Вербальное речевое воздействие
Фактор соблюдения коммуникативной нормы
· Необходим соблюдать нормы речевого этикета.
Соблюдение нормативных правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает сохранение коммуникативного равновесия. Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.
· Необходимо соблюдать нормы культурной речи.
Надо правильно ставить ударение, говорить в среднем темпе, не повышать внезапно громкости речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и т.д.
Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию.
Если человек говорит культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит, достаточно умен, разбирается том, о чем говорит. Речь такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы чувствуем расположение к такому человеку.
Фактор содержания речи
Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.
Необходимо:
· говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;
· сообщать больше положительной информации;
· свести к минимуму негативную информацию;
· не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же надо – облечь его в форму заботы);
· приводить аргументы, не быть голословным;
· приводить примеры из жизни.
Фактор языкового оформления
Эта группа правил связана с выбором тех ил иных языковых средств при выражении мысли.
· Разнообразьте нормативные образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих).
· Используйте слова, взывающие образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих).
· Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.
· Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.
· Держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп – это около 120 слов в минуту).
· Цифр приводите немного и округляйте их.
Фактор стиля общения
Данный фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.
Для этого необходимо демонстрировать:
· общительность, приветливость;
· дружелюбие, искренность;
· воодушевление;
· умеренную эмоциональность;
· физическую бодрость, подвижность;
· способность не повышать голос в споре или в конфликте;
· культурный «языковый паспорт».
Фактор объема сообщения
Коммуникант должен соблюдать следующие правила:
· будьте кратки;
· говорите короткими предложениями.
Фактор расположения информации
Этот фактор подразумевает место расположения важной информации:
· важную информацию давать в начале и конце;
· важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами.
Фактор адресата
Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их воспитания, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному.
Date: 2015-10-19; view: 1149; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|