Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика и метафизика – методы научного познания





Данные философские методы достаточно широко представлены в истории мысли, включая современный ее этап. Диалектика (греч. dialectice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метол мышления и действия.

В истории философии сложились три основные формы диалектики: античная, немецкая идеалистическая и материалистическая. Последняя – наряду с позитивными идеями двух первых форм – оказала наиболее продуктивное воздействие на процесс научного исследования и его результаты.

Диалектический метод представляет собой разработанную на основе всеобщих объективных законов действительности систему универсальных регулятивных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Эвристичность, методологический потенциал этих принципов состоит в том, что они отражают всеобщие законы реального мира под углом зрения того, как, каким образом человек должен поступать, чтобы достигнуть новых результатов в познании и практике, более эффективно решать те или иные проблемы

Вот почему мало провозгласить, что «все в мире взаимосвязано» и «каждый предмет есть единство многообразного», надо эти онтологические утверждения довести до познавательных принципов всесторонности и конкретности. Также недостаточно только декларировать, что «все развивается», и «даже через противоречия», подтверждая это бесчисленными примерами. Нужно развернуть данные выводы о фундаментальных закономерностях материального мира соответственно в принципы развития (историзма), противоречия, детерминизма и т.п.

Возрастание интереса к диалектическому методу, все более широкое его применение в различных областях – важная особенность науки XX в. (обозначаемая терминами «диалектизация», «историзация»). Характерным примером этой тенденций является стремление Нобелевского лауреата И. Пригожина посредством времени «соединить бытие и становление» (развитие), при приоритете последнего, с единых позиций принципов историзма и самоорганизации материи охватить как единое целое макро- и микромир.

Следует иметь в виду, что, во-первых, диалектика – лишь один из философских методов, а последние – лишь один из уровней методологии в целом. Во-вторых, диалектический метод имеет свои границы и сферу действия, за пределами которых без него вполне можно обойтись. Он – не «универсальная отмычка» и вовсе не претендует на то, чтобы все объяснить, дать «единственно верные» ответы на любые вопросы. Однако в рамках своей компетенции (обусловленной прежде всего его всеобщностью), особенно при анализе развивающихся целостных систем, диалектический метод может работать эффективно. В-третьих, важно применять его умело, творчески, с учетом конкретных условий, в единстве с многими другими способами и приемами научного познания.

Что касается метафизики (букв. – «после физики»), то чаще всего это понятие употребляется в трех основных значениях: 1) как синоним «философии», 2) как синоним особой философской науки – онтологии, т.е. как учения о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов логики и теории познания; 3) философский метод познания, мышления, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу (об этом аспекте далее и будет идти речь).

Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого и многогранного процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основные:

1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки XVII – XIX вв. Специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития явлений. «Старо» - метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления – необходимость исследования предметов в их неизменности, устойчивости, вне связи с другими, что и делала наука того времени.

2. «Новая» метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, но односторонне их истолковывает: «плоский» эволюционизм (абсолютизация количественных изменений), «катастрофизм» (гипертрофирование скачков, качественных изменений), софистика («гибкость понятий, примененная субъективно»), эклектика (произвольное выхватывание отдельных сторон предмета и их механическое соединение) и др.

Метафизический способ мышления вполне правомерен и необходим в повседневных житейских делах на уровне здравого смысла и обыденного сознания – везде, где не требуется брать предмет в развитии и во всех его взаимосвязях.







Date: 2015-10-19; view: 882; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию