Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От вводных слов следует отличать





1Слова, являющиеся членами предложения:

Правда глаза колет (правда- это главный член предложения –подлежащее).

Он, правда, не всегда посещал занятия (правда – это вводное слово, выделяется запятыми).

2.Союзы и частицы: будто, как будто, словно, даже…

Мы как будто почувствовали облегчение и вернулись в дом (союз, запятыми не

выделяется)

3. ОДНАКО – может быть союзом и вводным словом:

Мы приехали рано, однако никого не застали дома (союз = но).

Не хочется мне, однако, с тобой спорить (вводное слово).

 

№18.   Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
1. Обычно так: [ ], (который…). В Италии Гоголь продолжал работу над «Мертвыми душами», которые стали главной его книгой.
2.Редко: [ ], (… который…) В Италии Гоголь продолжал работу над «Мертвыми душами», сюжет которых был подсказан ему Пушкиным.
3.Редко: [,(…который…),]. Человек, мысли о котором долго не покидали меня, оказался добрым и сострадательным.

 

№19. Сложное предложение с подчинительной связью между частями. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями.  
Только подчинительная связь   Комбат отвел взгляд в сторону, чтобы не выдать того, что он сейчас чувствовал.
       
   
 
 


[ ], (чтобы…), (что…).

 

Однородное подчинение придаточных. Запятая перед союзом И не ставится.     Я узнал, когда появились в России первые русские фарфоровые заводы и когда был исполнен первый русский сервиз. [ ], (когда…) и (когда…).  
Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями. (Одиночный союз когда) Крепкий был человек Гуляев, и. когда он вернулся на Урал, за ним тянулась блестящая слава миллионера. [ ], и, (когда…), [ ].  
Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями. (Двойной союз когда то) Крепкий был человек Гуляев, и когда он вернулся на Урал, то за ним тянулась блестящая слава миллионера. [ ], и (когда…), [то].

 

 

№20 Ответить на вопрос по прочитанному тексту 1. Надо внимательно перечитать текст не менее 2-х раз. 2. Обратить внимание на задание: - Какие высказывания соответствуют тексту? - Какие высказывания не соответствуют тексту? 3. Выбирая ответы из 5 предложенных, следует выполнять проверку, т.е. постоянно обращаться к тексту.
№21 Какие утверждения являются верными (неверными)? Типы речи 1.Повествование– это рассказ о событиях, которые следуют одно за другим. В повествовании преобладают глаголы. Город спал. Мы шли по притихшей улице и молчали. Кое-где светились незаснувшие окна домов. 2.Описание - это детализация, подробное рассмотрение предметов или явлений (размер, цвет, вид, состояние…). Преобладают имена прилагательные. В лесу стояла тишина. Сонные берёзки едва шелестели светло-зелеными листочками и успокаивали слабый ветерок, прилетевший с юга. 3.Рассуждение – это размышление по какому-либо поводу. Этот случай показал, что не все люди внимательны к окружающим. Многим не хватает терпения. А ведь надо учиться понимать друг друга.
№22 Лексика 1.Слова в прямом значении (гориткостёр, тёплыйвоздух…). Слова в переносном значении (горитлицо, тёплыйвзгляд…). 2.Синонимы – слова одной части речи с одинаковым лексическим значением, различающиеся оттенками значения и употреблением в речи (красный – алый, бежать – нестись, медленно – еле-еле). 3.Антонимы- слова одной части речи с противоположным лексическим значением (чёрный – белый, день – ночь, вчера – сегодня). 4. Фразеологизм лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, которое можно заменить одним словом (бить баклуши = бездельничать, одержать победу = победить, потерпеть поражение = проиграть, изо дня в день = всегда, ни свет ни заря = рано и т.п.)
№23 Средства связи предложений в тексте 1.Союзы (и, а, но, однако…). Внизу всё тонуло в сумерках. Но верх кургана освещался лучами уходящего солнца. 2.Личные местоимения(только 3 лицо: он, она, они, оно – в любом падеже). У меня отличный друг. С ним никогда не скучно. 3.Указательные местоимения (тот, этот, те, такой…). Щенок опрокинулся на спину. Этоозначало радость по-собачьи. 4. Притяжательные местоимения (его, её, их, наш, мой и др. – чей?) Томка прыгал и скулил. Его радости не было предела. 5. Лексический повтор (повторение одних и тех же слов). Всю ночь собака не спала. Собака ждала хозяина. 6.Наречия (здесь, там, тогда…). В магазине стало больше покупателей. Здесь предлагалось всё самое необходимое для рыбалки. 7.Синонимы и антонимы ( постоянными и контекстными) Одному из героев открылся путь истинной свободы. Настоящей, о которой пишут в умных книгах. (Истинной - настоящей – синонимы.) Словами он убедить не смог. Решил – силой. (Словами – силой – контекстные антонимы.) Средств связи предложений в тексте много. Иногда авторы используют сразу несколько.   (1)Штрафы, и крупные штрафы, за хамское отношение к природе надо брать. (2)Но одновременно с этим надо усилить пропаганду в защиту природы, вести её не только пафосно. (2-е предложение соединяется с предыдущим при помощисоюза, указательного местоимения и лексического повтора).  
№24 Чтобы выполнить задание, необходимо уметь различать изобразительные средства языка, уметь находить их в тексте. Тропы 1. Аллегόрия– изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (хитрость – лиса, коварство – змея, жадность - волк). 2.. Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении (море по колено, слезы текут ручьем). 3. Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Откуда, умная, бредешь ты, голова? 4. Литόта – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 5. Метафора– употребление слова в переносном значении. Нос корабля, ножка стола, град пуль, закат пылает, льется речь. Метафора развёрнутая строится на нескольких ассоциациях по сходству и включает несколько слов, предложений, абзац (1-4 предложения). 6. Метонuмия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними: а) связь между предметом и материалом, из которого сделан предмет. Не то на серебре – на золоте едал. б) связь между содержимым и содержащим. Я три тарелки съел! в) связь между действием и орудием действия. Перо его местию дышит. г) связь между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. д) связь между местом и людьми, находящимися в этом месте. Учитель вошёл в класс, и класс замер. 7. Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного. О чём ты воешь, ветр ночной. 8. Перифраза (перифраз) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова (лев – царь зверей). 9.. Пафос – способ выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. 10. Сарка́зм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии. 11. Эпитет – необычное красочное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Эпитетом может быть не только прилагательное, но и существительное-приложение (весёлый ветер, чёрная тоска, седая старина, мороз-воевода).   Приёмы (фигуры речи) 1. Анaфора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. И ветер мне не страшен. И ветер меня не пугает. 2. Антитеза – противоречие, противопоставление. Ты богат, я очень беден. 3. Вопросно-ответная форма – автор задаёт вопрос и сам на него отвечает. Почему сегодня мало читают? Наверное, виноват Интернет, его социальные сети, приложения… 4. Градация – расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. Прошептал, проговорил, прокричал. 5. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, чтобы усилить выразительность речи Рассказ он написал замечательный. 6. Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение находящихся рядом предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. 7. Сравнение – оборот речи, который заключается в том, один предмет уподобляется другому на основании каких-то общих признаков. Сравнение можно показать по-разному: а) творительным падежом: И сияет роса на траве серебром. б) сравнительной степенью прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури… в) сравнительным оборотом с союзами: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. г) с помощью слов подобный, похожий: Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 8.Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, седая юность, ненавидящая любовь, сияет ночь, бедный богач. 9 ..Цитирование – ссылка на слова известного писателя, учёного, общественного деятеля. Цитаты заключаются в кавычки. Писатель А.Дорохов утверждает: «Главные правила жизни: уважай окружающих, люби родителе и свою страну». 10.Эпuфора – стилистическая фигура, противоположная анафоре и заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно я титулярный советник? 11 .Лексический повтор - намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание. Как не любить нашу Родину? Ведь она, Родина, так прекрасна и удивительна! 12 .Экспрессивный повтор - намеренное повторение в тексте какого-либо слова, причём повторение с особым чувством, т.е. с экспрессией. 13. Звукопись: Аллитерaция – намеренное повторение одинаковых согласных звуков с целью создания определенного образа. Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. ( Г.Державин. Водопад. ) Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин). Ассонaнс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков для усиления выразительности поэтической речи. Забил заряд я в пушку туго и думал: Угощу я друга! (Лермонтов) Лексические средства выразительности: 1. Авторские неологизмы– слова, придуманные автором с целью создания яркого, необычного, запоминающегося образа. Летят вдали красивые осенебри, но если упадут, их человолки загрызут… ( Вознесенский ). 2. Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Используются в публицистике как средство выразительности для создания контраста. Добро – зло. 3. Контекстуальные антонимы (контекстные)- слова, которые вступают в антонимические отношения только в условиях определённого контекста. За пределами контекста антонимами они не являются. Речи словно мёд, а дела как полынь. 4. Архаизмы– устаревшие для определённой эпохи слова или выражения, вышедшие из употребления. Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало – зеркало, позор - зрелище. 5. Афоризмы – крылатые выражения – слова, принадлежащие известному человеку, но использующиеся всем обществом. Любви все возрасты покорны.(А.С.Пушкин.) 6. Диалектизмы – слова, находящиеся за пределами литературного языка и употребляющиеся только в определённой местности. Кочет – петух, качка – утка, гутарить – говорить, гарбуз – тыква. 7. Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, которые они называли. Боярин, опричник, камзол, городовой, коллективизация. 8. Книжная лексика. Слова, употребляющиеся в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Воззрение, фактор, гипотеза, прерогатива, констатировать, утратить. 9. Неологизм– слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук. 10. Омонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Ключ – для замка, ключ – родник; искупать вину, искупать в ванне. 11. Оценочная лексика: Экспрессивная лексика. Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку обозначаемого явления. Экспрессивная лексика можетвыражать ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность, возмущение… Краешек, глупышка, рифмоплёт, балбес, трепач. 12. Эмоциональная лексика. Слова, выражающие душевные переживания, настроения, чувства. Мерзавец, миленький, духотища, браво. 13. Просторечная лексика – грубые слова, употребляющиеся преимущественно в повседневной разговорной речи и характеризующиеся оттенками вульгарности, презрения, насмешки, неодобрения и т.д. Дылда, жрать, дрыхнуть, башка, втемяшиться, вылуплять зенки 14. Профессионализм – слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы. Склянка – «полчаса» - из речи моряков, выдать на гора – «поднять из шахты на поверхность» - из речи шахтёров. 15. Разговорная лексика – слова, характеризующиеся непринуждённостью, простотой, фамильярностью и употребляющиеся преимущественно в устной речи. Зазнайка, раздевалка, уплетать, болтать, зачётка, неотложка. 16. Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, иногда и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Растратить, расточить книжн., растранжирить прост. 17 Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Префикс, позитрон, дуэт, аккумулятор. 18. Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. Бить баклуши, держать камень за пазухой, щекотливый вопрос, поставить на карту, одержать победу, потерпеть поражение, изо дня в день, ни свет ни заря и т.п.   Синтаксические средства выразительности 1.Восклицательные предложения. 2.Вопросительные предложения. 3.Однородные члены предложения. 4. Вводные конструкции. 5.Вставные конструкции. 6.Неполные предложения. 7. Сравнительный оборот. 8.Диалог. 9. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Вопрос ставится для привлечения внимания читателя или слушателя к предмету речи. На кого не действует новизна? 10. Риторическое восклицание – восклицательное предложение, содержащее особую эмоциональность, приподнятость, сильные чувства. И каких только чудес на свете не бывает! 11. Риторическое обращение – обращение к тому, кто не может дать ответа. Обращение к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Мечты! Мечты! Где ваша сладость? 12. Парцелляция – такое деление предложений на части, при котором содержание высказывания содержится не в одном, а в двух или нескольких предложениях. Он равнодушно вошёл в аудиторию. Постоял. Подумал. Сел. ( Ср. Он равнодушно вошёл в аудиторию, постоял, подумал и сел.)
    №25   Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленныхавтором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Схема сочинения по прочитанному тексту 1. - Сформулировать проблемный вопрос. (Почему….? Как….? Зачем…? и т.д. Над этим вопросом размышляет ….ф.и.о.) - В прочитанном мною тексте рассматривается проблема… (чего?) 2. В тексте (отрывке) говорится о том, что… Для понимания проблемы, по моему мнению, важны (-а, -о, -ен) во-первых, …., а во-вторых … (примеры-иллюстрации из текста): ссылка на мнение…, жизненные наблюдения…, зарисовки из жизни… Автор (осуждает, восхищается, негодует, рассуждает)… Проблема, которую анализирует писатель, по-прежнему актуальна, так как в наши дни… (6-8 предложений) 3. По мнению автора, …. 4. Я согласен с позицией ….., потому что…Примеры, подтверждающие этот вывод, можно найти в произведениях художественной литературы и в жизни. -Так, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» рассказывается, как… -Например, Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» написал о том, как… 5. - Я часто беседую по душам со своим дедушкой (братом, бабушкой, мамой). Однажды он рассказал, как… - Мне нравится смотреть ток-шоу («Про жизнь» с Ольгой Бакушинской, «Говорим и показываем» с Леонидом Закошанским,) В одной из программ обсуждался вопрос о… (В каждом из 2-х аргументов - не менее 3-х предложений.) 6.- Следовательно, прав автор статьи:…. - Итак, прочитав отрывок, я понял, что… (В сочинении должно быть не менее 150 слов)  

 

Date: 2015-10-21; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию