Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Рим





Рим унаследовал от Древней Греции традицию ораторского красноречия. Некоторые произведения ораторской прозы содержали отклик на актуальные события общественной жизни и являлись образцами ранней публицистики. Так, в своих «Речах против Катилины» римский писатель, общественный деятель и блестящий оратор Цицерон (106-43 до н.э.) выступил с разоблачением заговора, организованного его политическим противником, римским патрицием Катилиной. Цицерон воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями, как, например, знаменитое выражение: «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы!») из «Первой речи против Катилины».

Античность создала средства коммуникации, которые в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве: алфавит, книга, собрания, на которых произносятся речи и принимаются важные решения, регулярно публикующиеся записи важнейших событий. Все это пришло к нам из общественно-политической и повседневной жизни древних. В античной культуре – истоки современной публицистики. Античное красноречие, античная историография, летописи, хроники подготовили появление европейской публицистики. Само ее название восходит к латинскому «publicus» - «общественный».

Средневековая культура превыше всего ставила традицию и авторитет Священного Писания и Церкви. Поэтому человек Средневековья испытывал недоверие и проявлял настороженность к любым новшествам. Для него куда важнее было раскрыть потаенную истину, проникнуть в тайный смысл явлений. Все мирское представлялось опасным, греховным, способным разрушить сложившееся духовное равновесие. Его взгляд был обращен к небу. Преходящая земная жизнь осознавалась лишь как подготовка к жизни вечной. Эти особенности средневекового сознания обусловили относительное безразличие средневекового человека к миру новостей. Он не ощущал острой потребности в новой информации. Его кругозор был ограничен повседневными заботами, тяжелой работой, борьбой за выживание. Самые важные сведения и истины он находил в Библии и церковных проповедях. Основная масса населения была неграмотной. На этапе раннего Средневековья светские школы почти повсеместно в западной Европе были вытеснены монастырскими, в которых готовили будущих клириков.

Отсталость средневековой Европы в технической и образовательной областях проявлялась в сфере коммуникации. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Велика была роль слухов, преданий, вообще устной передачи информации. Основными центрами социальной коммуникации в Средние века были церковь и городская рыночная площадь. Здесь узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.

Ораторское искусство утратило в Средние века свое былое значение. Это было связано с исчезновением народного собрания, Сената, суда, основанных на состязательности сторон. Сфера публичного слова сузилась и замкнулась в стенах храма. Теперь на события, которые волновали горожан, оказывались в центре общественного внимания, откликалась, прежде всего, церковная проповедь.

Проповедь как жанр ораторской нравоучительной прозы возникла в глубокой древности. Истоки этого жанра – в речах библейских пророков, в античном ораторском искусстве. Еще в 1-м тысячелетии до нашей эры иудейские религиозные ораторы и проповедники (пророки) в своих речах возвещали народу божественную волю, обличали соплеменников, нарушивших договор с Богом. Предсказывали страшные беды, которые постигнут за это израильтян. В пророческих проповедях содержались элементы публицистики. Пророки откликались на важные внешнеполитические события, войны. Образцами жанра в Новом Завете стали Нагорная проповедь Христа, послания апостолов.

Расцвет жанра пришелся на Средние века. Выдающимися проповедниками в западной культурной традиции были Августин Аврелий (354-430), Франциск Ассизский (1181/1182-1226), Бертольд Регенсбургский (ок. 1210-1272). Августином Аврелием было составлено 500 проповедей. Они отличались живостью интонации и простой стиля. Основатель братства нищенствующих монахов, названного по его имени орденом францисканцев, Франциск Ассизский был выдающимся писателем. Его перу принадлежат проповеди «Похвала добродетели», «Послание брату Льву». Стиль Франциска Ассизского отличался экспрессивностью, повышенной эмоциональностью. Выдающийся немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский стремился быть понятным аудитории, войти с ней в контакт. Для этого он часто использовал прием имитации диалога, во время чтения проповеди монолог прерывался вопросом, якобы обращенным к кому-то из прихожан. Это нарушало монотонность проповеднического дискурса и привлекало внимание аудитории.

Средневековые проповедники, как и их далекие предшественники – иудейские пророки, откликались на важные события общественной жизни. Их авторитетное слово помогало пастве сориентироваться в непростых вопросах и коллизиях окружающего мира. По существу, оно играло роль, которую позднее возьмет на себя публицистика.

Миссия этих проповедников была чрезвычайно важна, поскольку в Средние века письменные источники информации были малодоступны. Во-первых, по причине неграмотности большинства населения, во-вторых, потому что книга была роскошью, драгоценностью, сокровище, как духовное, так и материальное. В те времена при крупных монастырях существовали специальные мастерские – скриптории, где монахи переписывали книги. Это были в основном книги религиозного содержания.

 

Date: 2015-10-18; view: 223; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию