Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и приемы обучения орфографииМетодика обучения правописанию предусматривает применение: 1) метода языкового анализа и синтеза; 2) метода запоминания, заучивания, или имитативного метода; 3) метода решения грамматико-орфографических задач. Выбор метода и приема зависит: – от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы; – от психолого-физиологических факторов усвоения материала; – от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала. Метод языкового анализа и синтеза предполагает постоянное повышение самостоятельности и познавательной активности учащихся. Рассмотрим виды языкового анализа (его приемы). 1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основному словам, написание которых существенно расходится с произношением; используется преимущественно на тех этапах обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку. 2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем — всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы — в окончании, в корне и т.п.; при переносе слов. 3. Морфологический анализ — определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. — используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении -тся и -ться, а также при переносе слов. 4. Синтаксический анализ — выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и структуры предложений — применяется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении предлогов и приставок, при написании заглавной буквы в начале предложения; синтаксический анализ необходим также для понимания значения слов и их сочетаний и определения морфологических признаков. 5. Семантический анализ — выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста — необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр. Перечислим виды языкового синтеза (его приемы). 1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и в слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов. 2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения — образование новых слов, используется при подборе проверочных слов. 3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний. 4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма. Анализ обычно идет впереди, до синтеза, но есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо. Метод запоминания (имитативный метод) предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Он применяется, в основном, для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены. Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода: 1) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими и иными заданиями; 2) использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников; 3) использование словарей; 4) буквенное проговаривание слов — в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов; 5) письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память. Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных. Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся. Для решения грамматико-орфографических задач нужна серьезная основа в виде грамматических и иных языковых знаний, достаточное речевое развитие, богатый словарный запас. Кроме того, школьники должны овладеть определенным уровнем аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, грамматики, а также орфографической зоркостью. Большое значение при решении задач имеет быстрота выполнения умственных операций. Орфографические упражнения способствуют выработке орфографического навыка, если их выполнение носит систематический характер, а количество необходимо и достаточно. Упражнения направлены: 1)на формирование умения видеть орфограмму; 2)овладение операциями, обеспечивающими применение правила; 3)установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий; 4) уточнение учащимися сущности и формулировки правила. 1) грамматико-орфографический разбор; 2) списывание; 3) диктанты; 4) лексико-орфографические упражнения; 5) изложения. В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон: —по форме выполнения (списывание, диктант и т.п.); —по характеру решаемой задачи (орфографические или комплексного типа). Остановимся на видах упражнений. Списывание — это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. В начальных классах должно быть сформировано умение списывать. Начиная с букварного периода, учитель систематически обучает детей правильности действий при списывании.
|