Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философский подход в научном исследовании





Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние «модели», которые сложились в решении этого очень сложного вопроса.

а) Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого – прямое выведение специальных положений частных наук непосредственно из общих философских принципов, помимо анализа конкретного – фактического и концептуального – материала данных наук. Такой подход, в частности, был характерен для философских систем Шеллинга и Гегеля.

б) Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия».

Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижается или даже вовсе отвергается (во второй). И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные продуктивные результаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания в самой философии показывает, что ее влияние на процесс развития науки и ее результаты выражается в следующих основных моментах:

1. Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции других методологических уровней – прежде всего через общенаучный. Причем реализация принципов философии в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие их содержания.

2. Философия влияет на научное исследование так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий, особенно фундаментальных. Это наиболее активно происходит в периоды «крутой ломки» устоявшихся кардинальных понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным – в зависимости от того, каково содержание той философии, которой руководствуется ученый. «Дурная философия, – говорил В. Гейзенберг, – исподволь, губит хорошую физику». Кроме того, необходимо умело применять философские принципы, сообразуясь с конкретными обстоятельствами: предмет и цель исследования, его уровень», характер решаемых проблем и др.

3 Существенное воздействие на развитие научного познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией в ее различных формах вырабатываются определенные идеи и принципы, научная значимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма и диалектики в античности). Кроме того, принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную (отборочную) функцию. Из множества построенных умозрительных мысленных конструкций ученый выбирает именно те, которые согласуются с его собственными философскими и методологическими представлениями.

4. Следует иметь в виду, что философия – лишь один из элементов научного поиска, а ее принципы – лишь один из факторов указанного выбора – наряду с опытом, интуицией, фантазией, воображением и т.п. Поэтому даже при наличии «безупречных» философских принципов положительный результат еще отнюдь не гарантирован. Более того, нарушение принципов определенной философии (например, метафизической или идеалистической) может (при прочих равных условиях) способствовать (хотя и не всегда) получению верных научных выводов.

5. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут применяться либо стихийно, либо сознательно, а могут и совсем игнорироваться. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятая и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой», пронизанной философским компонентом.

6. Философия дает частным наукам наиболее общие методологические принципы, сформулированные на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не должна быть жесткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а очень гибкой и динамичной системой регулятивов, направляющих исследование. Эта система не должна быть «списком правил», их механическим набором, лишь внешне налагаемым на специально-научный материал.

7. Философия разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальности сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия на основе синтеза всех знаний дает общее видение мира в трех его основных измерениях: каким он был прежде (прошлое), каков он теперь (настоящее) и каким он может и должен стать (будущее), Представляя мир в его универсальных характеристиках, философия тем самым дает всеобщую основу для разработки частнонаучных представлений о мире, «вписанных» в это предельно широкое целое.

8. Философия помогает исследователю выбрать характерную именно для его науки или научной дисциплины и для данной эпохи «алмазную сеть логических категорий», принципов, понятий и других средств и форм познания, определенные мировоззренческие и ценностные установки, смыс-ложизненные ориентиры особенно в гуманитарных науках). Она вооружает его знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в целом, учением об истине и путях (методах) ее достижения, о социокультурном контексте познания и т.п.

9. Философско-методологические принципы (например, диалектические) выполняют функцию вспомогательного, производного от практики (во всех ее формах), критерия истины: если, например, выхватываются лишь отдельные факты, а берется не вся их совокупность, т.е. нарушается принцип всесторонности, – трудно говорить об истине получаемых при таком эклектическом подходе выводов. Принципы даже самой «хорошей» философии в их единстве не заменяют практику как решающий (лишь в конечном итоге) критерий истин», а дополняют его – особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а нередко и не нужно.

 

Date: 2015-10-19; view: 723; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию