Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.6. Социальная структура и стратификация общества





Семинар № 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной структуры.

2. Социальная стратификация: понятие, происхождение, теории.

Семинар № 2.

Вопросы для обсуждения:

1. Системы социальной стратификации.

2. Современные концепции социальной стратификации.

Семинар № 3

1.Дискуссия по проблемам социальной стратификация современных западных обществ.

Семинар № 4.

1. Дискуссия по проблемам социальной стратификации современного российского общества.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить глоссарий по теме. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

2. Соотнесите между собой такие понятия, как “социальная структура”, “социальное неравенство”, “социальная стратификация” и “социальная дифференциация”. Аргументируйте свой ответ.

3. По каким показателям осуществляется измерение стратификации? Примените эти показатели для определения места в стратификационной системе современного российского общества своих родителей, семьи, знакомых, друзей. Подумайте, насколько глубока идентификация вас с тем или иным классом или социальным слоем?

4. Подготовить доклад по теме «Исторические типы социальной стратификации». Доклад готовится в устной форме. Выступление с докладом (5-7 минут) завершается его рецензией и обсуждением. Критерии рецензирования доклада: соответствие содержания доклада его теме; соблюдение регламента выступления; уровень владения материалом, доступность изложения, умение приводить собственные примеры, комментировать теоретические положения доступным языком, эмоциональность выступления.

5. Сравните классовый подход к анализу общества и теорию стратификации. В чем состоит отличие этих подходов? Для обсуждения этого вопроса рекомендуется подготовить небольшое сообщение, в котором необходимо дать краткий анализ обоих подходов и выделить критерии, по которым можно разграничить эти подходы.

6. Покажите на конкретных примерах различные виды социальной мобильности. Проанализируйте факторы и каналы социальной мобильности. Как изменялась социальная мобильность в России на протяжении ряда исторических этапов с послереволюционного (1917 г.) периода до наших дней?

7. Подготовиться к обсуждению в форме дискуссии темы «Проблемы социальной стратификации современного западного общества». В ходе дискуссии будут обсуждаться следующие вопросы:

· Какая из теорий социального неравенства наиболее точно отражает социальную стратификацию западного общества?

· Насколько актуальны межстрановые различия социальной стратификации современных западных обществ?

· Является ли деление на социальные слои и классы в западном обществе устоявшимся или здесь можно наблюдать изменения?

· Какую роль играют гендерные различия в социальной стратификации и социальной мобильности современных западных обществ?

8. Подготовиться к обсуждению в форме дискуссии темы «Проблемы социальной стратификации современного российского общества». В ходе дискуссии будут обсуждаться следующие вопросы:

· Какие факторы обусловили трансформацию социальной структуры российского общества?

· Каковы тенденции изменения социальной структуры российского общества?

· Есть ли в России средний класс или другие классы? Какие?

· Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости, или это только мечта, миф, утопия?

· Кто такие маргиналы? Каковы причины маргинализации? В чем противоречивость этого явления, каковы его социальные последствия?

Общие рекомендации для подготовки к проведению дискуссий по теме:

1. Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Для подготовки к проведению дискуссии ее участники должны изучить различные точки зрения по предлагаемым к обсуждению вопросам. Для этого необходимо воспользоваться рекомендуемыми в данном разделе методического пособия библиографическими и информационными источникам, а также дополнительной литературой, подобранной самостоятельно. Участники дискуссии, сопоставляя различные точки зрения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее решение проблемы, установить истину.

Библиографические источники:

Основная литература:

а) учебники:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под общ. ред. В. И. Добренькова. – 6-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571 с.

2. Добреньков, В. И. Социология: учебник для вузов по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 623 с.

3. Кравченко, А. И. Социология: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 525 с

4. Социология: учебник / [В. Н. Лавриненко и др.]; науч. ред. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.

 

б) учебные пособия:

1. Лапин, Н. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. – 2-е изд., доп. – М.: Высш. шк., 2009. – 451 с.

 

Дополнительная литература:

а) учебники:

1. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества: [учебник] / П.Штомпка; пер. с пол. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008. – 656 с.

б) учебные пособия:

1. Иванов, Д.В. Социология: учебник / Д.В. Иванов; под ред. Д.В. Иванова. – М.: Высшее образование, 2005. – 326 с.

2. История теоретической социологии. Начало XX века. Первый теоретический кризис социологии: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад.Проект, Гаудеамус, 2010. – 354 с.

3. История теоретической социологии. Социология второй половины XX – начала XXI века: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. – 526 с.

г) научная литература:

1. Зборовский, Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2010. - №3. – С. 183-206.

2. Колбановский, В.В. Гражданственность и глобальная социология / В. В. Колбановский // Социологические исследования.- 2010. - №3.

3. Полякова, Н.Л. Образ современных обществ в социологической теории конца XX - начала XXI в. /Н.Л. Полякова //Вестник МГУ. Серия 18, Социология и политология. – 2009. - №2. – С.163-165.

4. Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. – М.: Альфа-М, 2009. – 270 с.

5. Россия реформирующаяся: Ежегодник -2010. Выпуск 9. – М.: Новый Хронограф, 2010. – 368 с.

6. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 487 с.

7. Тихонова, Н. Е. Средний класс: теория и реальность / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. – М.: Альфа-М, 2009. – 319 с.

8. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Белл Д.; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 359 с.

9. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн; пер. с англ. П. М. Кудюкина; под ред.: Б. Ю. Кагарлицкий. – СПб.: Унив. кн., 2001. – 458 с.

10. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича; [пер. В. Малышенко и др.]. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 632 с.

11. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т.Парсонс // Теоретическая социология: антология: В 2 ч./пер. с англ., фр., нем., ит.; сост.и общ ред. С.П. Баньковской. – М.: Книжный дом “Университет”, 2002. – С. 3 – 39.

12. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; науч. ред. пер. М. С. Ковалева. – М.: Аспект Пресс, 1998.- 487 с.

13. Ритцер, Дж.Современные социологические теории / Дж. Ритцер; [пер. с англ. А. Бойков, А. Лисицына]. – М. [и др.]: Питер, 2002. – 495 с.

14. Сорокин, П. А. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов / П. А. Сорокин. – М.: Наука, 1993. -397 с.

15.Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / П.А. Сорокин; пер. с англ. В. В. Сапова. – СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2000. – 589 с.

16. Тихомирова, В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи / В. В. Тихомирова // Социологические исследования. – 2010. – № 2.- с.39-45.

17. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие / В. Т. Лисовский. – СПб., 2000. – 198 с.

18. Шкаратан, О.И. Социология неравенства. Теория и реальность / О.И. Шкаратан; Нац. иислед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с.

19. Юдина, О. А. Численность и демографические особенности средних слоев российского общества / О. А. Юдина // Социологические исследования. – 2008. – № 10.- с. 12-19.

20. Тихонова, Н.Е. Модель социальной стратификации российского общества: эвристические возможности различных теоретических подходов // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. – Вып. 6.- М.: Институт социологии РАН, 2007. – С. 112- 147.

21. Голенкова З.Т. Некоторые аспекты современной жизни российских предпринимателей / З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян // Там же. – С. 183- 197.

22. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Н.Е. Тихонова. – М.: Институт социологии РАН, 2007. – 320 с.

Информационные источники:

1. Научно-образовательный социологический ресурс http://www.sociology.net.ru

2. Социологическая библиотека http://socnet.narod.ru/library/main.htm

Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library

3. Библиотека федерального портала «Российское образование» http://www.edu.ru

4. Виртуальная библиотека ГПНТБ http://www.vlibrary.ru

Журнал «Социологические исследования (СоцИс) http://socis.isras.ru

5. Портал «Гуманитарное образование» www.humanities.edu.ru

Публичная интернет-библиотека http://www.public.ru

6. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru

Date: 2015-10-19; view: 793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию