Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ISBN 978-985-467-335-6 4 page





3. В чем различие между нуждой и потребностью?

4. Назовите основные виды потребностей.

5. Какие потребности играют главную роль в развитии индивида и в развитии личности?

6. Мотив – мотивация – мотивировка: в чем заключается различие между данными понятиями?

7. На какие вопросы, по мнению С.Л. Рубинштейна, надо ответить, чтобы всесторонне описать личность?

8. Что понимают под направленностью?

9. Какие выделяют качества направленности?

10. Назовите основные виды направленности.

11. В чем суть теории иерархии потребностей по А. Маслоу?

12. Как вы понимаете утверждение – каждому возрасту своя мотивационная сфера?

13. Какие факторы становятся причинами расстройств мотивационной сферы?

14. Дайте краткую характеристику таких расстройств мотивационной сферы, как неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний.

 

Л е к ц и я 5. Эмоции и психические состояния личности

 

5.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

 

Человек – это не только разумное, но и переживающее, чувствующее существо. Он не только познает объективную и субъективную действительность, но и как-то относится к предметам, событиям, другим людям, к своей личности. Одни явления радуют его, другие печалят, третьи возмущают, четвертые восхищают и т.д. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть – все это различные формы субъективного отношения человека к действительности – эмоции и чувства.

Эмоциями и чувствами называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Данные понятия нередко употребляются как синонимы, хотя и отличаются друг от друга. Эмоции – простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства – более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то. Сложность чувства заключается в том, что оно включает в себя гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены: чувство долга, собственного достоинства, стыда, гордости. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции, эмоциональные проявления регулируются социальными нормами.

Чувства человека отличаются большим разнообразием свойств и оттенков. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности: удовольствие, радость, восторг, любовь и т.д.

Вторую группу составляют чувства и эмоции, выражающие отрицательную реакцию человека на что-либо: боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т.д. Таким образом, положительные эмоции – приятные для человека чувства, отрицательные – неприятные.

Чувства и эмоции выполняют в жизни человека различные функции:

– оценивающую – положительные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.);

– побуждающую – чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому;

– направление внимания – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Практически всегда мы находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистическом, грустном, печальном, подавленном, мрачном и т.д. Выделяют несколько видов таких состояний: настроение, аффект, страсть.

Настроение – длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Оно может длиться очень долго – неделями, месяцами. Нередко от настроения одного человека во многом зависит настроение окружающих. Умение управлять своим настроением – это особенность культурно развитой личности.

Аффект – эмоциональное состояние, бурная, кратковременная, эмоциональная вспышка, которая захватывает личность полностью. Человек теряет самоконтроль, власть над собой. Аффект возникает внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство Иваном Грозным своего сына.

Страсть – самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности. Страсть – великая сила, она может быть пагубной и даже роковой, но может быть позитивной и великой.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, отношением к жизни, людям, с убеждениями и взглядами. К ним относят чувства нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является главной ценностью нравственных чувств.

К числу нравственных чувств относятся любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, честь, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, чувство симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальными чувствами являются жажда знаний, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и др. Эти чувства активизируют психические процессы. К интеллектуальным чувствам относят также юмор, иронию, сарказм, цинизм.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного – это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений.

Люди отличаются друг от друга эмоциональной впечатлительностью: одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка взволнуют, у третьего вызывают сильнейшие переживания. Диапазон различий очень широкий – от весьма чутких до чрезвычайно сдержанных (с «каменным» сердцем).

Со временем человек учится управлять своим эмоциональным состоянием. Конечно, это требует прежде всего волевых усилий. Вместе с тем имеется ряд психологически оправданных приемов для снижения эмоционального напряжения:

– релаксация (снятие мышечной напряженности);

– позитивное стимулирование хорошего настроения за счет периферических изменений (если встал «с левой ноги», то улыбнись себе);

– «загон страстей в мышцы» (по И. Павлову): плохое настроение можно «затоптать», пройдя несколько километров средним темпом;

– искусствотерапия (улучшение настроения под влиянием музыки);

– смехотерапия (имеются данные, что каждому человеку следует смеяться как минимум 10 минут в день, причем женщине это время надо «набирать» за 13–16 раз, а мужчине – не менее чем за 17 раз);

– медитация и др.

Отсутствие навыков управления эмоциями приводит к различного рода нарушениям. Список наиболее известных расстройств и нарушений эмоциональной сферы человека довольно велик.

Эмоциональная анестезия – состояние, характеризующееся снижением эмоциональной чувствительности к внешнему миру, оцепенением как следствием посттравматических стрессовых расстройств.

Идеосинкразия – крайняя степень невыносимости к конкретным раздражителям (скрежет трамвайных тормозов, запах свежей рыбы).

Эмоциональная депривация – отсутствие эмпатии или эмоциональных реакций на эмоции, исходящие от других людей.

Эмоциональная неадекватность – отстраненность от реальности и погружения в себя (аутизм), несоответствие мимики эмоциональному состоянию, несоответствие переживаний текущей ситуации.

Гипомимия – малоподвижность или полная неподвижность лицевой мускулатуры.

Невротические страхи (фобии) – боязнь абстрактных или конкретных объектов, ситуаций, явлений и процессов (острых или больших предметов, темноты, высоты, малого или большого пространства и др.).

Аффективная ригидность – чрезмерная злопамятность, обидчивость, мстительность.

 

5.2. Психические состояния личности

 

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической жизни.

Психическое состояние – это реакция личности в целом на воздействие внешних или внутренних факторов.

Психические состояния можно классифицировать по таким основаниям:

а) в зависимости от ведущих компонентов – интеллектуальные, волевые, эмоциональные;

б) от времени протекания – кратковременные, длительные;

в) от влияния на личность – стенические (повышающие жизнедеятельность и активность) и астенические;

г) от степени осознанности – состояния более или менее осознанные.

Можно выделить типичные положительные психические состояния, свойственные большинству людей (любовь, счастье, профессиональная заинтересованность). К отрицательным психическим состояниям относят стресс, фрустрацию, агрессию. В особую группу выделяют специфические состояния сознания (сон, бодрствование).

Счастье. Это состояние знакомо каждому человеку. Настоящее счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей многомерности бытия. Способность к счастью – это своего рода талант. К особенностям счастья относится то, что оно существует только во взаимодействии людей, оно никогда не бывает абсолютным и вечным, в основе счастья могут лежать как моральные ценности, так и антиценности (пушкинский скупой рыцарь).

Любовь – это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим. Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая, любовь человека к самому себе и любовь к Богу. Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала.

Профессиональная заинтересованность является важнейшим психическим состоянием, которое сопровождается приятными эмоциональными переживаниями. Человек, имеющий высокий профессиональный интерес, работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей.

Стресс и стрессовые ситуации. Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния, к примеру, стресс, фрустрация и т.п. В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может стать причиной стресса.

К понятию и состоянию стресса близко понятие фрустрации. Фрустрация – напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, мешающими удовлетворению потребностей.

Стресс не опасен, если он находит целесообразный выход, компенсируется расслаблением. По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшающий протекание психофизиологических функций.

К признакам стрессового напряжения относят невозможность сосредоточиться на чем-либо; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; часто возникающее чувство усталости; очень быструю речь; повышенную возбудимость; потерю чувства юмора; пристрастие к спиртным напиткам; постоянное ощущение недоедания; невозможность вовремя закончить работу и т.п.

Причинами стрессового напряжения могут быть следующие:

– вам гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы;

– вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно спешите;

– вам постоянно хочется спать;

– вам почти ничего не нравится;

– вы постоянно чувствуете неудовлетворенность жизнью;

– не с кем поговорить о своих проблемах и т.п.

Как же пережить стресс? Приведем несколько советов. Учитесь планировать, признавайте и принимайте ограничения. Развлекайтесь, будьте положительной личностью. Учитесь терпеть и прощать. Избегайте ненужной конкуренции. Рассказывайте о своих неприятностях.

Среди способов успокоения выделяют такие, как отвлекающие приемы (чтение, переключение на занятие любимым делом); интенсивная мышечная нагрузка; снижение значимости неприятного события; извлечение пользы из неудачи; сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем; общение с близким человеком.

Сенсорная депривация. Чтобы выжить, любой организм должен находиться в равновесии с окружающей средой. Когда человеческому организму не хватает каких-либо питательных веществ, на психологическом уровне это переживается как эмоция голода, не хватает воды – жажда.

Одна из самых острых жизненных потребностей человека – потребность в нормальном потоке ощущений, которые питают человеческий мозг, доставляют ему своевременно необходимые впечатления. Для нормальной психологической деятельности человеку необходим полный поток ощущений. И если он отсутствует, возникает проблема, которая называется сенсорной депривацией (ощущения космонавта в космическом корабле; спелеолога – в пещере и т.п.).

Каждый человек переживает потерю любого из каналов связи с окружающей сферой как величайшую трагедию. С потерей органа чувств не просто выпадает какая-то часть из спектра переживаний, но перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим. Психика – целостная система, и при потере отдельных органов чувств мы наблюдаем явление компенсации: сохранившиеся органы ощущений частично берут на себя функции утраченных. Адаптация к среде происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (например, постоянство температуры тела). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (например, человек не теряет способности искать выход из сложившейся крайне сложной психологической ситуации).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде. Например, молодой специалист адаптируется к новому трудовому коллективу, усваивая его ценности, установки, традиции. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения) и патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Процесс противоположный адаптации носит название дезадаптации. Он предполагает потерю способности человека приспособиться к состоянию среды. Дезадаптация проявляется в поведении, отклоняющемся от нормы – образа поведения, принятого в данном обществе или группе (девиантное либо делинквентное поведение).

 

5.3. Воля как психический процесс регуляции деятельности

 

Воля отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля – это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность в достижении цели. Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, бывают двух видов: внешние и внутренние. Внешние трудности и препятствия – это объективные трудности, неожиданные условия, обстоятельства. Внутренние – это упорное нежелание человека делать то, что необходимо делать. К ним относятся: инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и др.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, которые могут быть как простыми, так и сложными.

К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться (например, студент идет в магазин, чтобы приобрести ручку).

Структуру сложного волевого действия составляют три звена: осознание и постановка цели, планирование и исполнение. Как правило, начальным моментом волевого действия является осознание, мысль о том, что будет достигнуто в результате волевого усилия. Постановка цели сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека (например, студент стоит перед выбором: сходить на вечеринку или подготовиться к семинарскому занятию). После определения и постановки цели происходит планирование и исполнение. Только при доведении дела до конца мы говорим о силе воли человека, о волевых качествах его личности.

К волевым качествам относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку (самообладание), инициативность, дисциплинированность, мужество. Воля тесно связана с другими сторонами психики: потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами.

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: будучи положительными, они в большинстве случаев укрепляют волю, отрицательными – ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами.

Первые признаки проявления волевых действий наблюдается в возрасте 2–4 лет. Считают, что воля развивается поэтапно.

В возрасте 25–30 лет волевое развитие человека практически прекращается. Условия воспитания воли разноплановы и специфичны для каждого конкретного человека.

Первое условие сильной воли – наличие цели в жизни.

Второе условие – необходимость быть хозяином своей жизни.

Третье условие – бесстрашно идти навстречу жизненным барьерам.

Четвертое условие – осознанная замена «надо» на «хочу».

Для воспитания сильной воли, как показывает опыт, требуется:

– честно признаться себе в своих слабых сторонах;

– осознать, чего ты хочешь добиться в жизни;

– наметить основные вехи движения к цели;

– доводить любые начатые дела до конца;

– уметь себя ограничивать, не хвататься за многие дела одновременно;

– любое дело выполнять старательно;

– научиться радоваться завершенной работе;

– иметь перед собой образцы почитаемых волевых людей.

Волевые качества личности могут патологически нарушаться. Это связано с поражением отдельных участков коры головного мозга. Так, поражение любых долей коры приводит к нарушению способности человека удерживать цель своих произвольных действий (апраксия). Внешне это проявляется в последовательности хаотических прерываний уже начатых действий. Из-за чрезмерно сильного торможения коры подавляются побуждения к деятельности (абулия). При этом человек осознает необходимость действовать, но это не вызывает у него никаких волевых усилий.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Зачем нужны эмоции и чувства?

2. Дайте определение эмоциям и чувствам.

3. Свойственны ли чувства животным?

4. Охарактеризуйте такие виды эмоциональных состояний, как настроение, аффект, страсть.

5. Какие чувства мы называем высшими и почему?

6. Опишите приемы для снижения эмоционального напряжения.

7. Приведите примеры наиболее известных расстройств и нарушений эмоциональной сферы человека.

8. Назовите типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей.

9. Что такое состояние психической напряженности, стресса и фрустрации?

10. Что относят к признакам и причинам стрессового напряжения?

11. Назовите основные приемы успокоения.

12. Что такое воля и какие функции она выполняет?

13. Какова структура волевого действия?

14. Что мы относим к волевым качествам?

15. Каковы условия воспитания воли?

16. Как проявляются нарушения воли?

 

Л е к ц и я 6. Индивидуально-психологические особенности

личности

 

6.1. Темперамент как биологический фундамент личности

 

Темперамент – одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. Другими словами, знание темперамента индивида дает ответ на вопрос, как тот действует в той или иной ситуации, но не чем обычно занимается.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризирующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. На протяжении всей истории развития науки исследователи стремились упорядочить данные по динамике психических процессов, выделить характерные типы темперамента по различным основаниям. Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.). Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют темперамент. Первую классификацию темпераментов предложил Гален (II в. н.э.), последнее из ее описаний принадлежит немецкому философу И. Канту. Им была дана характеристика четырех типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго.

Меланхолический темперамент деятельности, по И. Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

В новейшее время была предпринята попытка подвести под темперамент физиологическую базу на основе изучения высшей нервной деятельности. Эту попытку осуществил русский физиолог И.П. Павлов. Ученый исходил из того, что определенное сочетание трех свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность) образует тип высшей нервной деятельности, который лежит в основе каждого из четырех типов темперамента.

С точки зрения Павлова, холерическому темпераменту соответствует сильный, неуравновешенный, быстрый тип нервной системы; сангвиническому – сильный, уравновешенный, быстрый тип; флегматическому – сильный, уравновешенный, медленный тип; меланхолическому – слабый, неуравновешенный, медленный тип.

Определенный вклад в развитие учения о темпераменте внес швейцарский ученый К. Юнг, который выделил два психологических типа: экстравертированный и интровертированный. Для экстравертов характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертов характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения в движениях и речи.

Представителей конституционального подхода к темпераменту связывало убеждение в том, что тип темперамента и даже неудачи индивида обусловлены характеристиками его тела. Э. Кречмер и У. Шелдон предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека (астеник, атлетик, пикник – Э. Кречмер; эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный – У. Шелдон).

Однако конституциональный подход не мог удовлетворить требования повседневной психологической практики, ибо классифицировал людей по типам темперамента с низкой достоверностью и без должного психологического обоснования связи между характеристиками телосложения и типом темперамента.

Каждый темперамент имеет и сильные, и слабые стороны. Так, например, индивиды с сильным типом высшей нервной деятельности (ВНД) эффективнее работают в условиях высокого психического напряжения, более устойчивы к состояниям фрустрации, стрессу; принимают более взвешенные решения в аварийных ситуациях.

Индивиды со слабым типом ВНД имеют лучшие показатели переключаемости внимания; более выносливы к состоянию монотонии при выполнении однообразной работы; эффективно действуют в типовых ситуациях, но проявляют растерянность в ситуациях экстремальных.

Интроверты лучше работают по критериям точности и надежности, но более склонны к реакциям страха и тревожности в процессе работы.

Воспитательная работа требует индивидуального подхода к лицам с ярко выраженными особенностями темперамента.

В частности:

– резко негативная оценка действий подавляет веру в себя у лиц со слабым типом ВНД и, наоборот, стимулирует «сильных»;

– холерик нуждается в воспитании сдержанности, выдержки, спокойствия и планомерности в работе;

– меланхолику следует прививать уверенность в себе, раскованность в общении в кругу незнакомых лиц и в новой обстановке;

– флегматика следует удерживать от склонности к апатии, равнодушию и лени;

– сангвиника необходимо приучать к сосредоточенности, склонности к завершению начатых дел и глубине их проработки.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость, а также связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

 

6.2. Характер личности и его формирование

 

В психологии существуют разные взгляды на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях.

Говоря об особенностях характера человека, часто имеют в виду черты его личности. Черты личности – это особенности поведения человека, проявляющиеся систематически в различных ситуациях.

Черты личности можно классифицировать по различным критериям:

– по отношению человека к себе (самоуверенность, неуверенность в себе, самокритичность, самолюбие);

– по отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие, аккуратность, бережливость, пассивность, ответственность);

– по отношению человека к другим людям и обществу в целом (патриотизм, космополитизм, правдивость, лживость, общительность, открытость, замкнутость, эгоизм).

Характер формируется на основе темперамента под влиянием окружающей человека социальной среды и определяет содержание поведения и деятельности. Характер человека – всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Попытки построения типологии характеров предпринимались неоднократно на протяжении всей истории психологии. К примеру, классификация немецкого ученого К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. По наблюдениям К. Леонгарда, у 20–50 % людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций характера.

Date: 2015-10-19; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию