Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность больного. Взаимоотношения больного с мед.персоналом





Больной и его образ «идеального врача»

Каждый больной на основе культуральных влияний (представ­лений общества о враче), своего прошлого опыта общения с меди­ками и характера ожидаемой помощи имеет определенный образ врача, который может удовлетворить его потребности в помощи и эмоциональном обще­нии. По мнению Ж. Лакана, существует пять факторов, влияющих на процесс взаимодействия врача и пациента: пол, возраст, нацио­нальность (раса), вероисповедание и сексуальная ориентация. Ис­следования показали, что все эти факторы оказываются значимы­ми, однако более значимыми являются личностные и характерологические свойства.

В.А. Ташлыковым (1984) на основании специального исследова­ния было выделено несколько описаний представлений больных об образе "идеального" врача: "сопереживающий и недирективный", "сопереживающий и директивный" и "эмоционально-нейтральный и директивный".

1. Сопереживающий и недирективный: "Добрый, отзывчивый, терпеливый, склонный к глубокому сочувствию и состраданию, вы­зывающий у больного полное доверие и откровенность, способный все терпеливо выслушать и с пониманием отнестись к самым нео­бычным заявлениям больного".

В клинике неврозов такой выбор предпочитался больными с истероидными чертами характера. У этих больных имеется повышен­ная потребность в особом понимании и признании их окружающи­ми вследствие свойственного им эгоцентризма.

2. Сопереживающий и директивный: "Этому врачу свойствен­но стремление проникнуть в душу больного, понять суть его пере­живаний, но, несмотря на склонность к сочувствию, он будет дей­ствовать непреклонно и сможет заставить больного следовать его указаниям; своей чуткостью, отзывчивостью и в то же время твердо­стью, строгостью он вызывает доверие и уважение".

Выбор этого типа врача свойственен лицам с тревожно-мни­тельными чертами характера и отражает их надежды избавиться от нерешительности с помощью доброжелательной и сильной личности врача.

3. Эмоционально-нейтральный и директивный: "Ему свой­ственны твердые убеждения, целеустремленность, умение внести ясность в дело и довести его до определенного конца; по отношению к больным он внимателен, сдержан; вызывает доверие к себе своей уверенностью, волей и спокойствием, а умением убеждать и вну­шать он оказывает сильное влияние на больного".

Этот образ врача больше импонировал больным неврастенией в связи с их повышенной потребностью в приобретении прежде всего такого личностного качества, как самообладание.

Пол, возраст и другие личностные качества врача. Для боль­шинства больных признаки пола и возраста врача являются второсте­пенными по сравнению с представлениями о его личности. Однако имеется некоторая тенденция к выбору врача более старшего по воз­расту. Пол врача многими больными рассматривался как фактор, облегчающий общение (например, при обсуждении некоторых ин­тимных вопросов своей жизни). В эталоне врача-женщины чаще преобладает "сопереживающий" комплекс личностных черт, а в эта­лоне врача-мужчины — "эмоционально-нейтральный".

Наиболее ценными для больных оказываются следующие (в по­рядке убывания) личностные качества врача: ум, увлеченность рабо­той, внимательность, чувство долга, терпеливость, чуткость, интуи­ция, серьезность, доброта, чувство юмора.

Техники налаживания с пациентом определенного психологи­ческого контакта, необходимого для успеха того или иного терапев­тического вмешательства, часто называют "техниками присоедине­ния". Таких техник в профессиональной психотерапии много, хотя умение "почувствовать" другого человека во многом зависит от психологических свойств самого врача, его эмпатийности и может быть естественным. Технические приемы обучения умению нала­живания психологического контакта в первую очередь направлены на развитие и совершенствование личностных эмпатийных способ­ностей у самого врача.







Date: 2015-10-19; view: 529; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию