Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами





Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

По действующему законодательству исключается предъявление гражданином притязания на возмещение материального ущерба к должностному лицу. Ответственность перед гражданином несет орган управления, от имени которого действовало должностное лицо. Такой порядок соответствует содержанию правоотношения, которое возникает при исполнении служебной деятельности, когда должностное лицо выступает от имени органа управления. Это дает возможность должностному лицу действовать с необходимой последовательностью, не опасаясь, что придется нести личную материальную ответственность за невиновно причиненный вред. Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы. Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим его. Однако учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

Как уже отмечалось, ответственность государства согласно законодательству является объективной ответственностью, которая не определяется виной должностного лица органа управления. Вместе с тем материальная ответственность государства не исключает регрессного притязания госоргана к должностному лицу, если оно виновно и противоправно причинило ущерб. В таких случаях наступает материальная ответственность по трудовому законодательству.

40. Административно-правовое регулирование занятости населения, труда и социальных вопросов.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход[2].

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных неоплачиваемых работ;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Государственная служба занятости населения.

Для обеспечения реализации прав граждан в сфере труда и занятости созданы специальные государственные органы, которые в совокупности образуют государственную службу занятости населения[6]. Эта служба состоит из:

1) Федеральной службы по труду и занятости;

2) органов исполнительной власти субъектов РФ, созданных для оказания государственных услуг, а также реализации контрольных и надзорных полномочий в этой сфере[7];

3) государственные учреждения службы занятости населения.

Основные задачи государственной службы занятости населения закреплены в качестве направлений ее деятельности, в частности это:

1) оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

2) разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

4) организация мероприятий активной политики занятости населения;

5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Основным системообразующим элементом государственной службы занятости населения является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Роструд находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и действует на основании положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ[8].

Ротсруд возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ. Руководитель Ротсруда является главным государственным инспектором труда Р

41. Административно-правовое регулирование финансовой деятельности, кредитования и управление валютными ресурсами.

42. Административно-правовое регулирование в области управления внутренними делами.

Министерство внутренних дел РФ (далее — МВД России) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (далее ФМС).

Основными задачами МВД России являются:

1). разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

2). нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

43.. Административно-правовое регулирование управления обороной.

В управленческой части указанной системы две группы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административное управление и административно-правовое регулирование в области обороны. В первую группу органов входят Министерство обороны Российской Федерации, а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства: 1) Федеральная служба по военно-техническом)' сотрудничеству; 2) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; 3) Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; 4) Федеральное агентство специального строительства. Вторая группа органов рассматриваемой системы представлена Федеральной службой по оборонному заказу. Руководство деятельностью Министерства обороны РФ возложено па Президента РФ, деятельностью Федеральной службой по оборонному заказу - на Правительство РФ. Область обороны регулируют многочисленные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и директивы Министра обороны РФ). Одним из основных документов стратегического планирования организации обороны является Военная доктрина Российской Федерации 2010 г. [224]. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Важнейшая роль в законодательном регулировании области обороны принадлежит Федеральному закону "Об обороне" (далее - Закон об обороне) [189]. Указанный Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение федерального законодательства в области обороны. Он установил, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Основными задачами Минобороны России являются:

1.выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2.нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3.нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных федеральных органов исполнительной власти;

4.координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам обороны, координация деятельности войск и воинских формирований; координация строительства войск;

5.координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

5.1.координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

6.организация применения Вооруженных Сил;

7.поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8.осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9.обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10.выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества.

44. Административно- правовое регулирование управления государственной безопасностью.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 г. «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К жизненно важным интересам относятся потребности, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности.

К объектам безопасности относятся:

1) Личность, ее права и свободы;

2) Общество и его материальные и духовные ценности;

3) Государство и его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в сфере безопасности; а также системой мер экономического, политического, организационного, правового и иного характера, адекватных угрозам безопасности.

Основными принципам обеспечения безопасности являются:

1) Законность;

2) Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

3) Интеграция с международными системами безопасности.

Система безопасности включает в себя:

1) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации;

2) Государственные, общественные и иные организации и объединения;

3) Органы местного самоуправления;

4) Граждане РФ, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с действующим российским законодательством;

5) Правовые нормы, регламентирующие отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

1) Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно-важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

2) Создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

3) Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях;

4) Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

5) Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Реализация данных функций осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также Президента РФ в указанной сфере. В частности:

1) Президент Российской Федерации – определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, конкретизирует и координирует деятельность всех государственных органов обеспечения безопасности;

2) Парламент Российской Федерации – разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

3) Правительство Российской Федерации – реализует мероприятия по обеспечению безопасности;

4) Судебные органы – осуществляет правосудие по делам о преступлениях и административных правонарушениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

45. Административно-правовое регулирование управления юстицией.

Органом управления в сфере юстиции является Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрацииактов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственныхему ФСИН России и ФССП России.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России в своей деятельности руководствуется КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;

2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

5) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

6) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;

7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;

8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов; и т.д.

46. Административно-правовое регулирование управления иностранными делами, внешними экономическими и культурными связями с зарубежными странами.

Важными внешними функциями государства, которые реализуются в административно-политической сфере управления, является дипломатическая деятельность, осуществление экономических и культурных связей с зарубежными странами. По своему содержанию управление иностранными делами представляет собой широкую и разностороннюю деятельность государства и его органов. Законодательство Российской Федерации закрепляет полномочия органов управления и их должностных лиц в данной сфере деятельности:

Президент Российской Федерации – определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею.

Совет Федерации – решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами государства; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.

Правительство Российской Федерации – осуществляет меры по реализации внешней политики государства.

Непосредственное управление иностранными делами осуществляется системой специальных органов государства:

1) Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений. К его основным задачам,в соответствии с Положением о МИДе России, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 885 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[84] относятся:

1. Разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

2. Реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ;

3. Обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4. Обеспечение дипломатическими и международно-правовы­ми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориаль­ной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

5. Защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6. Содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федераций и реализации ее международных прав и обязательств;

7. Координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организация­ми и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8. Содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Министерство иностранных дел России осуществляет следующие полномочия:

- вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, проекта других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Прави­тельства РФ, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности;

-самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности;

- реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

- обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности
ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

- содействует развитию международных связей субъектов РФ и
осуществляет их координацию;

- осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

- заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;

- оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;

- ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства
и др.

47. Административно-правовое регулирование наукой и образованием.

Конституция РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению России и субъектов РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» на этот орган возложены разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки, обеспечение государственной поддержки фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования в этой сфере, является Министерство образования и науки РФ, в ведении которого находятся Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям.

48. Административно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья и социальной защиты граждан.

Конституция Российской Федерации (ст.39) гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законом. Государст­вом поощряются добровольное социальное страхование, а также создание дополнительных форм социального обеспечения и бла­готворительность.

Целенаправленность государственной политики по социаль­ной защите населения может быть обеспечена лишь на основе объективного представления ситуации в данной области. С этой целью осуществляется Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, который представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предуп­реждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для крат­косрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере1. Он проводится Министерством труда и социального

развития Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Минэкономи­ки России, Федеральной миграционной службой России и други­ми федеральными органами исполнительной власти, а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По результатам мониторинга готовятся ежеквартальные и ежегодные доклады, которые представляются Правительству Рос­сийской Федерации. Они ложатся в основу важнейших государст­венных решений, направленных на укрепление социальной защиты населения, таких, например, как Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 годы, призванная усилить социальную ориентацию экономики, обеспе­чить достижение эффективной занятости населения, способствую­щей росту благосостояния граждан.

Реализуя государственную политику в области социальной защиты населения, учреждения социального обеспечения назна­чают и выплачивают пенсии и пособия, осуществляют при необ­ходимости доплаты к ним; выявляют и ставят на учет лиц, которым необходима материальная поддержка; участвуют в фор­мировании фонда социальной защиты населения, распоряжаются средствами этого фонда в соответствии с его целевым назначением и принимают необходимые меры по его пополнению; проводят работу по улучшению жилищных, материальных, бытовых, соци­альных условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, преста­релых граждан; принимают меры по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому, и т.д.

49. Административно-правовые и организационные основы управления промышленностью

Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71-73 Конституции Российской Федерации).

Соответственно Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции Российской Федерации). Оно, в частности, учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии государственных предприятий и т.д. Оно ведает вопросами промышленной политики, реформы предприятий, развития малого и среднего предпринимательства, координирует реформирование промышленности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают широкий комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами исполнительной власти.

Вместе с тем функционируют специализированные органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного управления соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.

Управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) соответственно резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство в значительной мере действует не как собственник-монополист, а скорее в качестве контрольно-надзорной инстанции; оно определяет основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию.

Соответственно главное в механизме государственного управления промышленностью сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее принципиальным вопросам развития отечественного промышленного производства в его государственной, муниципальной, акционерной и частно-предпринимательской формах. При этом следует учитывать, что широкомасштабная приватизация фактически привела к тому, что в промышленности частный (акционерный) сектор стал преобладающим.

50. Административно-правовые и организационные основы управления сельским хозяйством.

В современный период в России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование "Сельское и рыбное хозяйство". Соответственно предметной основой указанной системы являются сельское и рыбное хозяйство как отрасли экономики.

Управленческая часть названной системы включает три федеральных органа исполнительной власти, осуществляющих административное управление и административно-правовое регулирование в области сельского и рыбного хозяйства: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (орган отраслевой компетенции), подведомственные ему Федеральную службу ветеринарного и фитосанитарного надзора (орган специальной компетенции) и Федеральное агентство по рыболовству (орган отраслевой компетенции). Руководство деятельностью Министерства сельского хозяйства РФ возложено на Правительство РФ.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство отнесены согласно Конституции РФ к совместному ведению России и ее субъектов. В связи с этим и сельское хозяйство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Следовательно, управление и регулирование сельским хозяйством находятся одновременно в компетенции Федерации и ее субъектов. Организационным подтверждением данного вывода служит создание Министерства сельского хозяйства РФ и министерств сельского хозяйства во многих субъектах РФ.

Согласно Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства", правовое регулирование в рассматриваемой области осуществляется на всех уровнях публичной власти в Российском государстве: федеральном, субъектов РФ (региональном), муниципальном. Наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ оно осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [142. Ст. 1,2].

51. Административно-правовое регулирование капитального строительства.

Органом управления общей компетенции по вопросам относящимся к строительному комплексу является Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них. К полномочиям Правительства Российская Федерация в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях особого регулирования федерального значения и ряд других, перечисленных в ст. 21 Градостроительного Кодекса Российская Федерация. Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах Российской Федерации осуществляют в своих территориальных пределах высшие органы исполнительной власти этого субъекта (губернатор, администрация, правительство).

В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: принятие и изменение правил застройки, утверждение и реализация градостроительной документации; организация и ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве и некоторые другие вопросы (ст. 23 Градостроительного Кодекса Российская Федерация).

Общеэкономические министерства (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации) как органы межотраслевого функционального регулирования в пределах своей компетенции осуществляют те же функции и полномочия в строительном комплексе, что и в других хозяйственно - экономических комплексах.

Органом отраслевого регулирования в строительном комплексе выступает Министерство регионального развития и находящееся в его ведении федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

52. Административно-правовое регулирование деятельности транспорта.

Соответственно предметной основой указанной системы является транспорт как отрасль экономики.

В управленческую часть названной системы входят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие административное управление в области транспорта, в том числе Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему федеральная служба и федеральные агентства: 1) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; 2) Федеральное агентство воздушного транспорта; 3) Федеральное дорожное агентство; 4) Федеральное агентство железнодорожного транспорта; 5) Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В системе административного управления областью транспорта организационно обособлены следующие отрасли: 1) воздушный; 2) автомобильный (вместе с дорожным хозяйством); 3) железнодорожный (вместе с метрополитеном); 4) водный; 5) городской наземный электротранспорт (находится в ведении муниципальных образований).

Наиболее последовательной и логически выдержанной представляется классификация, в которой выделены следующие виды транспорта: 1) водный (внутренний водный, называемый также речным, и морской); 2) воздушный (авиация, дирижабли, дельтапланы); 3) наземный или сухопутный (автомобильный, железнодорожный, монорельсовый, трубопроводный, городской электротранспорт, фуникулеры, воздушные канатные дороги); 4) космический транспорт (космические транспортные корабли и орбитальные станции). Как можно заметить, в основу данной классификации видов транспорта положена природная среда, в которой осуществляются транспортные коммуникации, транспортная деятельность, эксплуатируются транспортные средства: а) водная среда; б) воздушное пространство; в) земля и ее поверхность или суша; г) космос (космическое пространство).

До середины прошлого века широкое распространение имел в стране гужевой транспорт, представленный повозками, транспортируемыми упряжными животными (лошадьми, волами, мулами). Коренные пароды Севера в качестве упряжных животных используют оленей, собак. В настоящее время осуществляется нормативное правовое регулирование участия гужевых транспортных средств в дорожном движении [392. П. 19.1, 24.1, 24.2, 24.4, 24.7].

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти общей компетенции активно участвует в управлении транспортной системой путем принятия многочисленных правовых актов по вопросам организации и функционирования указанной системы. Оно утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих управление транспортом. Им приняты правила перевозок грузов, пассажиров и багажа в отдельных транспортных отраслях 1395; 3961.

53.Управление торговлей

Министерство торговли РФ (Минторг России) – федераль­ный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направлен­ную на удовлетворение потребностей населения в товарах массово­го потребления и торговых услугах, организацию торгового обслу­живания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей.

Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров; органи­зация конкурсного размещения заказов на поставку товаров на­родного потребления; организация федеральных ярмарок по опто­вой продаже товаров народного потребления; поддержка деятель­ности товарных бирж; определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общест­венного питания для внутреннего потребительского рынка; орга­низация государственного контроля за качеством товаров и защи­той прав потребителей и т.д.

Следует учитывать, что основные функции в области организа­ции внутренней торговли отнесены к компетенции органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (развитие розничной, фирменной и оп­товой торговли, управление подведомственными торговыми пред­приятиями и т.д.).

54. Административно-правовое регулирование жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.

жилищно-коммунальное хозяйство — это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сфер. Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.
При наличии ряда общих родовых признаков с другими отраслями социально-экономического характера, жилищно-коммунальные услуги имеют видовое своеобразие, т.к. непосредственно связаны с воспроизводством жилищного фонда, который в значительной мере определяет ход экономических, социальных, демографических и политических процессов.
ЖКХ, являясь одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой наиболее крупную часть народного хозяйства, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время в системе ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс. муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел. Однако, несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия являются убыточными.
Согласно проведенным исследованиям, жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. Так, специфическими чертами отрасли являются следующие:
— местный характер деятельности жилищно-коммунальных предприятий, потребителями продукции (услуг) которых являются, прежде всего, население, а также расположенные на нем предприятия промышленности, транспорта и др.;
— процессы производства и потребления продукции (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации;
— предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени;
— нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающих сфер;
— наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг;
— независимость численности основного эксплуатационного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала;
— отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;
— особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители;
— многоотраслевой (более 30 отраслей) характер;
— высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонды;
— конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти.

на федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Минрегион России, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации.

55. Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Минприроды России организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.

Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

56. Понятие и основные признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность - указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Дисциплинарный проступок (англ disciplinary offence, misdemeanour) — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение сотрудником (работником) своих функциональных (трудовых) обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора (контракта), заключенного сотрудником (работником) с конкретной организацией.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние[1]) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушенийправопорядка).

57. Состав административного правонарушения и его основные элементы.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступленияадминистративной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

58. Понятие и основные черты административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности

административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.

Административная ответственность обладает следующими признаками: а) является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий; б) характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами; в) не имеет своей целью унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического (юридического) лица.

Административной ответственности подлежат: а) физическое лицо, достигшее ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного КоАП РК, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики; б) юридическое лицо.

59. Административная юрисдикция: понятие, основные черты, принципы.

Административная юрисдикция – установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административной юрисдикции присущи следующие черты.

1. Наличие правового спора (правонарушения). Рассмотрение и решение юридических дел, обусловленных положительными обстоятельствами, не охватываются юрисдикционной деятельностью. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, нарушении установленных правовых норм. Относительно административной юрисдикции такого рода споры возникают между сторонами общественных отношений, которые регулируются административно-правовыми нормами, приобретая характер административно-правовых споров.

2. Административно-юрисдикционная деятельность вследствие своей особой социальной остроты требует надлежащего процессуального регулирования. Установление и доказательство событий и фактов, их юридическая оценка осуществляются в рамках особой процессуальной формы, которая является важной, обязательной для юрисдикции.

Следует отметить, что административная юрисдикция в значительной мере отличается от других видов юрисдикции. Она является менее детализированной и всеохватывающей процессуальной формой.

Административно-процессуальная форма, как и другие виды юрисдикционной деятельности, предусматривает состязательность процедуры решения дела. Это означает, что стороны в споре или виновные в совершении правонарушения не являются пассивными наблюдателями рассмотрения дела юрисдикционным органом. Они наделены достаточно широким арсеналом процессуальных прав, который позволяет им активно защищать свои интересы, представлять доказательства, заявлять ходатайства, оспаривать предъявленные доказательства в совершении административного правонарушения. При этом административно-юрисдикционные органы, их должностные лица обязаны оказывать содействие в осуществлении этих процессуальных прав.

3. Обязательность принятия решения в виде юридического акта - еще один важный признак юрисдикционной деятельности. Будучи способом решения правовых конфликтов, юрисдикция предусматривает необходимость принятия окончательного решения - акта применения норм права к конкретному случаю.

(признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т. е. одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или, возможно, ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обязательное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, например заключение административного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

60. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президен

Date: 2015-10-19; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию