Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древняя Греция





Прообразы газет в античности.

Древняя Греция

 

Журналистики в современном понимании слова как особого социального института, выполнявшего функцию сбора, обработки и периодического распространения актуальной общественной информации, в античности еще не существовало. В Древней Греции и Древнем Риме не было системы периодических изданий, средств массовой информации. Между тем древнегреческий полис выработал некоторые способы передачи социально значимо информации.

Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь по агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, обсуждали слухи. Глашатаи оповещали граждан о важных событиях.

Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий. Постепенно гимнасии превратились в центры обмена информацией и идеями, в своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы.

В демократическом государственном устройстве полисов высшая законодательная власть принадлежала народному собранию. Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие – «политическая добродетель». В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. В Древней Греции не было адвокатов, которые брали на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал тот, кто говорил убедительнее.

Все это привело к расцвету в Древней Греции в V веке до нашей эры ораторского искусства. Учителями красноречия стали софисты (мудрецы), выступавшие с публичными лекциями в разных полисах. Софисты поражали слушателей изощренностью своих аргументов, умением доказывать любой тезис, мастерством импровизированных ответов на вопросы публики. Завоевав репутацию непревзойденных ораторов, они стали давать дорогостоящие уроки красноречия. Крупнейшими представителями софистики были: Протагор, Горгий, Гипий.

Протагору (ок. 480 – ок. 410 до н.э.) принадлежит знаменитое утверждение: «человек – мера всех вещей». В преподавании особое внимание уделял он правильности употребления слов.

Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н.э.) добивался формальной выразительности речи. Заботясь о ее благозвучии, он использовал ритм, ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы. В речи «Похвала Елене» Горгий утверждал: «Слово – властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить». Софисты видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса.

Более скромные задачи ставили перед собой логографы – составители судебных речей. За солидное вознаграждение они писали речь для своего клиента, а иногда выступали вместо него в суде. Мастером судебного красноречия был Лисий (ок. 435-380 до н.э.). Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик. Лисий стилизовал речь в соответствии с характером своего клиента. Античное предание включает Лисия в число 10 лучших ораторов древности.

Однако первое место в этом списке по праву принадлежала Демосфену (ок. 384-322 до н.э.). Демосфен начинал как логограф. Добившись значительных успехов на поприще судебного красноречия, он решил попробовать свои силы в качестве политического оратора. Но его первое выступление в народном собрании закончилось провалом – тихий голос, плохая дикция вызвали насмешки слушателей. Но Демосфен не оставил надежды добиться успеха. Он много работал и постоянными упражнениями совершенствовал свои ораторские навыки. По легенде, чтобы развить силу голоса, Демосфен произносил речи под шум морских волн, чтобы улучшить артикуляцию клал в рот маленькие камешки и без устали проговаривал замысловатые тирады. Усилия Демосфена были вознаграждены: он стал величайшим оратором, искусство которого потрясало и вызывало восторг современников.

В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие его современников. Так, например, он обрушился с резкой критикой против македонского царя Филиппа. С тех пор слово «филиппика» стало обозначать гневное, обличительное выступление.

Ораторские речи послужили одним из источников публицистики. Другим ее источником была историческая проза. Родоначальником древнегреческой историографии, «отцом истории» был Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н.э.). Он написал историю Греко-персидских войн. Геродот обращается к важным политическим событиям, свидетелем которых был сам. Он не ограничился описанием лишь фактов, а дал ответ на вопрос о причинах войны, свое объяснение победы греков. По его мнению, победа греков над персами была закономерна: в ней проявились преимущества рабовладельческой демократии над восточной деспотией.

Date: 2015-10-18; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию