Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История риторики. *есть вопросы по этой теме в итоговом тесте





*есть вопросы по этой теме в итоговом тесте

Первым ритором и основоположником риторики называют в истории риторической науки такого оратора, которым являлся Горгий. Горгий жил 485 - 380 до н.э. Его звали отцом риторики. В те времена слова софистика, риторика могли использоваться, как синонимы. Горгий был представителем софистики (вы должны быть уверены всегда и если хотите выдать белое за чёрное, вы должны думать, как будто так и есть). Наука, как убедить слушателя в тезисе, который может не соответствовать действительности. Необязательно настолько явное, как чёрное и белое. Софистика говорила о том, что в риторической науке мастером является тот, кто умеет убедить аудиторию в обратном, повлияв на изменение точки зрения слушателя. Софисты говорили о науке доказывания. Они говорили, что риторика сводится к науке доказывания, в подборе доказательств, их произношении таким образом, чтобы можно было повлиять на аудиторию. Горгий так успешно выступал перед аудиторией и в судах, что ему была воздвигнута в Дельфах золотая статуя. Горгий также выступал на политической арене и считается, что он сыграл огромную роль в судьбе Афин. "Олимпийская речь" - сплотил греков в войне против медян и персов. Впервые ввёл предмет риторики, как обязательный предмет преподавания.

{ Тропы - средства выразительности речи;

Метафоры - скрытое, завуалированное сравнение одного объекта речи с другим, которое понятно;

Аллегория - сравнивая что-то, используем иные, но всем известные, понятия, тезисы ("Сизифов труд")}

Горгий брался каждого обучать виртуозности, лёгкости и логичности речи. Горгий в отличие от других ораторов должна быть краткой, чтобы её запомнили, смогли пересказать, донести другому человеку.

После Горгия в Афинах появляется Платон. Платон в отличие от других греческих риторов, ораторов говорил о том, что риторику нужно преподавать всем, но не все имеют право её использовать (потому что словом можно сподвергнуть человека на подвиги, убить, сменить власть в стране). Платон выступал с длинными речами (по 3-4 часа подряд) в аудитории с сотнями людей, это особое искусство держать большую аудиторию в напряжении, поддерживать интерес. Платон также преподавал риторику, и говорил, что риторика наполовину состоит из гимнастики речи. Чтобы научиться говорить, нужно просто говорить. Платон был настолько красноречив, что после того, как его дядя Критий стал тираном, он в первую очередь запретил риторику. Поэтому говорят, что риторика - это дитя демократии. Когда наступает тирания, риторика чаще всего замолкает.

Считается, что первым автором учебника по риторике был сицилиец Корако из Сиракуз, заслуга которого заключается в том, что он собрал приёмы ораторского мастерства, которые использовали до него.

Одним из самых выдающихся ораторов древней Греции был Аристотель. Издал свой знаменитый труд "Риторика". Аристотель говорил, что риторика - это такое же искусство творчества, как любое другое искусство. Риторика Аристотеля отличается тем, что она должна быть построена на логике. Логическое построение композиции, логические выводы и т.п. Аристотель говорил, что риторика не только убеждать в том, что угодно, а наука изыскания путей доказательств не только того, что было и будет, а выстраивание доказательств того, что возможно было и возможно будет. Доказывать то, что было на самом деле и то, что известно всем достаточно легко. Гораздо сложнее заставить оратора самого подумать о том, что было, что могло быть и что из этого является правдой. Этот тезис имеет очень важное значение для юристов, когда вы пытаетесь представить ситуацию не так, как она изложена на бумаге. Сначала разубедить в неправильности позиции обвинения и убедить суд в своей позиции. Т.е. надо доказать свою версию - гипотезу (предположение о том, что: имело место или не имело место...) Аристотель очень часто спорил с представителями конкретных наук. Убеждать о конкретном факте должны представители частных наук. Риторика являлась общей науки, которая должна была убеждать представителя любой науки. (логика, точность избранного слова - терминов и правильное определение понятия доказательств). Аристотель был первым, кого можно было бы причислить к родоначальникам науки о доказательствах. Аристотелевская наука - наука о способах доказательства вероятного, возможного и правдоподобного. Разница в предмете риторики у Аристотеля у Софистов: у софистов - нам всё равно мы выдаём белое за чёрное, Аристотель - вы убеждаете в верности своей позиции, если вы выдвигаете версии. "Так могло случиться". Если могло случиться так, как мы говорим - это значит, что напрямую вина подсудимого не доказана. Зарождение принципа презумпции невиновности. Риторика по Аристотелю должна была помогать проникнуть слушателям в суть вещей. Оратором может стать только тот, кто глубоко знает тот предмет, по поводу которого он вызвался выступать. Риторика может выражаться в 2х вариантах: в письменном виде (заготовленная речь) и устное выступление. Появилась профессия логографа (спичрайтер+оратор, который эту речь произносит).

Очень важное значение имеет композиция речи. Самую первую композицию речи Аристотель сформулировал в "Риторике". В любой речи должно быть вступление, целью которого является привлечение внимания аудитории. Вторая часть композиции состояла в подробном рассказе ситуации по поводу тезиса, в связи с которым все здесь собрались. Считалось, что чем подробнее рассказываешь, тем ты убедительнее. Подробный рассказ истории позволял попытаться изыскать все возможные пути добывания доказательств, потому что в подробном рассказе вы тоже должны были использовать логику (время, место + ответ на главные вопросы: что, где, когда, почему и для чего). Последняя часть - выводы и формулировка своей собственной позиции по теме, по который вы выступаете.

Были и другие ораторы, например, некий Лисий, который отличался торжественным слогом, много использовал эпитетов, метафор, идиом. Но после древней Греции ораторское мастерство наиболее расцвело в древнем Риме. (в период республики) Безусловно древнеримские ораторы восприняли многое, что оставили древние греки. Первым крупным римским оратором, автором трудов был Марк Порций Катон старший (234-149 г. до н.э.) - образец энциклопедического образования, он занимался всем (был блестящий агроном, накормил пол народа брокколи), был прекрасным военачальником, государственным деятелем. Всегда исходил из сути дела. Знаменитое выражение "И всё-таки я считаю, что Карфоген должен быть разрушен" - повторенье - мать ученья.

Следующий знаменитый оратор - Марк Тулий Цицерон (106 - 144 г. до н. э.) "Есть два искусства, которые могут возвести человека на пьедестал: для мужчин или судьба полководца, или знаменитого оратора." Цицерон издал труд по риторике в двенадцати томах (рекомендуют ознакомиться в библиотеке юрфака). Цицерону принадлежит разработка композиции речи (в т.ч. судебной). Цицерон сказал, что речь желательно должна состоять из 6ти частей:

первая часть - вступление. Выполнение 3х составляющих - вызвать симпатию к оратору, сосредоточить внимание слушателей на себе, подготовить слушателей к тому решению той или иной проблемы, которую вы будете в речи затрагивать. Нужно сразу обозначить свою позицию, чтобы затем люди, слушая вас, убеждались в вашей правоте

Вторая часть - план выступления (particio). В этом плане выстраивается своя доказательственная база и была целая книга из 12 томов о том, как выстраивать этот план, что можно оглашать, что нельзя.

Третья часть - рассказ о том, как произошло событие, преступление (naracio). Рассказ строился по такому принципу, который был выгоден стороне, которую он представлял.

Четвёртая часть - доказательства (probacio). Нужно использовать 2 системы доказательств (структурирование по 2м группа). 1-я - те, которые воздействуют на ум, разум - аргументы, вторая - те, которые воздействуют на чувства (слёзы, мольба).

Пятая часть - повторение (repetitio). Повторялись решающие доводы в обосновании своей позиции, чтобы они в лучшей степени запечатлевались в памяти слушателей.

В шестой, заключительной части, формировались окончательные выводы, в которых вы хотели убедить слушателей. Эти выводы могли быть несколько раз повторены. per orario - устно, при помощи приёмов ораторского мастерства заколачивали последний гвоздь в обоснование вашей позиции. Выводы должны были быть безупречны и не оставлять лазейки для сомнений. (Запомнить и применять для ответов на тесты, экзамены, курсовые, дипломные работы. Логика - большой + на подсознательном уровне)

У Цицерона были содержательные, логически выстроенные речи. Тезис - утверждение, тема выступления, которое вы хотите доказать. Аргумент - средство доказывания тезиса. Аргумент - не просто доказательство, а средство доказывания вашего тезиса. Необходимо находить собственную структуру и систему доказательств (тезиса). Аргументы зависят, прежде всего, от процессуального положения (для юриста). Про Цицерона говорили, что это оратор, которого бог поцеловал в уста (златоуст).

В средние века риторику преподавали на юридическом и философском факультетах. Методика ораторского мастерства сосредоточилась в двух направлениях: в преподавании философской науки и в преподавании науки юридической. В этот период отдельных учебников по риторике нет, но зато существовали учебники по философии права (там содержались знания, накопленные веками ораторами)

Ленин - пример, как можно перевернуть с помощью ораторского мастерства историю, потому что у него был дар объяснять сложные политические события простыми, понятными всем вещами.

Новое задание: открыть толковые словари и выписать расшифровку понятий истина, выписать точное определение метафоры, идиомы, синонима, антонима, омонима.

Истина (Ожегов) - адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. 2. То же, что правда; 3.Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

Временной период, который доказывается определёнными аргументами. Чем дальше то или иное событие, произошедшее в действительности, от момента, когда кто-либо начинает про него рассказывать, тем больше шанса получить недостоверную информацию.

"Врёт, как свидетель очевидец", - адвокатская поговорка. Когда человек бьёт себя в грудь и говорит: "Было точно так же, как я говорю". Прежде, чем отстаивать, какую-либо точку зрения, нужно либо верить в это утверждение, либо использовать софистику. Умение различать, распознавать и если выгодно - потакать им, если нет - уметь бороться. Бороться с этим можно, используя приёмы ораторского мастерства.

Культура публичной речи - такое мотивированное использование средств языка, на котором вы говорите, которое является оптимальным для данной конкретной ситуации, выбранного тезиса, содержания речи с учётом выделенного для вас времени и процессуального или публичного статуса. Целью любой публичной речи является убеждение. Убеждать будете в правильности вашего тезиса. 2 вида аргументов: которые действуют на разум и которые действуют на чувства. Культура публичной речи зависит от правильности использования как общих средств языкового материала (грамотность, лексика, внутренняя планка, где и когда вы имеете права говорить, где и когда не имеете права говорить ни в каком порядке. *Юрист должен прекрасно владеть любым языком, которым пользуетесь: литературным, разговорным и безусловно знать профессиональную лексику, но ещё и профессиональную лексику из других профессий. Сленг: выражения, присущие разным возрастным, социальным, профессиональным и прочим группам. Не нужно путать с терминами, которые приходят из иностранных языков, с жаргоном) Знание сленга иногда является доступом в профессию и наоборот. То же самое можно сказать про любое направление деятельности. Жаргоном обозначается специальный язык, который был изобретён лицами, привлечёнными к уголовной ответственности. Жаргон - специальный язык для общения между осуждёнными, арестованными, чтобы следователи или охранники не поняли, о чём они разговаривают. Жаргон нужно юристам знать не для того, чтобы на нём говорить, а чтобы знать, что говорят при вас: чтобы не оказаться в дураках, чтобы дать понять, что вы понимаете, о чём говорят или наоборот дать понять, что вы не понимаете, а затем использовать это. Жаргонные выражения есть в словарях жаргона (+ атлас татуировок в картинках). Каждый рисунок за собой несёт соответствующую информацию.

Мы иногда не замечаем, когда мы разговорную речь используем в публичном выступлении. Есть граница между разговорной и публичной речью. Юрист не имеет право в публичном выступлении использовать слова из разговорной речи, если он не делает поправку. Умение разграничить разговорную речь от публичной отличает оратора. Самоанализ своих слов, поступков, действий, но ещё и выводы. которые должны претворяться в жизнь.

Ясность речи - первое и главное качество успешного судебного выступления любого оратора с любой стороны. На это качество указывал в своих трудах ещё и Аристотель. Ясность речи помогает убедить судей, присяжных по любому процессу в правильности вашей позиции.

Построена на том, что вы используете:

1) продуманные, проверенные, осознанные термины для изъяснения своей позиции (например, криминология и криминалистика);

2) Ясность логической конструкции при построении: самого тезиса. Каким бы умным и образованным, подготовленным успешным юристом вы себя не считали, помните, что всегда найдётся кто-то умнее вас, нужно уважать своих противников и дать возможность вашу историю и тезис правильно понять. Следует мысленно поменяться местами с объектом и попытаться представить, какую историю вы бы хотели услышать, если бы вы эту историю не знали. Любая юридическая конструкция должна быть красивой. (чёткая логика, обоснованность тезиса и грамотное выстраивание аргументов)

3) Неточность в использовании средств родного языка, просто грамматики. (окончаний, суффиксов и глаголов) В русском языке окончания, суффиксы меняют смысл слов, тезисов.

Выразительность (выраженность) речи - эти понятия связаны с понятиями точности и связаны с анализом доказательств, какие термины вы используете для убедительности и выразительности вашей речи.

(! можно использовать при выступлении) Повтор помогает точности и выразительности речи. (напоминание о том, чем закончилась предыдущая лекция). Повтор является эффективным, если он в меру. Для подчёркивания аргументации либо правильности конструкции тезиса. Примеры того, как в судебных речах использовались повторы Пётр Сергеевич Прохавщиков "Искусство речи на суде" - обязательно прочитать. Никто пока лучше ничего не написал.

Использование голосовых средств для ясности выразительности и точности. Управление голосом (тише, громче, паузы). Схема ответа на любой вопрос: от общего к частному. Есть специальный приём ораторского мастерства, когда вы меняете её. Когда исходите из того, что общую позицию знают все собеседники и когда частные моменты покажут по иному общий вопрос.

Медиация - филология + юриспруденция+ психология. На западе используют уже 30 лет. У нас психология отстала лет на 30. Медиация подразумевает переговорный процесс между сторонами для достижения мирового соглашения. Первый шаг, когда все находятся в жёстком конфликте и первый раз садятся и выясняют, что произошло, кто чего хочет и правильно ли они понимали намерения друг друга. Именно там выясняется точность использования понятий применительно к конкретной ситуации. Уговорить людей слышать, слушать друг друга - очень сложная задача. Строится на знании психологии, использования речи. (!)" Бумеранг " - вы используете тот аргумент, который прозвучал из уст процессуального противника против него (Речь Плевака про старушку и чайник. Появился институт, который освободил страну от малозначительных дел. Вторая речь - метод психологического убеждения. Кража церковных денег из церковного фонда одного из церковослужителей. "Этот священник 30 лет отпускал вам грехи на причастии", а теперь наступил ваш черёд отпустить грех ему. Приём ораторского мастерства, который воздействовал на психологию людей.).

Понятие точности речи - характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (т.н. фактическая, предметная точность), соотношение речи и мышления (понятийная, смысловая точность), которая зависит от того, насколько оратор следит за значением употребляемых слов.

Понятие паронимов - слова, схожие по смыслу, звучанию и по корню, но из-за изменения окончания, корня меняется смысл (Лечить от алкоголя - лечить от алкоголизма; криминальный (1 уголовный, преступный. 2 - относящийся к преступлению) - криминогенный - причины, порождающие преступления, способствующие их совершению). Компетентный (качества человека) - компетентность (круг полномочий)

Выработка навыка точности речи - борьба со словами - паразитами. "как бы". Нужно сознательно контролировать своб речь, делать паузы, вдох - выдох и т.п.

Параметры голоса:

1) звучностьречи - звучность зависит не только от усиления напряжения на голосовые связки моральным усилием, а от того, сколько воздуха находится в лёгких, перед тем, как вы начинаете что-то говорить. Следует говорить на вдохе до 10-15 секунд. Когда вы что то говорите на вдохе звучность повышается, когда на выдохе - понижается. Например, говорить (тянуть) 15 секунд букву "а" или "о", а дальше проверяем звучность голоса, согнувшись пополам. 15 раз упражнение на дыхание - задерживать на 5-6 секунд дыхание и делать короткий выдох (в плавании наоборот), 2е упражнение - произношение всех гласных слитно, только с конца. (раз по 15 в день) Для достижение результата нужно полгода.

2) темп речи - речь должна быть ни быстрой, ни медленной, она должна быть нормальной и обычной для восприятия людей в целом, а отдельные части по специальному плану должны быть либо более быстрыми. Замедленная речь допустима в порционных вариациях, когда используете данный приём, чтобы кто-то успел записать точно и дословно. Замедленный темп речи и слишком быстрый темп могут говорить о робости оратора.

Паузы. Есть классификация пауз. Выделяют смысловые и логические паузы. Смысловая - пауза, которая используется оратором в зависимости от того, какое место в его тезисе или аргументах является для него более существенным (обычно сочетается со знаками препинания в речи, обычно после точки либо двоеточия). При этом смысловая пауза может быть использована с логической, когда используем перед запятой в сложносочинённом или сложноподчинённом предложении. В письменной речи замечательные предложение из Толстого практически недозволенны в устной. Максимум можно позволить двухступенчатое сложносочинённое или сложноподчинённое предложение, иначе слушатель забудет, о чём вы начинали говорить в начале предложения. Логическая пауза выделяет ключевое слово в предложении, делая на нём акцент. "Господин Иванов имеет высшее юридическое образование". Акцент можно сделать на: "господин" - соц. статус, можно на "Иванов" - акцент на фамилию, "имеет" - уже получил диплом и т.д. Используется в целях убеждения в своей точки зрения, соответственно на самых важных моментах делается акцент.

Чтобы пользоваться смысловым, логическим ударением, необходимо правильно ставить ударение в словах, которые вы употребляете.

3) диапазон - использование в рамках нормального, доступного для всей аудитории тихого и громкого голоса (осознанно). Для этого нужно понимать, что диапазон голоса может использоваться намеренно, "с прямым умыслом", заранее обдуманно, поэтому для использования этого приёма речь сначала пишут, потом нормально читают, потом указывают на те места, где используется диапазон голоса. Зачем нужно? Оживляет речь, легче слушать аудитории. Можно подчеркнуть тот или иной отрывок речи таким образом, которым вы этого хотели. Этот приём приемлем тогда, когда вы уверены в правоте ваших тезисов и вы уверены в том, что аудитория услышит вас. (бесполезно тихо говорить в Лужниках) Когда необходимо привлечь внимание толпы, нужно увеличить громкость голоса, чтобы вас все услышали. Это очень мощный приём ораторского мастерства (при использование с паузами). Этот приём позволяет управлять аудиторией, подчинять её себе, заставлять себя слушать. Последовательность применения этих приёмов чаще всего работает вам в плюс в обратном порядке, когда сначала громко, вас слушает, затем нормально, слушают, затем перестают - понижение голоса, чтобы захотели слушать ещё.

Упражнения - полный вдох ртом и задержка дыхания, кто насколько может, пока комфортно. После чего начинаете произносить вслух текст, который вы произносили своим голосом (раз пять). Со временем будет возможность управлять своими лёгкими для того, чтобы контролировать и использовать интонационную вариацию.

Нужно читать скороговорки. Скороговорки придуманы очень умными людьми, которые были придуманы хорошими ораторами. Есть также знаменитые стихи, в том числе, которые знакомы из детства. "Книжка про книжки" - Маршак. Самое главное соблюдать размеренность и такт. Такт - единица измерения звучания той или иной ноты во времени. Для того, чтобы отрегулировать размеренность и темп речи (15-20 слов в минуту). Регулирование темпа речи в зависимости от метронома (2 секунды)

4) тембрголоса - достаётся от природы. Бас на фальцет поменять сложно, но снизить фальцет можно. Нельзя переносить недостатки оратора на предмет. С другой стороны, как бы хорошо не выступал противник, внутри не должно быть барьера, что он так хорошо выступил, а я ничго сделать не смогу - должна быть профессиональная уверенность в том, что вы делаете, а чтобы обладать профессиональной уверенностью нужно обладать знаниями. Вы должны быть уверены в себе.

Звучность - не только громкость произнесения речи, но и усиление звука в назначенных словах и выражениях. Основа звучности - управление дыханием. Чем больше масса воздуха за голосовыми связками (на вдохе), тем громче звучность. Темп включает общее количество произнесённых слов в минуту, длительность звучание отдельных слов, паузы, их виды и их продолжительность.

Тембр - это звуковая окраска голоса.

Диапазон - пределы от самого низкого до самого высокого тона, в рамках которых звучит голос оратора.

Вспомнить значение ключевого слова в фразе, интонации. Что такое интонация в речи? Интонация того или иного языка отражает общие правила построения речи. Мы начинаем с высокого и заканчиваем низким. В английском - снизу вверх. К интонации ребёнок привыкает с 3го месяца беременности. Один из устойчивых, индивидуальных признаков речи. Лучше всего интонация меняется речь через 5 в другой стране, когда вы не слышите родную речь. Можно менять интонацию в абзацах, частях своей речи, привлекая тем самым внимание. Если поменяете с нисходящей на восходящую (вопросительные, восклицательные - тревога и радость) интонацию, вы гарантировано привлечёте внимание.

Посмотреть полномочия прокурора, адвоката и в каких случаях судья до вынесения решения обязан выступать с публичной речью и в чём её специфика (посмотреть в УПК)

В суде есть 2 профессиональных оратора. Со стороны обвинения в уголовном процессе - прокурор (представитель государственного обвинения). Прокурор - это профессиональный юрист, который действует в соответствии со ст. 6 УПК (интересы и свободы потерпевшего). Тот прокурор, который выступает в процессе, в стадии судебного разбирательства - это сторона, которая обладает позицией, отражённой в обвинительном заключении/акте. Прокурор не может отказываться от обвинения, даже от одной из позиций, сформулированных в обвинительном заключении (исключение - после согласования с вышестоящим прокурором). Нарушение состязательности процесса, потому что прокурор лишён возможности выражать свою позицию в речи. Прокурор, который поддерживает гос. обвинение должен, в первую очередь, строить свою речь на основании тех позиций, которые отражены в обвинительном заключении. Речь прокурора на 90% носит обвинительный характер. Прокурору нужно чётко сформулировать тезис, с которым он выступает в процессе. Что входит в формулу обвинения? Квалификация деянии в соответствии с УК РФ. Для того, чтобы квалифицировать деяние, нужно доказать сам факт события преступления, причастность лица к совершению данного преступления, а дальше прокурор приступает к квалификации действий по статье УК и по 73 ст. УПК, по который поочерёдно доказываются все обстоятельства, подлежащие доказыванию. Должно быть в речи сформулированное понятие объекта преступления, предмета преступления и расшифрована объективная сторона - способ совершения преступления.

В характеристику способа совершения преступления входят 3 составляющие: подготовка к совершению преступления (в некоторых статьях УК подготовка - это самостоятельный состав), действия, причинившие вред и дальше действия, направленные на сокрытие преступления либо его следов (умышленные, по неосторожности, но потом человек пытается скрыть сам факт). Далее, прокурор доказывает позиции, связанные с виной. И в конце - характеристика преступника.

С точки зрения ораторского мастерства представитель гос. обвинения имеет право менять составляющие для изменения восприятия в зависимости от обстоятельств дела. Это всё можно сделать, если ты хорошо знаешь материалы конкретного уголовного дела. Откуда прокурор, выступающий в суде, берёт материалы уголовного дела? Прокурор должен применять в суде нормативную лексику (знать юридические термины и те термины, которые составляют суть той или иной истории, положенной в уголовное дело).

Речь прокурора должна содержать итоговую оценку доказательств и провести анализ доказательств, представленных в обвинительном заключении и представленные в суде. Речь прокурора всегда должна заканчиваться обвинительным тезисом. [посмотреть толкование слова справедливость] Прокурор не имеет права говорить в конце своей речи общими тезисами. Он должен чётко суду обозначить позицию государства (в его лице) конкретно к каждому подсудимому сформулировать, по какой статье квалифицировать совершённое деяние, смягчающие и отягчающие обстоятельства и, какое конкретное наказание предлагает назначить прокурор. Иначе суд может счесть, что прокурор отказывается от обвинения, потому что обвинение - это конкретика, которая должна быть выражена в устной форме.

Мб следующие приёму: умеренный повтор, структурированный анализ доказательств (доказательства обвинения и защиты --> общие и частные --> прямые и косвенные. Показания специалистов и заключения эксперта на чисто психологическом уровне выделяются на общем уровне и оцениваются таким образом, которым формулирует свою позицию эксперт. Прокурор не имеет права обойти оценку заключения эксперта, обязан выразить своё мнение.)

Выступление прокурора перед процессуальным противником: прокурором запрещено каким бы то ни было образом унижать честь и достоинство подсудимого, адвоката и иных участников процесса, нужно следить за своей лексикой. Нельзя ассоциировать адвоката с подсудимым.

Адвокат, выступая в суде, должен помнить, что он выступает в защиту своего подзащитного, руководствоваться принципами: "не навреди", "вовремя остановись", "не задавай вопросов, на которые ты не знаешь точных ответов". Композиция речи защитника строится формально по тем же принципам, потому что адвокат должен опровергнуть тезисы гос. обвинения и не имеет права ухудшать положение защитника, т.е. быть вторым обвинителем. Как сделать своё выступление убедительным? Главный субъект речевой деятельности - судья.

Первое правило подготовки адвоката выступления в суде - вы должны лучше всех профессиональных участников знать материалы дела. Немногие понимают, во что это выливается для адвоката, потому что адвокат - это фактически первый и заранее получает доступ к материалам дела. Дела бывают разные по объёму. Есть материалы дела, которые сами по себе представляют многотомные сочинения. Моральная ответственность адвоката в этом вопросе. Адвокат должен оценивать и доказательства обвинения, и доказательства защиты. Умение простыми словами разъяснять сложные термины.

Дом. задание (Искусство речи на суде - почитать про доказательства. Азбука судебных выступлений) Решить с 2х сторон: по делу есть одно сильное док-во (заключение эксперта в области дактелоскопии, что на одном из док-в есть отпечатки пальцев и есть косвенные доказательсва: как их расположить в речи?) Если у адвоката в обосновании защиты есть доказательства алиби, которые не были рассмотрены на стадии предв. расследования и есть косвенные доказательства непричастности подзащитного к преступлению, как анализировать и располагать. В данном случае речь идёт о структуре речи прокурора, из этого набора можно создать любое произведение, которое должно убедить в правильности вашей позиции суд. Посмотреть понятие хрии (структура композиции внутри отдельной части), простой хрии, искусственная хрия (см. курс логики).

Адвокат при наличии веера доказательств, чаще всего, ссылается на прямые доказательства невиновности и прямые доказательства порочности доказательств обвинения, косвенные доказательства в речи адвоката в полной мере используются тогда, когда прямых доказательств недостаточно. В случае, когда есть несколько косвенных доказательств, мы должны выстраивать верёвочку, которая выводила бы на смягчение ответственности либо на устранение вины. Нужно помнить, что доверителем является человек. Всегда действуем в интересах подзащитного, не имеем права навредить. Если есть основания для прекращения дела, их обязательно нужно огласить в судебном заседании, иначе упускаем шанс реализации норм уголовного процессе. Нельзя проигнорировать позицию гос. обвинения. Одно и то же доказательство может иметь разные выводы и может быть по-разному оценено судом. Выводы экспертизы дают вероятностное суждение. В первую очередь, адвокат должен помнить о наличии человеческого фактора. Ни во что, никому не верю, пока сам всё не проверю. Доказательство необходимо проверять с момента зарождения до момента попадания в руки. Речь должна содержать конкретную оценку позиций обвинения по квалификации действий подсудимого и предложенной прокурором меры ответственности. Нужно помнить, что список смягчающих обстоятельств - открытый. В речи необходимо это использовать, никто кроме него не будет это делать. Мы никогда не знаем, какие обстоятельства будут восприняты судом как смягчающие. Каждое выступление индивидуально.

Обязательно учитывать при подготовке к выступлению и в самом выступлении. В каждой речи продумать, с чего начинать выступление. Цель этого вступления - привлечь внимание аудитории, заставить себя слушать. В этом плане нет одной рекомендации, одного вступительного, универсального слова. Необходимо вспомнить все правила, касающиеся аудитории.

Во вступлении мы всегда обозначаем, кроме ораторского приёма нас слушать, обозначаем тезис выступления. Когда готовитесь к речи из всех аргументов, доказательств, позиций вы должны различать:

1) необходимое

2) полезное

3) неизбежное

4) опасное

Редакция тезиса. Главное, как будет озвучено, а не как записано на бумаге, потому что когда мы говорим другими словами, тезис может получить иное содержание.

Необходимое - то, без чего вы не можете обойтись, озвучивая тезис и аргументы. В Уголовном процессе - 73 статья УПК - подлежащие доказыванию + статьи УК, которые озвучивают состояние элементов состава преступления. Любой юрист нормативное определение понятия форм умысла должен обязательно помнить. От доказанности или недоказанности той или иной формы умысла зависит исход дела.

Полезное - в каждом конкретном случае путём анализа определяем сами. Для обвинения - полезным является всё то, что доказывает элементы состава преступления и 73 УПК, как косвенные доказательства, любая крупинка, которая усиливает позицию. Для адвоката полезным является в силу законом и правилам адвокатской этики - всё, что смягчает ответственность или устраняет её. То что неправильно использовали как полезное в защите может быть использовано как полезное прокурора. Ставить на место процессуального противника и думать, что бы вы использовали в качестве полезного, и если вы сомневаетесь см. правила адвокатской этики и используем в самом крайнем случае.

Неизбежное - для прокурора иногда совпадает с необходимым, а для адвоката в уголовном процессе это обычно чуть шире. Для адвоката неизбежным является анализ доводов и аргументации, прозвучавших в речи прокурора. Нельзя их проигнорировать тогда, когда вы можете их проанализировать и подать под иным ракурсом, в пользу подзащитного и не навредить ему. Каждое доказательство может быть рассмотрено под разным углом зрения.

Опасное - то, что воплотилось в принципах адвокатской этики. Как только чувствуете опасность, вы не имеете право включать его в цепочку доказательств, подтверждающих ваше выступление.

То, что необходимо, вы можете освещать подробно, делать подробно, с тем. чтобы убедиться, что ваш в тезис в той редакции, в какой вы хотели дошёл до адресата вашего выступления. Вы можете усиливать, украшать вашу речь, с тем, чтобы убедиться, что ваши тезисы стали убедительными. О полезном достаточно только упомянуть, если вы достаточно полно упомянули о необходимом. В каждом случае по-своему. Опасное должно быть удалено из речи с особой тщательностью. Опасное выявляем на уровне подготовки, до произнесения речи.

В композиции Цицерона было проведено различие двух видов аргументов - от разума и от сердца. Аргументы, которые идут от разума - те аргументы, соображения, которые касаются существа предмета. Именно эти аргументы являются основными и лучшими орудиями в устах оратора. Возьмите лист бумаги, делим пополам и пишем аргументы разума и аргументы чувства - очень наглядный и простой способ. Когда вы делаете такую градацию, вы должны пометить, что все аргументы разума должны быть сопоставлены с п. 1 (необходимое, полезное...), с требованиями закона и облечены в ту форму, которую требует закон (для уг. процесса - доказательства). Аргументы разума должны быть восприняты, пока адресат не устал. Эти аргументы должны быть правильно поняты, доступны для понимания (поправка для суда присяжных и профессиональных судей)

Если вы определяете, что аргументов разума много и вам кажется, что достаточно половины - нет единой рекомендации. Нужно только помнить, что если вы не успеете их использовать в судебном процессе, потом вы их уже не сможете использовать. Поэтому рекомендуется озвучивать все доказательства. Обоюдно острые доказательство - вероятностные заключения экспертов. Прокурор обычно использует всегда, адвокату лучше такие аргументы не использовать, быть готовым к контраргументации. Быть готовыми овладевать теми знаниями, которые не являются юридическими.

Очень многие ораторы теряют аудиторию, когда начинают доказывать то, что и так всем известно. Вопрос в другом - что в конкретном случае считать очевидным? Доказывание, разъяснение норм закона - раздражает судью, рекомендуется, если есть постановление КС.

Поиск основного и бесспорного вашего доказательство. Найти, всесторонне обдумать и понять, в каких выражениях вы его оговорите. Основное доказательство вы должны озвучить после того как озвучите ряд второстепенных доказательств, тем самым, подготовив аудиторию, к восприятию основного документа. Решительный, основной довод вы излагаете в конце доказательств. При таком расположении этот довод лучше всего запоминается. Что делать, если набирается несколько малозначительных при наличии основного. Можно взять ответственность и проигнорировать и ни в коем случае не озвучивать после основного, чтобы не ставить его под сомнение.

Что является второстепенным в каждом конкретном случае своё. Но ни в коем случае нельзя заканчивать доводами, которые могут быть оспорены.

Дилемма - когда предлагаете слушателям сделать самим выбор из 2х позиций. Имея основной довод, вы можете найти довод, который будет противопоставлен. Основной довод должен быть безупречен - право слушателю сделать однозначный выбор. Про дилемму - см. труды Димосфена.

Соглашение с очевидными простыми и неопасными вещами, озвученными в речи прокурора. Любое противостояние очевидным вещам вызывает негативное отношение к оратору. Подкупающий довод - сочувствие потерпевшему, когда очевидно, что был причинён вред. Если несколько сильных - каждое порознь, с различных граней, ни в коем случае не списком. Если слабые доказательства - следует собрать их в одну горсть. Сделать из них цепочку, когда каждое из мелких нанизывается в неразрывную цепочку, именно так запоминается слушателем. Продумать логику и последовательность преподнесения этих доказательств. Как можно чаще подкреплять одно доказательство другим. Для этого можно использовать и доказательства разума, и доказательства чувства в одной цепочке, например, использовать судебную практику.

Вы никогда не должны объяснять то, чего вы сами не понимаете, в чём вы сами не разбираетесь. Не старайтесь доказывать большее, когда можно ограничиться меньшим. Будьте осторожны в своих желаниях, они могут осуществиться. Можно получить больше, чем нужно и это не всегда бонус. Можно навести на такие размышления, которые раньше не приходили суду и прокурору. Никогда нельзя допускать противоречий в своих доводах. Все доказательства, которые противоречат тезису, должны быть исключены из вашей аргументации. Противоречия всегда будут использованы против вас.

Разбивать доводы противника, нельзя их проигнорировать. Если обобщённые доводы у противника -разделение каждого доказательства, если доводы обобщённые, и каждое из них разбиваем по отдельности. Разбивая доводы противника, не выказывайте излишней старательности, приём повтора здесь неприменим, потому что, чем больше вы будете стараться опровергнуть один довод из нескольких, тем больше он будет запоминаться. Представитель стороны или адвокат не имеет права оставить без внимания основные тезисы и аргументы противника. Вы должны его разбить, но при помощи иных доводов, чем те, которые были использованы.

Никогда не доказывайте то, что можно отрицать. Отрицание больше 3х раз = отрицательный результат. Можно использовать, если нужен отрицательный результат. Чем больше отрицаете, тем больше отрицание запоминается, нужно не переборщить. Есть слова, а есть факты. Если процессуальный противник выступает и говорит слова, а у вас есть факты, вы должны отвечать фактами на слова и пустые слова не говорить, т.е. те, которые доказательствами не подкреплены (опять-таки используем табличку доказательств).

Иногда в зависимости от конкретных обстоятельств дела вы можете возражать противнику его собственными доводами, когда доводы противника были оценены им неправильно (с точки зрения закона, права, процедуры, толкования), - очень сильный аргумент, который выявляет вас, как более сильного оратора.

 

Готовим речи, рассчитанные на 5 - 7 минут. Сторона защитника или обвинения, любое дело, выступить представителем любой партии, что может заинтересовать избирателей. Время, композиция, использование приёмов ораторского мастерства, занимаемся дыхательными упражнениями, ставим голос, сначала пишем речь, желательно не читать, а произнести, репетируем перед зеркалом.

обозначение цели выступления. я против суда присяжных, потому... печатаем крупными буквами (14 шрифт), бьём на блоке, абзацы, лучше нумерацию. эффектная концовка. 7 минутное выступление. 1 лист А4 14 ым шрифтом - 5 минут.

один тезис - остальное аргументы, иначе необходимо доказывать каждый тезис. обращение - коллеги. Обозначаем и озвучиваем тему в начале. Я вышел, чтобы обсудить такой-то вопрос. Ирония допустима в минимальных количествах. Никогда ни на какую тему не использовать. чьих - либо детей - это запрещённый аргумент. Не использовать в качестве противопоставления Москву и Петербург. Убытки в связи с изменением трудового времени (разница с Европой больше). ссылка на народ рост ВВП. нужно уметь вовремя остановиться. не надо доказывать очевидные вещи.

Учитывать, на кого направлена речь,. приём - объединение аудитории и оратора, чтобы привлечь внимание аудитории на свою сторону - "Всем вам известно о важности... " (начало для любой аудитории) Чётко определяем цель. Если всем известные вопросы освещаем, тогда определяем цели. Предложить выход из создавшегося положения. Если ссылаемся на закон, тогда конкретные статьи.

Как на вас отражается?

Табу: дети и религия (по острию ножа, опасная для аудитории тема). Необходимо учитывать аудиторию. Внимательно смотрим за лексикой. Нельзя обижать аудиторию. Вы не на исповеди, вы должны возбудить интерес. Повысить статус человека в глазах оратора (вы конечно же помните ГК, а особенно институт зачёта)

спб - культурная столица, поэтому особенно для нас с вами важно... давайте... пейзаж и погода располагают. Цель обозначаем в начале.

Отличие доклада от аналитической справки - личные выводы, доклад всегда имеет личную окраску. Отстаивание своей точки зрения должна иметь базу и доказательства. Найти причины проблемы.

есть ложь, а есть статистика. всё зависит от количества выборки. статистические данные должны перепроверяться. Ни в одной стране судейский корпус не делится на мужчин и женщин, а делится на профессионалов и на непрофессионалов.постановка вопроса оживляет внимание левада центр

почитать политэкономию. экономика определяет власть

позицию обозначить в начале

Date: 2015-10-19; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию