Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальные способы познания





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гносеология выделяет два универсальных, или всеобщих, способа познания. Один из них рассматривает все события и явления как неизменные и не взаимосвязанные друг с другом, второй рассматривает их как развивающиеся и взаимосвязанные. Первый называется механистическим (или, согласно отечественной философской традиции, метафизическим), второй - диалектическим.

Метафизика (или механицизм) - это способ познания, рассматривающий предметы и явления вне всеобщей связи друг с другом и вне развития.

Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

Другими словами, механицизм создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Термин "метафизика" (от греч. meta - после и physika - физика) появился в I в. до н.э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды "о первых родах сущего" (по собственно философской проблематике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием "Метафизика". Сам Аристотель называл эту часть своего учения "первой философией" или "мудростью". Так термин "метафизика" стал синонимом слова "философия".

После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения понятие "метафизика" приобрело значение "старой, или додиалектической философии". Марксизм закрепил за ним еще более узкое значение - "антидиалектический метод познания.

В современной философии термин "метафизика" чаще употребляется в значении "философское учение о бытии и познании". Для обозначения способа видения мира, при котором все предметы рассматриваются как готовые и не изменяющиеся, используется понятие "механицизм".

Термин "диалектика" также имеет свою длительную историю. В античной философии под "диалектикой" (от греч. dialektike - искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым диалектиком был Сократ, широко использовавший в дискуссиях прием наводящих вопросов для раскрытия противоречий, содержащихся в суждениях оппонентов. В поздней античности и в средние века диалектикой называли науку о выведении непротиворечивых суждений, а также формальную логику. В Новое время диалектикой стали называть способ философского познания, опирающийся на рассмотрение противоречий, содержащихся в понятиях.

После создания Гегелем диалектической теории познания и диалектического учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Механицизм и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Источники рассказывают об идейной борьбе между "текучими" (так называли последователей Гераклита) и "неподвижными" (так называли его оппонентов). "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, - учил Гераклит, - ибо на входящего текут все новые и новые воды". Нет ничего постоянного в нашем мире. Его оппоненты же говорили, что лучше видеть мир неподвижным, иначе нельзя будет рассмотреть в нем ничего, и ни о чем нельзя будет сказать: "Это есть".

Вот как рассказывает об этом Аристотель: "Кроме того, видя, что чувственная природа всецело находится в движении, а ни одно суждение, высказанное о том, что изменяется, не является истинным, они (последователи Гераклита) полагали, что по крайней мере о том, что абсолютно и во всех отношениях изменчиво, истинные высказывания невозможны. Из этого воззрения расцвел крайний взгляд указанных философов, притязающих на то, что они следуют Гераклиту, подобный тому, какого держался Кратил, который под конец считал, что не следует ничего говорить, а только шевелил пальцем и упрекал Гераклита за то, что он сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, сам он считал, что нельзя и один раз."

Эти два взгляда на мир, точнее - два способа видеть мир (как изменчивый или как постоянный), всегда сосуществовали в научной и философской мысли, ненадолго уступая пальму первенства друг другу.

Метафизический метод (механицизм) лежал в основе бурного развития естествознания, и особенно физики, в XVII - XVIII вв. С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки XIX - XX вв., особенно в биологии и обществознании.

Благодаря механицизму наука XVII - XVIII вв. сделала колоссальный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Механицизм ввел в науку приемы анализа, классификации, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие принципов и законов механического движения, т.е. движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств и безотносительно их всеобщей взаимосвязи с другими телами (механицизм абсолютизирует влияние на предметы одного или нескольких факторов). На основе законов механики была построена новая картина мира, получившая название механистической. В рамках этой картины нашли свое объяснение все известные науке того времени явления и факты.



В конце XVIII в. механицизм постепенно стал утрачивать свойства универсального принципа построения научных теорий. Это было, в первую очередь, связано с развитием биологии и истории. Кант так отзывался об ограниченности механистического подхода при объяснении явлений живой природы: "...Легче понять образование всех небесных тел и причину их движений, короче говоря, происхождение всего современного устройства мироздания, чем точно выяснить на основании механики возникновение одной только былинки или гусеницы".

Философия искала новую методологическую основу развития науки. В начале XIX в. Гегель, создавая свою универсальную систему, разработал метод рассмотрения действительности, названный им диалектическим. Суть этого метода заключалась в исследовании противоречий, которые, по Гегелю, обусловливают развитие логического рассуждения, а также развитие природы и человеческого общества. "Противоречие - вот что на самом деле движет миром", - утверждал Гегель.

Принципы диалектики - это исходные, основополагающие начала диалектической теории. Основными принципами диалектики являются принцип всеобщей взаимосвязи и принцип развития.

Принцип всеобщей взаимосвязи заключается в признании взаимозависимости всех существующих в мире предметов и явлений.

Принцип развития заключается в признании, во-первых, подвижного, изменяющегося характера существования всех предметов и явлений и, во-вторых, направленности и необратимости этих изменений. Развитие - это направленное и необратимое изменение.

Принципы диалектики раскрываются через диалектические категории - общие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Важнейшими из них являются категории "противоречие", "единство", "борьба", "количество", "качество", "мера", "скачок", "снятие" и др. На их основе Гегель вывел важнейшие закономерности развития существующего мира, которые позднее были сформулированы Энгельсом как законы диалектики.

Источник развития раскрывается через категорию "противоречие", которая является центральной категорией диалектики. Гегель показал, что источник, или причина развития всех предметов кроется в самих предметах. Этой причиной является наличие противоречий внутри предметов.

Противоречием называют взаимоотношения противоположных сторон внутри какого-либо объекта, которые взаимоисключают, но в то же время и взаимообусловливают друг друга. Две противоположные стороны любого объекта составляют его единство, между ними происходит постоянная борьба. Ступенями развития противоречия являются тождество, различие и противоположность, проходя через которые противоречие приводит в движение и сам предмет. Таким образом, категория "противоречие" представляет нам источник любого развития не привносимым извне, а имманентным, т.е. внутренне присущим всем предметам. Развитие же представляет собой не что иное, как саморазвитие.

В формулировке Энгельса, популярной в отечественной литературе, это называется законом единства и борьбы противоположностей.

Механизм развития раскрывается через категории "количество", "качество" и "мера".

Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой предмет является именно тем, что он есть. "Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть", - писал Гегель. Количество - это такая определенность предмета, в силу которой он может быть разделен на однородные части. Другими словами, качество - это совокупность свойств, указывающих на то, что представляет собой предмет. Количество - это совокупность свойств, указывающих на величину предмета, на ее размер. Мерой называют период изменения количества, в границах которого не происходит изменения качества.

На примерах из природного мира, из сферы человеческих взаимоотношений, из области языка Гегель показал, что любое развитие происходит путем непрерывных, постепенных изменений количества, скачкообразно переходящих в изменение качества при переходе количества через установленную меру. Энгельс назвал эту особенность объективного бытия законом перехода количественных изменений в качественные.

Объясняя механизм развития, Гегель писал: "...вода, когда изменяется ее температура, не только становится от этого менее теплой, но и проходит через состояния твердости, капельной жидкости и упругой жидкости; эти различные состояния наступают не постепенно, чисто постепенное изменение температуры вдруг прерывается и задерживается этими точками, и наступление другого состояния есть скачок. - Всякое рождение и всякая смерть - это не продолжающаяся постепенность, а, наоборот, перерыв такой постепенности и скачок из количественного изменения в качественное".

Содержание развития раскрывается через категорию "снятие". Снятие - это диалектическое отрицание, в результате которого новое качество не только отрицает старое, но и сохраняет положительное содержание предыдущего качества. Развитие представляется как процесс перехода от старых форм существования к новым, где каждая последующая фаза развития отрицает (снимает) предыдущую, сохраняя присущие ей положительные черты и устраняя отрицательные. Каждая третья фаза развития, отрицая вторую, возвращается к форме первой, но на более высоком уровне содержания. Таким образом, развитие представляет собой не хаотическое, а направленное, необратимое изменение свойств предмета. По Энгельсу, этот всеобщий закон диалектики называется законом отрицания отрицания.







Date: 2015-10-18; view: 786; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию