Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1 2 page
Смешанный индивидуальный латеральный профиль с ведущим левым полушарием
№ п/п
| Ведущий орган
| П — правый
Л — левый
| Особенности когнитивной сферы в продуктивной и стрессовой ситуациях
| |
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза и уха, что свидетельствует о неполном доступе визуальной, аудиальной и кинестетической информации. Ведущая нога —функционально способна. Стрессоустойчивость — 25%
| |
| Рука
| Л
|
| |
| Глаз
| Л
|
| |
| Ухо
| Л
|
| |
| Нога
| П
|
| |
|
|
| |
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
| |
| Рука
| л
|
| |
| Глаз
| л
|
| |
| Ухо
| п
|
| |
| Нога
| л
|
| |
|
|
| |
|
| В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и кинестетической информации. Полный доступ аудиальной информации, которая соответствует ведущей модальности. Стрессоустойчивость — 25%
| |
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной и кинестетической информации. Полный доступ визуальной информации, которая не соответствует ведущей модальности. Стрессоустойчивость — 25%
| |
| Рука
| Л
|
| |
| Глаз
| п
|
| |
| Ухо
| л
|
| |
| Нога
| л
|
| |
|
|
|
| |
| Полушарие
| л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование
| |
| Рука
| п
|
| |
| Глаз
| л
|
| |
| Ухо
| л
|
| |
| Нога
| л
|
| |
|
|
| |
|
| ведущих глаза, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной, аудиальной и кинестетической информации Функциональная способность ведущей руки. Стрессоустончн-вость — 25%
| |
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность
| |
| Рука
| П
|
| |
| Глаз
| п
|
| |
| Ухо
| п
|
| |
| Нога
| л
| изложения информации. Затруд-
| |
|
| нения в обобщении материала В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей ноги. Полный доступ визуальной и аудиальной (соответствует ведущей модальности) информации. Функциональная способность ведущей руки. Стрессоустойчивость — 75%
| |
| Полушарие
| л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность
| |
| Рука
| п
|
| |
| Глаз
| п
|
| |
| Ухо
| л
|
| |
| Нога
| п
| изложения информации. Затруднения в обобщении материала Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации. Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги Полный доступ визуальной и кинестетической информации, которая не соответствует вед>-щей модальности. Стрессоустойчивость — 75%
| |
|
|
| |
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации. Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги. Полный доступ аудиальной (соответствует ведущей модальности) и кинестетической информации. Стрессо-устойчивость — 75%
| |
| Рука
| П
|
| |
| Глаз
| л
|
| |
| Ухо
| п
|
| |
| Нога
| п
|
| |
|
|
| |
| Полушарие
| л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки. Полный доступ визуальной и аудиальной (соответствует ведущей модальности) информации. Функциональная способность ведущей ноги. Стрессоустойчивость —75%
| |
| Рука
| л
|
| |
| Глаз
| п
|
| |
| Ухо
| п
|
| |
| Нога
| п
|
| |
|
|
| |
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации. Блокирование ведущей ноги. Функциональная способность ведущей руки. Полный доступ визуальной информации, которая не соответствует ведущей модальности. Стрессоустойчивость — 50%
| |
| Рука
| П
|
| |
| Глаз
| п
|
| |
| Ухо
| л
|
| |
| Нога
| л
|
| |
|
|
| |
| Полушарие
| л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации. Блокирование ведущей руки. Функциональная способность ведущей йоги. Полный доступ аудиальной информации, которая соответствует ведущей модальности. Стрессоустойчивость —50%
| |
| Рука
| л
|
| |
| Глаз
| л
|
| |
| Ухо
| п
|
| |
| Нога
| п
|
| |
|
|
| |
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза и ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и аудиальной информации. Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги. Стрессоустойчивость —50%
| |
| Рука
| п
|
| |
| Глаз
| л
|
| |
| Ухо
| л
|
| |
| Нога
| п
|
| |
|
|
| |
| Полушарие
| л
| Аналитик,аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки и ведущей ноги. Полный доступ визуальной и аудиальной (соответствует ведущей модальности) информации. Стрессоустойчивость — 50%
| |
| Рука
| л
|
| |
| Глаз
| п
|
| |
| Ухо
| п
|
| |
| Нога
| л
|
| |
|
|
| |
| Полушарие
| л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект. Необходимы структурированность и последовательность изложения информации. Затруд-
| |
| Рука
| п
|
| |
| Глаз
| л
|
| |
| | Ухо
| п
|
| |
| | Нога
| л
|
| |
| В
|
| нения в оооощении материала Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации. Блокирование ведущей ноги. Функциональная способность ведущей руки. Полный доступ аудиальной информации, которая соответствует ведущей модальности. Стрессоустойчивость — 50%
|
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, зна-
|
| Рука
| Л
| ковое, аострактнос, логическое мышление, вербальный интел-
|
| I лаз Ухо
| II л
| лект. Необходимы структурированность и последовательность
|
| Нога
| п 1
| изложения информации. За-
|
|
| 1
| труднения в обобщении материала. Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации. Блокирование ведущей руки. Функциональная способность ведущей ноги. Полный доступ визуальной информации, которая не соответствует ведущей модальности Стрессоустойчивость —50%
| | | | | | | | | | | | | | | | | | Схема 1.4
Односторонний индивидуальный латеральный профиль
п/п
| Ведущий орган
| П — правый
Л — левый
| Особенности когнитивной сферы в продуктивной и стрессовой ситуациях
|
| Полушарие
| П
| Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, простран-
|
| Рука
| П
| ственное, наглядное, образное,
|
| Глаз
| п
| действенное мышление, «врож-
|
| Ухо
| п
| денная грамотность», творчество,
|
| Рука
| п
| гештальт, невербальный интеллект. В процессе обучения необходим музыкальный или двигательный ритм. Затруднения в анализе и структурировании. Самый невыгодный профиль для современной системы образования (особенно для мальчиков). В стрессовой ситуации происходит блокирование ведущего уха и ведущего глаза, что приводит к невосприятию аудиальной и визуальной информации. Блокирование ведущей руки и ведущей ноги. Стрессоустойчивость —0%
|
|
|
|
|
| Полушарие
| Л
| Аналитик, аудиал, дискретное восприятие, плоскостное, знако-
|
| Рука
| л
| вое, абстрактное, логическое
|
| Глаз
| л
| мышление, вербальный интел-
|
| Ухо
| л
| лект. Необходимы структуриро-
|
| Рука
| л
| ванность и последовательность
|
|
|
| изложения информации. Затруднения в обобщении материала. Левый глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено. Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры). В стрессовой ситуации происходит блокирование ведущего уха и ведущего глаза, что приводит к невосприятию аудиальной и визуальной информации. Блокирование ведущей руки и ведущей йоги. Стрессоустойчивость —0%
|
Гармоничный индивидуальный латеральный профиль
Этот профиль встречается редко и возможен при хорошо развитом мозолистом теле, обеспечивающем интеграцию и координацию работы мозга. Ведущее и ведомое полушария одновременно контролируют ведущие руку, глаз, ухо и ногу. Такие дети имеют 100% стрессоустойчивости.
Профиль индивидуальной латерализации в нормальном онтогенезе должен сформироваться к 7—8-летнему возрасту. Его несформированность в этом возрасте могут свидетельствовать об отклонениях или отставании в развитии. Изучение уровня сформированности латерального профиля младших школьников показало, что такие типы латерализации, как односторонний, перекрестный и смешанный, носят сформированный характер и не изменяются с возрастом. В незавершенном или несформированном латеральном профиле с возрастом происходят изменения. О несформирован-ности профиля свидетельствуют случаи, когда у ребенка своевременно не определяются ведущая рука, глаз, ухо и нога. Иногда наблюдается смена ведущей руки или глаза, нарушения оптико-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации Это, в свою очередь, приводит к возникновению и устойчивому проявлению зеркальных ошибок письма у детей-левшей, амбидекстров и учащихся с признаками левшества. Может отмечаться снижение уровня сформированности высших психических функций.
Для координации в работе ведущего полушария, руки, глаза, уха и ноги можно использовать «Программу формирования нейропсихологического пространства ребенка» или кинезиологические комплексы упражнений (комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушар-ные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией и происходит синхронизация работы полушарий).
Комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук (использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк)
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут.
Цепь: улучшение навыков чтения и письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.
1. Восьмерки. Исходное положение — стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
4. Рисующий слон. Исходное положение — стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.
6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.
7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога — в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.
Комплекс кинезиологических упражнений для интеграции визуальной и аудиальной модальности
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут.
Цель: формирование зрительного и слухового восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, интеграция визуальной и аудиальной модальностей.
1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте упражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темные предметы, затем только светлые.
2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со стороны затылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого. Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело — это опора.
4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак. В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.
5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.
6. Ребенку предлагаются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить учащемуся самому вылепить из пластилина буквы. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3—4 букв на основе их осязания. Последующий этап тренировки — буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу, сгибая в наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т.д.). Одновременно с промахиванием проговорите эту же информацию.
1.3. Роль индивидуального латерального профиля в обучении и стрессе
Школа является крупным источником стресса, особенно для правополушарных детей с плохой академической успеваемостью. Обучение, ориентированное на левополушар-ное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно ведет к стрессу, который является психофизиологической реакцией организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы.
Установлено, что дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систему, обеспечивающую основы иммунологической, нейро-гуморальной и психической жизнедеятельности. Кроме того, стрессам способствует постоянная угроза наказания за ошибочные ответы и действия. Ситуацию, происходящую с детьми в школах, Р.И. Айзман выразил так: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о "школьном шоке". Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия, что является основной причиной "забывания" информации на проверках и экзаменах. Это особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа».
Date: 2015-10-18; view: 553; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|