Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пика Дело Мирандола
«речь о достоинстве человека» существует 1 мир земной. Божественный мир происходит в результате умственной деятельности человека. Критикует лженауки: магию, колдовство их место должны заместить прикладные науки и философия. Манетти: «о превосходстве и достоинстве человека» «опыты» Признавал природную сущность человека. Гимн творчеству. Другие гуманисты: «О НАСЛЕДИИ» Гуманизм – достоинство, свобода творчества.
Соц политические теории Николая Микоавелли. работа «государство». Государь должен завоевывать и удерживать власть – советы политику. Вопросы о соотношении политики и религии, политики и морали. Идея о том, что политика автономна от религии, религия не способствует созданию единства людей. Политика не должна зависеть от религии. Политика связана с интересами сословий. Борьба сословий составляет политику. Политика первична, по отношению к морали. Государь не должен содержать в балансе сословия. Критерий политики – не нравственность, а успех и достижение цели. Цель оправдывает средства, победителей не судят. Теория упорядоченного коммунизма ТОМАС МОР КАМПАНЕЛЛИ Мор – утопия – город солнца – идеальное государство. Труд не формируется, труд облегчился технологиями, свободное время тоже нормировалось. Все живут в одинаковых домах, у всех одинаковая одежда, общественные столовые. Не было свободы, гос-во контролировало и общественную и личную жизнь. Упразднение семьи: казарменный коммунизм.
НАТУРФИЛОСОФИЯ Джордано Бруно Учение опиралось на Фому Аквинского. Были идеи и атеизм. 1600 год сожжен на костре. «о бесконечности вселенной и мирах» Использует термин «единое» единство формы и материи, покоя и движения, прерывности и непрерывности, конечности и бесконечности. Единица единого – атом. Физическая однородность всего материального мира, вселенная в состоянии движения, в ней существует движение. Во вселенной нет особого положения, нет ни центра, ни права, ни лева. Пространство бесконечно. Отвергал христианскую этику аскетизма. Призывал к созданию общества без религии, свобода мысли. Близок к материализму. КУЗАНСКИЙ Проблемы антологии, гносеологии, отрицает положительную теологию. Предлагает отрицательную философию – Бога нет. Человек не может познать Бога. Бог Максимум(он есть все и он везде) И Бог есть минимум (он в каждой вещи). «ученое незнание» критикует схоластику, всезнайство. Процесс познания бесконечен. Разум- приоритет. Мистический Пантеизм, креацинизм. ВОПРОС 11 Основатели нового времени декарт и бекон Реле ДЕКАРТ (1596-1650) «метафизические размышления» «начала философии» «рассуждение о методе» Научная методология: методы научного познания: 1) аксиометрический 2) аналитический 3) дедуктивный (восхождения от аксиом к принципам, от принципа к частицам) 4) классификаций создание науки как дерева: корни-философия, ствол –физика, корона – этика, механика, медицина. Память –история, рассудок – теория, воображение – литер, искусство. Гносеология: освобождение сознания от заблуждений. Принцип сомнения, сомнение акт мышления. Мыслю, следовательно существую. В познании первично мышление человека, вторично – внешний мир. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ 3 вида познания: 1) чувственное 2) логическое 3) интеллектуальное, интуитивное суждения: логическое, математическое. Рационализм, априоризм. Я мыслю, значит существую, Бог мыслит, значит существует. Бог гарант истинного познания. Антология: 2 субстанции (позиция дуализма): материальная (протяженность, перемещение) и Духовная (бог) Космология – почему вещество в 3х видах: воздух, земля, вода. Учение о страстях: классификация страстей (физиологическое состояние человека в этих страстях) Учение о рефлексах: учение Декатра поделилось на 2 школы: идеализм и материализм.
Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал в "Началах философии": "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус "всеобщей математики ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Эпоха капитализма рождения промышленности. Промышленность стала нуждаться в науке.
Бекон(1561-1626) «о достоинстве и приумножении наук», «новый органон» «новая Атлантида». Хотел создать временное возрождение наук. Антология: номеналистический материализм. Отказ от понимание материи как субстанции. Природные тела- бесконечное количество. Природа бесконечна, находится в движении, 19 форм движения. Начло всей вещей –атомы. Природа – живой механизм. в ней есть дух и сила Гносеология: предваряет анализ познания, идолы познавательные заблуждения. 4 вида идолов: 1) Идолы рода: все люди примешивают свою субъективность к природе вещей 2) Идолы пещеры: индивидуальные заблуждения человека 3) Идолы площади: язык, на котором говорят люди, ничего не выражает, слова устарели. 4) Идолы театра: критикует учение Пифагора, Аристотеля, Платона из за вымышленных миров. 3 пути познания: 1) ПУТЬ НАУКИ: умозрительный рационализм, из своего сознания черпать идеи 2) Путь муравья: узкий эмпиризм. Заниматься собиранием фактов и их описанием 3) Путь пчелы: экспериментальный эмпиризм (опыт) 2 вида опытов? 1) Плодоносные – прикладные науки 2) Цветоносные – теоретические науки Бекон разработал МЕТОД ИНДУКЦИИИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ (ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ) 3 логические таблицы 1) Таблицы присутствия 2) Отсутствия 3) Степеней Причина теплоты – движение молекул. Бекон пребег к созданию логики. aziatka Мудрец (13590) 4 года назад В основе философии Декарта — Томас Гоббс (1588-1679) — крупнейший английский и европейский материалист XVII века. Синтез бэконовского эмпиризма и картезианского рационализма стал главнейшей задачей его философских исследований. Являясь продолжателем и систематизатором учения Бэкона, Гоббс в отличие от него глубоко понимает первостепенное значение математического знания, лежащее в основе рационалистических построений; если на первых ступенях познания главенство принадлежит чувственному познанию, то последующие обобщения требуют рационально-математических приемов и методов обработки материала. Стремление сблизить противоположные выводы своих предшественников видно в истолковании центрального понятия — опыта. Т.Гоббс —последовательный номиналист. Существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена вещей. Поэтому имеется два рода опыта: первый — знание о вещах через восприятие, другой — об именах вещей. Если в первом случае восприятие носит эмпирический характер, то источником второго является разум, который способен именовать вещи и правильно, т.е. рационально применять имена — понятия. Вместо проблемы интуиции выдвигал, таким образом, проблему дефиниции (определение имен). Опираясь на идеи номинализма, одного из теоретических источников механистического материализма нового времени, отрицал врожденные идеи Декарта, понятие субстанции, как духовной, так и материальной. В философии, он последователь Бекона. Гоббс геометрировал природу, последователь механики: механическое движение универсально. Гносеология: эмпиризм- экспериментальное познание мира. Язык – фактор познавательного процесса. Признаки и знаки, знаки- универсалии (слова, обозначающие понятия). Человек – природное существо. Человеческая природа неизменная и неисторическая. 2 подхода к обществу: 1) Со стороны индивида 2) Систем социальных отношений. Считают, что общество – совокупность индивидов. Основная мотивация действий – инстинкт самосохранения. 1-й этап общества – естественное состояние – война всех протии всех и каждого. В этом состоянии люди испытывают страх потерять благо. 2-й этап: общественное состояние, особенность: наличие государства. Гос – во продукт общественного договора между индивидами. Гоббс сторонник монархии, но не признавал наследственного права на власть, идеи смены власти нет. Все общество находится в механическом движении, власть – контролирующий орган.
ВОПРОС 12 В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов). Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей. Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.
СПИНОЗА(1632-1677) еврей из Амстердама, гордый человек, отказался от наследства, от преподавания. Этика: занимает позицию атеизма. В этику включал гносеологию и антологию. Цель этики – освободить человека от аффектов. Антология: 1-субстанция Бог-закон природы (Пантеизм-единство Бога и природы) натуралистический пантеизм. У субстанции бесконечность атрибутов(свойств): протяженность, самопричинная, бесконечная, вечная. Познать субстанцию можно через атрибуты мышления, протяженности. Бог – причина движения. Субстанция подвижна(метафизическое понимание) Модусы- отдельные вещи, имеющие движение. Субстанция с помощью законов порождает модусы. Гносеология: рационализм материальности. 3 вида познании: 1) чувственное 2) логическое 3) интуиция природа человека животная, человеком движут аффекты. Как избавить человека от аффекта? Сделать его свободным? Человек обладает рассудком, разумом, может познать природу и освободиться. Свобода есть познание, необходимость. Был сторонником демократии. Договорное происхождение демократии. Этика – натуралистическая.
ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) занимался политикой, создатель эдинбуржской академии наук, работы по языкознанию, изучал шахматное дело. 1) Манадология, 2) новые опыты о человеческом разуме, 3) традиция. 1) Проблема природы, начала. Мир – разнообразие природных тел. Субстанция – бесконечное число. Объективный идеализм – субстанции – силы, дел –е начало. Субстанции не видимы и субстанции оттесняются. 3 группы субстанции: 1) Субстанции, которые составляют тела, рождают бессознательные образы. 2) Тела живой природы- чувственное познание. 3) Тела людей, свойства разума, самопознание. Биологический прогресс. В природе все связанно в движении, в развитии,. В природе гармония, все дышит, живет. Антогенетический прогресс – от рождения о смерти. Бог- высшая монада. Природа – тело Бога, это Пантеизм. Диалектика: мир развивается, меняется движется. Принципы всеобщей связи, различия прерывности и непрерывности – основа …. Лейбниц- предшественник диалектики Гегеля. Гносеология: рационализм. В чувствах нет ничего, чело не было бы у разума. Априорные: исходные принципы мышления.
ВОПРОС 13 ДЖОН ЛОКК (1632-1704) – английский ученный «опыт о человеческом разумении» - гносеология. Работы о педагогики и политологии. Он был Эмпирицистом(эпмириком). Бог- результат коллективного мышления людей если люди имели возрожденные идеи, то новорожденные дети не имели идей. Чувственный индивидуальный опыт. Основатель сенсуализма. Делит опыт: внешний и внутренний. Внешний – чувственные восприятия, формируются при взаимодействии с материальными предметами. Внутренний – рефлексия(размышления) внутреннее восприятие своих психологических состояний. Результат опыта – простые идеи. Сложные идеи: Любое познание начинается с простых идей, затем этот материал перерабатывается разумом в 3 операции: 1) Соединение идей 2) Сравнение простых идей 3) Обстрагирование – в результате человека получает новую идею.
Гносеология: метафизическая, рассудок не выводит знания за пределы чувственных восприятий, материалистический сенсуализм. Антология: нет, есть антологические предствления- внешний опыт Ряд чувственных качеств: первыичные: форма, твердость, протяженность. Объективные: принадлежат телам и не зависят от сознания человека. Вторичные: запах, вкус, цвет, тепло, холод, боль. – эти качества образуются в чувственных взглядах человека – субъективные. Мир – какой есть. Мир – какой воспринимает его человек. Локк – материалист (непоследовательные материализм) Политическая философия: 2 состояния общества, но естественное состояние мира, благополучия, равенства, естественных прав человека, все- собственники. 2-й этап возникновения гос –ва. Оно возникает в результате защиты частной собственности. Локк сторонник конституционной монархии. Ветви власти: законодательная(праламент), исполнительная(правительство) и судебная Идеи оправах и свободах человека, разрабатывает идеологию Либерализма. Его идеи оказали влияние на развитие Европы. Джон Локк (1632 – 1704 гг.) — английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре философии Локка — теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все человеческое знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Философ определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остается неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Локк делит на интуитивное (самоочевидных истин нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент. Вопрос о природе моральных принципов Локк ставил еще в своих «опытах» о законе природы (начало 60-х гг.). Утверждения о том, что добро есть то, что доставляет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Локк корректировал определением морального добра как подчинения человеческой воли закону, коренящемуся в божественной воле, — «истинной основе морали». В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счете достигается гармония между личными и общественными интересами. Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда, Пристли, Беркли и Юма, во Франции — на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов XVIII в. — Ламетри, Гельвеция и Дидро. Идеи Локка положили начало ассоциативной психологии. Политическая философия Локка развивалась Монтескье и нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций. Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.) — английский философ, представитель субъективного идеализма. Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата. Номинализм Беркли смыкается с эмпирической ограниченностью, с недооценкой рационального познания. Он выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделения первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею материи как «подпорки», или «субстрата» («субстанции»), всех объективных качеств тел. Отвергнув бытие материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, которое он делил на «идеи» и «души». «Идеи» — воспринимаемые нами субъективные качества — пассивны, не произвольны; содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной. Все «идеи» существуют только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения). «Идеи» не могут быть копиями или подобиями внешних вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей». Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму («единственный сам», крайняя форма субъективного идеализма), Беркли утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме Бога — субъекта, который вечно существует и «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Учение Беркли явилось прообразом и одним из источников субъективно-идеалистических течений в западной философии конца XIX – начала XX вв. Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.) — английский философ, историк, экономист и публицист. Славу на родине Юму принесли «Эссе» (1741 г.) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы, а во Франции — его «Естественная история религии» (1757 г.). Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистической теории познания Локка и субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Агностицизм Юма оставлял теоретически открытым вопрос, существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в житейской практике он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Юм считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти («идеи») и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Юм считал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил ее проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Образование сложных идей толковал как психологические ассоциации простых идей друг с другом. С убеждением Юма о каузальном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии — учение о причинности. Поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей, Юм решил ее агностически: он полагал, что их существование недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из нее невыводимо и не похоже на нее. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Юму, на восприятии регулярного появления и следования во времени события. В основе этики Юма — концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, — существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Эстетика Юма сводилась к психологии художественного восприятия; прекрасное он преимущественно толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практической целесообразности объекта. Под влиянием идей Юма развивалось большинство позитивистских учений XIX – XX вв., начиная с Дж. С. Милля и вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической филос\ БЕРКЛИ (1685-1753) «трактат о принципах человеческого знания», «3 разговора между Голосом и Философом» Форма определяется цветом. Расстояние зависит от степени вкуса. Вывод: все качества вещей –субъективные. Существовать- значит быть воспринимаемым. Антология: субъективные идеализм. Зеленый мир) иллюзия человека. Восприятие – регулярные независящие от нашей логики объективность, ее регулярные, зависящие от нашей логики – иллюзии. Все вещи первоначально воспринимаются Богом, затем людьми. Истина субъективна. Критерии истины: коллективные восприятия в одно и тоже время. В случае одно человека: яркие восприятия –истинны, блеклые восприятия –память.
ЮМ (1711-1776) «трактат о человеческой природе», «исследование о человеческом познании» Гносеология: делил знания на 2 группы: 1) ИМПРЕССИЯ 1) чувственные впечатления, 2) впечатления- переживания человека. 2) ИДЕИ: не яркие, не красочные (память) Науки: математика- ничего не ворит о мире Естественные науки- не дают полного представления о мире Философия, этика- ничего не говорят о мире. Эмпирицист – Юм Познавать- воспринимать. Отдельные ощущения человека, чувственные ассоциации. Роль мышления в познании отрицает. Чувственные восприятия делит на 3 группы 1) По следованию времени 2) По смежности в пространстве 3) Причинно- следственная Материалисты – материя, идеалисты – бог. Агностицизм – отрицание возможности истинного знания. Феноменализм – человек живет в области явления сознания. Субъективный идеализм – отрицание познаний внешнего мира. Причинность: 1) Следование во времени 2) Контакт 3) Повторяемость 4) Необходимость. В процесс познания включает феномены: 1) Ожидание 2) Вера 3) Привычка
ВОПРОС 14 Этика и Гносеология КАНТА(1724-1804) КАНТ подверг критики Юма, за его эмпиризм. Кант считал, что опытные науки не дают точного знания. Цель: необходимо объективное знание. Свидетельства: некоторые идеи математики, суждения философии. Вне человека существует реальность (природа как она есть) – объективна по отношению к человеку, но познать ее не может, называет ее вещью в СЕБЕ. ВЕЩЬ В СЕБЕ влияет на органы чувств человека и на восприятие. Но это познание единое и случайное. Хотя познание начинается с чувств и восприятий, но не заканчивается, к ним присоединяются априорные понятия. Содержание нашего познания от человека не зависят, а форма познания зависит от субъектов, форма познания едина у всех людей. Априорные познавательные способности: 1) Форма чувственного созерцания, пространства и времени. 2) Категории рассудка. Типы знания: 1) Аналитические априорные суждения(это те, в которых знания содержатся в предикате уже имеющегося субъекта. Пр-р все не женатые мужчины – холостяки. 2) Синтетические апостериорные суждения. Пр-р этот дом белый. кроме белых лебедей существуют черные. 3) Априорные синтетические суждения пр-р: все что случается – имеет причину. Учение: 1) Транссегментальное (чистая математика) – форма знания в математике – априорная. Основа: чувственные созерцания пространства и времени. 2) Транссигильтальная (чиствая аналитика). Не смотря на то, что прошло время формы знания сохранились: причина и действие, количество и качество, случайность и необходимость. Категории: кол-во и кач –во. 3) Вся метафизика решала проблемы: _ проблема мира как внешнего целого _проблема души как внутренней целостности. _проблема бога как абсолютной причины всего.
Кант: ни мир, ни душа, ни Бог, человеку в чувственном опыте не даны.
4 группы космологических антологий разума: 1) Мир имеет начало во времени и не имеет в пространстве. 2) Все сложное состоит из простого. В мире нет ничего простого. 3) В мире есть свободная причинность – в мире нет свободной причинности. Индетерминизм –детерминизм. Детерминизм – принцип всеобщего обуславливания. 4) В мире нет абсолютной причины всего. В мире ест причина всего – Бог. Субстанция: объективное свойство пространства, время, причинность – субъективный идеализм (транссигментальный идеализм) Кант стремился изменить предмет философии. Философия – учение о возможностях и границах познания. Кант говорит о Коперническую революцию в гносеологии 1) Кант отказывается о того, что объект обуславливает субъект, - он считает наоборот. 2) Человек в познании занимается процессом конструктирования мира (природа как она есть, и та, которую познает человек не одно и тоже. Различие между сущностью вещи и тем, как ее видит человек: 1) Субъективный идеализм- субстанция – объективна, атрибуты – субъективны. 2) Агностицизм – субстанция не познаваема, явления сознания – познаваемы. 3) Априоризм – время, пространство, сформирование. У каждого человека своя мораль, нравы, традиции. Кант создает моральную философию форм априор. Человек – двойственен (действует по желанию): эмпирический, транссигентальный(действует по императиву) Этика Канта указывает на идеалы, ценности и человек видит, насколько он далек от идеала. Работы: 1) Критически период: Критика чистого разума, «» критика практического разума» «критика способности суждения», критика Юна, Декарта. 2) В докритический период: естественнонаучные проблемы, проблема метафизического воозрения на природу.
ВОПРОС 15 ГЕГЕЛЬ (1770-1831) – МАГИСТР, ДОКТОР. «наука логики» «энциклопедия философских наук» Антология: рационализм Платоновского типа. Объективный идеализм. Субстанция – мировой дух(разум), субъект человечество представленное в представлении мирового разума. Мировой разум реально существует до вещей и после вещей. Сторонник принципа развития движения. Мышление человека: социально формируется с ходом истории. Мировой разум проходит процесс развития. Процесс развития – процесс саморазвития. Категории мирового разума – не только формы мышления, но и формы бытия. Мировой разум стремится к совершенству. По Гегелю законы мира и законы мышления – одно и тоже. Этапы развития разума: 1) Логика – Бытие – кол-во, качество мира (закон перехода количества в качество) _ учение о сущностях – 9 пар диалектических категорий формы и содержания, возможность и действие. _учение о понятиях – субъективное понятие объект – содержание понятие, идея – высшее выражение. _ закон диаклектической противоречивости _закон деалектического синтеза. Высшая ступень развития: синтез. Первые ступени: тезис и антитезис. 2) Философия природы: разум творит мир природы и общества. Мировой разум – деятелен. Деятельность: 2 процесса: 1) опредмечивание 2) распредмечивание(превращает идеи в реальные понятия) 1) механика((свет, материя) 2) физика(материя, движение, время) 3) органическая физика(ботаника, биология) 3) Философия духа _объективный дух: упорядочивает индивидуальное сознание человека _объективный дух- мораль, право, правительственные отношения, семья, сословия, государство. _абсолютный дух- разум в искусстве, религии, философии. Гегеля обвиняли в отказе от индивида, обвиняли в тоталитаризме. У Гегеля не было диктатуры: конституционное гос-во.
ВОПРОС 16 Идеалы и нормы неклассической науки характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике необходимым условием объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, поэтому ориентировались на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений неклассического и классического исследований. Они будут использоваться, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки. Возникают два направления, развивающих критику идеализма классики: 1) критика слева (материалистическая философия Л.Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса); 2) критика справа (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, заложили основы неклассической философии). Представители неклассической философии стремились объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма, но только идеализма догегелевского (например, греческого). Они стремились найти новые подходы в рамках старого идеализма. Впоследствии взгляды неклассических философов оформляются в двух основных родственных направлениях: в иррационализме и "философии жизни". Иррационализм отвергает логические связи в природе, понимание мира как целостной закономерной системы, а также критикует диалектику Гегеля и в целом идею развития. Окружающий мир с точки зрения идеализма – это разрозненный хаос, он не подконтролен разуму, а подчиняется слепым, бессознательным силам. Такую силу, А.Шопенгауэр называет "волей" (а именно "волей к жизни"). Это высший космический принцип, лежащий в основе мирозданья, весь окружающий мир – реализация ее. Иррационализм отвергает спокойную рассудочную "научность" гегелевской философии и рационализма в целом ШОПЕНГАУЭР(1788-1860) философ жизни, мир как воля и представление. Стремился совместить реальность знания о мире, их основания: закон достаточного основания. Но знание: основания: общие понятия,. Реальное основание: ед. вещи ед Объект ид-ст иррационалисического типа. Субстанция –мировая воля. Отделяет волю от человека. Все сущее есть проявление мировой воли. Мировая воля – ВЕЩЬ В СЕБЕ. Наука познает представление вещи в себе. В науке понятие мировая воля не возможно. Путь человеческой телесности: Воля проявляется в человеческой телесности как агрессия, отчаянность. Человек должен совершить самоубийство мировой воли: освободиться от своих желаний и стремлений. А.Шопенгауэр утверждает, что на судьбу человека влияют три категории. Индивидуальность, с точки зрения Шопенгауэра, определяет меру возможного человеческого счастья, а духовные силы определяют способность к высшим наслаждениям. Он предупреждает, что если эти силы ограничены, на долю человека останутся чувственные удовольствия, тихая семейная жизнь, скверное общество и вульгарные развлечения (поэтому основная цель психотерапии – помочь человеку развить индивидуальность и духовные силы; Ю.Л.).
ВОПРОС 17 ФЕЕРБАХ(1804-1878) учился на факультете технологии. Работал в университет. Написал работу о бессмертии(бессмертно сознание человеческого рода) 1_ к критике Гегеля (1839) 1841- «сущность христианства» Идеи новой философии – изменил предмет философии до него. Предмет дух Антология: метафизический материалист, природа видна, пространство и время, материя самопричинная. Диалектика: - ухищрение ума, он не был диалектиком. Гносеология: последователь Локка, главная роль –чувства. Учение о человеке- человек природное существо, разум от природы, сущность – неизменная, как и природа неизменная. Религия: критикует религию, религия отчуждение человеческой сущности. Человеческие чувства отчуждаются Он считал философию идеализма рационализированной религией, противопоставляя философию и религию по самому их существу. В основе религии он видел веру в догмы, а философии – знание и стремление раскрыть природу вещей. Поэтому философия Фейербаха направлена на критику религии и избавление сознания от религиозных иллюзий. Он назвал человека частью (наиболее совершенной) природы, а не творением бога. В центре внимания Фейербаха находится человек, душа и тело которого едины. При этом больше внимания философ уделял именно телу, которое, по его мнению, и составляет сущность «Я». Критикуя идеалистов, их трактовку познания и абстрактное мышление, Фейербах обращается к чувственному созерцанию. Он считает, что единственный источник познания – это ощущения- зрение, осязание, слух, обоняние, которые обладают подлинной реальностью. Именно с их помощью и познаются психические состояния. Он отвергал сверхчувственную реальность и отвлеченное познание с помощью разума, которое считал идеалистической спекуляцией. Такая антропологическая философия Фейербаха свидетельствует о новой интерпретации понятия «объект». По мнению Фейербаха, он формируется при общении людей, поэтому объект для человека – это другой человек. Из внутренней связи людей возникает человеколюбивая альтруистическая мораль, которая должна заменить людям иллюзорную любовь к богу. Последнюю он называл отчужденной и ложной формой любви. Вместе с Гегелем он убежден в могуществе разума и необходимости познания. Яркой особенностью, которую имеет философия Фейербаха, является учение о туизме. Он считает, что достоверность бытия доступна собственным чувствам человека. Он никогда не отказывается от своего интереса к религиозной проблеме и этике, поэтому эта сторона его философии была разработана гораздо глубже и полнее, чем вопросы познания. Интереснейшая сторона, которую имеет философия Фейербаха, заключается е его интерпретации религии. Это его теория психогенезиса религиозных миросозерцаний. Он стремится показать, как в человечестве веками складывалось религиозное миросозерцание. Отрицая сверхчувственное как все, лежащее вне сознания и природы человека, он склоняется к натурализму и атеизму. Фейербах представляет свое описание психогенезиса духовных религиозных представлений и чувств. Дети, дикари и культурные люди одинаково стремятся проектировать свои черты вовне (антропоморфизм). А религия является важнейшим видом реализовать такие стремления – спроектировать лучшие черты своего «Я», собственных мыслей, желаний и чувств на божественный образ. Такое религиозное творчество помогает человеку устранить противоречивость, которая неизбежно возникает между его желаниями и достижениями и которая осознается так мучительно. Не Бог создал человека по своему подобию, а как раз наоборот, человек всегда сам творил своих богов. И эти боги – дети человеческих желаний.- Вопрос 18 - маркс получил классическое образование. 1848 немецкая революция. В работах раннего Маркса особое место занимает философская антропология. Отчуждение человека в религии имеет причиной отчуждения в политике, а потому причины – отчуждение экономики. Труд – положительная ценность. Атрибуты человека: труд, свобода и творчество. Труд имеет характер отчуждения. От человека отчуждается предмет труда, средства труда, сам труд. Положительный процесс формирует все способности человека. Труд – средство к существованию. Человек превращался в придаток машины. Такой труд не давал человеку развиваться. отчуждение продукта труда в пользу капитализма. Отчуждение человека от человека. Обязательный спутник рыночной экономики – безработица. Отчуждение и у капиталиста, ведь он может лишиться своего достояния. Для труда характерно экологическое отчуждение. Человек отчуждается от культуры. 3 исторических образа человека: 1) отчужденный человек капиталистического общества. 2) Бедный человек (подозрительно относится к культуре, не имеет общения, имеет прагматический характер) 3) Богатый человек(человек коммунистического общества, свободный, творческий.) Труд отчуждения. Революции. Социальная философия марксизма: Опирается на динамику Гегеля. Движущая сила – экономическая(материальные факторы) Прежде чем духовно развиваться человек должен иметь материальные вещи: пищу, дом, одежду. Сущность человека- общественно производственная. Животное производит то, что необходимо ему. Человек производит не только для себя, но и для общества(производство универсального). Человек осуществляет труд не для остальных потребностей, но и для социальных потребностей и для красоты. Труд родовая деятельность. Понятие общества не приемлемо: есть конкретные общества. Общественно экономическая формация: 1) Природные условия 2) Производственные силы (человек, средства труда, производственная инфраструктура) 3) Производственные отношения (отношение к собственности) Основа формации- экономический Базис (производственные отношения) -все что выше –надстройка 1) взгляды, верования 2) экономические отношения 3) организации экономическая и правовая надстройка, остальная –идеологическая надстройка. Определяющий базис надстройки влияет на надстройку. Исторический процесс: возникновение развитие и смена общественно-экономических формаций. 1) Первобытнообщинная 2) Рабовладельческая 3) Феодальная 4) Капиталистическая 5) Коммунистическая Формация существует до того, как возникают экономические противоречия, они осознаются классами. Класс- социальные группы, определяются их метом в сфере экономики. Возникает классовая борьба. Если противоречия не решаются – возникает революция- стачки – отмена формации. Противоречия решаются с помощью экономических реформ. Закон СООТВЕТСТВИЯ: производственные отношения произв. силами. Нарушение этого закона ведет к революции. Субъект исторического процесса – народные массы. Формационная теория повлияла на историю, объяснила, что истинный процесс происходит в форме прогресса. Недостатки: 1) Не учитываются суверенности рационального мышления. 2) Эта схема приложена к новейшей истории Европы, на Востоке эта схема не приложена. 3) Понимание прогресса – линейный прогресс, опирается на гегелевский принцип снятия (первые 2 ступени снимаются третьей). Развитие не осуществляется в форме линейного прогресса. 4) Проигнорировал духовные факторы развития человека. До коммунизма предыстория, коммунизм история. 1) флуктуация, 2) дефлуктуация 5) Не доказано, что то, что происходит, обусловлено только экономическими факторами. 6) Революции происходили только в России. Маркс преувеличил возможности рабочего класса. 7) Положение теории относится к идеологии, а не к науке. 8) Идеи не подтверждены.
ВОПРОС 19 Фридрих Ницше (1844-1900) Хорошее образование. Большинство работ написал в молодом возрасте. Писал о культуре и философии. Предшественник философии РОМАНИЗМА. Романтизм – в центр ставит человека, непонятого в обществе, отвергнутого. Пытался отказаться от понимания человека как субъекта. Сильное направление эстетики. (теоретический источник работ Ницше) Макс Штирнер – «единственный и его способность» Единственный –сверх человек (в лице существуют только единственные) атрибут «я» - индивидуализм, эгоизм, анархизм. Проблема нигилизма: 1) «так говорил Заратустра» - работ Ницше 2) Антихрист 3) Веселая наука 4) Человеческая слишком человечна. Весь мир природы и общества – осуществление воли к власти. В нигилизме подвергает критике всю философию прошлого времени. Апофез нигилизма – критика культуры. Как культуры, основание которой христианство. По его мнению христианство построено на крови, критикует мораль христианства- это мораль слабого человека. эти идеи не могут формировать сильного человека. но они формируют ценность. Критикует философию: в нем нет человека, есть дух. Субъект. Необходима новая философия – в центре человек. Мораль рабов и мораль господ. Мораль смирительная рубашка для человека. Проблематика СВЕРХЧЕЛОВЕКА Эти идеи появились в эпоху Возрождения. Шопенгауэр, Дильтей, Бергсон. 1) Неокантианство (Коген, Риккерт, Виндельбах) 2) Экзистционализм (керниор) 3) Прагматизм (пирс, Двеон) 4) Феноменология (гуссер) Гегель – объективный идеалист, Платон – об. Ид. Беркли –субъективный идеализм. Вильгельм Дильтей (1833-1911) «духовный мир. Введение в философию Шеули» Бытие и мышление нужно исключить и заменить категорией жизнь. Жизнь – понятие. Жизнь применительна к историческому процессу. История: 1) антологический: процесс событий, фактов. 2) гносеологический: историческое знание, знание об истории. По его мнению, нужно объединить эти подходы. Исторические науки – науки о духе. Что бы понять историю – надо переживать. Метод переживания: Мы не можем познать историю через личность, мы можем познать личность через исторический дух. Нельзя ограничиваться фактами, нужно сообщение – дух. 1) Средневековое ощество 2) Революции нового времени. Метод переживания заставляет обращаться к документам.
АНРИ БЕРГСОН (1850-1941) «ТВОРЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» «материя и пламя» Критикует рационалистичную философию Гегеля, критика интеллекта. Интеллект позволяет познать мир не полно, ибо он сориентирован на практику. Но понять жизнь возможно. Интуиция – способ познания, бескорыстный инстинкт, ее интересует истина, а не практика. Интуиция как инструмент критики интеллекта. Интеллект не только практичен. Бергсон не принимает интеллект. Сторонник диалектического мышления. 1) Эволюция природы: природа жизненный процесс, она спонтанна, в ней есть сачки. Часто прибегает к аналогиям, ассоциациям. Память: природа 1) длительность(непрерывность, скачки), 2) жизненный порыв (опирался на Витализм) Витализм - …. Рациональная идея эволюции природы.
Прагматизм – (прагма – польза) Неопрагматизм исходит от прагматизма. Общество нацелено на полезный эффект от экономической идеи. Истина, польза – практика, основа.
ВОПРОС 20 НЕОКАНТИАНСТВО: ШКОЛА КАНТА, МАРБУРЖСАЯ ШКОЛА Задача философии: выяснение естествознания, математики и этики. КОГЕН «рождение чистого познания» задача: отчистить теорию канта от материалистического (вещь в себе). Познание должно начинаться с логики. Общий лозунг «назад к Канту» БАДЕНСКАЯ ШКОЛА: ВИНДЕЛЬБАНД (1848-1915) «философия культуры и транссегментальный идеализм» РИКЕРТ (1863-1936) «науки о природе и культуре» Периодизация по методу исследования науки о природе и науки о культуре. Виндельбанд: теорию канта: категории рассудка превращает в априорные ценности. Отец науки о ценностях (познавательные, нравственные, эстетические) Риккерт: ценность- значимость объектов для субъектов. Ценности: истина, добро и пр. Существует смыслы. Категории блага: человек создает благо для себя смыслы, для всех – ценности.
Экзистенционизм – Кернигор. существование предшествует сущности. Существование драматично, человек имеет в мире экзистенциалов. Экзистенциалы греха, смерти, страха, отчаяния, безнадежности. «страх и трепет» «понятие страха» «болезнь и смерть» Эстетическая, этическая, религиозная установки. Эстетическая – стремление к красоте, нет чувства дома, чести. Этическая – жизнь – долги, обязанность, есть принципы Религиозная – вера, любовь, интерес к Богу. Можно менять установки.
Date: 2015-10-19; view: 672; Нарушение авторских прав |