Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 3. Уровень С
С1. Правильный ответ: - ощущения; - восприятие; - представления. С2. Эмпирический и теоретический. СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции: - в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»; - позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно; - в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл. С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции: - если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки; ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»; - ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента. Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суждений. С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) Гете ведет речь о самопознании; 2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью; 3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др. С6. Верный ответ должен содержать следующее: 1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики. 2) Правильный ответ может содержать следующие позиции: общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных механизмов регулирования экономики. Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения. 3) Правильный ответ может включать следующее: Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка. 4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия. Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку зрения. С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте: — обыденное (повседневное); — философское; — средствами искусства; — научное. 2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания: — использование специальных методов; — сбор систематической информации; — доказательность; — проверка и перепроверка полученных данных 3) Содержание ответа должно отразить следующее: — недостаточная доказательность ненаучного познания; — возникновение «неразрешимых загадок и дилемм». Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоисключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения. 4) В ответе должны быть указаны: — экспериментальный метод и метод корреляции; — в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из В качестве других методов социального познания могут быть названы: — выдвижение гипотез; — построение теорий.
С9. 1) Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»? Возможный вариант ответа: 1) истина – реальный факт - это «соответствие между нашей мыслью и действительностью», это действительность, осмысленная нами; истина – это факт, глубоко осмысленный нами 2) позицию автора отражает второе суждение («Наши знания об этих фактах истинны»).
Правильно сформулирована трактовка истины, названо второе суждение 2 Правильно сформулирована трактовка истины, или названо второе суждение 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2
2)Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно? Возможный вариант ответа: 1) различие есть; 2) ложь – это сознательный преднамеренный обман, и она подлежит нравственному осуждению; заблуждение – это объективное несовпадение данного положения с истиной (непреднамеренное, не связанное с умыслом субъекта).
3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Возможный вариант ответа: 1) необходимость мыслительной деятельности показана в последнем абзаце текста; 2) позиция автора соответствует современным представлениям, 3) согласно которым человек в ходе мыслительной деятельности перерабатывает информацию о внешнем мире, связывая ее с уже имеющимся знанием.
4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание? Возможный вариант ответа: 1)наука объясняет существующее, она объясняет вещи и таким образом «восстанавливает подлинный ход вещей», т.е. добывает истину; основные методы научного познания: 2) теория; 3) эксперимент; 4) моделирование; 5) наблюдение.
С10. 1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки. Ответ: Могут быть приведены следующие определения науки: 1)«теоретическое систематизированное представление о мире…»; 2)«система знаний и вид духовного производства»; 3)«специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»; 4)«отдельные отрасли научного знания».
2)Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали? Ответ: Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной; 2)указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования.
3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы. Ответ: Могут быть указаны такие проблемы, например: -проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.); -процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.); -экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.). Могут быть указаны другие проблемы.
4) Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество. Ответ: Могут быть приведены, допустим, такие примеры: 1)динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования; 2)изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей; 3)происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости. Могут быть приведены другие примеры.
Date: 2015-10-19; view: 1801; Нарушение авторских прав |