Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы обучения орфографии





Методика обучения правописанию предусматривает применение:

1) метода языкового анализа и синтеза;

2) метода запоминания, заучивания, или имитативного метода;

3) метода решения грамматико-орфографических задач. Выбор метода и приема зависит:

– от особенностей орфографического материала, от типа ор­фограммы;

– от психолого-физиологических факторов усвоения материала;

– от возрастных особенностей и возможностей детей и язы­ковой основы, уже изученного языкового материала. Метод языкового анализа и синтеза предполагает постоянное по­вышение самостоятельности и познавательной активности учащихся. Рассмотрим виды языкового анализа (его приемы).

1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основному словам, написание которых существенно расходится с произношением; используется преимущественно на тех этапах обу­чения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.

2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, сты­ков морфем — всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы — в окончании, в корне и т.п.; при переносе слов.

3. Морфологический анализ — определение части речи и ее фор­мы, типа склонения или спряжения и пр. — используется при ус­воении правописания падежных и личных окончаний, при разли­чении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написа­нии, при различении -тся и -ться, а также при переносе слов.

4. Синтаксический анализ — выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и струк­туры предложений — применяется при усвоении правописания па­дежных и личных окончаний, при различении предлогов и при­ставок, при написании заглавной буквы в начале предложения; син­таксический анализ необходим также для понимания значения слов и их сочетаний и определения морфологических признаков.

5. Семантический анализ — выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их со­четаний, предложений и текста — необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при опреде­лении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.

Перечислим виды языкового синтеза (его приемы).

1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и в слове, объединение слогов, приме­няется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.

2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения — обра­зование новых слов, используется при подборе проверочных слов.

3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полу­ченных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.

4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, пред­ложений) и текста, запись полученных форм применяется одно­временно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно ва­жен для закрепления и практического применения всего комплек­са умений в области письма.

Анализ обычно идет впереди, до синтеза, но есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо.

Метод запоминания (имитативный метод) предполагает по пре­имуществу репродуктивную деятельность учащихся. Он применя­ется, в основном, для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в началь­ных классах еще не могут быть проверены.

Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:

1) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими и иными заданиями;

2) использование плакатов и других средств наглядности со спис­ками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;

3) использование словарей;

4) буквенное проговаривание слов — в сопоставлении с орфоэ­пическим произношением, запоминание буквенного состава слов;

5) письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении пра­вописания и проверяемых слов, например, с безударными гласны­ми в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.

Метод решения грамматико-орфографических задач совпада­ет с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с ме­тодом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обу­чение и создает возможности для повышения уровня познаватель­ной активности и самостоятельности учащихся.

Для решения грамматико-орфографических задач нужна серь­езная основа в виде грамматических и иных языковых знаний, до­статочное речевое развитие, богатый словарный запас. Кроме того, школьники должны овладеть определенным уровнем аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, грамматики, а также орфографической зоркостью. Большое значение при ре­шении задач имеет быстрота выполнения умственных операций.

Орфографические упражнения способствуют выработке орфог­рафического навыка, если их выполнение носит систематический характер, а количество необходимо и достаточно. Упражнения на­правлены:

1)на формирование умения видеть орфограмму;

2)овладение операциями, обеспечивающими применение правила;

3)установление связи между частными операциями, т. е. вклю­чение их в единую систему действий;

4) уточнение учащимися сущности и формулировки правила.
Традиционно в методике выделяются следующие группы ор­фографических упражнений:

1) грамматико-орфографический разбор;

2) списывание;

3) диктанты;

4) лексико-орфографические упражнения;

5) изложения.

В школьной практике орфографические упражнения одновре­менно характеризуются с двух сторон:

—по форме выполнения (списывание, диктант и т.п.);

—по характеру решаемой задачи (орфографические или ком­плексного типа).

Остановимся на видах упражнений.

Списывание — это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. В начальных классах должно быть сформировано умение списывать. Начиная с буквар­ного периода, учитель систематически обучает детей правильности действий при списывании.

Date: 2015-10-19; view: 3789; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию