Тема
| Новые понятия
| Содержание
|
|
|
|
Тема 1.1.
| Философия
| - система знаний о мире в целом, о человеке, об отношении человека к миру, форма мировоззрения; особая форма общественного сознания, отражающая одну изсторон действительности.
|
Предмет философии
| - то, на что направлено философское знание. Предмет философии изменялся в процессе развития философии.
|
Мировоззрение
| - система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
|
Мифология
| - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.
|
Мифы
| - архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах.
|
Религия
| - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере существования (одного или нескольких) богов или духов
|
Тема 2.1.
| «Веды»
| - или «самхиты» - самый древний сборник гимнов в честь богов, а также дополнений и комментарий к ним. В нем выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире. человеке, о нравственной жизни.
|
Буддизм
| - религиозно-этическое учение Будды, ставшее в последствии мировой религией. Центр учения – четыре благородных истины.
|
Джайнизм
| - смешение философии и религии. Сущность личности человека двояка. В ней есть два начало: материальное (аджива) и духовное (джива). Связующим элементом между ними является карма.
|
карма
| - тонкая материя, которую образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей.
|
нирвана
| - (буквально «угашенный»). Состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, страдание. Отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.
|
«инь» - «янь»
философия
| - все в природе имеет два начала «ЯНЬ» и ИНЬ». ИНЬ-ЯНЬ – два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного и того же явления – активное и пассивное, ведущее и ведомое.
|
конфуцианство
| - учение в центре внимания, которого взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Основные понятия этой философии «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие «правильный путь» (дао). «Золотая середина» между несдержанностью и осторожностью.
|
Тема 2.1.
| даосизм
| - Основателем даосизма является - Лао-Цзы (VI-V в.в.до н.э.). Основная идея Лао-Цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути – дао. Дао – это естественный закон.
|
легизм
| - (Школа закона или законники)Представители Хань Фэй и Шан Ян. Законники противопоставляли конфуцианскому ритуалу («ли») – закон («фа»
|
Тема 2.2.
| Античная философия
| - философия Древней Греции и Древнего Рима. Различают классическую и эллинистическую античную философию.
|
«физики»
| - античные философы, которых объединяла одна общая проблема – поиск первоосновы и первопричины всего существующего, то есть того, из чего происходят все вещи. Эта первооснова первична, неизменна. Она иногда обозначалась термином «физис», что означало природу.
|
атомисты
| - последняя философская школа в рамках философии физиса, которая пыталась ответить на вопросы, поднятые элеатами. Главные представители этой школы – Левкипп и Демокрит.
|
Пифагорейцы
| – весьма оригинальное учение периода ранней классики, в котором первоосновой мира признавались числа. Основателем ее был Пифагор из Самоса. Другим, более поздним представителем, являлся Филолай.
|
элеаты
| - философ. школа зародилась в г. Элея. Гл. представит. – Парменид, Зенон, Ксенофан, Мелис. Элеаты в истолковании первоначала перешли от конкретных природных стихий (вода, огонь, воздух, земля) к предельно абстрактному понятию - бытие.
|
софисты
| - древнегреческие мыслители середины V – первой половины IV в. до н.э. Наиболее видные представители – Протагор, Горгий, Гиппий. Со второй половины 4 века до н. э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-прфессионала, учителя философии.
|
эллинизм
| - период в разв. Антич. филос. (IV век до н.э.-V век н.э.)- меняется предмет и характер античной философии. Интерес философов смещается в сторону отдельного человека и его проблем. Социальна философия Платона и Аристотеля уступают место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков.
|
Эпикурейство
| - этическое философское учение, основанное древнегреческим философом Эпикуром (342-271 гг.н.э.). Эпикур основал философскую школу, которая получила название «Сад Эпикура». В ней преобладал интерес к проблемам человека, цели его жизни.
|
стоицизм
| – греко-римская философская школа, название которой от греческих слов «стоя поикле» - «пестрый портик» - (место в Афинах, где собирались основоположники стоицизма). Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Видными представителями этой школы были Клеанф и Христипп. Главными представителями позднего стоицизма были – Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
|
кинизм
| – философская школа эллинистического периода. Свое название получила либо от Киносарга – гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова кинос (собака), Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Главные представители кинической школы – Антисфен и Диоген Синопский.
|
космоцентризм
| - общая характеристика философских учений периода античности. Главным предметом философии являлся, внешний мир, природа, называемый космосом.
|
|
|
Тема 2.3.
| политеизм
| - многобожие (язычество), религиозные верования, основанные на признании многих Богов. Другое, негативное название – поганство.
|
монотеизм
| - единобожие. Если Античная философия связана и выросла на языческом многобожии (ПОЛИТЕИЗМ), так как древние греки и древние римляне были язычниками, то средневековая философия возникает и связана с монотеизмом (христианством).
|
креационизм
| - идея творения Богом мира и человека из ничего.
|
патристика
| - (от лат. pater – отец) буквально означает учение отцов церкви. Совокупность рел., филос., соц.-полит. и моральных идей и доктрин христианских мыслителей (II-VIII вв.н.э.). Основные представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.
|
схоластка
| О от грече. «схолэ» (школа), что буквально означает «школьная философия». Тип религиозной философии, характеризующейся принципиальным подчинением первенству теологии, религии, соединением догматических, религиозных идей с рационалистической методикой. Основные представители – Альберт Великий, Фома Аквинский.
|
номинализм
| - философское учение, отрицающее реальное существование общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. Это только имена («номен» - имя), они не обладают никаким самостоятельным существованием.
|
реализм
| – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме, поэтому познание возможно только с помощью разума, только разум способен постигать общее.
|
теоцентризм
| - учение, в котором Бог центральное понятие и главная реальность, определяющая все сущее, в отличие от КОСМОЦЕНТРИЗМА античности, где такой реальностью был космос, природа.
|
Тема 2.4.
| Ренессанс
| Новаяэпохаосознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления, откуда и само название Ренессанс (франц.) Возрождение.
|
Натурфи-лософия
| В эпоху Возрождения философия вновь, как в Античности, обращается к изучению природы. Философию, предметом которой является природа, называют НАТУРФИЛОСОФИЯ.
|
Антропо-центризм
| В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возрастает интерес к познанию человека. Наряду с природой, он становится главным центром философии. Мировоззрение, в котором акцент делается на человеке, называют АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.
|
Пантеизм
| -философское учение, в котором Бог понимается не как личность, не как сущность, стоящая над миром. Бог как бы растворен в природе, совпадает с ней, а сама природа здесь обожествляется.
|
гуманизм
| -в узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение по изучению и распространению античного искусства и культуры. В широком смысле слова, гуманизм – это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности.
|
Тема 2.5.
| Эмпиризм
| -направление в теории познания (гносеологии), признающее чувственный опыт главным источником знаний и считающее, что содержание знаний сможет быть представлено либо непосредственно, как опыт, либо, как описание этого опыта.
|
рационализм
| (от лат. рацио –разум)–философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. Родоначальником рационализма является французский философ, ученый и математик Рене Декарт.
|
индукция
| (лат. индуктио – наводить) -логический метод перехода от частных высказываний к более общим, то есть, когда частное знание индуцирует (наводит) общее знание.
|
дедукция
| (от лат. дедуктио – выводить) – логический метод перехода от общих высказываний к частным, когда частное дедуцируется (выводится) из общего.
|
дуализм
| (букв. двойственный) – философско-мировоззренческое учение, признающее две равнозначные первоосновы (субстанции) этого мира – материальную и духовную, в отличие от МОНИЗМА,где за первооснову принимается одно начало – материальное или духовное.
|
механицизм
| - это такое понимание природы и человека, где мир уподоблялся большому механизму, однажды сотворенному и запущенному творцом, и в котором человек не в силах что-либо изменить.
|
Тема 2.6.
| Просвещение
| общественно-политическоетечение и философская концепция 18 века, представители которого стремились устранить недостатки общества того времени, изменить его нравы, политику быт, культуру путем распространения идей добра, справедливости, научного знания.
|
метафизика
| - антидиалектический, односторонний взгляд на мир, где его процессы и явления рассматриваются, изолировано, вне их связи друг с другом, без учета их изменений и развития.
|
сциентизм
| -(англ. сайнс – наука)– мировоззренческая позиция, исходящая из того, что только научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.
|
Деизм
| (лат, Деус – Бог) – учение, которое исходит из того, что Бог только создал мир и его законы, а потом не вмешивается в его функционирование.
|
сенсуализм
| - (лат. сенсус – чувство, ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания.
|
Тема 2.7.
| субъективный
идеализм
| - философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании.
|
объективный
идеализм
| - философское учение, которое, в отличие от идеализма субъективного, считает первоосновой мира некое всеобщее, сверхиндивидуальное начало как, например, абсолютное тождество субъекта и объекта у Шеллинга.
|
агностицизм
| (от греч. агностос – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей действительности.
|
Тренсцен-дентпльное
| (лат. выходящее за пределы) у Канта это то, чем должна заниматься философия, то есть не изучением самих по себе предметов природы (этим занимается наука), а исследовать саму познавательную деятельность человека, познать законы человеческого разума и его границы.
|
Тема 2.7.
| явление
| - или «вещь для нас» - в теории познания И.Канта- это такие, вещи, какими они к нам являются в познании, в отличие от «вещи в себе».
|
«вещь в себе»
| «вещи сами по себе», вещи в себе недосягаемы для человека, то есть, непознаваемы. Познавать мы можем только явления.
|
абсолютная идея
| В философии Гегеля идея всех идей, потенциально, в скрытом, «свернутом» виде содержащая в себе всю полноту понятий идеального и материального мира. Она обладает способностью к саморазвитию. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит различные этапы и стадии.
|
диалектика
| –учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развитии.
|
Тема 2.8.
| иррационализм
| - философское направление, признающее не разум, а нечто неразумное, иррациональное (чувства, воля, интуиция, инстинкты) главным элементом человеческого духовного опыта. его.
нерациональное начало – эмоции, воля, интуиция, а также бессознательные процессы, инстинкты.
|
«Мировая воля»
| - в философии Шопенгауэра – это абсолютное начало всего, это нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли, который нельзя понять разумом.
|
экзистенция
| (лат. экзистенция – существование) – особый способ бытия человеческой личности, где она выступает не как отдельный эмпирический индивид и не как нечто всеобщее (общечеловеческое), а как конкретная неповторимая личность.
|
имморализм
| – отрицание морали в философии Ф.Ницше. Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом.
|
«Сверхче-ловек»
| В философии Ф.Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками.
|
марксизм
| –идейно-политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм.
|
диалектический
материализм
| – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом.
|
Исторический
материализм
| – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества
|
ленинизм
| - дальнейшее развитие марксистской философии связанное с деятельностью В.И.Ленина его соратников, учеников и последователей в России, СССР и др. соц. странах ХХ века.
|
Тема 2.9.
| Позитивизм
| - (лат. позитивус – положительный) – философское направление, которое исходит из того, что единственным источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания являются конкретные (эмпирические) науки.
|
Тема 2.9.
| махизм
| - вторая историческая форма позитивизма – возникла на рубеже XIX-XX веков. Главный представитель – австрийский физик, Э.Мах. Позитивисты этого периода (махисты) сводили философию к гносеологии (тории познания) и стремились построить теоретическую модель процесса познания. Другое название махизма – эмпириокритицизм.
имеют внеопытную, метафизическую, философскую природу.
|
неопозитивизм
| - третья историческая форма позитивизма – возникла в 20-е годы XX века в Австрии, Англии, Польше. Неопозитивисты считали, что философия – это не наука о какой-либо реальности и не теория познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Потому первоначально эта форма позитивизма называлась логический позитивизм или лингвистический анализ.
|
экзистен-циализм
| - (философия существования) – направление в современной иррационалистической философии, возникшее в начале XX века и стремящееся постигнуть бытие как непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Основные представители: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов – первая волна; Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти – вторая волна.
|
психоанализ
| (1) особый метод лечения неврозов и истерии при помощи катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской практики психоанализ, как (2) особый подход в понимании психики человека, получил более широкое толкование, и превратился, в итоге, во (3) влиятельноефилософское направление XX века, претендующее на объяснение многих личностных, социальных и культурно-исторических явлений.
|
Фрейдизм
| - это учение З. Фрейда. Его заслуга - масштабное и глубокое изучение особой области (бессознательного), которое, как он полагал, является центральным компонентом всей психикичеловека, в то время как разуму отводил второстепенную, подчиненную роль.
|
«либидо»
| - или («Оно»)- в психоанализе–глубинный слой психики человека, бессознательное влечение, совокупность безличных инстинктов сексуального и агрессивного содержания, основа всей человеческой деятельности. Это «кипящий котел» психической энергии, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. В своей активности либидо руководствуется принципом удовольствия. Эта энергия лишена связи с внешним миром, с реальностью.
|
«эго»
| - («Я») – второй компонент психики – сфера сознательного, (в том числе разумного), личностного восприятия, отражения внешней реальности. Связанное с реальность, Эго служит посредником, связующим звеном между Либидо и реальностью, между влечением и удовлетворением. Эго руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, оно сдерживает влечения, «неразумные» влечения бессознательного Либидо.
|
«Супер-эго»
| -(«Сверх-Я»)– третий компонент психики, формируется в процессе социализации. Это совокупность принципов, норм, правил, законов, навязанных обществом индивиду и усвоенных им в процесс образования, воспитания, путем запретов и поощрений. Это и «страж» порядка в психике, и «строгий контролер», и «совесть» индивида, согласующий деятельность всех компонентов психики, Деятельность его осуществляется в основном бессознательно, или точнее надсознательно.
|
сублимация
| - процесс трансформации, преобразования энергии Либидо в иную, «приличную» форму, освобожденную от внешней, видимой сексуальности и агрессивности.
|
неофрейдизм
| - учение последователей Фрейда и Юнга (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фром) стремились на основе базовых идей фрейдизма объяснить социальное устройство жизни людей.
|
Тема 2.10.
| Белорусские просветители
| - передовые, всесторонне образованные люди, посвятившие свою деятельность и жизнь бескорыстному служению на благо соотечественников. Они сыграли большую роль в распространении не только письменности, но религиозных, общественно-политических, культурных и философских знаний.
|
“Беларускі
шлях”
| - творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания своего, самобытного пути («шляху») исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского.
|
“Русская идея»
| - попытка национального самосознания, философское осмысление русской истории, культуры менталитета и исторической миссии русского народа. Триединый смысл «русской идеи»: 1) как сохранить, 2) как преобразовать, 3) как спасти Россию. Хотя «русская идея имеет более глубокий смысл – это специфически русское видение того, как сохранить, преобразовать и спасти человечество. Основное содержание этой идеи изложено в философском эссе Вл. Соловьева – «Русская идея».
|
соборность
| - одна из более величественных русских идей, Суть ее сформулировал еще Ф.С.Хомяков. Соборность – это идеал жизни и познания, а точнее это единство жизни и познания в рамках православной веры. То есть и сама истинная жизнь, и познание не возможны для отдельных индивидов. Соборность – это свободное единство людей в церкви, а истина доступна только совокупности мышлений людей, связанных любовью.
|
Богочело-вечество
| – есть, по сути, Церковь в ее историческом развитии, которая в конце времен должна объять все человечество и всю природу в одном Богочеловеческом организме. Родоначальником учения о Богочеловечестве был. Вл. Соловьев, который впервые обнародовал его в своих «Чтениях о Богочеловечестве». Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека и, вместе с тем, удержание в нем его активности, его высшего достоинства, то есть божественного в человеке.
|
Русский
космизм
| –учение о соизмеримости и соотнесенности человека и мира, как макрокосма и микрокосма. Человек макрокосм, а Природа – микрокосм: оба бесконечны. Вернее человек одновременно есть и макрокосм, и микрокосм, в зависимости от угла зрения на него. Отсюда взаимовлияние друг на друга: не только космос влияет на человека, но и человек влияет на космические процессы. Следовательно, в космосе запечатлеваются внутренняя и внешняя деятельность человека. В итоге внутренняя духовная работа человека над собой реально преобразует не только его, но и вселенную.
|
Приложение 2.