Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попов К. И





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МГУПС (МИИТ))

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика»

ПОПОВ К.И.

 

 

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

МОСКВА – 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1. Организация выполнения выпускной квалификационной

работы...………………………………………………………………. 3

§ 1. Общие положения …………………………………………………………...3

§ 2. Организация и сроки выполнения выпускной квалификационной

работы………………………………………………………………………6

§ 3. Основные этапы подготовки выпускной квалификационной

работы………………………………………………………………………8

 

Глава 2. Требования к оформлению выпускной квалификационной

работы ……………………………………………………………..18

§ 1. Оглавление ………………………………………………………………….18

§ 2. Текстовый материал ………………………………………………………..18

§ 3. Список источников и литературы………………….…………...………....22

§ 4. Приложения.………………………………………………………………...26

 

Глава 3. Защита выпускной квалификационной работы ……………….27

§ 1. Подготовка доклада…………………………………………………………27

§ 2. Примерная схема доклада на защите выпускной квалификационной

работы…………………………………………………….……………….29

§ 3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы………………30

 

Приложения …………………………………………………………………….33

 

 

«Есть только одно благо – знание,

и только одно зло – невежество»

(Сократ)

 

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ выпускной квалификационной РАБОТЫ

 

§ 1. Общие положения

 

Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговой государственной аттеста­ции выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой разработку актуальной проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, в которой показа­ны знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть с использованием всех элементов научной работы: постановки задачи, изложения цели исследования, анализа со­стояния проблемы, обоснования выбранного направления её решения, подбора аргументированного теоретического и практического материала, критической оценки существующих точек зрения на решение исследуемой пробле­мы, получения возможного положительного эффекта от практической реализации материалов работы.

Выпускная квалификационная работа – самостоятельное научное исследование, которое представляет собой сочетание теоретического освещения вопросов темы с анализом нормативных правовых актов и правоприменительной юридической практики. Работа должна свидетельствовать об индивидуальном подходе автора к научному освещению проблемы, оценкам существующих мнений. Выпускная квалификационная работа должна быть творческим сочинением по форме и содержанию, показывать общую и правовую культуру автора.

 

Целями выпускной квалификационной работы являются:

– систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических и практических знаний, умений и навыков по исследуемым проблемам; применение выпускником этих зна­ний, умений и навыков для решения конкретных научных и практических задач в сфере правоприменения, а также защиты прав и законных интересов личности, общества и государства;

– развитие у студентов навыков ведения самостоятельной творческой работы, овладение ими методикой научно-практи­ческого исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем, совершенство­вание способностей и навыков аналитического мышления, уме­ния чётко и аргументировано излагать и обосновывать свои суждения, выводы, предложения и рекомендации по рассматриваемым пробле­мам;

– определение (оценка) уровня теоретических и научно-прак­тических знаний, умений и навыков студента по соответствующей специальности, выяснение его подготовленности к самосто­ятельной правоприменительной деятельности.

Выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из ак­туальных проблем в соответствующей отрасли, исследуя которую студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в дальнейшей профессиональной деятельно­сти самостоятельно решать производственные задачи.


Выпускная квалификационная работа показывает уро­вень освоения студентом-выпускником методов научного исследова­ния социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен по­казать способности правильного использования полученных в ходе обучения знаний и умений для самостоятельного решения исследуе­мой проблемы.

По результатам защиты с учётом успешной сдачи итоговых экзаменов принимается решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации по избранной специальности и выдаче диплома.

Выпускная квалификационная работа должна отвечать следующим основным требованиям:

– актуальность тематики исследования;

– глубокая теоретическая проработка исследуемой проблемы;

– широкое использование фактического материала;

– корректное использование научного аппарата исследования;

– научная и практическая ценность полученных результатов;

– достаточно глубокая обоснованность выводов;

– соблюдение требований ГОСТов при оформлении материала.

В целом выпускная квалификационная работа должна носить самостоятельный на­учно-исследовательский характер, содержать убедительную аргумен­тацию предложенных теоретических и практических рекомендаций, а также иметь практическую значимость для деятельности по избран­ной специальности.

Основу выпускной квалификационной работы составляют материалы научных док­ладов, курсовых работ, статей, рефератов, выполненных студентами в процессе обучения, учебная, научная и специальная литература, а также данные, со­бранные при проведении преддипломной практики.

Ответственность за качество выпускной квалификационной работы, достоверность изложенного материала, корректность заимствования трудов других авторов и проведённых исследований, точность статистических данных, а также сделанных выводов и практических рекомендаций несёт автор.

§ 2. Организация и сроки выполнения выпускной

квалификационной работы

 

Тему студент-выпускник выбирает из примерного перечня тем дипломных работ, рекомендуемых выпускающей кафедрой. Указанный перечень еже­годно обновляется кафедрой с учётом новейших социально-экономи­ческих, правовых, политических потребностей общества. Тематика дипломных работ утвержда­ется заведующим выпускающей кафедрой.

Студенту предоставляется право самостоятельного вы­бора темы выпускной квалификационной работы из предлагаемого списка. Кроме того, он может предложить свою тему, обосновав необходимость её разработки. Однако в каждом из случаев избранная тема работы должна быть актуальной, отличаться научной но­визной и иметь практическую значимость. После выбора темы её название обсуждается и согласовывается с научным руководителем и при необходимости уточняется (корректируется).

Окончательно сформулированные и согласованные с научным руководи­телем темы выпускных квалификационных работ закрепляются за студентами на основании их письменных заявлений приказом директора Института не позднее, чем за 20 дней до начала преддипломной практики. Изменение тем выпускных квалификационных работ после издания приказа об их закреплении не допускается.


В течение двух недель после подписания приказа о закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и назначении научных руководителей и кон­сультантов (при необходимости) каждому студенту выдаётся письмен­ное задание на выполнение работы.

Задание выдаётся (в обязательном порядке до начала преддипломной практики) научным руководи­телем на бланке установленного образца. Получив задание на подготовку выпускной квалификационной работы, студент совместно с руко­водителем составляет план, в котором отражаются структура работы, названия глав и параграфов, последовательность выполнения работы в целом и сроки подготовки её отдельных частей.

Завершённую выпускную квалификационную работу студент не позднее 30 апреля сначала представляет научному руководителю и, после её подписания, вместе с письменным отзывом руководителя, заве­дующему выпускающей кафедрой. Разрешение о допуске дипломной работы к защите заведующий кафедрой производит только после её проверки и подписания научным руководителем дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, направляется по ука­занию заведующего кафедрой на внешнее рецензирование (представляет работу рецензенту студент-выпускник).

Состав рецензентов формируется заведующими выпускающих кафедр. Рецензентами назначаются преимущественно наиболее подготовленные практические работники и специалисты в соответствующей сфере деятельности, профессорско-преподавательский состав других ведущих высших учебных заведений, а также сотрудники профильных научно-исследовательских учреждений.

Решение о направлении выпускной квалификационной работы на повторное рецензирование (при отрицательной рецензии) принимается заведующим кафедрой.

Вносить какие-либо изменения в выпускную квалификационную работу после ее подписания заведующим кафедрой запрещается.

Выпускные квалификационные работы брошюруются (прошиваются) централизовано типографским способом в редакционно-издательском отделе Института.

Электронный вариант работы (на CD–ROM) представляется на кафедру в целях проверки компьютерной программой «Антиплагиат».

 

§ 3. Основные этапы подготовки выпускной

квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе изучения и анализа нормативных правовых актов, учебной, научной и специальной литературы, материалов правоприменительной практики, статистических данных по избранной теме, а также эмпирических мате­риалов, полученных при прохождении преддипломной практики, личного опыта работы, проведённых экспери­ментов, наблюдений, исследования и т.п.

Основными типовыми этапами подготовки выпускной квалификационной работы являются следующие:

1. Выбор и согласование темы работы.


2. Изучение и обобщение общенаучной и специальной литературы.

3. Исследование материалов правоприменительной практики.

4. Литературно-техническое оформление работы.

5. Подготовка к защите и защита работы.

Первым этапом подготовки выпускной квалификационной работы является выбор её темы. При выборе темы необходимо учитывать:

– актуальность (научную и практическую ценность, уровень разработки);

– личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной и очно-заочной форм обучения), интерес к той или иной проблеме, необ­ходимость расширения диапазона своих знаний и профессиональ­ного уровня с учетом будущей трудовой деятельности;

– возможность подбора необходимого материала и проведения исследования в целом, наличие статистических данных;

– возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке в дальнейшем магистерской или кандидатской диссертации.

Выбор темы выпускной квалификационной работы, как пра­вило, должен быть связан с проблемами, выявленными в ходе производ­ственной и преддипломной практик, где целесообразно собирать материал для будущей работы.

Основным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит научно-практический интерес будущего специалиста. Это, прежде всего, относится к студентам-выпускникам, которые продолжительное время целеустремлённо собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, участвовали в научно-практических конференциях, «круглых столах», семинарах, студенческих научных круж­ках или имеют публикации по избранной теме исследования.

Рекомендуется выбирать тему достаточно узкую, с ограниченным кругом исследуемых вопросов, для того, чтобы проработать их глубоко и тщательно. По характеру темы могут быть в известной мере разграничены на теоретические и прикладные. Однако не следует думать, что темы теоретического плана не содержат практических выводов и рекомендаций, а в темах прикладных нет теории. Темы прикладного характера обязательно включают теоретические исследования. Практическая ценность работы прикладного характера значительно возрастает, если в ней теоретические результаты представлены в виде разработанных автором рекомендаций для правоприменительной деятельности.

Наибольшей сложностью отличаются те темы, которые связаны с общетеоретическими исследованиями, так как студент-выпускник должен не только показать хорошие знания имеющихся науч­но-теоретических работ, но и сделать новые самостоятельные выводы и предложения теоретического характера, а также убедительно дока­зать их обоснованность. Поэтому выполнение сугубо теоретических тем может быть разрешено кафедрой лишь в исключительных случаях.

Название темы должно быть возможно более точным и кратким. Следует избегать длинных названий с большим количеством уточняющих слов. Однако при кратком названии должно быть совершенно чётко выражено научное содержание темы. Хорошо сформулированное название дает возможность определить основное содержание самой работы.

После выбора темы, её осмысления и уяснения целевой установки выпускной квалификационной работы определяются (с помощью научного руководителя) объект, предмет и границы исследования, тем самым устанавливаются объём и масштабы поисковой деятельности.

На втором этапе производится сбор, накопление и изучение на­учной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, статистических данных и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствую­щего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо вла­деть знаниями современной библиографии и иметь навыки:

– работы с указателями, каталогами, обзорами литературы и т.д.;

– использования информационно-правовых справочных поисковых систем и баз данных типа «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Референт», «ЮСИС», «Право.ru», «LEXPRO» и др.;

– поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

– работы с научной, учебной и специальной литературой.

Поиск необходимой информации целесообразно вести по не­скольким направлениям путем ознакомления:

– с нормативными правовыми актами;

– со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.);

– с основными фундаментальными источниками по теме дипломной работы (диссертациями, монографиями, учебниками, реферативными и периоди­ческими научными изданиями и т.д.);

– с каталогами-указателями источников, имеющимися в библиотеке Института и других библиотеках.

Самую свежую актуальную информацию, обобщения материалов следственной и судебной практики, а также статистические данные можно получить на официальных сайтах судебных и правоохранительных органов, электронные адреса которых приведены в Приложении 3.

Перечень рекомендуемых периодических юридических журналов и газет, где можно ознакомиться с актуальными научными статьями и анализом правоприменительной практики, приведен в Приложении 4.

Для сбора фактического материала необходимо максимально эффективно использовать все виды проводимых практик. Во время преддипломной практики следует активно вести подбор статистиче­ских данных, характеризующих современное состояние рассматривае­мой (исследуемой) в дипломной работе проблемы.

В зависимости от объёма изучаемого источника и ценности его отдельных положений для исследователя применяются разные формы записи, а иногда одновременно две-три.

Цитирование используется, когда необходимо точно воспроиз­вести определение какого-то понятия, процесса или явления, подкре­пить или обосновать собственное утверждение, а также выразить критическое замечание в адрес автора.

Тезисы дают возможность лаконично изложить главные положе­ния публикации в той последовательности, в которой они представле­ны в подлиннике. Требования лаконичности и точности изложения авторской мысли делают эту форму записи довольно сложной.

Конспект представляет собой изложение публикации с описани­ем фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщениями, выводами и подразделением текста на пунк­ты и подпункты. Такой конспект включает в себя цитаты и тезисы, а также может иметь таблицы, графики, схемы, диаграммы и т.п.

Изучение правоприменительной практики по избранной теме исследования – обязательный этап в работе над выпускной квалификационной работой. Успешное прохождение этого этапа свидетельствует о способности выпускника применить полученные теоретические знания в дальнейшей практической деятельности по избранной специальности.

После изучения научной и учебной литературы, других источни­ков информации необходимо обобщить и систематизировать собран­ный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, сформулировать рабочую гипотезу по теме исследо­вания, а затем разработать развернутый план выпускной квалификационной работы с ука­занием глав и параграфов.

Гипотеза – это система предположений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении. Формулируя гипотезу, студент должен выявить противоречия в ис­следуемой проблеме и определить основное направление исследования.

Правильно сформулированная гипотеза, как правило, предположительно указывает пути решения проблемы, определяет методы исследования, характер и объём необходимого и достаточного фак­тического материала и устанавливает определённый аспект в разработке проблемы.

Гипотеза, направляя ход исследования, может уточняться (совершенствоваться) в процессе его проведения. Она проверяется в ходе выполнения моделирования и проведения эксперимента, сопо­ставляется с имеющимся практическим опытом, статистическими ма­териалами и данными науки и либо подтверждается как верная, либо опровергается как несостоятельная.

Приступая к изложению материалов исследования, студенту-выпускнику необходимо помнить, что выпускная квалификационная работа должна иметь чёткую, органичную структуру, которая включает в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных ис­точников и литературы, а также приложения (при их наличии).

Объём бакалаврской работы должен составлять 50-60 страниц машинописного текста (без учета списка литературы и приложений), дипломной работы специалиста – 60-80 страниц.

Во введении выпускной квалификационной работы (3–5 страниц) излагается ре­шаемая проблема и обосновывается актуальность темы, раскрываются её научная и практическая значимость для профессиональной деятель­ности, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе. В нём также дается краткий перечень предшествующих работ, излагаются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, приводится методологическая и теоретическая база исследования, а также его общая структура.

В основной части, состоящей из двух-трех глав, излагаются глав­ные аспекты содержания выпускной квалификационной работы.

В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, даётся характерис­тика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примерах из правоприменительной практики, обосновываются цели и задачи дипломной работы, пред­лагаются современные подходы и пути решения исследуемой пробле­мы. Желательно рассмотрение истории вопроса. Объём первой главы не должен быть более 30% всей работы.

Вторая и последующие главы содержат описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В них приводятся исходные данные, последователь­ность проводимых исследований, изла­гаются результаты решения поставленной задачи. Широко представляется статистический и практический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики. Объём этой части, как правило, составляет около 60% от общего объёма работы.

Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объёму. В конце каждой главы студент должен обобщить изложенный материал и сформулировать промежуточные выводы, к которым он пришёл. Недопустимо, чтобы название одной из глав повторяло название работы.

Заключение (3–5 страниц) представляет собой изложение ос­новных результатов работы в виде выводов и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. В нём ав­тор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целью и задачами работы, делает теоретические обобще­ния, выводы и даёт практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической работе. Важнейшее требова­ние к заключению – его краткость и обстоятельность, в неё не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Главы и параграфы выпускной квалификационной работы должны быть связаны единой логикой и продуманной последовательностью изложения рас­сматриваемой проблемы. Материал работы не следует излишне перегру­жать иностранными словами и сложно построенными предложениями, в то же время нужно избегать чрезмерно кратких, слабо связанных меж­ду собой фраз, допускающих двойное толкование.

Не рекомендуется вести изложение материала выпускной квалификационной работы от первого лица единственного числа: «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать мес­тоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обо­роты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «полагаем», «считаем» и т.п.

Можно использо­вать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «автор полагает», «по мнению автора», однако пред­почтительнее выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение правоприменительной практики свидетельствует о том, что...», «представляется что…», «на основе проведенно­го анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвер­дили...», «вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщающие выводы…» и т.п.

Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении выпускной квалификационной работы, являются:

– недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы, степени её научной разработанности;

– слабый анализ истории развития и современного состояния исследуемой проблемы;

– использование устаревших статистических и иных данных, нормативных правовых актов и документов, а также устаревшей литературы;

– отсутствие в работе примеров из правоприменительной практики, статистических данных, иллюстративного материала, подтверждающего теоретические положения работы;

– ограниченное использование материалов периодической юридической печати;

– поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении;

– нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов и совершенствованию действующего законодательства;

– отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники;

– превышение (уменьшение) установленных объемов текстового материала;

– нарушение требований к оформлению работы, несоответствие оформления сносок и библиографического списка требованиям соответствующих ГОСТов.

« Нет более естественного стремления,

чем стремление к знанию»

(Мишель Монтень)

 

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной РАБОТЫ

 

§ 1. Оглавление

 

В оглавлении дается точное название всех глав, параграфов и приложений выпускной квалификационной работы с указанием начальных номеров страниц, на ко­торых они находятся.

Заголовки (подзаголовки) оглавления должны точно соответство­вать их содержанию в тексте. В оглавлении все заголовки печатаются строчными буквами, а начинаются с ПРОПИСНОЙ. Сокращать заголовки в оглавлении или излагать их в иной редакции по сравнению с заголов­ками в тексте не допускается. Переносы слов в заголовках (подзаголовках) не допускаются. Последнее слово каждого заголовка со­единяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают не через полуторный, как весь текст, а через одинарный междустрочный интервал.

Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы – Приложение 1.

 

§ 2. Текстовый материал

 

Выпускная квалификационная работа должна быть отпечатана на принтере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) чернилами черного цвета, междустрочный интервал – 1,5 строки.

Страницы выпускной квалификационной работы должны иметь сквозную нумера­цию арабскими цифрами по всему тексту. Номер проставля­ют в центре верхнего поля страницы без точки в конце шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 12 пунктов.

Первой страницей выпускной квалификационной работы является титульный лист, который не нуме­руется (на компьютере выставляется опция – «особый колонтитул для первой страницы»). Второй страницей является оглавление, третьей – введение.

Страницы, на которых излагается текст, должны иметь следующие поля: ле­вое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Текст печатается шрифтом Times New Roman, выравнивается по ширине без исполь­зования переноса слов, размер шрифта – 14 пунктов, в подстрочных сносках – 10 пунктов.

Под­черкивание слов и выделение их курсивом не допускается.

Тире (–) отделяется пробелами и не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка. Дефис (-) не отделяется пробелами. Кавычки используются только «угловые». После знака номера (№) делается пробел. Знак процента (%) не отделяется от чисел пробелом. Обозначение веков производится только римскими цифрами (например: XXI в.).

Недопустимо, чтобы в конце строки оставались инициалы, а фамилия переносилась на другую строку. После фамилии делается пробел, между инициалами имени и отчества (И.О.) пробел не ставится.

Названия глав, а также структурные элементы выпускной квалификационной работы: «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСТОЧ­НИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ», являющиеся заголовками, печатаются прописными буквами, а названия параграфов (подзаголовки) – строчными буквами и выделяются полужирным шрифтом.

В тексте выпускной квалификационной работы введение, каждая новая глава, заключение, список источников и литературы, а также приложения печатаются (на­чинаются) с новой страницы.

Абзацный отступ («красная строка») должен соответствовать 1,25 см (5 знаков) и быть одинаковым по всей работе, начиная с оглавления и заканчивая списком источников и литературы.

Главы выпускной квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами. Номер главы состоит из слова «Глава» и числа: 1, 2, 3 и т.д., например: «Глава 3».

Параграфы нумеруются также арабскими цифрами. Проставляется знак параграфа (§), после него перед цифрой делается пробел, например: «§ 2».

Внутри параграфа допускаются свои подзаголовки, которые нумеруются арабскими цифрами или буквами, например: 1), 2), 3) и т.д. или а), б), в) и т.д.

Длина строки заголовка (подзаголовка) должна быть не более 40-45 знаков. Переносы слов в заголовке (подзаголовке) не делают. Точка в конце заголовка (подзаголовка) не ставится.

Подчеркивание заголовков (подзаголовков) и выделение их курсивом не допускается. Нельзя заканчивать строку заголовка предлогом, союзом или наречием – их переносят на следую­щую строку.

Большой заголовок (подзаголовок) делят по смыслу на несколь­ко строк. Если заголовок (подзаголовок) состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и подзаголовком, заголовком и последующим текстом, подзаголовком и предыдущим текстом отделя­ют двумя полуторными межстрочными интервалами, а между подзаго­ловком и последующим текстом – одним полуторным межстрочным интервалом.

Заголовки (подзаголовки) выравниваются по центру и располагаются посередине текста, например:

 

Глава 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ

 

В выпускной квалификационной работе могут использоваться внутритекстовые ссылки и ссылки в форме подстрочных сносок. Ссылки оформляются в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2008, введенным в действие с 1 января 2009 г.

Во внутритекстовых ссылках на источник информации после упоминания о нём проставляются круглые скоб­ки, в которых указываются соответствующие статьи кодексов или законов, например:

«Конституция РФ закрепляет фундаментальный принцип презумпции невиновности (ст. 49)»;

«Действующий уголовный закон содержит исчерпывающий перечень видов наказания (ст. 44 УК РФ)».

Подстрочные сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен текст или цитата. Для этого в конце текста (цитаты) ставится цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице.

Нумерация сносок выставляется на компьютере автоматически.

Цифры знака сноски пишутся на пол-интервала выше строки текста (так называемый «верхний символ»). Пробел между последним словом текста (цитаты) и знаком сноски не дела­ют. Точка ставится после знака сноски, например:

«Наказание – средство самозащиты общества против нарушения условий его существования, каковы бы ни были эти условия»1.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй и последующей сносках можно не повторять полностью её название, а огра­ничиться следующим – «Там же.» с указанием номера страницы2.

Если та же книга цитируется в следующий раз на другой страни­це, то указываются фамилия и инициалы автора, а вместо названия и выходных данных пи­шется: «Указ. соч.» и страница, на которой размещена цитата[1].

Все сноски печатают на той странице, к которой они относятся. Разрывать сноски и переносить их на другую страницу не рекомендуется.

Нумерация сносок должна быть не сплошной по всему тексту работы, а постраничной, т.е. начинаться с первой на каждой странице. Для этого на компьютере необходимо выставить соответствующие опции.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

1. Текст цитаты заключается в «кавычки» и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокраще­ния цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не вле­чет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, ко­торое ставится на место пропуска, например:

«Наказание – средство самозащиты общества …», – писал К. Маркс.

3. Если цитата включается в текст, то первое слово в цитате пишется со строчной буквы, например:

Справедливо сказал К. Маркс, что «наказание – средство самозащиты общества против нарушения условий его существования, каковы бы ни были эти условия».

 

§ 3. Список источников и литературы

 

Библиография оформляется в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004, введенным в действие с 1 июля 2004 г.

Нумерация источников и литературы сплошная, т.е. продолжается во всех разделах списка, а не начинается с единицы в каждом разделе.

Использованные в дипломной работе источники располагают в нескольких разделах в следующем порядке (Приложение 2):

 

1. Нормативные правовые акты и материалы судебной практики

 

В начале списка (при их наличии) указываются международные нормативные правовые акты (конвенции, декларации, уставы, статуты и т.п.).

Нормативные правовые акты органов государственной власти приводятся в следующей последовательности:

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральные конституционные законы;

– кодифицированные акты (кодексы);

– Федеральные за­коны (Законы РФ);

– нормативные акты Президента РФ (указы, распоряжения);

– нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);

– нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, распоряжения, инструкции);

– нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Указанный перечень источников составляется, как правило, в хронологическом порядке (по дате их принятия).

При оформлении нормативных документов указываются: назва­ние, дата утверждения и номер, источник, где опубликован докумен­т, например:

1. Конвенция о защите прав и свобод человека (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 2. – Ст. 163.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.). URL[2]: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2016).

4. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 24. – Ст. 2249.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 49. – Ст. 4897.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2007. – № 2.

 

2. Научная, учебная и специальная литература

 

– учебники, учебные пособия, комментарии законодательства;

– специальная литература (диссертации, авторефераты, монографии, сборники, брошюры, материалы конференций, «круглых столов» и т.п.);

– материалы периодической печати (статьи из газет, журналов, бюллетеней, ежегодных сборников и т.п.).

В этом разделе использованные источники располагают в ал­фавитном порядке по первым (а если первые буквы совпадают – то последующим) буквам фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора).

 

3. Интернет – ресурсы

(при их наличии)

 

Желательно пользоваться источниками, изданными в течение последних трёх-пяти лет. Исключением является работы, изданные ранее, по историческим аспектам рассматриваемой проблемы или классические произведения.

Библиографическое описание книги (учебника, монографии, справочника и т.д.) должно включать следующие сведения: фамилию и через запятую, инициалы автора, заглавие книги, затем через косую черту / повторяются инициалы и фамилия (фамилии) автора (соавторов), далее через точку и тире. – следуют место издания, двоеточие: название издатель­ства, через запятую, год издания, через точку и тире. – общее количество страниц издания.

Фамилия автора указывается в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициала­ми указываются в той последовательности, в какой они напечатаны на обороте титульного листа книги; перед фамилией последующего авто­ра ставят запятую. При наличии четырёх и более авторов допускается указывать фамилии первых трёх, а вместо фамилий остальных ставить «и др.».

Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже; допускается сокращение названия только че­тырёх городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д) и Нижний Новгород (Н. Новгород).

Наименование издательства указывается без кавычек и в некоторых случаях используются общепринятые сокращения, например:

1.Российское уголовное право. Общая часть / под общ. ред. А.И. Рарога. – М.: Юристъ, 2015. – 562 с.

2. Морагулова, И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве / И.Л. Морагулова. – М.: Юрид. лит., 2008. – 126 с.

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и через запятую, инициалы автора, заглавие статьи, затем через косую черту / повторяются инициалы и фамилия (фамилии) автора (соавторов), далее через две косые черты // наименование издания (журнала), далее через точку и тире. – год выпуска, далее через точку и тире. – номер издания.

Номера страниц (первые и последние, разде­ленные тире, либо одна), на ко­торых помещена статья, приводятся в подстрочных сносках. В списке источников и литературы страницы периодического издания не указываются, например:

1. Михлин, А.С. Помилование и его место в системе освобождения от наказания / А.С. Михлин // Журнал российского права. – 2009. – № 2.

В библиографическом описании допускается точку и тире между областями библиографического описания заменять точкой, например:

2. Скорилкина, Н. Значение уголовно-правового института задержания лица, совершившего преступление в практической деятельности органов внутренних дел / Н. Скорилкина, П. Коломенский // Уголовное право. 2010. № 4.

 

 

§ 4. Приложения

 

В приложениях приводятся текстовые материалы и статистические данные, дополняющие письменную работу, образцы бланков либо копии процессуальных и иных документов, материалов судебно-следственной и прокурорской практики, а также иллюстрации, таблицы, диаграммы и т.п.

Приложения оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Приложения должны иметь краткое название. Названия прило­жений печатаются строчными буквами (как подзаголовки).

 

«Чтобы переварить знания,

надо поглощать их с аппетитом»

(Анатоль Франс)

 

Глава 3. ЗАЩИТА выпускной квалификационной РАБОТЫ

 

§ 1. Подготовка доклада

 

На заключительном этапе, когда выпускная квалификационная работа уже оформ­лена, подписана научным руководителем и допущена заве­дующим выпускающей кафедрой к защите, студент-дипломник должен использовать оставшееся время для подготовки доклада и ответов на возможные в ходе защиты дипломной работы вопросы.

Удачно подготовленный доклад обеспечивает до 50% успеха защиты выпускной квалификационной работы. В докладе должны найти отражение:

– название темы выпускной квалификационной работы;

– обоснование выбора темы для проведения исследования;

– актуальность и практическая значимость темы работы;

– цель и основные задачи исследования;

– структура выпускной квалификационной работы;

– краткое изложение сути работы, особенностей выполненного исследования и личного вклада автора;

– сравнительная оценка полученных результатов и их практическая ценность;

– обобщающие выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.

В заключение доклада необходимо ответить на замечания, сделанные в отзыве научного руководителя и в рецензии.

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседа­нии Государственной экзаменационной комиссии. Продолжительность доклада должна составлять не более 10–15 минут.

Рекомендуется подготовить к защите компьютерную презентацию в виде слайдов с приме­нением мультимедийных технических средств с использованием программы Microsoft Pоwer Poin.

Хорошее впечатление производит доклад, сделанный по памяти, со свободным и логически последовательным изложением результатов исследования и использованием продуманного иллюстративного материала.

Рекомендуется предварительно написать доклад, откорректиро­вать его по времени, неясные вопросы согласовать с научным руководителем. Очень полезно предварительно отрепетировать доклад или записать его на диктофон, а затем несколько раз прослушать.

Для экономии времени докладчик не должен останавливаться на мелочах, деталях, давать подробные объяснения, потому что в ходе защиты они могут быть приведены в виде ответов на отдельные вопросы. Говорить надо ясно, чётко формулировать выводы и предложения. В конце доклада необходимо умело подытожить результаты работы, подкрепить значение сказанного, создать соответствующее настроение у присутствующих на защите.

Чтобы избежать неудобной паузы, желательно объявить об окончании доклада и поблагодарить членов комиссии за внимание.

Вопросы, которые могут быть заданы выпускнику в процессе защиты, как правило, имеют непосредственное от­ношение к теме дипломной работы и приведённым в ней выводам и результатам. Количество и характер вопросов в значительной степени зависят от содержания, чёткости и убедительности доклада.

Ответы на вопросы членов комиссии должны быть по существу, краткими и содержательными.

Оценка по результатам представления и защиты выпускной квалификационной работы объявляется председателем Государственной экзаменационной комиссии после обсуждения выступлений всех студентов учебной группы.







Date: 2015-10-19; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.085 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию