Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический феномен игрового взаимодействия





 

Игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие.

Л. С. Выготский

 

 

Зачем нам игра?

Перед каждым тренером рано или поздно встает главный профессиональный вопрос: как сделать общение и взаимодействие с группой эффективным?

Соответственно этому возникает много сопутствующих вопросов:

• Как создать мотивацию на групповое взаимодействие?

• Что нужно сделать, чтобы в группе воцарилось доверие?

• Как преподнести информацию, чтобы она успешно усвоилась?

• Как решать возникающие в группе проблемные ситуации?

И еще масса других вопросов встает перед тренером, разрабатывающим и проводящим тренинги. Тренинг – это ВСЕГДА изменение! Неважно, какой это тренинг: обучающий, развивающий, бизнес‑тренинг или тренинг личностного роста…

А человеческая природа такова, что человек скорее стремится к постоянству, нежели к динамике и изменениям. Даже если продвинутый современный человек заявляет: «Я готов к изменениям!» – это говорит его «голова», сознание. Бессознательное активно сопротивляется изменениям.

Поэтому первое, что приходится преодолевать тренеру на пути к достижению тренинговой цели, – это психологическое сопротивление участников, часто не осознаваемое ими самими.

Что снижает сопротивление в тренинге:

• доверие к тренеру, его статусность;

• безопасность атмосферы;

• высокая степень мотивации на получение результата;

• правильно подобранные не директивные тренинговые методы.

Игра – именно тот метод, который создает не только спонтанную, легкую, безопасную атмосферу, но и – ненавязчиво – условия для того, чтобы участники получили новый опыт. Кроме того, игра – это энергия, причем позитивная. А энергия в тренинге просто необходима для того, чтобы группа продвигалась вперед.

А еще игра – это свобода, творчество и спонтанность!

Поэтому можно сказать: если тренер хочет добиваться максимальных результатов от тренинга и делать это так, чтобы участники получали эти результаты в ненапряженной, свободной, энергичной, творческой атмосфере, то игра – это его метод работы.

Однако важно не только просто подобрать нужные для тренингового процесса игры, которых в нашей книге, мы надеемся, достаточно, но и не «испортить» сам игровой процесс, то есть качественно провести игру. Поэтому далее мы подробно остановимся на технологии игрового взаимодействия тренера с группой.

Весьма важно, чтобы, играя, специалист видел не только внешние составляющие игрового взаимодействия, но и глубинные психологические механизмы игры, а также просчитывал, предвидел ее целесообразность. В этой связи можно, переделав известную фразу, сказать: «Плохих игр не бывает, бывают плохие игротехники». Когда играющий не задумывается над смыслом и значением выбранной им игры, он не может рассчитывать на ее результативность. Прежде чем начать игру, нам необходимо проанализировать цель такого взаимодействия, его смысл и значение, соотнести все это с конкретными людьми, особенностями внешних условий, в которых мы будем это делать. Таким образом, необходимо выстроить технологию игрового взаимодействия, дающую нам не только осмысленность, целенаправленность, последовательность и операциональность наших действий, но и предвидение ее результатов.

«Айсберг» игрового взаимодействия Чтобы представить себе, что же такое игра с точки зрения ее внутренних механизмов, давайте немного пофантазируем. Представьте себе игру в виде некоего айсберга. Мы все знаем, что айсберг – это ледовое образование, дрейфующее в воде, только 10 % которого находится на поверхности, а остальные 90 % скрыты под водой. Так и в игре. Видимый слой – это ее функциональное назначение, в какой‑то степени именно «верхушка», которая будет видоизменяться («таять» или «леденеть») в зависимости от других составляющих игры, которые не видны глазу.

Рассмотрим существующие пласты «айсберга» игрового взаимодействия (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Айсберг игрового взаимодействия

I. Функциональный – самый верхний пласт игрового взаимодействия, то, что «лежит на поверхности», та самая «верхушка айсберга игры», видная всем, в том числе участникам. Это видимый пласт: кто и как играет, насколько увлечены ведущий и участники игрой и т. д. Данный пласт находится в прямой зависимости от задач, которые ставит игротехник или организатор игр. II. Физиологический пласт игрового взаимодействия оказывает влияние на регуляцию физиологических процессов организма: реализацию потребности в двигательной активности, формирование тормозящей функции головного мозга, развитие координации движений, насыщение организма кислородом и т. п.


III. Психологический пласт игры. На этом уровне важно видеть влияние игры на психику человека: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, регуляция эмоционального состояния и т. д.

IV. Обучающий пласт игрового взаимодействия – это создающий, формирующий, развивающий уровень, связан с приобретением умений, развитием качеств личности и т. п.

V. Личностный (латентный) пласт игры. Самый невидимый слой игрового взаимодействия. Он направлен на отсроченный результат, приводящий к личностному развитию участника игры, проявляется значительно позже окончания игрового взаимодействия.

При подготовке проведения игры, если мы хотим не просто хорошо провести время, но добиться какого‑то конкретного качественного результата, необходимо учитывать цель, с которой проводится игра, и задачи, которые она решает. После игры целесообразно провести обсуждение или анализ игрового взаимодействия, причем затрагивая только те задачи и цели, которые участники могли увидеть и понять.

 







Date: 2015-10-19; view: 818; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию