Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы косвенного государственного управленияСтр 1 из 6Следующая ⇒ Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды Особенности административных методов: 1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления; 2) носят императивный, директивный характер; 3) однозначность (конкретность) указаний; 4) широкое применение административных актов; 5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности; 6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия; 7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить. По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы. По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные. По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие. По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные. Методы косвенного государственного управления Особенности косвенных методов: 1) воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования; 2) у объектов управления имеется возможность выбора вариантов; 3) результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия; 4) обеспечиваются системой гарантий. Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе. Виды социально-психологических методов: 1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.); 2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение взаимопонимания и др.); 3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.). Виды психологических методов: 1) гуманизация труда; 2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников; 3) методы психологического побуждения; 4) методы психологического отбора работников при приеме на службу. Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов. Виды экономических методов: 1) прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату; 2) лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований; 3) премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком; 4) льготное налогообложение. 4. Понятие, предмет и система административного права. Понятие административного права: управленческие отношения, т.е. те отношения, которые регулируются государством с целью их упорядочивания. Такое понятие административного права (его определение) не является универсальным. Отрасль административного права некодифицирована, нет основополагающего закона - некодифицыруемо в принципе. Кодекс об административных правонарушениях (называемый иногда "административный кодекс") включает только те нормы (части норм - санкции) административного права, которые касаются санкций за административные правонарушения. Принципы административного права (кроме общеправовых): 1.Обеспечение публичного интереса как принцип административного права. 2.Подзаконный характер деятельности субъектов как принцип административного права. 3.Иерархичность и подотчетность - характерны вертикальные системы. Равенства субъектов в административном праве нет. 4.Специализация и оперативность. В отличие от парламента, органы исполнительной власти (как субъекты административного права) в абсолютном большинстве специализированы. 5.Процедурная гарантированность объективного анализа и решений управленческих дел органов исполнительной власти- в отличие от судебных органов, у административного права по другому, процедура должна быть наиболее полно урегулирована. Наряду с принципами административного права, АП также имеет ряд функций. Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно: 1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти; 2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления; 3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников. Система административного права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Система административного права включает в себя общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.). Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов. В общую часть входят институты, регулирующие: – административно-правовые статусы субъектов управленческих отношений; – основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления), формы и методы государственного управления, административно-правовые режимы; – административно-правовой статус негосударственных организаций; – административное принуждение; – обеспечение законности в государственном управлении. Особенную часть составляют административно-правовые институты, регулирующие управленческие отношения в конкретных отраслях и сферах: в экономической, социально-культурной, административно-политической, межотраслевых сферах. 5. Источники (формы выражения) административного права. Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся: 1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 73). Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. 2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации"; "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации. 3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения. Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. <1>; "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000 г. <2>; "О Государственном совете Российской Федерации" от 1 сентября 2000 г. <3> и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ <4> и др.). Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ. 4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить Постановление "О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" от 12 августа 2004 г. <1>. Правительство РФ утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 2 ноября 2000 г. <2>; Положение о Федеральной инспекции труда от 28 января 2000 г. <3>; Положение о Федеральном агентстве по атомной энергии от 28 июня 2004 г. <4> и т.д.). Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации. 5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. 6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ). 7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права. 8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса). Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм. 6. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования. Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства. Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
Элементы механизма административно-правового регулирования: 1. принципы административного права; 2. административно-правовые нормы; 3. акты официального толкования административно-правовых норм; 4. акты применения административно-правовых норм; 5. административно-правовые отношения. 7.Понятие, структура и виды административно-правовых норм. Административно-правовые нормы – это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления. Административное право использует административно-правовые нормы в следующих целях: - обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти); - обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений; - определения того или иного варианта должного, т. е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления; - непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса; установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений. Структура административно-правовых норм. Она состоит из 3 элементов: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза нормы права (предположение) – часть правовой нормы, описывающая условия, при наступлении которых следует применять данную норму. В ней указываются обстоятельства, при которых у субъектов правоотношений возникают права и обязанности. Гипотеза нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается, а предполагается в качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции. Например, ст. 2.3 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Диспозиция нормы права (распоряжение) – центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений. Диспозиция – это соответствующие предписания, запреты или дозволения. Санкция нормы права (взыскание) – элемент правовой нормы, указывающий на меры государственного принуждения, применяемые при нарушении предписания, содержащегося в норме права. Санкция, как правило, предусматривает ту или иную меру административно-предупредительного (например, реквизиция имущества) или пресекательного (например, запрещение эксплуатации транспортного средства) характера.
|