Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи муз.образования





Муз.образ.задача это ближайщий педагогич.интерпритация или часть целей.

Поскольку про-сс муз.образования осуществляется в неразрывном единстве развития обучения и воспитания учащихся, поэтому и постановка задач имеет комплексный характер.

Чтобы достич цели учител.и учащих.необходимо на каждом уроке решать ряд задач, кот.постепенно приюлиж.к цели и помогает освоению каких то её сторон.

-1. Воспитание интереса и любви к муз.иск-ву

-2 развитие способностей глубоко проникновения в нравств.- эстетич.сущность музыки

-3. Развитие муз.восприятия, мышления, слуха, интон.кул-ры, твор.способностей учащихся

-4. Овлад.интон.муз.речью, умение слушат.исполнительской и твор.деятельности

-5. Раскрытие закономерностей муз.ис-ва на основе его интон.природы связи с жизнью и другими видами искусства

-6. Воспитание эстетич.чувств и муз.худ.вкуса.

Кабалевский выделял идею, о том что развитие у учеников активного восприятия музыки - основа муз.образования

10. Методы муз.обучения и воспитания

Под методом следует понимать проф.взаимодествие педагога и учащегося, с целью решения образовательно – воспитательного решения.

Метод выступает как упорядоч.деятельности взаим.педагога и учащегося по достижению определ.учебно – воспитательной деятельности как способ оганизации учебно – познавательно деятельности учащегося.

Отражая характер процееса методы явл. Один их тех механизов, кот.обеспечивает_____________________________________________

Это взаимодействие строится на равных началах, при ведущей и направленной роли учителя, кот.выступает руководителем и организатором пед.процесса. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах. По отношению к методу, приёмы носят частных характер. они не имеют самостоятельных пед.задач, а подчиняются той задаче,кот.преследует данный метод.

Методы осущест.пед.процесса и методические приёмы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конктретных пед.ситуациях. в одних обстоят.метод выступает как самостоятельный путь решения пед.ситуации – как приём имеющий частное назначение. В современной дидактике всё многообразие методов обучениЯ делится на 3 основные группы:

1) Методы организации учебно – позанавтельной деятельности (словесные, наглядные и практические, репродуктивные, проблемооисковые и др.)

2) Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и беседы, и др.)

3) Методы контроля (устные, письменные, лабораторные и др.) и самоконтроля в процессе обучения

Каждый метод реализ.в единстве образоват., воспитат., и развивающ.функции. А его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогич.целесообраз.деятел.учеников.

Система общ.методов о сущ.целостного пед.процесса имеет след.вид:

1) Методы формирования и сознания в целостном пед.процесее

(рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, дискуты, работа с книгой и т.д.)

2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучения, метод создания в острых ситуациях, пед.требования, наблюдение, иллюстрации.)

3) Метод стимулирования и и мотивации деятельности поведения (познавательные игры, дискуссии, поощрение, наказ и др.)

4) Метод контроляэффект.пед.процесса (устн.и пис.опрос, контрольные и лабораторные работы, самопроверка и др.)

Термин «метод» происходит от греч. «metodos», что означает путь, способ приближения к истине путь к результату. Методом обучения наз.способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, направлена на решение образования.

Лернев И.Я. и Скаткин М.Н. предложили 5 методов обучения:

1) Объяснительно – иллюстратиый метод (учащ.получают знания на лекции из учебно – метод.лит-ры в готовом виде, воспринимая и осмысливая факты оценки выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспр.)мышления). В ВУЗе данный метод нах.самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2) Репродуктивный метод. К нему отн.применение изуч.на основе образца или правила.Деятельность обуч.носит алгоритмический характер, т.е.выпол.по инструкции, предписаниям, правилам сходных с показ.образца.

3) Метод проблемного изложения. Используются самые различные источники и средства педагога прежде чем излагать материал, ставит проблему формул.познавательную задачу, а затем раскрывает систему доказательств, сравнивая точку зрения, различные подходы показ.способ решения поставленной задачи.

Студенты как бы становяться свидетилями и соучастниками.

4) Частично поисковый или эврестический. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога или на основе твор.программ. Процесс мышления приобретает продуктивный характер но при этом поэтапно направл-ся контрол.педагога или самим учащимся.

5) Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного объяснения, обучаемый самостоятельно изучает литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выпол.другие действия поискового характера.

Методы учеб.работы непосредственно перерастаю в методы науч.иследования. Под методами осущ.целостного пр-са следует понимать способы проф.взаимод.педагога и учащегося с целью решения образовательно – воспитательных задач.

 

 

16. Развивающее обучение

Вопрос касается роли сознания в про-се воспитания двигательных навыков. Нужно ли включать сознание при работе над развитием и совершенствованием двигательных навыков или они (целесообразные навыки) появляются сами собой. Достаточно точно услышать внутренним слухом как это должно звучать, иметь звуковую цель и руки сами прспосабливаются. В музыкальной методике есть 2 противоположные теории. Стороники 1 ой теории исходили из идеи полной зависимости тех приёмов от художест.намерений исполнителя. 2 ая теория обосновывается на положении, что для выробтки спец.и естественных игровых действий необходима сознательная работа над техникой движений.

Техника есть сознантельное движение, требуемое для игры на инструменте. Путь к ней пролегает в подсозат.движен.К их ощущениям кот.будучи раз пережитые никогда не утрачиваются, в силу чего откладывает необходимость постоянно вновь овладевать инструментом.

Полностью концентрируя внимание на исп., на ощущение естест.свобод.движений и превращая такого ощущения в свободе.

Т.о.сторонники двигательного метода как правило исходят из ощущений естест.движений, но при этом теряют конечную цель, что приводит их к абстрактной техники совер-о движений, если оно не ведёт к решению их худ.задач само по себе не приобретает значимости.

Сторонники слухового метода оспаривая ряд положений теорий двигательного метода полагают, что главное – слышать звуковую цель (как это должно звучать) и тогда руки сами приспособятся, нужные движения найдутся без вмешательства сознания. Привеженцы одностороннего слухового метода по сути игнорируют свободу, рациональность движения, что может в последствии привести к противоречию между желаемым и дейтсвительным.

Исполнитель может ярко, очень тонко слышать внутр.слухом исполь.произвед., а руки зажатые, не свободные. Это противоречие в последствие может иметь плохой результат- испол.с годами свою проф.неполноценность.

Шульпяков О.В.целенаправл.движений (направл.на худ.цель) не обеспечивает их целесообразности, их рациональности свободы, когда худ.цель достигается с нименьшей затратой мыш.усилий.

Важно чтобы студенты и педагоги наблюдали непостредственно на уроках специальности, как учащиеся справляются с поставлен.перди ними задачами.

Шульпяков прихдит к выводу (да и соврем.методика), что оба метода имеют право на существование, но только при учёте музыкальных и двигательных данных исполнителя. В зависимости от этих данных должен строится общий метод преподавания – в одних случаях с преимуществ.выделением муз.-худ.задач и сравнительно спокойным отношением к тех.стороне, других - с весьма_______техникой связанной с худ.-смысловыми задачами. Сохран.подобных тенденций – искус.развед.образно – выраз.моторно – технического процесса в музыкальной педагогике приводит к тому, что она часто формирует либо «бездумных акробатов» (односторон.двигательного метода) либо «интелегентых недоучек» (односторонники слухового метода)

Внимание ученика и педагога должны постоянно распределятся по двум линиям:

- с одной стороны оно должно направляться на желаем.слуховой результат

- с другой стороны на поиск оптимал.движением.

Оптимальное движение – такие движения, которые наиболее соотвествуют данной худ.задаче и выполняется с наименьшей затратой (физических усилий). Истинно рацион.техника создаётся только в условиях распределённог внимания.

 

16. Развивающее обучение

Идеи разв.обучения подал Лев Семенович Выготцкий. Он ввел понятие «зона ближайшего развития». Раз.обчуение ориентировано на возможный потенциал способности чел – ка и их реализации. Теория раз.обучения берёт свое начало в работах Песталоци, Выготцкого, Ушинского.

Обучение – ведущая, движ.сила психического развития ученика, становление новых качеств – мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «ЗБР» помогает полнее и ярче раскрыться его потенциалу возможностей. «ЗБР» ученика характеризует духовность действий и задач, кот.ученик не может ещё выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи педагога. Но то что сегодня ученик выполняет с помощью педагога, завтра уже становится внутреннем достоянием ученика, его новые способности, умения и знания. Так обучение стимулирует развитие ученика.

Структура разв.обучения представл.собой цель, усложняющихся предметных задач, кот.вызывает у учащихся потребность в овладении спец.навыков в создании новых способов действий. На 1-ый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия но и выдвижение гипотезы. В процессе добывания знаний и создание новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов.

Таким образом уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интелек.и личностного развития. Основ.задача педагога в разв.процессе – организация учебной деятельности направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей активной жизненной позиции.

Разв.обучение осуществл.в форме вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование преподавания дидактических игр, дискуссий а также методов обучения направленных на обогащение творческого воображения, памяти, мышления и речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность педагог конструирует пед.воздействия на основе учёта «ЗБР» ученика и имеющихся у него знаний и навыков.

Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно – познавательная деятельность ученика, основанная на способности регулировать в ходе обучения свои действия в соотсвествии с озонаваемой целью.

Суть разв.обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действия, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

 

17. Принципы развивающего обучения

1. Увелечение объёма используемого учебного материала, расширение репертуара за счёт обращения к возможно большим кол- ва произведении худ. Проявлений.

2. Ускорение принципов прохождения определённой части учебного материала, отказ от непомерно длительных сроков работы над муз.произв. Установка овладений необх.исполнител.умений и навыков в вжатые отрезки времени.

3. Увел.меры теоритечской ёмкости занятий, общее интлек.общение сознание играющ.на муз.инструменте. Развёрнутая система представл. И понятий связанных с конктен.материалом предствленным в испол.репертуаре.

4. Отход от пасс.(репродуктивных) способов деятельности акцент на учебную работу, кот. С максим. Полнотой, которые проявл. с самостоятельность и активностью учащегося. (По Цыпину Г.Н.)

СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Сущ.несколько точек зрения:

1. Пред. У. Джеймсу, Э. Этонтайгу и Дж. Уотсон кот.считали что обучение равно развитию. Точка зрения основана на том что в любом организме полезны только те реакции которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Очень важ.явл. АДАПТАЦИЯ (Социолизация – процесс вхождения человека в общество), кот.достигается путём обучения.

2. Пренадлежит Жану Пиаже который считал, что развитие создаёт возможности а обучение их реализует, то есть развитие и обучение два параллельных независимых процесса.

3. Л.С.Выготцкий – обучение ни есть развитие но правильное развитие ученика ведёт за собой умтв.развитие вызывает в жизни целый ряд таких процессов развития которые вне обучения вообще сделалось бы невозможным.

 

 


 

30. Целостный пед.процесс

Зарождение идеи целостности воспитания обучения как единого процесса относится к середине 19 века и связано с успешным развития естествознания, антропологии и филосовского знания, а также диалектики. более глубоко идея целостного процессе была разработана Ушинским в статье «3элемента школы»

Новый этап в разработке проблемы пед.процесса связан с деятельностью Ф.М. Кацлером. Ему принадлежит первенство в разработке самого этого понятия, получившего в дальнейшем широкое знание и распространения.

Пед.процесс – целостное явление в котором биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное оказываются в сложном взаимодействии. Кацлер писал – «пед.процесс заключает в себе две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности»

Значительное влияние в развитии теории и практики целостного пед.процесса оказала разработка ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПО ДХОДА ПЕДАГОГИКИ А.С. Макаренко, И.Ф Козлов и другие. И психологии (Л.С. Рубинштейн, А.Л. Леонтев, А.В. Друшминский и др.)

Пед.процесс – это целенаправленная организация в жизнидеятельности учащегося в соотвествии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития в личности. Он реально существует как научно – основанный развивающийся и соверш.система «воспитатель – воспитанник, учитиель - ученик», которые опираются на теория развития личности и мастерство педагога. Пед.процесс неразрывно связан с другими соц.процессами (духовно – развитыми, экономич., полич. И т.д.). эта связь находит не постредвенное проявление в его целях задачах, содержании пед.деятельности и результата.

Пед.процесс внутренне связанный совокупность многих процессов, суть которых заключается в том, что соц. – ценностный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Главная характ.пед.процесса является целостность, подчёркивающая подчинённых всех состовляющих его процессов единой целью – образовательной, развивающей и воспитающей. Ещё одной важнейшей методологической характеристикой является системность. Пед.процесс как целостная система объединяет взаимосвязанноые относительно самостоятельные процессы (1. Сплочение ученического коллектива и развитие его воспитательных функций; 2. Обучение;3. Организация труда учащихся; 4. Организация внеучебной творческой деятельности (самостоятельная\дом.работа)

К каждому их этих относительно – самостоятельных и в то же время взаимосвязанных процессов присущи свои задачи условия содержательных форм и методов организации.

Пед.процесс характ.цели, задачи, содержание, методы, формы взамодействия педагогов – учащихся, досигаемых результатов.

Целостность пед.процесса обеспечивается единством цели воспитания, обучение, цели и развития личности, наличием определенной учебно воспитательной программы, эти общие цели и задачи осущ – ся усилием все организаторов учебного процесса и в превую очередь педагогов и родителей

 

 

20. Музыкально – познавательная деятельность

Музыкально – познавательская деятельность является одной из центральных категорий в педагогике.

Однако несмотря на то что любой вид музыкальной деятельности (или воспитательного воздействия) так или иначе предполагает включение учеников в музыкально – познавательную деятельность.

До сих пор до конца не известно, что такое «познание».

Музыка является сложным предметом познания, отвечающая ни одной, а сразу нескольким потребностям человека. Обусловлено это комплексным характером её природы. Будучи одной их форм общественного сознания, музыкальное искусство выступает как средство художественного познания мира. Своеобразным «инструментом» такого познания, делающего музыку достоянием духовного мира учащихся, является худ.образа муз.произведения. одной из главных задач (испол.и педагогич.задач является воссоздание художественного образа). Музыку необходимо услышать и понять, а это значит, что нужно усвоить интонационный язык, форму, то есть комплекс взаимосвязанных выразительных средств произведения.

Основные средства муз. выразительности:

1) Мелодия (фразировка, артикуляция, интонация)

2) Стиль

3) Метроритм

4) Фактура

5) Аппликатура

6) Контрапункт

Специфика музыки заключается в том, что она наиболее непосредственна, раскрывает внутренний психологический мир человека. Художественный образ формируется в результате диалогического взаимодействия произведения (муз., субъективного слушательского опыта, и объективного сложив.норм восприятия).

Французский эстетик Г.Геле считает что реальность музыкального воспроизведения – не данность, а проблема, которую каждый исполнитель и слушатель решает по – разному. Эта идея в искусствознании нащла своё вложение в понятии «вариантная множественность художественного сознания» (С.Х.Раппопорт, В.М. Халопова)

Можно определить музыкально – образовательную деятельность как процесс специфического интонационного познания музыки (её языка и худ.образа), а также отражения в ней мира и человека в более узком смысле – это сложный психический процесс постижения музыкального образа. Все виды музыкально – познавательной деятельности в учебном процессе взаимосвязана.

Как правило, относятся усвоения: биографические сведения композитора/ исполнителя, исторические культурологические данные об эпохе, народе, условия создания музыкального произведения, и их «жизнь» в обществе и т.д.

Для правильной организации деятельности учащихся учителю необходимо иметь представление о её психологическом механизме и структуре.

В музыкальной деятельности воедино связаны все познавательные процессы:

1) Познавательные – целенаправленное восприятие (Наблюдение)

2) Эмоциональные – проявление в узнавании, переживание, оценки

3) Мнемические (процессы памяти) направлена на запоминание, припоминание и воспроизведение муз.произведения.

4) Мыслительные, состоящие из анализа и синтеза звукового потока.

Выделение выразительных элементов музыкальной речи и осознание их смысловой связи в структуре ценностного художественного произведения.

Смысловые интерпретации

Наличие музыкально – деятел.акта узнавания, сопереживания, сотворчества делает её одним из видов творческой деятельности.

Музыкальный опыт личности можно рассматривать как хранение в подсознании запас слуховых музыкальных представлений, своеобразный интонационный «словарь», с помощью которого человек понимает вновь воспринимаемую музыку. В процессе музыкальной деятельности долговременная память накапливает «отпечатки», «следы» восприятия, мелодич.ритмических интонации гармонических и тембровых средств, проявл.интонационного развития. В момент непосредственного восприятия нового произведения ассоционный механизм устанавливает непрерывную связь вновь слышемоего с хранящимся в подсознании. При этом, чем больше сходство обнаруживается, тем более, понятно, доступно и привлекательнее кажется доступная музыка. И наоборот.

Большое значение в музыкальном восприятии имеет жизненный опыт личности.

 

21. Воспитальные функции педагога - учащегося

 

 

Обучение игре на музыкальных инструментах – сложный процесс, его необходимый элемент – широкая воспитательная работа, которая включает:

1) Воспитание мировоззрения и нравственных моральных качеств

2) Воли и характера

3) Эстетических вкусов и любви к музыке

4) Интереса к труду и умение работать

5) Забота о здоровье и физические качества.

Перечисленные задачи не есть некое дополнение. Необходимо стремится к тому, чтобы обусение стало воспитывающим.

Основы и концепции воспитывающего обучение – является теория общения (А.А.Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Г.Гауз главным в муз.педагогике считал то что это чистая форма общения и сближение людей на основе общей преданности искусству.

Во многом решение воспитательных задач (формирование мировоззрения, воли, интереса, эстетических вкусов и т.д.) зависит от личности педагога и его отношения к своей проф.деятельности.

Достижение положительного результата в воспитательной работе предполагает наличие 3 эмоциональных компонентов.

1) Эмоцион.насыщенность музыки. музыка – это громадная эмоционал.информация, которую получает учащийся

2) эмоциональное общение на уроке

3) эжмоциональное отношение к успеху/неуспеху своей муз.деятельноссти. эмоции связанные с переживаниями по поводу своей деятельности – одни из самых ценных.

Условие воспитание личности:

1) Включение учащихся в практическую муз.деятельность

2) Воспитание личностных качеств: сознание чувств, убеждений. Практических умений, навыков и привычек

МЕТОД ВОСПИТАНИЯ – совокупность способов и приёмов формирование у учащихся тех или иных личностных качеств.

Следует различать средства и методы воспитания.

Средства воспитания:

1) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ и виды деятельности

2) Индивидуальные беседы

3) Классные собрания

4) Академичекие и филармонические вечера

5) Уроки, внеклассные занятия

6) Конкурсы, фестивали

7) Видео -, и - аудиозаписи

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

1) Метод убеждения (это основной способ сознательности, мировоззрения, и общего развития учащегося. Суть – взаимодействие учителя и учащего, в процессе которого учащийся осознаёт и переживает противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, эмоционального и физ.развития. на этой основе возникают проблемы в совершенствовании своих личных качеств.

2) Метод положительного примера. Суть - влияние на учащихся образцовым поведение др.людей

3) Психолого: подражательность и стремление действия и поступки, кот. С точки зрения учащегося кажется уважительным и укрепляет его достоинство. Свой идеал ОН видит в личности учителя, а также творцов музыки, великих людей и их отношение к музыке.

4) Метод одобрения и осуждения (наказания) - психолог.основа метода – внутренние переживания и противоречия которые возникают у учащегося.

5) Средство поощрения: личная похвала учителя, похвала в присутствии товарищей, благодарность, премия

6) Средство порицания (осуждения) – замечания учителя, устный выговор, выговор в приказе, лишение премии, исключение из учебного заведения.

7) Метод требования и контроля. Процесс воспитания сопровождается существенными трудностями. Этим вызываны предъявления требований, осуществления за поведением учащегося, а также переключение их с одного вида деятельности на другой.

Предъявление требований, способ непосредственного учащегося к тем или иных поступками и действиям

8) Контроль – метод воспитания, кот.выржается

9) Метод упражнений (приучение) в процессе формирования умений, навыков и привычек повторяться должны не только действия и поступки но и вызывающие их потребности.

Основные дидактические единицы муз.образования

1) Открытие и присвоение учащегося нравственно – эстетических действий

2) Овладение способами выраз.интонирования и видами муз.деятел.

3) Накопление топыта твор.деятельности и развитие творческих спосб.

4) Системное развитие муз.слуха и мышления учащегося

5) Овладение системами муз.знаний

6) Приобретение ведущих и опорныз муз.умений

7) Ознакомление с национальной и мировой муз.культурой через раскрытие связей и народного и проф.творчества

 

 

Под методами способы профессионального воздействия педагога и учащегося с целью рещения образовательно – воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодейтвие воспитателя и воспитанника. Это взаимодействие строится при ведущей и направляющей роли учителя которые выступают руководителя и организатора целесообразно пед.деятельности.

Метод – получило своё название от греческого «metodos», что означает путь исследование, познания, способ достижения цели определённым образом упорядоченных действий. В педагогике слово метод обозначает организованную учителем путь цели воспитания, развитие и обучение учащихся, способ решения познавательных задач, форма взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.

Все три значения понятия «метод» (путь, способ и форма взаимодействия) в совокупности характ.разные грани пед.метода.

Методами в муз.педагогике называются способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося их худож. – педагогического общения направл.на достижения цели и решения задач музыкального образования.

Метод осуществления пед.процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали) которые наз.МЕТОДИЧЕСКИМИ ПРИЁМАМИ. Например, составление плана изучаемого материала, принимаемые при сообщение новых знаний, при работе с книгой (литературой) и т.д. По отношение к методу, приёмы частный, подчененый характер. Они не имеют самостоятельной пед.задачи, а подчиняются той задаче, которые преследует данный метод. Одни и те же методические приёмы могут использованы в разных методах. И наоборот один и тот же метод у разных педагогов может включать различные приёмы. Методы осуществления пед.процеса и методические приёмы тесно связанны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных пед.ситуациях. в одних обстоятельтвах метод выступает как самостоят.путь решения пед.задачи, в других – как приём, имеющий частное назначение. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взгляда, убеждения, в то же время она может стать одним из методических приёмов, используемых на различных этапах реализации методов приучения.

В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в 3 основные группы:

1) методы организации учебно - познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно – поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения

2) методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3) методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтороля в процессе обучение

Методы реализации пед.процесса, применяемые в процессе обучения предполагают предъявление требований, поощрения и порицания (наказания) создание общественного мнения и др.

Каждый метод реализуем в единстве образовательной, воспитательной функции. А его общее назначения состоит в организации и стимулирования педагогически целесообразной деятельности учащихся.

Система общих методов осуществления целостного пед.процесса имеет след.вид:

1) методы формирования сознания целосного пед.процесса (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, дискуты, работа с книгой, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающей ситуации, пед.требование, наблюдения и др);

3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.)

4) методы контроля эффективности пед.процесса (устный и письменный опрос, контрольные и дабороторные работы, самопроверка и др.)

в настоящее время известно множество классификаций методов обучения, т.е. систематизация по определённому признаку. Наиболее известны след.класификации методов:

1) по источникам передачи и характеру информации (словесные, наглядные. Практические)

2) по типу познавательной деятельности или уровню мыслительной активности учащихся (объяснительно – иллюстративный, репродуктивнй, проблемное изложение материала, частично – поисковый, исследовательский)

3) по логике учебного процесса и форме мышления учащихся (индуктивные и дедуктивные методы)

в современной педагогике сущ.понятие «активные методы обучения». Они выполняют функции ускорения, уплотнения, оживления (стимулирование) познавательной деятельности учащихся. Под активными методами обычно понимают: преобладание самостоятельной работы, увеличение практических занаятий, в которых активную роль играет сам учащийся, применение дискуссии, ролевых игр и т.д. активные методы обучения способствуют развитию твор.мышления учащихся, учат их действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Главной чертой активн.методов ялвяется обучение действиями. Это приближает занятий к рельной дейтсвиьельности и способствует лучшему учсвоению содержания образования.юольшую популярность преобретает в наше время очень активны во всех отношениях метод дидактических игр.

Метод обучения предполагает прежде всего ясно осознанную учителем пед.цель и деятельность направленную на организацию и стимулирвание активности (интереса способностей) учащихся в соотсвестви с посавленными целями

Методы муз.обучения можно рассматривать как способы организации стимулирования и контроля муз – познавательной деятельности учащихся направленной ни их целостное развитие и усвоения содержания муз. Образования.

Методы муз.обучения как любые дидактические методы выполяет. Три основные функции: с их помощью учитель организует худ – творческую деятеьность учащихся на протяжении урока и через домашнее занятие, стимулиреут познавательный процесс, творческую активность, развитие муз.способностей и худ.-познавательных процессов (внимание. Сопереживание, восприятие. Мышление, воображение, памяти) учащихся; контролирует успешность и трудности их муз.развития и воспитания обучения

 

Для муз.педагогики характрено классификация методов:

- по источнику приобретения муз.знаний (практические, нагляные, словесные)

- по видам муз.-познавательной деятельности. Методы обчуения на каком либо инструменте. Методы обучения пения, слушание музыки, игре на муз.инструментах, импровизации и др.

- по характеру муз.-образовательного процесса (методы взаимосвязи музыки с другими видами искусства)

- методы создания художественно – коммуникативной ситуации

- проблемно – поисковые, игровые, методы худ.обощение (метод забегания вперёд и возвращение к пройденному)

- по задачам муз.развития учащихся (методы развития ритмического чувства, муз.слуха, мышления

 

 

Date: 2015-10-21; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию