Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Овинник, рижник, гуменник





 

 

 

С.М. Прокудин‑Горский. Способ хранения сена. Ст. Вязовая. Фото 1910 г.

 

Кроме бани, в крестьянском хозяйстве были и другие постройки: овин, гумно, рига, амбар – в них обрабатывали и хранили зерно. Ведь хлеб сам собой на крестьянском столе не появлялся и в магазине его не покупали. Хлеб сами выращивали, сами жали, привозили с поля на подворье, сушили, колосья обмолачивали, потом веяли, чтобы очистить зерно от шелухи, затем мололи на мельнице. И только потом из муки пекли хлеб.

У каждой из этих построек есть свой мифологический хозяин. Покровители хозяйственных построек хотя и являются нечистой силой, но все же менее опасны для человека, чем настоящие демоны и ходячие покойники. Если человек уважает их хозяйскую власть и правильно себя ведет, «хозяева» верно ему служат. Они содержат в порядке свои «хозяйства». Они даже могут встать на защиту человека, когда ему грозит опасность от более злобных демонов.

Привезенные с поля снопы сушили в овине. В Древней Руси овин был местом поклонения огню. Христианский книжник XIV века, обличая языческие обычаи своих современников, писал, что они «молятся огневи под овином». Когда‑то давно овином была яма с настилом. В яме разводили огонь, а на настил ставили снопы и сушили их. В XIX – начале XX века овин имел вид большого сарая с очагом или печью. Внутри сарая были перекладины. Снопы укладывали на перекладины, поддерживали в печи огонь и сушили хлеб.

Как и у всех крестьянских построек, у овина, разумеется, есть свой хозяин. Зовут его по‑разному: овинник, подовинник, дедушко овинный. Овинник – здоровый, высокий мужик с длинными всклоченными волосами дымчатого цвета. И это понятно – ведь в овине всегда много дыма. Вот и волосы у овинника под цвет дыма, чтобы его было труднее разглядеть в полутемном овине. Впрочем, об облике овинника нет однозначных сведений. Некоторые убеждены, что он имеет вид огромного черного кота с горящими глазами. Обитает он в яме для огня под настилом. Увидеть овинника можно на Пасху во время заутрени, когда он сидит в кострище в самом углу настила.

Характер овинника весьма противоречив и непредсказуем. С одной стороны, он рачительный и бережливый хозяин, охраняющий овин от всякой нечисти. С другой стороны, овинник капризен и легко впадает в гнев. Тогда под горячую руку ему не попадайся – рассерженный овинник может и убить.

 

Г.В. Сорока. Гумно. 1843 г.

 

Если хозяин‑человек живет в ладу с хозяином овина, тот во всем ему помогает: по ночам переносит снопы на ток, довеивает зерно, стережет солому. От его расположения зависит, много ли зерна намолотит хозяин из тех снопов, что сушатся в овине. Расположенный к человеку овинник добр и милостив. И если его попросить, в трудную минуту придет на помощь, чтобы защитить человека от упырей и чертей. Рассказывают, что овинник до первых петухов дрался со старухой‑упырицей, напавшей на парня, и отстоял его. Овинник может защитить человека даже от происков злобного банника.

***

А вот один мужик овин сушил. А там рожь, или овес, или пшеница, чтобы сохло. Все у него там сушится, уже положил дров. Приходит сосед, кум, приходит с уздой: «Пошел я, надо лошадь привязать. Потом к тебе зайду». – «Ну, ладно, заходи», – говорит. А когда сосед ушел, вышел этот овинник, подовинник‑то, и говорит: «Это к тебе не кум приходил, а банник из бани. А ты принеси еще кочергу. Чтобы было две кочерги. Да кочерги в печку положи. Две кочерги накали, так одной‑то ты его и поджигай этой кочергой, а то нам с тобой его не одолеть, он нас сильней». Ну, «кум» пришел, набрал пучочек соломы и поджигает. Мужик говорит: «Да что ты делаешь, ты же солому поджигаешь!» А «кум» еще пучок соломы берет и еще хотел поджечь. Мужик‑то выхватил кочергу, она накалилась, красная. Да давай водить ему по рылу и везде. А подовинник его тоже. Банник выскочил и удрал. Подовинник сказал мужику: «Вот, а если бы я тебя не предупредил? Вот какой кум‑то к тебе приходил» (Вологодская обл., Белозерье 1997, 35).

***

Если овинника рассердить, он может подпалить овин, особенно если его топить в те дни, когда овин – «именинник». А «именинником» он бывает целых три раза в году: в день Феклы‑Заревницы (24.09/7.10), на Воздвиженье (14/27.09) и на Покров (1/14.10). Рассерженный овинник пугает людей страшным хохотом и хлопаньем в ладоши. А если совсем вывести его из себя, может даже запихать хозяина в печь. В овине не принято оставаться на ночь, ведь овиннику тоже надо отдохнуть. Но если необходимо переночевать, у овинника нужно попросить разрешения: «Овинный батюшко, побереги, постереги от всякого зла, от всякого супостата раба Божия».


Когда первый раз в сезоне затапливают овин, просят овинника сохранить его от напастей. И перед каждой очередной топкой овина у «хозяина» просили позволения. Когда сезон сушки снопов окончен и овин уже не понадобится до следующего урожая, нужно поблагодарить овинника за хорошую работу. К овину нужно встать лицом, снять шапку, поклониться и сказать: «Спасибо, батюшко овинник, послужил ты нынешней осенью верой и правдой».

Чтобы задобрить овинника, в день св. Козьмы и Дамиана (1/14.11) собственноручно хозяин приносит в овин пирог и петуха. Петуху он отрубает голову и ноги и бросает их на крышу избы, чтобы велись куры, а кровью окропляет все углы овина. Другие в этот день приносят в овин горшок специально сваренной для овинника каши или просто приходят его поздравить. Увидев овинника, нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу.

Впрочем, некоторые полагали, что в овине хозяйничает женский овинный дух, овинница или, как ее еще называли, жареница. Ведь в овине жарко из‑за огня и сохнущих снопов. Жареница живет в овине у печки. Она излучает из себя свет и огонь. Видевшие ее рассказывают: «Вся так и горит, и светится». Впрочем, когда в овине не сушат хлеб, жареница вполне может позволить себе прогуляться. Во всяком случае, некоторые утверждают, что видели ее в полдень на огороде или гороховом поле. Видимо, она любит полакомиться горохом. Исследователи считают, что первоначально жареница была связана с солнечным культом и лишь позже стала восприниматься как дух овинного очага.

Кроме овина, в хозяйстве есть еще гумно – место возле овина, куда с поля свозят снопы. И у гумна есть свой мифологический покровитель – гуменник или гуменной хозяин. Сведения о нем скупы и отрывочны. В некоторых местах поговаривают, что гуменник по совместительству хозяйничает и в овине, заменяя отсутствующего овинника.

 

 

Зерновые амбары из д. Ваймуши и Немнюга Пинежского района. XIX в.

 

Гуменник похож на человека. Он может подружиться с хозяином и помогать ему. Но если хозяин неуважительно относится к гуменнику, тот может поджечь гумно своими злобно пылающими глазами. За неправильное поведение гуменник наказывает. Поэтому на гумне и в овине старались не спать, чтобы гуменник не задавил. Чтобы задобрить хозяина гумна, ему на Покров (14.10) ставили ведро пива.

Гуменник, как и другие хозяева усадебных построек, способен защитить человека от упырей.

***

За мужиком гнался упырь. Мужик успел добежать до гумна и взмолился: «Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, поборись с проклятым еретиком, за эту службу весь я твой душой и телом». Гуменник схватил упыря и, невидимый, стал с ним бороться. Мужик не смел шептать молитвы, чтобы не обезоружить гуменника. С криком петуха упырь исчез, и мужик остался цел (Архангельская губ., Харитонов 1848, 147).

***

Раньше девушки под Новый год ходили на гумно гадать. По звукам, которые издает гуменник, они определяли, какая им жизнь предстоит – богатая или бедная. Если слышны звуки, как будто гребут зерно, – хорошо будешь жить. Если же послышится, что метут метлой по пустому гумну, – это плохой знак. Жизнь будет бедная.


Снопы с зерном стояли на гумне, сушили их в овине, а молотили зерно в риге. Рига – это не город, а большой крытый сарай, и хозяйствовал в этом помещении ригачник, его еще звали рижник или подрижник. Впрочем, в некоторых ригах командовал женский дух – рижная баба или Дуня‑ригачница.

Рижник – страшный, черный лохматый мужчина с огненными глазами. Он может легко превратиться в черного лохматого пса.

***

Я видел рижника. Пошел раз поздно вечером портянки мыть, а он перебегал в гумнах – лохматый пес, черный. Так я портянки бросил и побежал. Он страшный гораздо, в гумнах и жил (Новгородская обл., Черепанова 1996, 67).

***

Те, кто молотил по ночам, слышал, как ригачник бегает по току – площадке для молотьбы. Иногда считают, что рижник и рижница – муж и жена и у них есть дети. Один крестьянин даже видел рожающую жену рижника, зайдя в ригу не ко времени.

***

Рижная баба в риге сидит, волосы длинные. Вот сосед пошел однажды, да не вовремя. Там рижница рожать собралась. У ней и муж есть. Сосед говорит: «Я закрыл дверь и ухожу. А второй раз прихожу, а рижник говорит: „Ты хорошо сделал, что мою жену не тронул, и я тебе ничего не сделаю плохого"» (Новгородская обл., Черепанова 1997, 66).

***

Своего хозяина еще имеет амбар – место, где хранят зерно и разные заготовки на зиму. Им заправляет амбарник. Но про него мало что известно. Говорят, что он злобный и может убить человека, если тот придет в амбар не вовремя. На святках девушки ходили к амбару гадать – слушали, какие звуки им послышатся из амбара. И по этим звукам пытались предсказать свою судьбу. А чтобы амбарник их не утащил, девушки очерчивали вокруг себя круг – в этот круг нечистая сила войти не может.

***

А вот еще про амбарника расскажу. Папа рассказывал. Девки побежали к амбару, очертились, как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в амбар, запрусь да нашепчу им всякого. Пошел, заперся, а девки прибежали к амбару под замок и слышат, там кто‑то приговаривает: «Ручку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли амбар, а там того мужика скрутило. Отдельно ножки, ручки, головка, все, как девки слышали. Захотел попугать – самого скрутило (Архангельская обл., Черепанова 1996, 66).

 

ЛЕШИЙ

 

 

 

Чудо лесное. Русский рисованный лубок. Первая половина XVIII в.

 

Как славно в лесу погожим июльским днем! Только‑только стала созревать мелкая, но душистая лесная малина. Правда, добраться до нее не так‑то просто. Заросли малинника поросли жгучей крапивой – попробуй проберись к сладким ягодам. На поляне на самом солнцепеке целый ковер из спелой земляники – готовь лукошко побольше да не уставай кланяться каждой земляничине. Заглянем в сосновый перелесок – там на подстилке из прошлогодних иголок выстроились хороводом липкие молоденькие маслята. Вот будет жаркое! Летний день год кормит. Все надо успеть – набрать в берестяной кузовок малины, в лукошко земляники, да еще и о маслятах не забыть. А если повезет, то где‑нибудь под дубом сверкнет темной бронзой тяжелая шляпка царя всех грибов – боровика.


Неудивительно, что в такой день лес не замолкает от женских голосов. Аукаясь и громко перекликаясь друг с другом, женщины беспечно углубляются в чащу. Сладкие ягоды манят их все дальше и дальше – в глушь, в чащобу. Вот уже светлый перелесок сменился темным, угрюмым ельником. Вот уже дорогу преградили вывернутые с корнями деревья. Да еще, как назло, на солнце наползла темная туча. В чаще стало темно. И дорога куда‑то исчезла. Под ногами – бурелом. Испуганные и притихшие женщины остановились. Куда же идти? В какой стороне родное село? Кто же подскажет дорогу?

Вдруг в стороне затрещал валежник. Не медведь ли пожаловал? Нет, какой‑то невысокий благообразный старичок с длинной седой бородкой приближается к женщинам. Он кажется удивительно знакомым. Да они же его видели на последней ярмарке в соседнем селе! Это он продавал новенькие глиняные горшки. Да это же гончар из соседнего села. И пиджак на нем тот самый, в каком он был на ярмарке, – старенький, с заплатой на кармане. И они даже помнят, что зовут его Иван Митрофанович. Вот повезло! Старичок покажет им дорогу домой! Обрадованные женщины не замечают одной странности – потрепанный пиджак у старичка почему‑то запахнут не слева направо, как всегда бывает в мужской одежде, а справа налево – как в женской. Посмеиваясь в бородку и что‑то бормоча, старичок уверенно и быстро ведет женщин за собой. Они еле за ним поспевают. Ельник уже давно сменился осинником. Затем последовала дубовая роща. А под ногами – одни кочки да коряги. И места какие‑то незнакомые. Устали женщины, запыхались. «Иван Митрофанович, давай отдохнем, давай немного остановимся!» – просят они. Но он даже не обращает внимания. Спешит все дальше и дальше. Не первый час уже идут женщины за Иваном Митрофановичем. Все ноги сбили в кровь. На руках волдыри от крапивы. Подолы юбок оборвали о сучья и коряги. Тяжелые корзинки с ягодами и грибами валятся из рук. А родного села все не видно.

Вдруг одна из женщин случайно поднимает голову – мимо этой кривой, дуплистой березы они уже проходили какое‑то время назад. Значит, Иван Митрофанович все это время зачем‑то водит их по кругу и не думает вести к дому. «О Господи!» – вырывается у нее тяжелый вздох. Растерянные женщины оглядываются – нет рядом с ними никакого Ивана Митро‑фановича. Исчез, услышав имя Божье. Страшная догадка приходит им в головы. Вдруг из‑за верхушки высокой ели над их головами раздается тяжелый хохот: «Ага, догадались!» И дальше – тишина.

Обессиленные, опускаются женщины на траву. Уже не до ягод, не до грибов. Живыми бы из лесу выйти. Только теперь понимают они, какой «Иван Митрофанович» водил их по чаще. Это хозяин леса – коварный и насмешливый лесовик, дедушка леший выкинул свой излюбленный номер, чтобы наказать беспечных любительниц ягод. Прикинулся знакомым гончаром из соседнего села, чтобы еще больше сбить с дороги. Теперь леший их окончательно запутал да еще увел подальше, в самую глубь леса. И как им теперь отсюда выбраться? Одна из женщин, та, которая постарше, вспоминает, чему ее учила в детстве бабушка: если заплутаешь в лесу, выверни всю одежду наизнанку, даже белье выверни. Так и надень все наизнанку. И переобуй ботинки: левый ботинок надень на правую ногу, а правый – на левую. Если на тебе шапка или кепка – надень ее козырьком назад. А нательный крест переверни с груди на спину. В общем, переверни все наоборот. Тогда сможешь понять, где ты находишься, и быстро отыщешь дорогу. И еще она вспомнила бабушкины слова: придя в лес за грибами‑ягодами, не забудь попросить разрешения у лесного хозяина. Он полновластно владеет всем в лесу – деревьями, лесными зверями и птицами, даже ягодами и грибами. Без его разрешения в лесу ничего нельзя сделать – ни белку поймать, ни гриб сорвать. А еще не шуми в лесу, не кричи громко без лишней нужды – леший не любит шума и непременно накажет. Кого‑то напугает громким хохотом. Кого‑то собьет с дороги и заставит блуждать часами. У кого‑то утащит корзинку с ягодами. Кому‑то и вовсе не покажет ни одной ягодки – будешь ходить весь день и ничего не соберешь. Хотя ягодки все тут, под листочками, но человеку не видны.

Поняли женщины, за что наказал их леший. Войдя в лес, они так обрадовались грибам и ягодам, что и не вспомнили о нем. В пояс не поклонились, войти в лес не попросились, разрешения собирать грибы и ягоды не спрашивали.

 

 

С.Т. Коненков. Старичок‑полевичок и Лесовик. 1909–1910 гг.

 

А еще громко кричали на весь лес, вот и разбудили спящего в глухой чаще лесного хозяина. И он, разбуженный и обозленный, проучил их как следует, прикинувшись их знакомым Иваном Митрофановичем. Делать нечего. Переодели они одежду наизнанку, как бабушка учила. Переобули башмаки с одной ноги на другую. И вдруг лес показался им знакомым. Сразу стало понятно, в какой стороне их село и как выйти на верную дорогу. Только к вечеру, еле передвигая ноги от усталости и голода, растеряв корзинки, вернулись путешественницы домой. Знающие люди, услышав их рассказ, заключили: хорошо, что живые вернулись. Вовремя помянули Божье имя. А то бы завел их леший в такую непролазную трясину или в такой глубокий овраг, что и косточек бы не нашли.

***

Лешие у нас были. Раньше. Папанька мой шел за Волгой, как раз в половодье. Перешел Малый овраг. Ночь уже, он мокрый, папанька мой. Встречает человека незнакомого. А тот говорит ему: «Идем на огоньки!» Смотрит папанька – и вправду огоньки. Идет он, идет, а огоньки все не ближе, и человек этот рядом. И вдруг окликает его, отца, знакомый один <…>, а живет‑ го он на краю самом деревни. Вот так‑то. А спутник папанькин и пропал. Ежели бы не тот знакомый, сбросил бы леший отца в овраг, что за деревней (Новгородская обл., Корепова 2007, 75).

***

Лешего, или лесовика, называют по‑разному: лешак, лесной дедушка, лесной житель, лесной хозяин, лес праведный, а еще – диконький, потому что леший в своем лесу давно одичал и еще в знак того, что он – представитель «дикого», нечеловеческого мира.

В народной картине мира лес всегда противопоставлен дому. Дом – «свое», освоенное пространство, это место для людей. Лес – опасное и чужое пространство, одно из воплощений «иного мира» и место постоянного скопления нечистой силы. В лесу человека подстерегали русалки, туда, согласно заговорам, ссылались болезни («в темные леса, на высокие горы»), лес обычно был тем местом, куда попадали дети, проклятые своими родителями. В лесу могут обитать души умерших родственников. И леший – хозяин лесного мира, наполненного тенями умерших, проклятыми детьми, чертями, да и просто дикими зверями, непроходимыми зарослями, опасными для человека.

В некоторых местах считают, что среди леших есть своя иерархия. В каждом лесу обычно живет один леший. Но очень большой лес может быть поделен между несколькими лешими, за каждым из которых «закреплен» собственный участок. Старший из них носит имя лесничий или Мусаил‑лес. Такому лесному царю (его еще иногда называют Честной леса) подчиняются более мелкие лешие – лесовики, боровики и моховики. Лесовики среди них самые большие, моховики – самые маленькие.

Поговаривают, что сами лешие происходят то ли из проклятых людей, то ли из детей, умерших некрещеными или обмененных нечистой силой. Один леший так говорил сам о себе: «Я такой же человек, как и все люди, на мне только креста нет, я проклят, меня мать прокляла». В некоторых местах леших даже называют так же, как и проклятых, – диконькие мужички, дикари, полуверцы.

С семейным положением лешего не все просто. По одним сведениям, жены леших – женские демонические существа лешихи, лесовки или лесовихи. Они имеют вид обыкновенных женщин с распущенными волосами, в которые вплетены зеленые ветки. Лешихи происходят из душ загубленных лешим девушек, которые были прокляты своими родителями. По ночам они качаются на деревьях, а на день уходят под землю. По другим сведениям, леший любвеобилен и весьма расположен к обычным девушкам и женщинам. Некоторых из них он похищает прямо из домов или заманивает к себе в лес и берет в жены. Детьми лешего, лешевиками, считаются похищенные до крещения младенцы.

Леший причисляется к нечистой силе. В некоторых поверьях он даже смешивается с чертом. Но во многом он отличается от «настоящих» чертей. В отличие от них, он никогда не стремится специально загубить человека. Леший наказывает (иногда и смертью) в основном тогда, когда сам человек нарушает правила поведения в лесу и ведет себя как разрушитель: без цели ломает деревья, губит животных, оставляет незатушенными костры.

***

Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет такой старичок старенький, выйдет из‑под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!» – если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес (Новгородская обл., Черепанова 1996, 48).

***

Его шутки над человеком неприятны и болезненны, но, как правило, не смертельны: он сбивает с дороги путников, заводит в болото или на край обрыва, заставляет блуждать по лесу (иногда много дней подряд) или пугает своим внезапным появлением, хохотом и хлопаньем в ладоши. Может даже высечь человека верхушками берез или оставить без глаза. Он часто морочит человека бесконечным разговором и глумится над пришедшими в лес: прячет шапки и корзины у тех, кто пришел по грибы или ягоды, укладывает спать на муравейник, заводит в болото, снимает с телеги колеса. В общем, развлекается в свое удовольствие.

Лесное эхо – это голос лешего. Поэтому в лесу без особой нужды нельзя кричать и передразнивать эхо, а также откликаться на незнакомый голос, поскольку этим можно вызвать лешего.

***

Мужики говорили, что в этих лесах лешие водятся, что скричишь что‑нибудь, так он и откликнется. Лешего слышал, но не видел. Иду вечером как‑то берегом Узолы, перешел на ту сторону. Вот идешь берегом, свистнешь – откликается, крикнешь – откликается. Даже боязно стало. И один случай был! Двоюродный брат куда‑то пошел и вечерком заблудился, и в болото его завели по этому крику: крикнет – откликается, крикнет – откликается (Нижегородская обл., Корепова 2007, 72).

***

Леший не любит, когда свистят в лесу, и наказывает свистуна – он может прийти вслед за свистящим человеком и выбить у него в хате стекла.

Но он же помогает набрать грибов, ягод, собрать дров, переночевать в лесной избушке, найти дорогу, если человек его об этом попросит.

***

Бывает, что леший помогает человеку. Мне леший помогал дрова рубить. Праздник был, а у меня дров не было, лошадь‑то не всегда дают. Я поехала в лес и взяла с собой сына Юру, он маленький тогда еще был. Смотрим, лесом какой‑то человек идет. Мы едем, а он идет. Стали дрова рубить, я рублю, и рядом кто‑то рубит, эхо так и раздается. Не знаю, как и воз нарубила, как отмахала. Это мне леший помогал. Поехала обратно. Юра‑то у меня на возу сидел. Смотрю, над лесом, выше леса леший идет (Вологодская обл., Черепанова 1996,50).

***

Леший, как и другие духи‑«хозяева», даже может вступить в драку с чертями, чтобы защитить от них человека.

Леший охраняет и пасет стада лесных зверей. Он начальник над всеми волками. Часто его называют волчьим пастырем, потому что он пасет волков, как овец. Он перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, а также полевых мышей и крыс. Леший очень хозяйственный и мастеровитый. Если забраться в лесную чащу, можно увидеть, как сидящий на поваленном дереве или пеньке леший плетет лапти, вырезает деревянную утварь или занимается другими хозяйственными делами.

Но и лешему ничто человеческое не чуждо. В жаркий летний денек он любит отдохнуть на корягах, вывернутых с корнем деревьях, в лесных охотничьих избушках. А еще лешие из разных лесов любят играть в карты друг с другом. Иногда озадаченные жители села видят, как из их леса в соседний направляется большое количество лесных зверей, бегущих в одном направлении. Знающие люди объясняют, что леший этого леса проиграл в карты соседнему лешему стадо зайцев или белок и теперь гонит их своему соседу.

Трудно объяснить, какой из себя леший. Его облик бесконечно переменчив. Леший может предстать перед человеком в любом обличье, в каком ему заблагорассудится. Захочет – покажется как обычный человек, путник, бредущий по лесной дороге. Захочет – примет вид любого зверя, какой только обитает в его владениях. Может даже прикинуться кустом, старым пнем пли грибом. Ему все под силу.

***

Я пошел утром в лес, да устал и на сопку лег. Лежу я, и словно в сон меня кидает. Вдруг кто‑то меня за руку схватил. Я гляжу – а он стоит, шапку с меня снял, а руки у него как вода студеная, борода – как мох, большущая, белая, а нутро у него так и гудит, словно ветер, а он меня манит. Я крест ему показал и сказал: «Хожу по лесам, по кустам, по мхам, по болотам… куда ни хожу, никогда не блужу… а тебе, лесной хозяин, покорность отдал, от меня, раба, отшатнись, в березу обернись». Два раза сказал, он пропал, гул пошел по лесу, а вижу – гриб стоит и трепыхается, а он в гриб обернулся. А он и в лист обернется – ему все равно (Смоленская обл., Шейн II, 521–522).

***

При встрече с человеком леший часто прикидывается обычным мужиком или стариком с белой бородой. Одет он в привычную крестьянскую одежду согласно моде своего времени. В XIX веке леший носил кафтан, армяк, лапти, сапоги, колпак, шайку из разных лоскутьев. В XX веке леший завел себе пиджак, плащ, шляпу, кепку и ботинки и продолжает носить их до сих пор. Но как бы ни одевался леший – в кафтан или в пиджак, в лапти или в ботинки, некоторые детали одежды выдают его потустороннюю природу. И главный знак его связи с «иным» миром – пристрастие ко всему левому. Одежда у него запахнута на левую сторону (а во всей мужской одежде – на правую). Помните, у «Ивана Ми‑трофановича», который водил несчастных женщин по буеракам, пиджак тоже был запахнут на левую сторону. Левый лапоть у лешего надет на правую ногу, а правый на левую, а когда он садится, всегда закидывает левую ногу на правую. Правый глаз у него неподвижен и больше левого. Некоторые говорят, что у лешего нет правого уха – только левое. Даже волосы у него зачесаны налево. Откуда же такое пристрастие ко всему левому?

 

М.В. Якунчикова. Страх. 1839–1895 гг.

 

В «ином» мире все перевернуто по сравнению с нашим, земным. Для человека и его мира главная сторона – правая. Правой рукой мы пишем, держим ложку, крестимся. С правой стороной связаны и нравственные понятия: правый значит «правильный, праведный». Во время войны говорили: «Наше дело правое» (а не: «Наше дело левое»). Левая сторона характеризует «иной» мир. С левой стороной связаны представления о неправильности, незаконности. Незаконно продаваемый товар называют «левым». «Левым» шоферы называют неоформленный рейс. Левизна определяет сущность и мифологических персонажей. Например, на Русском Севере в подарок домовому, которого там называют батамушкой, принято вязать рукавички. Обе рукавички вяжут на левую руку. Может быть, у батамушки обе руки левые?

Есть еще два верных способа отличить лешего от обычного человека: он, как и все демоны, не отбрасывает тени. И он никогда не бывает подпоясан. Ведь пояс, как и крест, в русской традиции – признак крещеного, «нормального» человека. Раньше даже считалось неприличным без пояса выходить на улицу. Пояс снимали только тогда, когда вступали в контакт с потусторонним миром. Девушки снимали пояс и распускали волосы, когда гадали. Ведьмы снимали пояс, когда колдовали.

 

 

С.Т. Коненков. Лесовик (леший).

 

Снятый пояс означал освобождение человека от норм земного мира. Недаром о плохо ведущем себя человеке говорят, что он «распоясался».

Одни люди считают, что у лешего нет бровей и ресниц, а глаза никогда не смыкаются. Другие, которые сами видели лешего, утверждают, что брови у него есть, но не над глазами, как у людей, а под глазами.

***

Лешего называли «диконький». Словом «леший» только ругались. Мужик из деревни сидел в овине у ямы, сторожил зерно. Увидел, что человек слезает в овин. Он показался близким соседом ему. Тот человек сел у костра руки греть, разговаривать стал. Вдруг мужик глянул на него, а у того брови не сверху, а внизу под глазами. Хозяин закрестился, а тот заорал: «А, узнал!» И исчез. Это был диконький (Нижегородская обл., Корепова 2007, 73).

***

Леший легко меняет свой рост – и это тоже один из его излюбленных приемов. Встречает он идущего по лесу прохожего в облике человека самого обычного роста. И прохожий простодушно радуется своему попутчику. Но вдруг «попутчик» вырастает вровень с верхушками самых высоких деревьев, легко перешагивая низкорослый кустарник. Потрясенный прохожий бросается со всех ног бежать, а над вершинами вслед ему несется дикий хохот. Но если надо, леший может стать ниже травы и спрятаться под грибом.

***

Тятя как‑то ехал в Ковернино. К нему выходил леший. Высокий, в красной рубахе, выше сосен. Стоит и не пропускает. А тятя коня хлестнул три раза с молитвой. И леший захохотал, побежал, только лес зашумел. Моя крестная шла из Капустина до Орлова. Оглянулась, видит – мужик огромный стоит, в красном кушаке и громко ржет. Она побежала, а потом посмотрела назад, а он по соснам шагает (Нижегородская обл., Корепова 2007, 73).

***

Появление лешего часто сопровождается бурей, вихрем, резким ветром, шумом деревьев.

***

Когда леший из лесу выходит, так у тебя все волосы на голове задрожат. Чем он покажется? Бывает, покажется в красной рубахе с кушаком – мужчиной, а бывает, покажется вот такой собакой. А бывает так, что не покажется. Ветер хлещет, а где – Бог его знает. А как ветер, вихорь, так это уж самый леший. Вот здесь позапрошлый год такой был ураган, крыши сняло, а град с маленькое яичко был. А где он шел, этот вихрь‑то, да столько лесу навалило. Все сосны вповалочку, леший‑то выворотил (Архангельская обл., АА).

***

На лесной дороге легко можно встретиться с незнакомым прохожим. Кто это – человек или нечистая сила? Чтобы понять, с кем имеешь дело, нужно посмотреть на него через правое ухо лошади – тогда демонические черты лешего будут очевидны. Некоторые полагают, что при встрече с человеком, у которого в семье есть мужчины, леший принимает вид мужчины. Если в семье одни женщины, леший предстает в виде женщины или старушки. Любимый трюк лешего – показываться людям в виде знакомого или родственника, иногда даже умершего. Так легче заманить человека за собой, сбить его с дороги.

***

Дядя пошел в Вякшенер за грибами. Идет около леса. И вдруг ему человек вышел из леса – он выглядел как Павел, брат дяди, умерший недавно. Сначала дядя этого не заметил – он показался ему человеком незнакомым. Пошли они вместе. Дядя пытается заговорить, а тот все молчит. Идут, идут, давно бы уже нужно к Вякшенеру подойти, а домов не видно. Глянул дядя на спутника, а тот выглядит как Павел. Дядя испугался: «Господи, что такое?» – и перекрестился. Павел исчез. А дядя глядит: он около какой‑то деревни недалеко. Пришел, спросил. Оказывается, он на 10 км в сторону от Вякшенера ушел – это его диконкой завел (Нижегородская обл., Корепова 2007, 76).

***

Для того чтобы сбить человека с дороги, у лешего были и другие приемы. Раньше, когда люди ездили на лошадях, он принимал вид ямщика и предлагал подвезти прохожего, идущего по лесной дороге. В результате человек оказывался или за много верст от дома, или где‑нибудь на краю лесного оврага в непроходимых зарослях.

От подобных проделок лешего страдают не только наши современники. Лешему даже святых удавалось сбить с толку. Жалобы на лесного хозяина, заставляющего блуждать в лесу почтенных иноков, встречаются в севернорусских житиях святых еще в ХV‑ХVII вв. Естественно, в житиях святых леший называется не лешим, а дьяволом. Ведь христианская церковь не соглашается с народным делением нечистой силы на разные виды – леших, водяных, домовых, считая всех их бесами и дьяволами. Тем не менее каверзы лешего легко угадываются в житии Евфросина Псковского, жившего в XV в.

Некогда святой Евфросин пошел в уединенную обитель, стоявшую отдельно от монастыря. И повстречал дьявола, принявшего образ знакомого пахаря, который изъявил желание пойти с ним. Дьявол шел быстрой походкой и все время забегал вперед. Всю дорогу он занимал преподобного разговорами, поведал блаженному о недостатках в доме и о напастях, которые он терпел от некоего человека. Святой начал учить его о смирении. Святой увлекся разговором и не заметил, как заблудился. Он не мог узнать место, где находится. Его спутник вызвался проводить его к монастырю, но еще больше сбил с пути. День догорал, наступил вечер. Святой встал на колени и начал читать «Отче наш». Его проводник начал быстро таять и стал невидимым. А и ре подобный увидел, что он находится в непроходимой чаще, на круче горы над пропастью.

Ну и шуточки у лесного демона, жившего в XV веке! Сбить с пути святого Ефросина Псковского – это вам не над несчастными женщинами потешаться, как сделал пресловутый «Иван Митрофанович».

А вот житие Никодима Кожеезерского, жившего в конце XVII в., рассказывает, как святой Никодим спас от проделок лешего некоего пастуха Григория. Тот был уведен в лес неким лесным демоном и долго блуждал, не находя дороги домой. Этот пастух, собрав ближе к вечеру скот, хотел возвращаться домой. Но внезапно потерял дорогу, и «сам не знал, куда шел, и вдруг видит перед собой как будто человека привидением в сером одеянии и колоколец маленький у него в руке. Колокольцем он звонит, а сам идет вперед и пастуха Григория зовет за собой, а этот шел за ним». Пастух, поняв, что происходит неладное, стал шептать молитвы и креститься, тогда демон делался невидим. Когда он прекращай читать молитвы, демон опять показывался впереди, принуждая Григория идти за ним. Наконец, демон привел пастуха к месту, где на вершинах деревьев лежал некий старец, в котором легко узнать мифологического хозяина леса. Поскольку родители Григория в это время усердно молились и призывали на помощь сыну преподобного Никодима, то их молитвы возымели действие. Святой спас Григория от заморочившего его лесного демона.

Если сравнить жалобы наших предков с рассказами современных людей, претерпевших от шуток лешего, можно сделать вывод, что характер лесного хозяина за эти века совершенно не изменился. Он с неменышш удовольствием морочит головы грибникам, туристам, пастухам и охотникам, как морочил их людям и в XV, и в XVII веке.

***

У нас был Яша Штормин. Вот ушел по грибы и потерялся. Вот его искали, искали… на четвертый или пятый день обнаружили, нашли на скате. Сидит наверху. Как он туда?! Ну тот так рассказывал: попал мне дед какой‑то, дед, дескать, повел меня: «Пойдем, я вот тебе натаскаю грибов». И вот шел, шел я с ним, с этим дедом. И вот потом, говорит, вдруг этого деда не стало. Я, говорит, гляжу – кругом скала. Никак не могу слезть с этой скалы. И вот его на пятые сутки сняли (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,15).

***

Еще в лесу есть опасные места, попав на которые можно заблудиться. Их называют «худой след». Это любимая тропа или дорога лешего. Ее еще в народе назвали «лешачьим переходом», или «лешевой тропой». Блуждать по лесу будет и тот, кому леший пересечет дорогу или кого леший обведет, то есть отнимет память. В лесу всегда нужно помнить первое произнесенное слово при встрече со случайным прохожим. Если этим прохожим окажется леший, он спросит человека: «Помнишь ли заднее слово?» И если человек не вспомнит, леший заберет его с собой.

Чаще всего с лешим приходится иметь дело охотникам. Еще бы! Леший – хозяин всех зверей и дичи. Без договора с ним охотник не мог и рассчитывать на добычу. Смельчак, рискнувший пойти на охоту без позволения лесного хозяина, в лучшем случае оставался без добычи, в худшем мог вообще не выйти живым из леса. Чтобы иметь право охотиться во владениях лешего, охотник должен получить от него «особую статью». Так называется договор между лешим и охотником, заключаемый на определенных условиях. Условия эти могли быть, например, такими: не брать дичи больше, чем разрешал леший, приходить на охоту в определенные дни, не охотиться по воскресеньям. Нарушителя договора леший мог исхлестать верхушками деревьев. Мог наслать на него болезнь или паралич. Тому же, кто выполняет договор, леший сам загоняет в силки дичь и пригоняет множество зверей.

Охотникам и лесникам часто приходится ночевать в лесных охотничьих избушках. Эти избушки также находятся в ведении лесного хозяина. Перед тем как зайти в такую избушку на ночлег, нужно попросить у лешего разрешения: «Пусти, хозяин, не век вековать, а одну ночь ночевать». Если этого не сделать, леший всю ночь будет пугать человека звуком шагов, завыванием, хлопаньем в ладоши, пока не выгонит из избушки. Если ночь застала охотника в лесу, не дай бог ночевать на лесной дороге! Леший все равно сгонит. Будет пинать спящего человека и спрашивать: «Вот почему на мою дорогу лег?» А еще он часто ночью катается по лесным дорогам на тройке и может запросто раздавить спящего человека.

***

Вот старики рассказывают, что в лесу на тропе ложиться ночевать нельзя: будто кричит кто‑то, свистит, и колокольчики звенят. Ночевать на тропе будешь – хозяин выгонит. А то подбежит, головешки в костре все разобьет, разбросает. Убегай лучше <…> Вот дедушка же рассказывал. Это в его быту <…> На охоту ходили. Что‑то на ночлег остановились. Надо было попроситься у хозяина, а один говорит: «Какие, – говорит, – тут хозяева! Я ни в кого не верю». Ну, старики его поругали. Ладно. Они походили, постреляли и воротились ни с чем. Легли, значит, спать на этом новом месте. Вот только легли – кто‑то поет. Поет «Малинушка‑калинушка…» песню. То по‑соловьиному свистит. Эти говорят: «К нам идут. Наверно, это охотник‑то идет. Да опять же как он будет петь так всяко‑то разно?!» А старики: «Вот это не попросились ночевать да легли, где не надо». Ну а потом ближе и ближе, все ближе. Старики давай отходить от дороги‑то. Потом – раз! – пронеслась тройка вороных. Просвистело, аж ветер продул (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,28).

***

Во многих местах России скот пасут в лесу. Например, на Русском Севере. Там просто нет больших полей и лугов – все занято лесом. Вот и приходится местным пастухам договариваться с лешим. Чтобы сохранить стадо в течение пастбищного сезона и уберечь его от лесных зверей, пастух должен вызвать лешего и заключить с ним специальный договор на право пасти скот в его угодьях. Это только легко сказать – вызвать летнего. Попробуйте сами пойти в полночь в лес и призывать лешего словами: «Приходи завтра». Иные рекомендуют, сняв шапку, кланяться и говорить: «Лесной князь, выйдь сюда, помоги моей беде, сам удружу». Леший выйдет из чащи, сопровождаемый сильной бурей, шумом деревьев и свистом ветра. Представили?! Что, страшно стало? А пастух должен делать это в начале каждого пастбищного сезона. Ведь договор с лешим действует всего год. А там надо начинать все сначала. За сохранение скотины леший запрашивает с пастуха как можно больше – иногда несколько коров со стада. Но пастух не соглашается. И обычно леший выторговывает себе одну, но лучшую корову. Опытный пастух может заставить лешего служить всего за два яйца. Сам факт договора пастух должен держать в строжайшей тайне, иначе леший расправится с ним.

Можно составить договор так, что леший сам будет пасти скотину вместо пастуха. Тогда пастух может вообще не ходить в лес. И без него стадо будет в сохранности и вовремя придет домой.

За эти услуги пастух, кроме пожертвования коровы, принимает на себя дополнительные обязательства на весь пастбищный сезон. Например, не есть красных или черных ягод, не собирать грибы, не стричься и не бриться, не здороваться ни с кем за руку, не играть на гармошке, не перелезать через изгородь. О пастухе, вместо которого стадо пас леший, говорили, что он «пасет лесом» или «лесным». Обязательства, которые пастух должен был соблюдать, а также заговор на благополучие скотины, который должен иметь каждый пастух, называется «отпуском» или «статьей». У каждого пастуха был свой отпуск. Ведь договор с лешим у каждого пастуха индивидуальный.

 

Охо тник медведя колет, а собаки грызут. Лубок. Первая половина XVIII в.

 

***

Раньше у пастухов был отпуск. Чтобы скотина ходила, чтобы ни волк, никто не заходил в стадо. У них какие‑то слова были, у пастухов. Они с лешим говорили. Выйдет на дорогу – он с ним и говорил, с лесным. Иные пастухи пасут лесом. Лесом – так лесной пасет, а они только выгоняют. Раньше у нас в Пронине пастухи все пасли – они не ходили в лес сами, выгонят на улицу, коровы уйдут. А они сядут на забор с той стороны, откуда коровы должны прийти, затрубят в рог, коровы – как по струнке – идут домой все. А раньше‑то у нас здесь пастух был. У нас здесь гоняли коров. Так он придет, отгонит в лес, а обратно он никогда за коровами не ходил. Он на землю ляжет и кричит: «Коровушки, идите домой!» И коровушки все идут. Он коров только отгонит, он их не пас. А уже вместо него хозяин лесной пас (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 451).

***

За нарушение договора леший карает пастуха. Если пастух нарушил не очень значительные пункты договора (например, если пастух поел ягод или набрал грибов), леший делает так, что стадо становится неуправляемым, коровы разбегаются и перестают слушаться пастуха. Лесные звери начинают нападать на скотину. В лесу поднимается сильная буря, стадо разбредается по лесу так, что его невозможно собрать. Если нарушения более серьезны (например, пастух нарушил запрет играть на гармошке), леший может избить пастуха, исхлестать его верхушками деревьев, искалечить его, выбить ему один глаз.

Но все это – исправимые прегрешения, за которые пастух может вымолить у лешего прощенье. Для этого нужно встать в лесу на колени, повиниться и принести подарок. Подарок лешему называется относ. Он состоит из хлеба, мелких монет и стопки водки, оставленных под кустом.

***

У каждого пастуха свой отпуск. Одному бриться нельзя и ягод нельзя есть черных. Красные‑то можно есть, а черных не надо. Вот у нас тоже ребята пасли. Сначала пас старик, а он заболел, ребята стали пасти вместо него. Этот старик сказал: «Вы, – говорит, – не ешьте ягод, а то как станете ягоды есть, так, смотрите, худо вам будет». Ну а ребятишки есть захотели да взяли, поели ягод‑то. А на второй день как гонят скот в лес ребята – что сотворилось! Такой шум поднялся, да все деревья клонит до земли, и коров‑то всех леший обратно повернул, и всех выгнал оттуда. Ну, ребятишки испугались и убежали. А потом пришел старик и говорит: «Вы зачем телушек‑то отпустили?» – «Так и так, Коленька ягод поел». Ну, вот и поел. А потом старик наладил, так они допасли. Наверное, договорился с лесным. Он с лесным пас, с лесным и договорился (Архангельская обл., АА).

***

Если же пастух нарушает главное обещание – отдать лешему одну корову из стада, за это следовала смерть. Коровой, обреченной в жертву лешему, обычно считается та, которая в день первого весеннего выгона скота на пастбище первая или последняя входила в лес. Такая корова непременно пропадала в течение лета – она или терялась в лесу, или ее задирали звери.

***

Ну, с лесным раньше пастухи знались, так говорили, что у тех, кто с лесным знается, лесной выбирает из стада самую лучшую скотину. Ну, он забирает, закрывает ее, она так в лесу и остается, она зайдет в такое место, что ей не выйти. У нас все время пас Игнат. Он пас лесом. И вот знаешь, ведь с лесным надо тоже рассчитываться. А лесной взял и выбрал у него корову‑то от сирот. Тут вот рядом соседка была, а у нее двое детишек. А лесной‑то взял и эту корову выбрал от сирот, от бедных, а не от богатых. Пригнал пастух коров, а этой нет. Эта женщина пастуха спрашивает: «Где, Игнатий, моя корова? У меня коровы нету». Так он сходил и пригнал. Он пригнал эту корову, которую лесной себе выбрал, не отдал эту корову лесному. А надо было отдать – отдал бы, живой остался. А он не отдал, так его старуха рассказывала: «Двери ночью открыло, среди ночи все стены исхлестало в избе». Леший его захлестал. И он умер. Два дня спал, а на третий умер (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 50).

***

Забирая себе обещанную корову, леший особым образом «закрывает» ее. То есть как бы окружает ее незримой, но прочной оградой, из‑за которой сама корова не может выйти. Когда она съедает вокруг себя всю траву, то умирает от голода. «Закрытая» лешим корова невидима для окружающих, даже если она находится на совершенно открытом месте вблизи деревни. Леший уводит и «закрывает» не только тех коров, которые ему положены по договору с пастухом, но и тех, которые были обруганы своими хозяйками, сказавшими в недобрый час: «Леший тебя побери!» Чтобы вернуть «закрытую» лешим корову, нужно обратиться к «знающим» людям – колдунам и колдуньям. Потому что они умеют вызывать лешего. Колдун встречается с лешим и узнает, где искать пропавшую скотину.

***

Леший может показаться любому. Очень может показаться. У нас был старик, он ходил к лешему. Потеряет кто корову, вот он и пойдет, рубаху вывернет наизнанку, ворота откроет, ну и вызывает. Как – не спрашивали. Он говорит: «Вы думаете, легко лешего вызывать?» Говорит – прежде, чем ему выйти из лесу, такой ветер сделается, что тебя с ног сбивает. «А вот я стану спрашивать, а у самого голос дрожит». Бывало, ему скажут, что коровы уже нет живой. Он знает какие‑то слова, раз ходит, знается с лешим. Леший, бывало, покажется человеком, бывает, покажется собакой, а говорит по‑человечески. То скажет: «Корову ищи завтра в таком‑то месте. Корова закрыта. Идите во столько‑то часов и корову найдете» (Архангельская обл., Левкиевская 2001,455).

***

Иногда колдун может только объяснить хозяину пропавшей коровы, как разыскать лешего. А уж спрашивать о судьбе потерявшейся скотины должен сам хозяин. Главное в такой ситуации – абсолютно точно выполнить инструкции по общению с лешим, которые дает колдун. Иначе жди беды – леший может и наказать за своеволие.

***

Пастух в деревне был, к нему обращались с делом. Один раз потерялась корова красная. Пришли к пастуху. Он сказал: «Войдете в лес, положите два яйца, леший яйца любит. Положите на перекрестке левом рукой, не глядя, и уходите». Старуха пошла, снесла и на второй день снова пришла и встала, не шевелясь. Лес зашумел, вышел леший – небольшой, в сером кафтане, в шляпе, с батогом. Идет и гонит семь коров, видно, у многих отобрал. А пастух ее предупредил: «Стой, не шевелись и не говори, пока не прогонит, а твою он отхлестнет». А она не вытерпела, подумала, ведь прогонит ее корову, и сказала: «Ой, ты, Красулюшка!» Леший обернулся, хлестнул ее веткой и выбил ей глаз, но корову отдал. Когда она пришла домой, знахарь ей сказал: «Не послушалась меня, так ходи весь век кривая. Мог бы хуже – он мог бы тебя всю переломать!» (Архангельская обл., АА).

***

Леший – единственный представитель нечистой силы, с которым крестьяне в XIX веке вступали в официальную переписку. Когда у крестьянина пропадала в лесу скотина, он шел к знахарю. И тот на листе бумаги или бересте писал кусочком угля каракули и тихо шептал: «В Новгородскую губернию главному начальнику на лесного проходца покорнейшее прошение. У крестьянина NN потерялась корова. (Дальше описывались все признаки животного.) Прошу возвратить немедленно назад и отдать крестьянину NN оную вещь, иначе тебе будет худо: станем жаловаться высшему начальству. Хоть ты ее увел, но она на век не отдана. По безграмотству и личной просьбе расписался N». Проговорив это, знахарь шел в лес и бросал это «прошение» левой рукой через плечо. Впрочем, можно, минуя колдуна, самому попробовать обратиться напрямую к лешему. Для этого надо написать ему прошение и оставить в лесу на пне. Это прошение называлось кабалой и «писалось» на березовой коре неразборчивыми каракулями справа налево. Прочитав такое «прошение», леший мог вернуть пропавшую корову.

 

 

Пастух, созывающий стадо волынкой. Начало XX в.

 

А если леший не выполнял требуемого, крестьяне даже грозились пожаловаться на него государственным властям. Вологодские крестьяне, обиженные на проделки местного лешего, писали «грамотку» царю леших Мусаилу, прося наказать виновного. В противном случае обещали, что «будет послана грамотка царю в Москву, и царское величество пришлет два отряда московских стрельцов да две сотни донских казаков, и вырубят они лес в пень» (Зеленин 1, 254).

Самое страшное, что может сделать леший, – унести с собой ребенка, проклятого родителями. Даже очень рассердившись на своего ребенка, мать ни в коем случае не должна говорить ему: «Унеси тебя леший!» Иначе леший и вправду унесет и навсегда оставит этого ребенка у себя. Дети, унесенные лешим в лес, обычно не жаловались на плохое отношение. Напротив, они подчеркивали, что леший, имевший вид седого старичка или их родственника, был с ними добр: приносил им еду, баловал лакомствами, заботливо укрывал от холода. Единственное, чего они не могли, – вернуться домой. Родителям нужно очень постараться, чтобы вернуть себе своего ребенка. Чтобы возвратить унесенного лешим ребенка, на перекрестке дорог нужно положить угощение: кусок сала, горшок с кашей, блины, два яйца. Еду заворачивали в чистую тряпку с красной ниткой, кланялись на четыре стороны, не крестясь, и говорили: «Честной леса, просим тебя, умоляем тебя, нашу хлеб‑соль прими, а нашего родного возврати».

***

Я тоже слышала от мамы, там у нас была одна, девчонка такая маленькая была. А мать‑то что‑то заругалася. Вот так: «А понеси тебя леший», – говорит. И всей деревней ходили, искали. Не могли найти девку. [Потом она объясняла]: «А меня, – говорит, – дедушка идет, зовет: „Иди сюда!" Потом мать и говорит: «Что‑то надо снести, чтобы задобрить хозяина лесного». Так мать яйца носила. Так нашли‑то ее, она посажена на пенек, там и сидит, там и нашли. Они к какой‑то колдовке ходили, к бабке. «Если яйца, – говорит, – возьмет он, лесной этот человек, то он тебе девку отпустит. Если не возьмет, то не отпустит». Пришли, яйца взяты. Она на пень посажена. Говорит: «Меня дедушка вел: „Пойдем, пойдем" (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 455).

***

Чтобы леший не украл детей, идущих в лес, мать должна сама их проводить, благословить их, положить на пень кусок хлеба, завернутый в тряпочку, и сказать: «Царь лесной, царица лесовица, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят и отпусти их домой…»

Лешие, как и змеи, уходят на зиму в «иной» мир, проваливаясь под землю в день св. Ерофея (4/17/10). В этот день они перестают бродить по лесу и напоследок рвут деревья, роют землю, загоняют зверей по норам. Поэтому в этот день старались не заходить в лес. Тот, кто рискнет это сделать, потеряет разум. Вновь появляются лешие только весной, когда начинает таять снег и размыкается земля.

 







Date: 2015-10-19; view: 446; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.064 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию