Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акцентуация в развитии системы сознания





Значительное усиление потребности в общении, развитие особой выносливости, пластичности в контактах, как ни странно, может создать проблемы в организации взаимодействия.

Как уже отмечалось, высокая синтонность в сопереживании, возможность непосредственно воспринимать и усваивать эмоциональное состояние другого человека, с одной стороны, одаривает субъекта способностью к подражанию, возможностью легко перенимать формы поведения, с другой - может стать затруднением в становлении механизма индивидуальной жертвы. Переживание добровольного отказа, самоограничения поэтому может не стать обязательным атрибутом эмоционального контроля, знаком присоединения к общим ценностям.

Таким образом, под угрозой оказывается развитие иерархической структуры переживания, напряженной внутренней связи плюса и минуса, которая и является аффективным механизмом произвольной организации поведения. Затрудняется формирование внутреннего контроля, и взаимодействие с другим человеком может так и остаться на уровне непосредственного пластического уподобления, слияния с заданной извне социальной формой. Поведение в данном случае в большей степени определяется привязанностью, влиянием близкого человека и в меньшей - устойчивой самостоятельной ориентацией на систему ценностей сообщества.

На этой основе может развиться еще один характерный инфантильный тип организации сознания, нуждающийся в постоянной внешней поддержке, в заданной форме поведения, поскольку собственные возможности произвольно организовать себя будут ограниченны. В результате возникают трудности взаимодействия, обусловленные потерей самостоятельности и самобытности субъекта.

Мы уже говорили о возможности формирования сходного типа инфантильного сознания в ситуации сверхсильного первого уровня. Однако если в том случае постоянная внешняя организация и контроль требовались для того, чтобы противостоять пластичности первого уровня, ограничить артистическую наклонность субъекта воплощаться в формы всего происходящего вокруг, и, заигрываясь, проявлять детскую необязательность и жестокость, то здесь мы имеем дело с другой ипостасью "детскости". Субъект в данном случае и не пытается "улизнуть", он активно нуждается в произвольно заданной форме и доверчиво готов ее принять. Внешне это выражается прежде всего в конформности этого типа сознания.

Конформность возникает потому, что сверхсильная эмоциональная пластичность действительно нарушает развитие самобытных форм индивидуальной жизни. Первый уровень может не выработать своей дистанции в контактах со средой. Индивидуальная интуиция, чутье в понимании целостной ситуации, в том числе и возможность почувствовать фальшь в человеческих отношениях, подавляются, и этим объясняется особая наивность таких людей. Трудность фиксации отрицательного опыта в общении обусловливает их готовность доверять и доверяться.

Второй уровень может не выполнить свою функцию индивидуального опредмечивания потребности. Аффективные стереотипы субъекта складываются не так, как это было бы нужно ему, а как это свойственно, удобно его близким, в форме, которую задают общие нормы. Отход от собственных нужд, как мы уже говорили, не ощущается самим субъектом, но мы предполагаем, что неосознаваемое расхождение в том, что необходимо и удобно телу, и психологическими установками может привести к соматических расстройствам.

На третьем уровне слияние индивидуально значимых задач с общими, следование в русле общей экспансии снимает для субъекта необходимость делать свой выбор, занимать собственную позицию. Личный интерес к чему-либо, внимание к области, не значимой для других, может в этом случае субъективно оцениваться отрицательно. Однако, параду с недоразвитием механизмов индивидуальной экспансии, повышается способность вовлекаться в экспансию других, и, соответственно, очерчивается опасность стать невольной жертвой порыва массового энтузиазма.

Таким образом, увеличение выносливости четвертого уровня, как и усиление низших слоев, может создать угрозу безопасности субъекта.

Кроме того, в этой акцентуированной форме пластичного сознания опасна нарастающая потребность не только во внешней эмоциональной форме, но и в заданном извне аффективном смысле существования. Иерархическая организация смыслов не может сохраняться при отсутствии выраженного "противовеса" эмоциональному контролю индивидуального сознания первого, второго и третьего уровней. Поэтому в какой-то момент дальнейшее усиление эмоциональной пластичности окончательно деформирует систему сознания.







Date: 2015-10-19; view: 242; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию