. 283 с.

Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.: Художественная литература, 1971. 223 с.

Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М.: Детская литература, 1977. 284 с.

История французской литературы: В 4 т. М.: Наука, 1946. Т. 1. С. 209-334.

Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. С. 87-140.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 527 с.

Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы. М.: Наука, 1976. 432 с.

Косиков Г. К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины // Монтень М. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991. С. 5-32.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. С. 213-237.

Лосев С. С. «Амадис Гальский» как историко-культурное явление // Вопросы истории. – 1984 - № 12.

Бочаров С.Г. О композиции "Дон Кихота" // Сервантес и всемирная литература. М.: Наука, 1969. С. 7-116.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о " Дон Кихоте" // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 113-151.

Франк Б. Сервантес. – М., 1960.

Светлакова О. А. "Дон Кихот" Сервантеса. Проблемы поэтики. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996. 106 с.

Пискунова С. И. Истоки и смысл смеха Сервантеса // Вопросы литературы, 1995. Вып. II. С. 143-169.

Плавскин З. И. Лопе де Вега. 1562-1635. Л.: М.: Искусство, 1960. 175 с.

Осиновский И. Н. Томас Мор. М.: Наука, 1976. 326 с.

Английский сонет XVI-XIX веков. Л.Л. Зорин; вступ. статья А.Н. Горбунова. – М., 1990. – С.41-59

Парфенов А. Т. Кристофер Марло. М.: Художественная литература, 1964. 220 с.

Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М.: Художественная литература, 1971. 606 с.

Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974. 607 с.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1925.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы. - М., 1976..

Пинский Л. Е. Шекспир: основные начала драматургии. - М., 1971

Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.

 

4. Контрольные вопросы по курсу:

 

1. Общая характеристика и периодизация эпохи Возрождения в Италии.

2. Итальянский гуманизм XIV – XVI вв. и его влияние на развитие западноевропейской литературы и философии.

3. Итальянская поэма эпохи Возрождения. Анализ поэмы Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд».

4. Творчество Торквато Тассо и героическая поэма позднего Возрождения. «Освобожденный Иерусалим».

5. Своеобразие и особенности Возрождения в Германии. Возрождение и Реформация.

6. Жанр народной книги и «Народная книга о докторе Фаусте».

7. Эразм Роттердамский. «Похвала Глупости».

8. Эпоха Возрождения во Франции. Основные направления, этапы, жанры.

9. Французская новелла эпохи Возрождения. «Гептамерон» Маргариты Наваррской.

10. Поэзия «Плеяды» и творчество Пьера Ронсара.

11. Лирика Жоашена дю Белле и его эстетические взгляды (трактат «Защита и прославление французского языка»).

12. Творчество Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

13. Жизнь и творчество Мишеля Монтеня. «Опыты».

14. Своеобразие и особенности Возрождения в Испании.

15. Развитие драматургических и лирических жанров испанского Возрождения.

16. Становление испанского плутовского романа. «Жизнь Ласарильо с Тормеса».

17. Жизнь и творчество Мигеля де Сервантеса. Сервантес – драматург и новеллист.

18. Поэтика романа Мигеля де Сервантеса. «Дон Кихот».

19. Своеобразие и особенности Возрождения в Англии. Основные этапы и жанры.

20. Развитие английской поэзии в XV в. Переосмысление петраркистской традиции в творчестве Т. Уайета и Г. Серрея.

21. Расцвет ренессансных поэтических жанров в Англии XVI в. Творчество Эдмунда Спенсера. Сонетный цикл «Аморетти». Поэма «Королева фей».

22. Поэзия Филиппа Сидни. Сонетный цикл «Астрофил и Стелла».

23. Развитие прозаических жанров в литературе английского Возрождения.

24. Творчество Томаса Мора. «Утопия».

25. Становление английской драмы в эпоху Возрождения. «Университетские умы» и их роль в развитии драматургических жанров елизаветинской эпохи.

26. Драматургия К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста».

27. Сонеты Уильяма Шекспира

28. Исторические хроники Уильяма Шекспира. «Ричард III».

29. У. Шекспир – комедиограф. Своеобразие комического у Шекспира. Анализ одной из комедии (по выбору).

30. Трагедии У. Шекспира. Анализ одной из трагедий (по выбору).

 

 







Date: 2015-10-21; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.061 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию