Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задержание подозреваемого. Согласно ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления
Согласно ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: - когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; - когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; - когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Острота данной меры уголовно-процессуального принуждения определяется, во-первых, тем, что она применяется органами дознания, прежде всего, конечно, милицией и следователями, вне предварительного судебного и прокурорского контроля, а во-вторых, на основаниях, которые не предполагают полной доказанности виновности лица в совершении преступления. В силу указанных обстоятельств ошибки при применении данной меры принуждения, - иначе говоря, задержание невиновных - практически неизбежны, хотя заведомо оправдывать каждую из них тоже было бы неправильно. Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности лица к совершению преступления при условии наличия уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без уголовного дела (дела о преступлении) гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы. Задержание - следственное действие, после него незамедлительно производится другое следственное действие - допрос подозреваемого. Поэтому протокол задержания в материалах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, находиться не может. Относительно широко распространенное мнение, будто в ряде случаев задержание в порядке ст. 91 УПК РФ предшествует возбуждению уголовного дела (например, когда лицо застигнуто на месте совершения преступления или же непосредственно после его совершения), ошибочно. Оно основано на смешении различных по своей природе мер государственного принуждения - задержании административном и задержании уголовно-процессуальном, которыми на законном основании пользуются правоохранительные органы для пресечения правонарушений. Уголовно-процессуальное задержание потому и называется уголовно-процессуальным, что производится по правилам УПК РФ, т.е. по решению органа или должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в преступлении. Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа и физическим лицом возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что свободный гражданин утрачивает свободу, он подлежит аресту, содержанию под стражей, побег откуда (с любого места содержания) пресекается силой, вплоть до применения оружия. Гражданин обязан подчиниться объявлению о том, что он задерживается (задержан), а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 ч должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 ч с момента задержания подозреваемого. В тот же срок дознаватель, следователь уведомляют кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляют возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. О задержании иностранного гражданина немедленно извещается соответствующее дипломатическое и консульское представительство. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК РФ). Требование закона о том, что о задержании должно быть сообщено соответствующим лицам, имеет очевидное нравственно-гуманистическое содержание и предназначено исключить такие ситуации, когда бы задержание по подозрению в преступлении оборачивалось пропажей без вести человека. В УПК РФ не указано, как оформляется решение о том, чтобы в интересах расследования сохранить факт задержания данного лица. В данном случае, как и в других подобных, следует руководствоваться п. 25 ст. 5 УПК РФ, где говорится, в частности, о том, что любое решение лица, производящего расследование по уголовному делу, облекается в форму постановления. Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, а также по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества и уведомить об этом подозреваемого (ст. 160 УПК РФ). Задержанный по подозрению в преступлении подлежит личному обыску, который производится без специального постановления. Словом, право личного обыска задержанного дает сам факт задержания, что вполне объяснимо: такой обыск является логическим продолжением задержания, нацеленным прежде всего на разоружение подозреваемого в широком смысле данного понятия, т.е. на изъятие всего, что не может быть оставлено при заключении под стражу, а также всего, что может послужить вещественным доказательством по уголовному делу. В течение 24 ч с момента появления этой процессуальной фигуры в уголовном деле подозреваемый должен быть допрошен, чтобы мог незамедлительно оправдаться. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и по общему правилу без ограничения продолжительности. Однако в случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 ч может быть ограничена должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, с обязательным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника (ч. 4 ст. 92 УПК РФ). По общему правилу общаться с задержанным по уголовному делу имеет право лишь тот, в чьем производстве находится уголовное дело, причем такое общение имеет во всех случаях совершенно определенную форму и цели. Это производство с участием задержанного следственных действий по собиранию доказательств - допросов, очных ставок, опознаний, экспертиз и др. Если же во встрече с задержанным нуждаются оперативные работники в связи с проводимыми ими оперативно-розыскными мероприятиями, такая встреча возможна лишь с разрешения лица, в чьем производстве находится уголовное дело. Такие встречи носят неформальный характер, они не порождают правоотношений, собеседники не связаны взаимными правами и обязанностями, как это имеет место в следственной деятельности, где каждый шаг регламентирован УПК РФ. Согласно ст. 94 УПК РФ подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если: - не подтвердилось подозрение в совершении преступления; - отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; - задержание было произведено с нарушением требований УПК РФ; - по истечении 48 ч в отношении задержанного не применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Последнее основание для освобождения задержанного действует при наличии специального условия: если суд не продлил срок задержания (ч. 2 ст. 94 УПК РФ). Право на такое продление на срок до 72 ч предусмотрено п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК РФ для предоставления стороной обвинения дополнительных доказательств обоснованности задержания. В подобных случаях общий максимальный срок задержания может составить 120 ч (48 + 72). Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 ч с момента задержания, подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора (ч. 3 ст. 94 УПК РФ). Данное правило спорно. Администрация изолятора временного содержания не является субъектом уголовно-процессуальных правоотношений, и решение вопросов об освобождении задержанного так же не свойственно ее компетенции, как и принятие решения о задержании. Все конфликтные вопросы подобного характера должны решаться судебной и прокурорской властями. Освобождение задержанного не является реабилитацией подозреваемого, потому что расследование уголовного дела еще не завершено. Однако естественно, что выбывший на несколько часов или суток из общественной жизни находившийся под стражей гражданин должен иметь на руках соответствующие документы, объясняющие его отсутствие на службе, на работе и т.д. По смыслу ч. 4 и 5 ст. 94 УПК РФ такими документами являются: а) судебное определение или постановление об отказе в удовлетворении ходатайства органа расследования о применении в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу; б) справка об освобождении. Представляется, что было бы яснее и правильнее, чтобы на руки освобожденному гражданину во всех случаях выдавалась копия уголовно-процессуального документа (постановления) об освобождении с отметкой о времени освобождения. Законодательство о задержании по подозрению в преступлении и практика его применения заключают в себе многолетнюю острейшую проблему. Она коренится в том, что наиболее часто применяющие эту меру процессуального принуждения органы внутренних дел (в лице сотрудников различных милицейских подразделений), наряду с задержанием по подозрению в преступлениях на основании УПК РФ, имеют широчайшую административно-правовую юрисдикцию и право на применение административно-правовых мер принуждения, внешне сходных с задержанием подозреваемого в преступлении (доставление в порядке ст. 27.2 КоАП РФ и административное задержание в порядке ст. 27.3 КоАП РФ). В горячке повседневной милицейской службы слабо сориентированные на принципиальные различия между уголовно-процессуальными и административно-правовыми мерами государственного принуждения сотрудники милиции, прежде всего милиции общественной безопасности, несущие круглосуточную службу на улицах населенных пунктов, вокзалах, дорогах, транспорте и в других многочисленных общественных местах, сталкиваясь с правонарушением, не всегда адекватно и юридически грамотно реагируют на них и не всегда проводят различие между задержанием по подозрению в преступлении и всеми другими разновидностями временного лишения гражданина его личной свободы, предпочитая действовать по принципу "наше дело - взять (правонарушителя), а разбираются пусть другие". Вследствие такого подхода в дежурных частях органов внутренних дел, в условиях несвободы и полной неразберихи, в ожидании того, кто займется их делом, граждане иногда проводят многие часы (типичный пример: с позднего вечера до утра следующего дня). Среди таких лиц случаются и подозреваемые в совершении преступления, которым официально сформулированное подозрение и основание задержания, а также их законные права впервые объявляет лишь следователь, к которому поступили письменные материалы дежурной части. В подобных ситуациях следователь, дознаватель оказывается перед трудным выбором, какое время задержания указать в протоколе: тот час и минуту, когда реально начались уголовно-процессуальные правоотношения между ним и подозреваемым, или же момент фактического захвата лица. Первый вариант действий выражается в том, что "свой" для органа внутренних дел следователь, дознаватель решился на конфронтацию с этим органом, в стенах которого он несет службу: несколько часов лишения гражданина свободы оказываются юридически не обоснованными, и ответственна за это милиция. А указать в протоколе задержания время фактического захвата подозреваемого - значит признать, что во время пребывания гражданина в условиях несвободы в дежурной части райотдела внутренних дел это лицо числилось за дознавателем, следователем, что "арестантское" уголовное дело возбуждено "еще вчера" и что по нему никто не работал без видимых причин. Развитие событий по любому из двух сценариев резко усложняется, если в связи с задержанием случилось чрезвычайное происшествие (попытка самоубийства задержанного, его полная непричастность к правонарушению, вскрывшиеся факты насилия в отношении задержанного со стороны сотрудников милиции и т.д.). Решение этой застарелой проблемы заключается в том, чтобы каждое задержание по подозрению в преступлении, кем бы оно ни производилось, хотя бы рядовым милиционером патрульно-постовой службы, во всех случаях сопровождалось широко известной в зарубежной полицейской практике официальной формулой: "Вы задержаны по подозрению в таком-то преступлении. Вы имеете право хранить молчание...", и т.д. Это означало бы, что любой сотрудник, производящий задержание, действует от имени органа дознания и в рамках уголовно-процессуальных правоотношений со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями (возбуждение уголовного дела, безотлагательный допрос лицом, принявшим это дело к своему производству, разъяснение задержанному его прав и их обеспечение, помещение задержанного в специальное место (изолятор временного содержания) и его содержание под вооруженной стражей). Установление такого порядка предполагает внесение существенных, тщательно продуманных и хорошо скоординированных, учитывающих зарубежный опыт изменений не только в УПК РФ, но и в законодательство, регламентирующее административно-правовую деятельность правоохранительных органов государства, которым предоставлено право производства дознания или первоначальных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ, вплоть до уставов и наставлений, регламентирующих служебную деятельность отдельных подразделений (например, Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности), а также проведение огромной работы по обучению личного состава этих органов, как данное законодательство применять. Без этих цивилизованных мер задержание, связанное с подозрением в преступлении, и впредь обречено на массовые нарушения закона, прав личности, неразбериху и чрезвычайные происшествия.
Date: 2015-10-19; view: 943; Нарушение авторских прав |