Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды страхования предпринимательских рисков





Необходимость страхования обусловлена существующей

вероятностью наступления чрезвычайных ситуаций и необходимостью

выделения части общественного продукта для финансирования

предупредительных и защитных мер. В условиях рыночной экономики роль

страхования возрастает, поскольку повышается ответственность субъектов

хозяйствования за обеспечение непрерывности процесса производства при наступлении непредвиденных событий. Значение страхования состоит в том, что оно предоставляет всем страхователям гарантии возмещения ущерба при наступлении чрезвычайных событий. Страхование можно рассматривать как метод возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо. В основе этого метода лежит финансирование возмещения потерь из средств страхового фонда, находящегося в ведении страховой организации.

Страхование – система финансовых отношений между субъектами этих отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств, предназначенных для предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий, возмещения нанесенного ими ущерба.

Объектом страхования предпринимательских рисков являются потенциальная возможность потери доходов страхователя (например, ущерб от простоев фирмы, упущенная выгода по неудавшимся сделкам и др.)

По роду опасностей выделяют следующие виды страхования: страхование от огня, страхование транспортных средств от аварий, угонов; страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий; страхование животных на случай падежа и вынужденного забоя. Эти виды страхования имеют различия в объеме страховой ответственности при страховании определенных объектов.

По форме проведения выделяют обязательное и добровольное страхование. Обязательное страхование вводится по инициативе государства, которое в форме закона устанавливает виды, условия и порядок внесения юридическими и физическими лицами средств в страховые фонды с целью обеспечения реализации общественных интересов. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить страховые платежи. Добровольное страхование проводится на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком.

В настоящее время на страховом рынке республики действуют 25 страховых организаций, в том числе 4 государственных (Белгосстрах, Белэксимгарант, Стравита, Белорусская национальная перестраховочная организация).

Сегодня страховая услуга принимает вид простого и внятного продукта по доступной цене. Страховщиком является юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности и имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности. В качестве страховщика может выступать Белгосстрах, Белкоопстрах и другие страховые организации любой организационно-правовой формы собственности, регистрацией которых занимается Комитет страхового надзора. Юридическое или физическое лицо (страхователь) вправе заключить со страховщиком письменный договор страхования, вступить в конкретные страховые отношения и уплачивать страховые взносы.

Страхование осуществляется на основе заявления страхователя, предоставленного страховщику по установленной форме. Составляется опись имущества с указанием стоимости имущества в двух экземплярах, акт осмотра имущества (например, транспортного средства) представителем страховщика, которые прикладываются к заявлению и являются неотъемлемой частью договора страхования. В подтверждение заключения договора страхования страховщик выдает страхователю страховое свидетельство (полис) после получения страховых взносов или первой их части. Полис выдается в течение трех дней после поступления страховых взносов на счет страховщика. Уплата страховых взносов может производиться единовременно и в рассрочку (когда договор на год). Договор страхования вступает в силу при уплате страховых взносов. Чаще всего договор заключается на год, но может на меньший или больший срок. Страхователю, заключавшему договор страхования в течение трех и более лет подряд без перерыва и не получавшему страхового возмещения (обеспечившему сохранность имущества), при заключении договора на новый срок может предоставляться скидка при уплате взносов от 10 до 20 %.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять необходимые меры в целях уменьшения ущерба застрахованному имуществу и сообщить страховщику о наступлении страхового случая в течение суток устно по телефону и в течение трех суток подтвердить письменно (документы для установления причины гибели или повреждения имущества). Сообщается также в соответствующие органы (милицию, Госпожарнадзор, аварийные службы). Представитель страховщика составляет на месте страховой акт, по заявлению страхователя и в соответствии с договором осуществляется страховая выплата.


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают под управлением рисками?

2. Перечислите используемые методы управления рисками.

3. Укажите способы, которые может использовать предприниматель для снижения степени риска.

4. Раскройте сущность страхования предпринимательских рисков.

5. Перечислите виды и формы страхования.

 

Тема 4.3. Коммерческая (предпринимательская) тайна и ее защита

4.3.1. Понятие, сущность и классификация коммерческой тайны,

требования к ней

Доступ к информации, благодаря которой может быть создано что-то оригинальное или улучшено старое в результате поиска новых доходов, качеств, свойств или способов удовлетворения потребностей, должен быть максимально затруднен: чем меньше людей могут с ней ознакомиться, тем больше вероятность того, что эти новшества принесут дополнительный доход.

В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров РБ в 1992году. Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности предприятия.

Согласно принятой в бизнесе классификации, предпринимательская тайна делится на три вида: промышленную, коммерческую и финансово-кредитную.

Промышленная тайна охватывает главным образом продукты интеллектуальной деятельности, направленной на создание новой технологических процессов, а также на усовершенствование действующего производства, разработку новых товаров и услуг и т.п. К промышленной тайне могут быть отнесены методы и способы организации управления бизнесом: производством, финансами, маркетингом и др.

Коммерческая тайна включает в себя все свойственные данной сферы особенности, индивидуальные подходы, деловые связи. Многие фирмы к этому виду предпринимательской тайны относят списки деловых партнеров и основных потребителей, методики установления цен, будущие проекты. Поэтому необходимо всегда помнить, что, вступая с вами в деловые отношения, ваши партнеры чаще всего исходят из того, что коммерческая информация, которую они предоставляют, не станет достоянием третьей стороны.

Финансово-кредитная тайна объединяет информацию из бухгалтерских книг, финансовых документов и деловой переписки. Сохранение в тайне этой информации от конкурентов и всех посторонних позволяет не допускать раскрытие финансового состояния предприятия, причин ее успехов ил неудач. Предотвращение утечки финансово-кредитной информации является непременным условием для удержания положения, достигнутого в борьбе с конкурентами.

Коммерческая тайна предпринимателя – сведения, связанные с производством, управлением, финансовой деятельностью фирмы, разглашение которых может привести к ущербу ее интересов.


Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную или потенциальную ценность для предприятия по коммерческим признакам;

- не является общеизвестной и общедоступной;

- должна быть соответствующим образом помечена (совершенно секретно, для служебного пользования и др.);

- не должна являться государственным секретом и защищаться авторским или патентным правом;

- не должна касаться негативной деятельности предприятия.

В Положении о коммерческой тайне определена информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне:

- учредительные документы, лицензии;

- сведения по установленным формам отчетности предприятия;

- документы о платежеспособности;

- данные ля проверки правильности уплаты налогов и других обязательных платежей;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, условиях труда.

Каждая фирма имеет специфику, поэтому перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяет специально созданная группа экспертов из числа экономистов, маркетологов, коммерсантов. К коммерческой тайне могут быть отнесены:

1) Деловая информация: финансовые сведения, технология, деловые планы и планы производства новой продукции, стратегия предприятия, списки клиентов, соглашения и предложения, контракты и договоры, информация о деловых качествах сотрудников и др.

2) Научно-техническая информация: научно-исследовательские проекты, конструкторские разработки, технические параметры новой продукции, заявки на патенты, дизайн новой продукции, технические возможности производственного оборудования, программное обеспечение, информационные технологии и др.

К коммерческой тайне предпринимателя могут быть отнесены сведения:

· Изобретения;

· Рационализаторские предложения;

· Результаты научно-исследовательской. Опытно-конструкторской и иной творческой деятельности (ноу-хау);

· Программы ЭВМ;

· Коммерческая информация (списки заказчиков, контрактные цены, рынки сбыта);

· Организационно-управленческая информация (способы управления производством, деловые связи, переговоры).

 

4. 3. 2. Утечка конфиденциальной информации

В условиях развития рыночных отношений возрастает риск, связанный со стремлением конкурентов завладеть современными технологиями, ноу-хау и другой ценной информацией, представляющей коммерческую тайну. Факт получения такой информации может нанести серьезный ущерб организации.

Каналами распространения являются средства обмена информацией между субъектами деловых и личных отношений, которые целесообразно разделить на формальные и неформальные.

К формальным относятся деловые встречи, совещания, переговоры; обмен официальными документами (договорами, технической документацией); средства передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф, факс, компьютерные сети и т.д.).


К неформальным следует отнести: личное общение; выставки, семинары, конференции, презентации; средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, интервью).

Источниками разглашения коммерческой информации, составляющей коммерческую тайну, являются: люди, документы, публикации, реклама, технические носители, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, в том числе — вычислительная техника, продукция, промышленные и производственные отходы.

Действия, приводящие к незаконному овладению коммерческой информацией, включают следующие направления:

• разглашение информации;

• утечка;

• несанкционированный доступ.

Способами разглашения коммерческой тайны могут быть:

• сообщение, передача, предоставление ее лицам, не допущенным к ней;

• пересылка;

• публикации (открытые и закрытые);

• утеря;

• разглашение на конференциях, переговорах, симпозиумах и др.

Утечка коммерческой тайны — неправомерный выход охраняемых сведений за пределы организации, предприятия или круга лиц, которым она была доверена. Она может происходить через:

• сотрудников фирмы;

• подкуп работников;

• публичные выступления;

• кулуарные беседы;

• реклама, пресса, печатная продукция;

• работники госучреждений, допущенные к коммерческим секретам, посредники и партнеры, совместные организации.

Социологические опросы свидетельствуют, что среди способов незаконного овладения коммерческой тайной первое место занимает подкуп сотрудников, т.е. человеческий фактор. Далее следует шпионаж: копирование документов, проникновение в базы данных, кража документов, подслушивание.

Легальными методами получения информации о конкурентах являются:

- контакты с поставщиками, посредниками;

- посещение ярмарок и выставок,

- поездки на предприятия-поставщики, осмотр их возможностей, знакомство

с качеством и ассортиментом выпускаемой продукции.

- анализ обзоров конъюнктуры рынка;

- анализ информации в средствах массовой информации;

- изучение фирменных журналов, посредством которых можно ознакомиться

с новыми разработками на предприятиях, новыми технологиями

производства;

- изучение предложений о продажах в проспектах, брошюрах.

4. 3. 3. Защита коммерческой тайны

Различают следующие каналы утечки информации о коммерческой тайне:

а) Неформальные: выставки, семинары, конференции, презентации, средства массовой информации.

б) Формальные: деловые встречи, переговоры, обмен технической документацией, персонал фирмы, государственные органы и страховые компании.

Большой ущерб предприятию может нанести промышленный шпионаж – незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну.

Основную роль в сохранении коммерческой тайны играют сами организации, которые должны проводить организационные, технические, правовые мероприятия.

К организационным мерам можно отнести:

- Создание служб безопасности предприятия.

- Руководитель организации утверждает Положение по защите коммерческой тайны, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ. Руководитель приказом издает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну с определением степени секретности: строго секретно, конфиденциально, не подлежит огласке.

- Маркировка на документах в правом углу: «КТ», «строго конфиденциально» или «конфиденциально». Указание количества экземпляров документа и кому они направляются

- Работа с персоналом, от которой на 80 % зависит сохранность коммерческой тайны. Руководитель проводит беседы с работниками при приеме на работу и увольнении, заключает с работниками Соглашение о неразглашении коммерческой тайны, проводит инструктаж с обучением методам сохранности конфиденциальной информации.

- Комплексный анализ по выявлению каналов утечки информации, контроль работы подразделений и отдельных лиц.

К техническим мероприятиям относят:

- Ограничить посещение посторонних лиц, выдача пропусков.

- Установление дополнительных дверей, запоров, сигнализации.

- Наличие специальных приборов, обнаруживающих любые подслушивающие устройства.

- Зашумление телефонной сети.

- Охрана фото - и копировального оборудования.

- Защита электронной информации.

- Хранение заключенных договоров и контрактов, других документов в сейфе.

К специальным мероприятиям можно отнести:

- Предусматривать в тексте заключаемых договоров ответственность сторон за несанкционированное разглашение коммерческой тайны.

- Работник должен иметь доступ лишь к информации, необходимой ему по службе.

- Разработка должностных инструкций специалистов с обязанностями по сохранению коммерческой тайны. Указание в трудовом договоре деловой информации, представляющей тайну.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите сведения, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне.

2. Назовите требования, которые предъявляются к коммерческой тайне.

3. Перечислите сведения, которые не могут относиться к коммерческой тайне.

4. Перечислите способы охраны коммерческой тайны.

5. Поясните важность сбора информации о конкурентах легальным способом.

6. Охарактеризуйте организационные мероприятия по защите коммерческой тайны организации.

 

Раздел 5. Управление ресурсами субъектов

предпринимательской деятельности

Тема 5.1. Финансовые ресурсы организаций. Показатели финансового состояния организации

5. 1. 1. Показатели финансового состояния организации

Перед выдачей кредита и заключением кредитного договора банк определяет правоспособность и оценивает кредитоспособность (платежеспособность) предпринимателя, а также осуществляет контроль наличия у кредитополучателя просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках на основании предоставленных документов и информации из других источников.

Кредитоспособность – способность кредитополучателя полностью в определенный срок выполнить свои обязательства по кредитному договору. Оценка кредитоспособности проводится на основе всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности потенциального кредитополучателя. Банк анализирует принципиальную возможность предоставления кредита, определяет степень риска, который он готов взять на себя, размер кредита и условия кредитования (срок, процентная ставка, комиссии и др.).

Для отнесения кредитополучателя к определенной группе кредитного риска каждый банк вправе сформировать собственную количественную систему оценки, определяет перечень анализируемых показателей, методику их расчета, значимость (ранг) показателей.

При оценке кредитоспособности на базе анализа системы финансовых показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности кредитополучателя, банк изучает коэффициенты:

· ликвидности;

· обеспеченности собственными средствами;

· финансовой устойчивости;

· прибыльности (рентабельности).

Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.

Ликвидность баланса выражается, в свою очередь, в степени покрытия займов хозяйствующего субъекта, предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения долгов.

Ликвидность означает безусловную платежеспособность предприятия и предполагает постоянное равенство между активами и долгами как по общей сумме, так и по срокам наступления. Организация считается ликвидным, если она может погасить свою краткосрочную кредиторскую задолженность за счет реализации оборотных (текущих) активов.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с задолженностями по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

При этом банк проводит первичную оценку предпринимателя по критериям неплатежеспособности в соответствии с Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь 27.12.2011 № 140 определяет порядок расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и применяется в отношении государственных и негосударственных юридических лиц (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.

Источником информации для расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования является бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111.

Расчет коэффициентов платежеспособности и анализ финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования производится на основании бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования на последнюю отчетную дату.

Выводы, полученные по результатам расчета коэффициентов платежеспособности субъектов хозяйствования, используются при подготовке предварительных заключений по запросам хозяйственных судов и информации о финансовом состоянии субъектов хозяйствования заинтересованным органам и организациям по их запросам. По результатам анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования проводится подготовка экспертных заключений о финансовом состоянии и платежеспособности субъектов хозяйствования. Выводы, полученные на основе анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и экспертного заключения, используются в соответствии с законодательством в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования. По результатам анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования проводится подготовка экспертных заключений о финансовом состоянии и платежеспособности субъектов хозяйствования.

Коэффициенты, используемые в качестве показателей для оценки платежеспособности, и их нормативные значения, дифференцированные по видам экономической деятельности, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»

Значения коэффициентов платежеспособности округляются с точностью до двух знаков после запятой.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение стоимости краткосрочных активов к краткосрочным обязательствам субъекта хозяйствования. Коэффициент текущей ликвидности (К1) рассчитывается как отношение итога раздела II бухгалтерского баланса к итогу раздела V бухгалтерского баланса по следующей формуле:

КА

К1 = ---------, (1)

КО

 

где КА – краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса);

КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств за вычетом стоимости долгосрочных активов к стоимости краткосрочных активов. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) рассчитывается как отношение суммы итога раздела III бухгалтерского баланса и итога IV бухгалтерского баланса за вычетом итога раздела I бухгалтерского баланса к итогу раздела II бухгалтерского баланса по следующей формуле:

 

СК + ДО – ДА

К2 = -------------------, (2)

КА

где СК – собственный капитал (строка 490 бухгалтерского баланса);

ДО – долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);

ДА – долгосрочные активы (строка 190 бухгалтерского баланса);

КА – краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса).

 

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение долгосрочных и краткосрочных обязательств субъекта хозяйствования к общей стоимости активов. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) рассчитывается как отношение суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса к итогу бухгалтерского баланса по следующей формуле:

 

КО + ДО

К3 = -------------, (3)

ИБ

 

где КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса);

ДО – долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);

ИБ – итог бухгалтерского баланса (строка 300).

 

Для анализа результатов финансовой деятельности, структуры и направлений использования полученной прибыли используются данные отчета о прибылях и убытках (форма 2) и отчета об изменении капитала (форма 3). Убыточная работа организации показывает отсутствие источника пополнения собственных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности. При получении организацией прибыли определяются направления ее использования: платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд и другие фонды.

Для определения части краткосрочных обязательств, которая может быть погашена немедленно, используется коэффициент абсолютной ликвидности, определяемый как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам субъекта хозяйствования.

Коэффициентом, характеризующим платежеспособность организации, является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение легко ликвидных активов к текущим обязательствам организации. Значение коэффициента абсолютной ликвидности должно быть не менее 0,2.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) рассчитывается как отношение суммы краткосрочных финансовых вложений и денежных средств и их эквивалентов к краткосрочным обязательствам по следующей формуле:

 

ФВк + ДС

Кабсл = ----------------, (4)

КО

 

где ФВк – краткосрочные финансовые вложения (строка 260 бухгалтерского

баланса);

ДС – денежные средства и их эквиваленты (строка 270 бухгалтерского

баланса);

КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

 

5. 1. 2. Показатели эффективности вложения средств

Показатели оценки роста инвестиционного проекта:

 

1) Показатели, рассчитываемые без учета стоимости капитала:

1.1. Прибыльность продаж - данный показатель характеризует

эффективность текущих операций и рассчитывается в модели как отношение чистой прибыли к выручке от реализации и рассчитывается по формуле 5:

 

NP

CM = -------- х 100 %, (5)

SR

 

где CM - показатель прибыльности продаж, выраженный в процентах;

NP - чистая прибыль;

SR - выручка от реализации (оба параметра - за один интервал планирования).

Прибыльность продаж не имеет непосредственного отношения к оценке эффективности инвестиций, однако является весьма полезным измерителем конкурентоспособности будущего бизнес-проекта.

1.2. Простая норма прибыли на инвестиции - данный показатель, благодаря

легкости его расчета, является одним из наиболее часто используемых В общем случае простая норма прибыли рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему инвестиций и чаще всего приводится в процентах и в годовом исчислении, по следующей формуле 6:

 

NP

SRR = --------- х 100 %, (6)

TIC

 

где SRR - простая норма прибыли, выраженная в процентах за определенный период времени;

NP - чистая прибыль за один интервал планирования;

TIC - полные инвестиционные затраты.

Смысл показателя простой нормы прибыли заключается в приблизительной оценке того, какая часть инвестированного капитала возвращается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. Сравнивая расчетную величину этого показателя с минимальным или ожидаемым уровнем доходности (стоимостью капитала), инвестор может придти к предварительному заключению о целесообразности продолжения и углубления анализа данного инвестиционного проекта.

 

1.3. Простой срок окупаемости инвестиций. Срок окупаемости относится к

числу наиболее часто используемых показателей эффективности инвестиций. Простой срок окупаемости рассчитывается по упрощенной методике, исходя из формулы 7:

 

TIC

PBP = ---------, (7)

NCF

 

где PBP - срок окупаемости, выраженный в интервалах планирования,

TIC - полные инвестиционные затраты проекта,

NCF - чистый эффективный денежный поток за один интервал планирования.

 

2) Показатели, рассчитываемые с учетом стоимости капитала:

2.1. Чистая современная ценность инвестиций (NPV) - показатель чистой

современной ценности входит в число наиболее часто используемых критериев эффективности инвестиций.

В общем случае методика расчета NPV заключается в суммировании современных (пересчитанных на текущий момент) величин чистых эффективных денежных потоков по всем интервалам планирования на всем протяжении периода исследования. При этом, как правило, учитывается и ликвидационная или остаточная стоимость проекта, формирующая дополнительный денежный поток за пределами горизонта исследования. Для пересчета всех указанных величин используются коэффициенты приведения, основанные на выбранной ставке сравнения (дисконтирования).

Классическая формула для расчета NPV выглядит в виде формулы 8:

 

(8)

где NCF - чистый эффективный денежный поток на i-ом интервале планирования,

R - ставка дисконтирования (в десятичном выражении),

Если инвестиции в проект производятся единовременно, то выражение может быть представлено в виде:

 

, (9)

 

где NCF - чистый эффективный денежный поток на i-ом интервале планирования,

R - ставка дисконтирования (в десятичном выражении),

I - единовременные вложения в проект.

В случае положительного значения NPV рассматриваемый проект может быть признан как привлекательный с инвестиционной точки зрения, нулевое значение соответствует равновесному состоянию, а отрицательная величина NPV свидетельствует о невыгодности проекта для потенциальных инвесторов.

 

2.2. Индекс доходности инвестиций (PI) рассчитывается по формуле 10:

 

NPV

PI = 1 + --------, (10)

TIC

 

где TIC - полные инвестиционные затраты проекта.

Индекс рентабельности инвестиций отвечает на вопрос: каков уровень накопленных проектом доходов, получаемых на одну единицу капитальных вложений.

 

2.3. Внутренняя ставка доходности инвестиций (IRR ) характеризует

уровень прибыльности проекта, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежных поступлений от капитальных вложений приводится к настоящей стоимости авансированных средств. При единовременном вложении капитала IRR рассчитывается по формуле 11:

NPV

IRR = -------- х 100, (11)

I

где IRR – внутренняя ставка доходности;

NPV – чистая современная стоимость инвестиций;

I – единовременные вложения в проект.

Экономическое содержание IRR состоит в том, что все доходы и затраты по проекту приводят к настоящей стоимости не на основе задаваемой извне дисконтной ставки, а на базе внутренней доходности самого проекта.

 

2.4. Ожидаемый интегральный экономический эффект (Эож). Основным

показателем, используемым для сравнения различных сценариев развития инвестиционного проекта и выбора наиболее благоприятного из них, является ожидаемый интегральный экономический эффект Эож.

Если известны точные значения вероятностей различных условий реализации проекта, ожидаемый интегральный экономический эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

 

, (12)

 

где Эi — интегральный эффект при условии реализации i -го сценария реализации проекта;

рi вероятность реализации i-го сценария.

 

2.5. Дисконтированный период окупаемости (DPP) - это один из самых

распространенных показателей оценки эффективности проектов. Его устанавливают по формуле 13:

 

I

DPP = ------------- (13)

PV сред.

 

где I –единовременные вложения в проект;

PV сред. - средняя величина денежных поступлений в периоде времени.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите и охарактеризуйте основные показатели, определяющие кредитоспособность предпринимательской структуры.

2. Укажите цель оценки кредитоспособности коммерческой организации.

3. Перечислите документы, на основе которых проводится анализ финансового состояния коммерческой организации.

4. Назовите сущность анализа финансового состояния фирмы?

5. Назовите основные показатели эффективности вложенных средств, поясните методику определения эффекта от вложений.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.08 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию