Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Декабрь 1986 года
Я вернулась в Москву в день последнего концерта Рихтера в Абакане. С.Т. продолжал свою поездку. К нему приехал В.А. Чайковский, друг С.Т. с консерваторских времен. Вскоре в Целиноград прилетели на несколько дней и Н.Гутман с О.Каганом, чтобы репетировать Трио Чайковского. 17 декабря, спустя месяц после нашей последней встречи в Абакане я пришла на Большую Бронную. С.Т. открыл мне дверь вместе с Ниной Львовной, и первые его слова были: − А я читал. Мне понравилось... С.Т. имел в виду мою только что вышедшую статью о его путешествии. В его интонации слышалось удовлетворение: я, кажется, восприняла его замечания по поводу первой статьи — «все должно вытекать из материала», так что истинный смысл высказывания был такой: «А вот это мне понравилось». «Терпеть не могу пресной писанины», «Когда меня так хвалят, от меня ждут чего-то большего, чем я могу, и потом разочаровываются», — часто говорил С.Т., прочитав очередной панегирик. Я прошла в столовую на половине Нины Львовны. За столом сидели Фейер, Наташа, Олег. В «зале» на мольберте Коро. С.Т. и Н.Л. только что вернулись с концерта, в котором слушали певца Таращенко. Обсуждали его, болгарскую певицу, Нелли Ли, сольный концерт Михаила Плетнева. После чая С.Т. с Наташей и Олегом пошли репетировать Трио. На другой день, 18 декабря, в Звенигороде должно было состояться его первое исполнение. Мне разрешили присутствовать на репетиции. Некоторые замечания удалось записать: С.Т.: Я прошу сегодня взять бразды правления Наташу. Н.Г.: Я же не готовилась к этой роли... Тогда, я думала, начать с первой части. С.Т.: Идут споры о теме: неизвестно, где она сильнее, где слабее, а по-моему, все четыре ноты должны быть одинаковы. Начнем moderato или медленнее. Н.Г.: Moderato. Медленнее мы не сможем. Мастерства не хватит. С.Т. (Наташе): — А, вот видите... Вы делаете первую ноту тише, а надо одним мазком. Чтобы зыбь пошла, как по озеру. Мне сейчас понравилось... Олег! Вы должны уходить на этом «ля» (точно показывает на рояле инструментальные штрихи)... Все-таки, мне это громко. Играйте pp. Вот! Теперь хорошо. Pizzicato! Больше! Неожиданнее! Не в ритме, а как-то вдруг! Вот! Прекрасно! Темп спокойнее, а выражения больше. Первая ауфтактовая нота — безразличная, нужно выразительнее. Она не должна быть равнодушной. Приступ оптимизма, хотя для него мало шансов. Вы знаете, получается все-таки ritardando. Н.Г.: Вы меня начинаете ждать. Не ждите. СТ.: А если вы опоздаете? Н.Г.: (шутит) Тогда ждите. С.Т.: Но какой композитор! О Боже! Олег! Dolce! Но не слишком сентиментально, не так открыто. Espressivo, но dolce. He надо слишком... Из-за этого Чайковского иногда считают сентиментальным... Я плаваю. Н.Г.: Это из-за нас. С.Т.: Нет, это я... Олег! Вы стали играть слишком откровенно. Вы думаете о скрипке и о звуке. Стало слишком уверенно. Вы, наверное, учили. Уверенность убила искренность. Стало очень красиво. Но надо, как будто вдохновение на вас нашло. Тема теперь должна быть медленнее, потому что стала какой-то больной. Мы чудно сыграли сейчас в совсем медленном темпе.
Я вспомнила похожие замечания, которые С.Т. делал ученице Н.Л., репетируя с ней вокальный цикл Шимановского: − Вы уже поете. Не надо. Более с фантазией. Более гибко. Все очень точно, но как будто только что пришло вам в голову.
Мысль «нельзя готовиться заранее, потому что этим снимается неожиданность» относится и к литературе, и к музыке, и часто звучит как критика. «Они же готовятся заранее»... − «Зойкина квартира» — блестящая пьеса. Я смотрел ее в Саратове в 1986 году. Искажение и гиперболизация, все время все делается заранее, как всегда, а пьеса — блестящая. Год В мае 1987 года мы занимались моей рукописью о путешествии, — журнал «Советская музыка» исхитрился изъять ее для Маэстро из типографии, где она вот-вот должна была быть напечатана. В течение трех часов работали над третьей частью. Поправок оказалось мало, но С.Т. читал вслух, а так как в каждой части было около сорока страниц машинописного текста, то времени ушло много. Были и курьезные случаи. С.Т. поправляет какое-то место. Мне не нравится. Я говорю: «Вы бы никогда так не сказали!» Он спрашивает: «А как бы я сказал?» «Так-то», — отвечаю. Самое сильное впечатление, оставшееся у меня от работы с Рихтером, — это тщательность. Зашла речь об Ире Наумовой — «Магрите», — он тут же нашел ее пожелтевшие от времени фотографии: вот что значит порядок! Пошел в соседнюю комнату и вернулся с ними. Потом С.Т. принес Grossbuch, в котором со всей возможной доскональностью были записаны все программы всех 150 концертов 1986 года, с указанием даты, места, произведений и каждой их части. Помню, как Юрий Башмет, увидев однажды эту тетрадь, не мог оторваться от нее, изучал, восхищаясь мастерством и вкусом, которые проявил С.Т.при составлении программ концертов. Обсуждались в этот день Музиль, Энгр, Шимановский, Розеггер, произошел спор с Ниной Львовной по поводу нынешней формы луны, говорили об Артуре Рубинштейне, Листе, вспомнили одно из моих первых посещений, — мы были приглашены на Большую Бронную на концерт Элисо Вирсаладзе и С.Т. очень хвалил ее исполнение Сонаты Шумана: «Она — настоящая исполнительница Шумана. Естественная мужественность, не специальная...» — и, наконец: «давайте теперь послушаем «Море» Дебюсси. Это ведь лучшее, что только есть на свете». * * * Во второй половине мая 1987 года, как не раз бывало в его жизни, глубокая тоска овладела С.Т. Депрессию вызывали иногда конкретные причины, болезнь или неприятие дорогих С.Т. идей, противодействие в их осуществлении. Он переставал спать, заниматься, читать и даже общаться с близкими людьми. Самым тяжелым проявлением этого состояния становился полный душевный упадок. − Я ничего не хочу, мне все неинтересно. Музыка мне надоела. Все надоело. Послушайте, какой мне приснился сон. Я играл что-то с Кондрашиным, и в конце мы разошлись, и кончилось все как-то ужасно неприятно. Все как-то рассосалось. Ни одного хлопка. Все постепенно ушли. Ну ничего, «это ведь аргентинский концерт», — так было во сне. И Анна Ивановна Трояновская там была. Так кажется ничего особенного, а во сне было очень страшно.
На этот раз жить мешала болезнь. С.Т. очень похудел, снова и снова жаловался, что ему ничего не хочется. Он начал было заниматься, но пришлось прекратить. − Вы думаете, болезнь мне помешала? Нет! У меня пропала координация «голова — руки». Этюды Шопена я же играл? А теперь не выходит. − Как же после трех с половиной месяцев перерыва они могут получаться? В первый день — хорошо, во второй — хуже, а на третий день вообще ничего не получится. − А вы откуда знаете? — засмеялся С.Т. − Знаю. − Ну тогда пойдемте немного поработаем. − С удовольствием. Подошел к столу, на котором лежит куча корреспонденции. Уныние. Как много всего. − Вы знаете, что я понял? Моя жизнь — это отражение полного беспорядка, который сейчас царит в мире. Ну совершенно одно и то же. Все эти сотни писем, фото, — ну что с ними делать? Достал свою тетрадь, в которой расписано, что и где лежит. Не как-нибудь, а с планами — план бюро с содержимым каждого ящика, план антресолей и т. д. Решили немного посмотреть, что в бюро. Раскрыли тетрадь. − Что тут первое написано? − Письма в шкафу с пластинками на левой нижней полке. − Ну и прекрасно. Давайте достанем их и начнем делать неизвестно что. − Почему неизвестно? − Потому что все уже сделано, и разобрано, и приведено в такой порядок, что даже жалко трогать. На каждой папке подробно написано, что в ней лежит. Что же вам хочется? − Надо проверить. − (Как в омут): Давайте проверим. Беру первую попавшуюся толстенную пачку телеграмм, и мы начинаем их читать. Телеграммам немало лет, они со всех концов света. По случаю пятидесятилетия. Некоторые не подписаны. Мне приходит в голову, чтобы С.Т. пояснил «для них» (его выражение), кто их написал, да и в подписанных не все будет «для них» ясно. С.Т. рассказывает, уходит в воспоминания. Я страшно огорчаюсь, что пришла без магнитофона. Переживаю молча. Стараюсь запомнить самое интересное. В бешеном темпе мы разбираем три толстенные пачки. От Фишера-Дискау, Орманди, Мравинского, тети Мэри, — сотни. Все вместе. Есть от очень высоких лиц. К ним С.Т. совершенно равнодушен. Очень радуется телеграммам от друзей. Говорит о них с большой теплотой. Постепенно приходит в восторг, переполненный мечтами о том, как мы все разберем. Date: 2015-10-19; view: 347; Нарушение авторских прав |