Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моцарт и Сальери
Отрывок
Сальери: Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался – слезы Невольные и сладкие текли. Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел Я ранние невзгоды. Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам Предал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе. Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сон и пищу, Вкусив восторг и слезы вдохновенья, Я жег мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рожденны, Пылая, с легким дымом исчезали. Что говорю? Когда великий Глюк Явился и открыл нам новы тайны (Глубокие, пленительные тайны), Не бросил ли я все, что прежде знал, Что так любил, чему так жарко верил, И не пошел ли бодро вслед за ним, Безропотно, как тот, кто заблуждался И встречным послан в сторону иную? Усильным, напряженным постоянством Я, наконец, в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава Мне улыбнулась; я в сердцах людей Нашел созвучия моим созданьям. Я счастлив был: я наслаждался мирно Своим трудом, успехом, славой; также Трудами и успехами друзей, Товарищей моих в искусстве дивном. Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда! — ниже, когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан, Ниже, когда услышал в первый раз Я Ифигении начальны звуки. Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным, Змеей, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно? Никто!.. Я ныне – сам скажу – я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую. – О небо!
Задание 4. Прочитайте концовки нескольких речей. В чем их особенности?
I. Я заканчиваю. Не сетуйте, что я на такое долгое время остановился на личности В.П. Сербского, вам ведь совершенно чужого человека, которого большинство из вас не знает даже по имени. Перед вами прошли, хотя и кратко очерченные, его жизнь и деятельность, и на примере этой жизни и этой деятелъности я попытался не абстрактно, не общими фразами и рассуждениями, а живым примером показать, чем может быть практическая психиатрия, чем может быть практическая жизнь русского психиатра (П.Б. Ганнушкин). II. Я кончаю. Криун отсутствует. Вы должны простить ему это. С того момента, как его бесчувственного вытащили из воды с искалеченными ногами, и до сегодняшнего дня протекло четыре месяца: для него это была одна сплошная нравственная пытка. Его отсутствие во время прений избавило его, по крайней мере, от тех ударов, которые носили на себе все характерные черты ударов, которые наносятся лежачему. Я не прошу у вас ни милости, ни снисхождения для него. Я твердо верю, что русское общество своим чутким сердцем давно уже поняло, что в лице Криуна оно имеет дело с гораздо более несчастным нежели виновным человеком (Н.П. Карабчевский из речи в защиту капитана 2-го ранга К.К. Криуна). III. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции. И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства (Из Нобелевской речи И.А. Бунина).
Задание 5. Прослушайте и проанализируйте готовые рекламные тексты, включенные в телевизионную рекламу. Какие топосы в них употреблены? Что в этих топосах удачно, а что нет? Почему можно считать ошибочным ниже приводимые начала рекламных презентаций? «Эта замечательная вещь нужна в каждом доме». «Это изделие недорогое, и вам его вполне можно приобрести». «Я сегодня для того здесь, чтобы вы выбрали нужный товар». «Я уже сделала свой выбор, и сейчас предлагаю сделать его вам». «Если вам это интересно, я расскажу о нашем новом товаре». «Я хочу предложить вам книгу о том, как стать здоровым человеком».
Задание 6. Попробуйте составить собственный текст для рекламы любого предмета быта или продукта (на выбор). Основой текста должно быть описание вещи. Цель – представить самые привлекательные стороны этой вещи как товара, показать: а) ее необходимость для будущего покупателя; б) выгодность покупки [32, с. 197-198].
Задание 7. Уже античная риторика сообщала о двух способах построения хрии в текстах-рассуждениях – от общего к частному («аристотелевский») и от частного к общему («сократический»). Ознакомьтесь с образцами, иллюстрирующими эти способы.
А. Определите «общее» и «частное» в этих текстах. Объясните, чем может быть обусловлен выбор того или иного способа развертывания речи. Б. Найдите в хорошо знакомой вам учебной или научно-популярной литературе относительно целостные части текста, построенные по «аристотелевскому» или «сократическому» принципу. Опираясь на вышеприведенные образцы, попытайтесь преобразовать выделенные вами тексты-рассуждения (прямую хрию на искусственную и наоборот).
Литература: 1. Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – С. 232-280. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 268-289. 3. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1996. 4. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996. – С. 176 – 209. 5. Сопер Поль. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 286 – 297. Date: 2015-10-19; view: 909; Нарушение авторских прав |