Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости

Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого - педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Структура и содержание образования в коррекционно-развивающих классах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, в проведение целенаправленной работы по коррекционно-педагогической подготовке будущих учителей к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин.

Курс «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», изучаемый в педагогических вузах, в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования призван подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию, поскольку в общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения учатся дети не только с легкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоционально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, но и с ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педагогической запущенностью и школьной дезадаптацией. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студентов не только с особенностями организации и построения образовательного процесса с детьми, обучающимися во вспомогательной школе, специальных образовательных учреждениях, но и ввести будущего учителя в мир коррекционной педагогики; показать сложности и трудности, социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении; определить тот круг вопросов, с которыми встречается учитель-предметник, выпускник недефекгологических факультетов педвуза, при работе с учащи­мися, испытывающими затруднения в освоении школьной программы; раскрыть наличие арсенала специальных путей и средств в разрешении проблем отклонения в поведении и развитии детей и подростков, предупреждении их педагогической запущенности и трудновоспитуемости.

В учебном пособии анализируются научные исследования в области специальной педагогики, характеризуется школьная практика коррекционной работы с различными категориями учащихся. В нем даны основные категории и понятия коррекционной педа­гогики, определены предмет, цели и задачи учебного курса. Достаточное внимание уделено характеристике сущности коррекционно-педагогической деятельности, ее места в профессиональной работе учителя, раскрыты ее структура и основные компоненты.

В пособии наряду с характеристикой детей с различными видами психофизических отклонений в развитии и поведении дается обширный материал о воспитании и обучении в общеобразовательных школах детей группы риска, с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, с задержкой психического развития, с девиациями в поведении. Особое внимание уделяется проблеме трудно- воспитуемости и педагогической запущенности подростков, организации целенаправленной профилактической и коррекционно педагогической работе с ними. В пособии в каждой теме выделяется ведущая проблема, изучаемая в коррекционной педагогике, характеризуются ее основные идеи, даются подходы к ее разрешению, определяются организационно-педагогические основы и нормативно-правовая база, раскрываются пути и средства, формы и методы коррекционно-педагогической работы с той или иной группой детей, имеющих недо­статки в развитии и поведении. Каждая тема пособия снабжена вопросами для самоконтроля, списком необходимой литературы. В учебном пособии дан краткий словарь специальных терминов, с которыми учителю придется встретиться в педагогической практике.

Выражаем искреннюю благодарность профессору Н.М.Назаровой за советы и конструктивные предложения, которые мы учли при переработке данного пособия, издательскому центру «Академия» за реализацию проекта этого учебного пособия.


Глава I. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

* Коррекционно-педагогическая деятельность как пси- холого-педагогическая проблема • Предмет и задачи кур­са коррекционной педагогики • Взаимосвязь коррекци­онной педагогики с другими отраслями знаний • Станов­ление и развитие коррекционной педагогики как науки

1. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса с детьми и подростками, испытывающими временные адаптацион­ные затруднения и сложности в освоении школьных образователь­ных программ, оказание им психолого-педагогической помощи в преодолении этих затруднений, коррекция негативных межличност­ных отношений и дискомфортных условий социальной среды, вы­зывающих отклонения в развитии и поведении детей и подростков, привлекают внимание как специалистов различных отраслей спе­циальной педагогики, так и исследователей новых научных направ­лений в общей педагогике (социальной, превентивной, коррекцион­ной педагогики и др.). Результаты психолого-педагогических ис­следований разнообразных категорий детей и подростков, имею­щих различный уровень отклонений в общем развитии и девиаций в поведении, свидетельствуют о неуклонном росте количества детей со школьной дезадаптацией, входящих в группу риска, что требует более глубокого анализа причин и условий дезадаптационных про­цессов, поиска наиболее действенных средств предупреждения и преодоления этого явления, разработки теоретических основ со­держания коррекционно-реабилитационной работы с детьми и под­ростками, нуждающимися в особом педагогическом внимании.

Воспитательно-профилактическая и коррекционно-реабилита- ционная работа с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении до недавнего времени делала ставку на административно-карательную концепцию, в основе которой лежа­ла педагогика перевоспитания, ориентирующая образовательный процесс на «перековку», «переделку» личности ребенка. Вместе стем практика специальных воспитательных учреждений, изменив­шаяся образовательная ситуация в стране, результаты целенаправ­ленных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о бесперспективности данного направления в превентивной работе с детьми и подростками, требующими особого педагогического внимания. Возникает задача поиска более действенных и результа­тивных путей профилактики и педагогической коррекции откло­няющегося поведения детей и подростков как следствия их школь­ной дезадаптации, опирающихся на принципы гуманизации и ин­дивидуализации педагогического процесса в общеобразовательной школе. На смену административно-декларативной концепции при­ходит охранно-защитная парадигма воспитательной работы с деть­ми и подростками, имеющими недостатки в развитии и отклонения в поведении, основными направлениями которой становятся адап­тация, компенсация, реабилитация, коррекция. Однако превентив­ная психология и коррекционная педагогика находятся на стадии становления, тогда как дефектологическая наука (специальная пе­дагогика), оперирующая данными категориями, накопила уже до­статочный опыт в изучении сущности, содержания, структуры и технологий коррекционной деятельности с различными катего­риями детей, имеющих дефекты в развитии и отклонения в пове­дении. Появились исследования, изучающие детей на стыке «нор­ма-аномалия», детей группы риска. Среди детей и подростков с девиантным поведением все больше оказывается школьников из классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обуче­ния, подростков с невыраженными дефектами и незначительными отклонениями от нормы в развитии и поведении.

В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют си­стемные исследования коррекционно-педагогической деятельно­сти, не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между кор­рекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Поэтому, чтобы выяснить сущность и природу коррекционно­педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии и поведении, следует обратиться к педагогической практике спе­циальных образовательных учреждений, научным исследованиям в области превентивной психологии и специальной педагогики.

В «Педагогической энциклопедии» понятие «коррекция» опре­деляется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с по­мощью специальной системы педагогических приемов и мероприя­тий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздей­ствие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, на­правленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого де­фекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование лично­сти данной категории детей.

В учебниках и учебных пособиях по специальной педагогике и различным отраслям дефектологических знаний разнообразные виды коррекционной деятельности (развивающей, обучающей, воспиты­вающей) рассматриваются как процесс, как система мер, направ­ленных на исправление или ослабление отклонений в психиче­ском и физическом развитии аномального ребенка (В. В. Воронкова, И. Г. Еременко, С. Д. Забрамная, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов и др.).

В современном словаре-справочнике по отечественной социаль­ной педагогике понятие «коррекция отклоняющегося поведения» характеризуется как система мер воспитательного, исправитель­но-трудового и других возможных направлений, имеющая своей целью привести такое поведение в соответствие с нормой. Коррек­ция отклоняющегося поведения рассматривается в данном случае как одна из возможных мер предупреждения противоправного по­ведения, которая требует значительно меньших усилий, чем исправ­ление собственно криминального поведения. При осуществлении гуманистического принципа воздействия на дезадаптированных детей и подростков возможен синтез идей коррекции отклоняю­щегося поведения и адекватной адаптации личности к условиям ее жизнедеятельности (Б. А. Ермолаев, С. А. Завражин и др.).

Решая важную социально-педагогическую задачу приближения развития детей к норме, специалисты в коррекционном процессе главную цель видят в устранении или уменьшении рассогласова­ния между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью. Поэтому важным в коррекционном процессе является правильный учет величины и характера рассо­гласования и оперативное исправление этого несоответствия ме­жду нормой и отклонением. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостат­ков через формирование соответствующих жизненно необходи­мых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различ­ных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой и др.).

Проблемы соотношения «нормы» и «девиации» вызывают боль­шой интерес как в зарубежной (А. Маслоу, К.Роджерс, З.Эриксон и др.), так и в отечественной (Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. Н. Ле­онтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) психолого-педагогической науке. Норма (от лат. norma - руководящее начало, точное пред­писание, образец) трактуется как совокупность правил и требова­ний, вырабатываемых каждой реально функционирующей общно­стью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данного сообщества, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Так, К. Роджерс рассматривает норму с точки зрения «полно­ценно функционирующего человека». Это психически здоровый, творческий человек, который «открыт опыту», т. е. способен слы­шать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чувствам страха, упадка духа, боли, но и чувствам смелости, неж­ности, благоговения. Он способен осознавать свои чувства и жить ими, не прибегая к защитным реакциям. Э.Эриксон в качестве базового качества нормального человека видит его идентичность или его целостность. Это обобщенное понятие, включающее в себя психическое здоровье человека, чувство устойчивости и не­прерывности Я, причастности к социальной группе.

В рамках психологии развивающейся личности общепсихоло­гические аспекты проблемы нормы и отклонений от нее изучает Б. С. Братусь. Степень личностного здоровья, по его мнению, опре­деляется отношением к другому человеку. Признаками нормально­го развития личности он считает отношение к другому человеку как самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного, об­щего смысла жизни. Конкретизацию проявления нормы на раз­личных возрастных этапах развития детей и подростков дают в своих исследованиях Т, В. Драгунова, А. М. Прихожан, Д. Б. Эль- конин и др.

Для организации и проведения коррекционной работы, для оп­ределения ее результативности необходимы сравнения, сопостав­ления нормы и отклонений от нее. В психолого-педагогической науке существуют различные диагностические методики по выяв­лению уровней трудновоспитуемости и педагогической запущен­ности детей и подростков, по определению степени отклонений в поведении несовершеннолетних (С. А. Беличева, Л.М.Зюбин,

А. И. Кочетов и др.). При оценке отклонений в любом поведении необходимо учитывать возрастные особенности и половую при­надлежность ребенка; длительность сохранения отклонений; жиз­ненные обстоятельства, вызывающие временные колебания в по­ведении и эмоциональном состоянии подростков; зависимость дифференциации нормы и отклонения от социокультурных усло­вий; тяжесть и частоту проявления симптомов, сопровождающих отклонения в поведении; сравнение проявлений отклонений с наи­более характерными чертами личности ребенка и др. (М. Раттер). То есть, решая вопрос об отклонениях в поведении ребенка и вы­боре алгоритма коррекционно-педагогической деятельности с ним, необходимо учитывать целый комплекс психолого-педагогических

условий и социально-педагогических факторов, сопровождающих данное явление.

Итак, коррекционно-педагогическая деятельность - это слож­ное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, пронизывающее весь образовательный процесс (обучение, воспи­тание и развитие), выступающее как его подсистема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, со­держательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Наряду с коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррек­ционная, коррекционно-образовательная деятельность, которые в своем интегративном единстве и объединяет общее понятие «кор­рекционно -педагогическая деятельность».

Исходя из существующего положения и трактовки коррекци­онной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как составной части единого образовательного про­цесса, в который входит обучение, воспитание и развитие ребенка.

Коррекция как особая форма психолого-педагогического воз­действия теоретически базируется на следующих фундаменталь­ных положениях:

• положении о том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воз­действовать на деятельность по воспитанию подростков и на их ведущую деятельность (теория деятельности А. Н. Леонтьева);

• положении о социальной ситуации развития Л. С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупно­сти законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

• положении о формах психологических контактов между людьми, разработанном С. Л. Рубинштейном;

• положении, разработанном в теоретической концепции

В. Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ре­бенка и его окружения;

• положении, разработанном Д. Б. Элькониным о том, что кор­рекционный потенциал игры заключается в практике новых соци­альных отношений, в которые включается человек в процессе спе­циально организованных групповых коррекционных занятий.

В работах по специальной психологии и педагогике коррекцию чаще всего связывают с развитием ребенка, поскольку она прежде всего нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Когда же речь идет о коррекционно-педагоги- ческой работе в целом, то ее связывают с образовательным процес­сом, включающим в себя обучение, воспитание и развитие данного ребенка. Поэтому коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Поскольку развитие уча­щихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то, естественно, и коррекционное воздействие будет осуществлять­ся в этой деятельности.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность кор­рекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С. А. Бад­маев, Г. В.Бурменская, О. А.Карабанова, А. Г. Лидере, А.С.Спи- ваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологиче­ских новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.

В качестве рабочего понятия с педагогической точки зрения мы предлагаем следующий вариант определения коррекционно­педагогической деятельности: как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и под­ростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструк­цию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершен­нолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.

Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического про­цесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, направленного на решение развивающих и об­разовательных задач. Тем более что при коррекции девиаций в поведении и отклонений в развитии важно учитывать, что взаи­модействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет усвоение воспитанниками опыта, накопленного об­ществом (как стратегическая задача) и освоение положительных нравственных норм и правил, культуры поведения (тактическая задача).

Особо, на наш взгляд, необходимо отметить еще и то, что взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть существенная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, в том числе и коррекционно-педагоги- ческой.

Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная последо­вательность решения учителем бесчисленного множества задач 10

разного уровня сложности, где воспитанники включены в их ре­шение, так как они взаимодействуют с педагогами. С этой точки зрения единицей коррекционно-педагогического процесса целесо­образно определить материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодейст­вием педагогов и воспитанников с определенной целью (коррек­ция отклонений в развитии и поведении детей и подростков).

Педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рас­смотреть коррекционную деятельность в строгой логике и после­довательности: анализ ситуации развития и поведения ребенка, постановка педагогической задачи; проектирование вариантов решения ситуации и выбор оптимального для данных условий; осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализ результатов решения.

Целесообразность и необходимость проведения коррекционно­педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами, изменением социальной ситуации, сменой нрав­ственных ценностей и моральных требований, так и особенностя­ми внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире подростков, в их сознании, мироощущении, отношении к со­циуму. Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения. Основные из них: нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок-сверстник», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения; низкий уро­вень достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем ребенка; поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия; наличие экс­тремальных кризисных жизненных ситуаций; аномальные кризи­сы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кри­зисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий для формирования психологических новообра­зований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др. (О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и др.).

Если рассматривать отклонение в поведении ребенка как несо­ответствие уровня развития и поведения ребенка системе предъяв­ляемых требований и ожиданий, не выходящих за пределы «низкой нормы» и не обусловленных органическим поражением централь­ной нервной системы, т. е. отклонение в развитии неорганической этиологии, тогда, по утверждению JI.С.Выготского, ведущим в определении цели коррекционной работы является предупреждение развития вторичных дефектов по сравнению с задачами ис­правления уже образовавшихся первичных дефектов. Под «вто­ричным дефектом» он понимал нарушение развития социокультурных высших психических функций. То есть, говоря о возмож­ностях коррекционной помощи, необходимо иметь в виду не столько тяжесть самого органического поражения, сколько возможности социальной компенсации этого первичного дефекта за счет развития высших функций.

Одним словом, основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы должно стать обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функции). Следовательно, коррекционно-педагогическая работа, как отмечалось выше, должна строиться не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка «западающих» умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность педагога и ребенка, органически вписывающаяся в систему их повседневной жизнедеятельности и социальных отношений.

Следует согласиться с утверждением отечественных психоло­гов (JI.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин), что цель коррекционной работы должна определяться пониманием законо­мерностей психического развития ребенка как активного деятельностного субъекта этого процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.

При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны:

• формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

• быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;

• быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у ребенка их достигнуть;

• учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом подростка.

Принципы коррекционно-педагогической деятельности

Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е. на педагогические принципы. В педагогической науке принципы - это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятель­ности (в том числе и к коррекционно-педагогической), определяют-

ся ее направления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое на­правление целостного подхода к решению задач коррекционно-педагогического процесса.

В психолого-педагогической и специальной литературе суще­ствуют различные подходы к классификации принципов коррек­ционной деятельности. Основанием для классификации ряд ис­следователей определяет диагностическую либо профилактиче­скую направленность коррекционного процесса, другие - особен­ности психического развития ребенка и своеобразие межличност­ных отношений детей с отклонениями в развитии и поведении.

Не стремясь к созданию своей оригинальной классификации принципов коррекционной деятельности, хотелось бы прежде всего развести общепедагогические принципы, выделив их значи­мость в организации и проведении коррекционной работы, и оп­ределить группу собственно коррекционно-педагогических прин­ципов, создающих базу для педагогической коррекции откло­няющегося поведения и развития детей и подростков.

Общепедагогические принципы

1. Наиболее значимыми из них в коррекционно-педагогической деятельности является принцип целенаправленности педагогического процесса. Цель как закон определяет характер и способ действий человека.

Исходя из общих целей воспитания и развития личности ре­бенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности проис­ходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, оп­ределения этапов ее реализации, путей, способов и средств дости­жения предполагаемого результата.

2. Следующий принцип - принцип целостности и системности педагогического процесса. Если педагогический процесс рассмат­ривать как систему, т.е. совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязан­ных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.

3.Принцип гуманистической направленности педагогического про- цесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процес­са на личностные возможности ребенка, его интересы и потребно­сти. В коррекционно-педагогической деятельности с детьми и под­ростками с отклоняющимся поведением важно понимать то, что всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А, С. Макаренко, оказавшийся «на улице» без помощи, без общест­ва, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нерва­ми, без перспективы, - каждый нормальный ребенок стал бы вести себя так же, как те подростки, поведение которых мы определили как отклоняющееся.

4. В тесном единстве с принципами гуманистической направ­ленности педагогического процесса находится принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную це­лесообразность, предопределенную потребностями педагогиче­ского процесса, направленную на необходимость положительного развития личностных качеств ребенка. Педагогические требова­ния — не самоцель, они должны предъявляться воспитателем с надеждой на успех, с искренней заинтересованностью в судьбе ребенка, с пониманием его отношений к предъявляемым требова­ниям, с глубокой верой в то, что они помогут скорректировать поведение воспитанника, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.

5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные сто­роны его личности является естественным продолжением предыду­щих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ре­бенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отри­цательных черт его характера и поведения незащищенность, стрем­ление быть лучше позволяют более эффективно построить коррек­ционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные ка­чества, усиливая и развивая их, компенсируя с их помощью отрица­тельные черты, воспитатель как бы предвосхищает процесс поло­жительного формирования личности ребенка. При достижении успеха, овладении новыми формами поведения он переживает радость внутренней удовлетворенности, веры в свои собственные силы, у него растет уверенность в победе, в достижении поставлен­ной задачи.

6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешно­сти и результативности коррекционно-педагогического процесса, надеяться на успех. Превращение воспитанника из объекта в субъ­ект педагогической деятельности - длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительный результат.

7. Можно назвать еще один принцип - сочетания прямых и па­раллельных педагогических действий. Этот принцип оптимизирует педагогический процесс, мобилизует в нем социально значимые

силы, создает поле дополнительного педагогического влияния, подключая воздействие ученического коллектива, силу его общест­венного мнения. А для подростка, например, мнение сверстников - важный фактор развития личности, выбора направленности своего поведения.

Несомненно, и другие общепедагогические принципы находят свое достойное место в процессе формирования модели коррекционно-педагогической деятельности. Вместе с тем общая направ­ленность коррекционно-педагогического процесса требует углубления, усиления одних и ослабления других направлений деятель­ности, более четкой и выверенной тактики воздействия.

Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности

1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимо­обусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронностъ, т. е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетерохронности, развития лич­ности ребенка свидетельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т. е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в раз­ного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее со­знания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных кор­рекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предуп­реждение, сколько на создание благоприятных условий для наибо­лее полной реализации потенциальных возможностей гармониче­ского развития личности ребенка.

2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и разви­тия, если у нас нет объективных данных о ребенке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.

3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возраст­ных стадий онтогенетического развития. Понятие «психологиче­ский возраст» ввел Л.С.Выготский, который видел в этом новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и соци­альные изменения, которые в самом главном и основном опреде­ляют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Д. Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделя­ет три его параметра, которые необходимо учитывать при фор­мулировке коррекционных целей и организации коррекционно­педагогического процесса: 1) «социальная ситуация развития» (по Л.С.Выготскому) - единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) уровень сформированности психологических новообра­зований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, например, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими); 3) уровень развития ведущей деятельности ребенка как деятельности, играющей ре­шающую роль в его развитии. Так, например, общение и его роль в коррекционно-педагогическом процессе подростков становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно по­строить коррекционный процесс.

4.Деятельностный принцип коррекции определяет тактику про­ведения коррекционной работы и способы реализации поставлен­ных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достиже­нии является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликт­ных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого по­ведения.

Ведущая деятельность детей и подростков определяет их отно­шение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источ­никами развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отношений «ребенок - сверстник», «ребе­нок-взрослый». При планировании и организации коррекционно­педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекват­ную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильные слож­ные ситуации, которые ребенок в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития.

Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.

5. Принцип комплексного использования методов и приемов кор­рекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в пе­дагогике не существует универсальных приемов воздействия, спо­собствующих переориентации, изменению направленности лич­ности, резкому изменению поведения детей и подростков. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность спо­собов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуаль­но-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность учителей к его проведению. Должна присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагоги­ческих методов и коррекционных приемов, ступенчатость воздей­ствия на сознание ребенка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечение его в активную индивидуальную или групповую дея­тельность со сверстниками или взрослыми.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окруже­ния. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов шко­лы, т. е. сложности в его поведении - следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной дея­тельности и общения, характера межличностных контактов с со­циумом. Следовательно, успех коррекционной работы с детьми и подростками без сотрудничества с родителями или другими взрос­лыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависи­мости от характера отклонений в развитии и поведении оказыва­ется либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезуль­татным (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова).

Таким образом, основополагающие положения системы кор­рекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, опре­деляют логику коррекционного процесса, намечают общую стра- тепло и конкретную тактику на соответствующих ступенях управ­ления процессом педагогической коррекции развития и поведения детей и подростков.

Содержание и основные направления коррекционно-

педагогической деятельности

Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность - со­ставная часть единого педагогического процесса, то она должна обладать определенным «рабочим полем», быть очерчена «кругом влияния», сферой своего воздействия, иметь определенную струк­туру и направления (векторы) воздействия.

Во-первых,в рамках концепции коррекционно-развиваю- щего образования и воспитания детей и подростков коррекцион­но-педагогическая деятельность занимает центральное (сердце­винное) положение в едином педагогическом процессе.

Во-вторых,коррекционная деятельность, являясь одной из составных частей общего образования, в то же время имеет свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспи­тательного процесса.

В-третьих, по объему и значимости коррекционно-педаго- гического процесса в системе общего образования ему отводится довольно заметное место на пересечении составляющих образо­вательного процесса (обучения, воспитания, развития).

В-четвертых, коррекция как самостоятельная единица пе­дагогического процесса должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку для коррек­ционно-педагогического процесса она является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагоги­ческого процесса.

Социальная среда оказывает влияние на всех этапах педагогиче­ского процесса, она определяет социальные цели общего образова­ния; становление и разносторонне развитие личности учащегося; его социализацию и компенсацию недостатков в общем развитии; ус­воение социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьни­ка с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Определив рамки коррекционно-педагогической деятельности и его ведущие компоненты, обозначим ведущие стратегические на­правления этого процесса. Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические направления:

корректирующее воздействие на ребенка средовыми фактора­ми (природными, социальными) т.е. «терапия средой»;

дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воз­действия;

метод «сократического диалога»;

методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;

методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций; методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конф­ликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод пове­денческого тренинга и т. д.

Все эти методы и методики коррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной зада­чи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его лично­сти и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

Поскольку отклонение в развитии и поведении чаще всего су­ществует как сложная интегрированная проблема, то и ее коррек­ция решается с точки зрения комплексного подхода, т. е. на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения природы и этиологии отклонения в развитии и поведе­нии. В разработке программы коррекционно-педагогической дея­тельности и ее реализации должны присутствовать как компонен­ты преодоления недостатка, отклонения, так и шаги по его про­филактике; в то же время программа должна включать действия по формированию личности ребенка, с опорой на его положи­тельные качества. Содержательная часть коррекционно-педагоги­ческой деятельности должна быть направлена не только на лик­видацию пробелов в познавательной деятельности, но и на фор­мирование мировоззрения, социально значимых знаний, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практико-ориентирована и нацелена на высокий уровень результативности; она должна быть пронизана идеей сотрудни­чества и взаимодействия между объектом и субъектами коррекци­онно-педагогического процесса, между ученическим и педагоги­ческим коллективом; коррекционно-педагогическая деятельность должна опираться на прочную базу координации усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, в фор­мировании у них социально значимых качеств личности. Только таким образом, при сохранении строгой последовательности всех элементов и этапов деятельности (от постановки цели до дости­жения конечного результата, сравнения намеченных рубежей и достигнутого результата до самооценки и самоанализа всего про­цесса коррекционной деятельности) можно говорить о результа специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

целенаправленный подбор культурно-массовых и оздорови­тельных мероприятий;

психогигиена общения и семейного воспитания.

В коррекционно-педагогической работе с детьми и подростка­ми с отклонениями в развитии и поведении выделяются следую­щие направления коррекционной деятельности:

нормализация и обогащение отношений ребенка с окружаю­щим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;

компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в кото­рой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);

восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);

постоянная стимуляция положительных качеств, не утратив­ших социальной значимости;

интенсификация положительного развития личности, форми­рование ведущих положительных качеств;

усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

накопление навыков нравственного поведения, здоровых при­вычек и потребностей на основе организации деятельности уча­щихся по удовлетворению их интересов;

исправление как преодоление отрицательного, т. е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существует определенный инструментарий: методы, приемы и средства достижения поставленной цели, реали­зации конкретных задач; осуществление соответствующих меро­приятий по различным направлениям деятельности.

В коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспи­тательно-профилактическую направленность, цель которой - раз­рушение негативных установок и поведенческих стереотипов лич­ности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у ребенка, выделяется группа методов: переубеж­дения, принуждения, приучения, переучивания, «реконструкции» характера, «взрыва», переключения, поощрения и наказания (А. И. Кочетов).

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:

суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;

тивности коррекционно-педагогической деятельности, о ее психолого-педагогической значимости в едином педагогическом про­цессе общеобразовательной школы.

2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Любая отрасль знания вырастает из конкретной реальной дей­ствительности, является ее отражением, систематизирует знания о ней. Теоретические знания не могут развиваться сами по себе, в отрыве от практической деятельности, поэтому между наукой и практикой существует тесная взаимосвязь. Теория, являясь осно­вой для практической деятельности, дает возможность ее направ­лять и совершенствовать. В то же время педагогическая практика проверяет теоретические положения, выверяет их достоверность, заставляет вносить необходимые коррективы в структуру и логи­ку научного исследования.

Такая ситуация складывается сегодня и в области коррекцион­ной педагогики, которая функционирует и существует в виде кор­рекционно-развивающей деятельности с детьми и подростками в общеобразовательной школе, в то же время в области научно- теоретической коррекционная педагогика выверяет предмет и объект своего исследования, отрабатывает понятийный аппарат. Возникнув на стыке общей и специальной педагогики, которые в своей научной и практической сферах деятельности сформировали определенную научно-теоретическую базу, коррекционная педаго­гика проходит этап становления и развития, опираясь на дости­жения родственных отраслей знания, ей приходится конкретизиро­вать свою сферу деятельности, определять научные и практические приоритеты.

В качестве объекта исследования педагогической науки высту­пают те явления действительности (обучение, воспитание), которые обусловливают развитие человеческого индивида. Предметом об­щей педагогики является образование как реальный целостный процесс, организуемый в специально созданных социальных инсти­тутах (семье, образовательных, воспитательных учреждениях), изу­чение его сущности, закономерностей, тенденций и перспектив раз­вития, влияние их на формирование личности человека (ребенка, подростка, юноши). Причем развитие его проходит в пределах нор­мы. В то же время специальная педагогика занимается исследова­нием теории и практики специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для кото­рых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических мето­дов и средств затруднительно или невозможно (Н.М.Назарова).

Вместе с тем как в общей и специальной педагогике, так и в со­временной педагогической практике существует немало момен­тов, когда бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, когда тот или иной недостаток находится в пограничной области между нормой и патологией. Это может быть тогда, ко­гда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы в общеобразовательной массовой школе, но резко опережает детей в развитии и обучении во вспомогательной школе, когда в ликви­дации недостатков в его развитии нужны не специальное медицин­ское лечение, не активное вмешательство дефектологов, логопе­дов и психологов, а обычная коррекция его познавательных воз­можностей, изменение условий общего и семейного воспитания, предупреждение и частичное исправление его поведения и помощь в освоении социальных норм и нравственных ценностей.

В современной педагогической науке понятия «недостаток в развитии», «отклонение от нормы» (как и само понятие нормы) являются предметом научной дискуссии. Так, в специальной педа­гогике понятия «недостаток», «отклонение в развитии» использу­ют тогда, когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общественным социальным ожи­даниям, школьно-образовательным нормативам успешности, уста­новленным в обществе нормам поведения и общения, т.е. когда налицо ограничение социальных возможностей. К физическим не­достаткам относят подтвержденные в установленном порядке вре­менные или постоянные недостатки в развитии или функциониро­вании органов (органа) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание. Психический недостаток рассмат­ривается как подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушения умственного развития, задержку психического разви­тия, создающие трудности в обучении. Недостатки в социальной и педагогической сфере трактуются как отклонения от нормы.

В общей и коррекционной педагогике недостаток ассоциирует­ся с несоответствием психофизиологического и общего развития ребенка установленной норме развития для данного возраста или соответствующего вида деятельности. Кроме того, под недостат­ком может пониматься отставание от нормы развития в освоении общеобразовательных программ или учебных знаний в той или иной предметной области. Здесь в качестве педагогической нормы выступает стандарт образования. Отклонения в его освоении со­относятся с неуспеваемостью, отставанием в обучении, задержкой в общем развитии. Социальные отклонения соотносятся с несоот­ветствием действий и поступков, поведения ребенка общепринятым социальным нормам, правилам поведения, Они проявляются в нарушениях дисциплины, невыполнении поручений или учебных заданий, этических норм и правил, трудновоспитуемости, социально-педагогической запущенности, склонности к правонарушениям и др.

Таким образом, областью научных интересов коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, пре­дупреждение и преодоление недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, адекватная интеграции их в социальную среду.

Общепризнанным является утверждение, что недостаток, от­клонение в развитии и поведении являются временной, перемен­ной величиной в организации педагогического процесса с данной категорией детей и подростков, а следовательно, поддаются изменению, коррекции.

Предметом исследования коррекционной педагогики является процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающими временные адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ. Для преодоления этих трудностей необходимы свое- временное проведение диагностико-профилактической и коррекционно-педагогической работы, способствующей эффективному развитию и формированию личности данной категории детей и подростков в условиях функционирования общеобразовательной школы.

Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в ре­шении следующих задач:

1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

3. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и под­ростков.

4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

5. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.

6. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и под­ростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийного аппарата. Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней наряду с собственной специфической терминологией используются и общепедагогические категории и понятия.

В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, развитие.

Воспитание - основополагающая и смыслообразующая педа­гогическая категория, рассматривается как специально организо­ванная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправлен­ное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.

Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведении осу­ществляется в рамках единого педагогического процесса и направ­лено на формирование в ребенке гуманистических, общечелове­ческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно-положительных черт и качеств. В воспитании используются как обще­педагогические методы и приемы, так и специальные меры воз­действия на личность ребенка с недостатками в развитии и откло­нениями в поведении в зависимости от степени и структуры не­достатка, сущности и характера отклонения, с учетом его индиви­дуальных и возрастных особенностей.

Важной особенностью воспитания ребенка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность в преодоле­нии трудностей, надежда на достижение положительного резуль­тата, исключение из воспитательного процесса фиксации внима­ния на недостатке, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, действия и поступки.

Обучение педагогической наукой рассматривается как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества.

Обучение в коррекционной педагогике носит специфический характер, определяемый глубиной и характером недостатка. Причем общедидактические методы и приемы, организация учебного процесса дифференцируются в зависимости от степени отставания или педагогической запущенности данного ребенка.

Обучение и развитие - два взаимосвязанных явления. Разви­вающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспи­танника (по Л. С. Выготскому), тот запас потенциальных возмож­ностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение акти­визирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное раз­витие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие.

К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

В справочной и специальной коррекционно-педагогической ли­тературе (Т.А.Власова, В.А.Лапшин, М. С. Певзнер, Б. П. Пуза­нов, С. Г. Шевченко и др.) довольно четко разработан понятий­ный аппарат учебного курса, дана характеристика ведущих кате­горий коррекционной педагогики, производных от них понятий.

Коррекция (от лат. соггесйо - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического разви­тия и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция мо­жет выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произно­шения отдельных звуков), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение форми­рующейся личности ребенка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция высту­пает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю со­вокупность мер педагогического воздействия наличность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она на­правлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных лич­ностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собран­ности, организованности), на развитие его интересов и склонно­стей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающее обучение - это система мер диффе­ренцированного образования, позволяющая решать задачи свое­временной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы - систе­матизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфе­ре ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Компенсация (от лат. compensatio -возмещение, уравновешива­ние) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или за­мещения нарушенных или недоразвитых функций организма. Компен­саторный процесс опирается на резервные или недостаточно задей­ствованные возможности организма человека.

В процессе компенсации в организме ребенка происходит фор­мирование новых динамических систем и условных связей, пере­стройка нарушенных или ослабленных функций.

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляют­ся на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защит­ных средств, сопротивления наступлению патологических процес­сов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его ком­пенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Адаптация школьная (от лат. adaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Дети с недостатками в развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельно­сти, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семей­ного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадапта­ции, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отноше­ние к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педаго­гическая запущенность, асоциальное поведение.

Реабилитация социальная (от лат. rehabililatio - восстановление) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятель­ность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация по­следствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психо­логических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ

Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогиче­ской науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь состав­ной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяю­щей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспи­тания подрастающего поколения, разностороннее развитие лично­сти ребенка.

Вместе с тем, используя научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организа­ции учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответ­ствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в развитии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы кор­рекционного воздействия на ребенка и социальную среду, его ок­ружающую.

Построение коррекционно-педагогической деятельности с деть­ми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффектив­ную коррекционную работу, тем более что результаты исследова­ния закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особен­ности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, сла­бость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсор­ных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окру­жающего мира и др.

Такое диалектическое единство общего и особенного, обыден­ного и необычного в п


<== предыдущая | следующая ==>
 | Метод Рунге-Кутта 4 порядка

Date: 2015-10-19; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию