Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) является одной из важнейших составных частей учебного процесса





Самостоятельная работа студентов (СРС) является одной из важнейших составных частей учебного процесса. При выполнении СРС происходит формирование навыков, знаний и умений студента, а в дальнейшем обеспечивается освоение студентом приемов познавательной деятельности, формируется интерес к творческой работе и способность решать как творческие, так и научные задачи.

Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. В связи с этим необходимо переориентировать самостоятельную работу студента с традиционной – простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта, творческой и научно-информационной деятельности – на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

В целом же СРС под управлением преподавателя является средством обеспечения развития целевой готовности индивида к перманентному профессиональному образованию.

Изменяется и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной, контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т.д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т.п.

Важно показать студентам, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

Организация СРС под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, позволяющих развивать самостоятельную творческую деятельность.

СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стилизует студентов к работе с необходимой специальной литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

Одним из важных организационных моментов в СРС является составление заданий для самостоятельного выполнения, при составлении которых преподаватель руководствуется следующими критериями:

- объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твердом знании материала студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;

- все задания должны быть одинаковой сложности;

- при всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;

- в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

- при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Введение описанной структурной организации задания при проведении работы должно гарантировать самостоятельное и эффективное ее выполнение каждым студентом.

Контроль в СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а, прежде всего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка, а, следовательно, стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания.

При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах СРС ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Очень важное условие эффективности самостоятельной работы - это её контроль.

Особо следует отметить роль современной электронной вычислительной техники в СРС, применение которой позволяет производить имитационное моделирование реальных систем технических, организационных, социальных, экономических и т.д.

При организации СРС важно максимально обеспечить связь теоретических аспектов с практикой, что, кстати, и позволяют осуществить современные программно-аппаратурные комплексы электронной вычислительной техники. При этом в результате выполненной работы должен быть достигнут реальный законченный практический результат, который показал бы максимальную связь достигнутых результатов с существующей теорией. В тоже время при получении конкретного результата СРС должна быть оставлена возможность дальнейшего совершенствования теоретических аспектов для достижения более совершенного практического результата. Студент должен “заразиться” процессом достижения конкретных результатов своей работы и возможностями открывающихся новых теоретических перспектив.

В этом ключе следует отметить программные комплексы, позволяющие реализовывать рассмотренные аспекты.

Для реализации имитационного моделирования электронных систем при выполнении СРС – это программа “Electronics Workbench”, рекомендованная к применению министерством образования и науки РФ. Эта программа в течение ряда лет успешно используется в Оренбургском государственном университете студентами при выполнении лабораторных и расчетно-графических работ.

Для реализации СРС в области правовых знаний весьма удобны программные комплексы “Гарант”, “Консультант плюс”, “Кодекс”, которые позволяют решать реальные задачи в области права, экономики и т.д., используя полноразмерные базы данных действующих нормативно-правовых актов.

Для решения экономических задач, особенно в области биржевых операций с ценными бумагами успешно используется “Internet” в режиме “On line”.

Все это облегчает вступление специалиста в реальную жизнь, когда от него требуется подключение к производственной деятельности предприятия с минимальным временем адаптации. Вот здесь-то ему и пригодятся навыки самостоятельной работы с реальными источниками информации, умение работать в коллективе, знание электронной вычислительной техники. А самое главное пригодится та система знаний, которая получена им в высшем учебном заведении. То, что его научили не догме, а методам системного самообучения на реальных материалах и те знания, которые он добыл своим собственным трудом под руководством преподавателя при реализации СРС и которые может самостоятельно продолжать совершенствовать по мере необходимости.

Наиболее удобным для СРС нам представляется электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). В зависимости от конкретных условий и возможностей, ЭУМК может иметь несколько разновидностей: Internet – сайт, программное обеспечение локальной сети учебного заведения, отдельный программный продукт на лазерном диске и т.д.

Исходя из задач СРС, электронный учебно-методический комплекс должен содержать следующие функциональные и дидактические блоки:

1. Организационно-методический блок, включающий изложение цели, задач изучаемой дисциплины (или её раздела), определение её места в системе профессиональной подготовки и связей с другими дисциплинами, учебную программу с краткой характеристикой тем, желательный порядок освоения материала, а также рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса, формы отчетности, итогового и промежуточного контроля.

2. Информационно-обучающий блок, состоящий из отдельных модулей – учебных тем. Содержательная часть модулей может быть выполнена в виде гипермедиа и предъявляться студенту порциями по мере прохождения различных ступеней обучения. Каждый модуль может сопровождаться видеороликами показа реального демонстрационного эксперимента, а также интерактивными моделями рассматриваемых явлений, процессов, систем. Содержательная часть должна завершаться программой рубежного самоконтроля. Этот блок может включать также интерактивные справочники, словари, энциклопедии, разного рода схемы и «подсказки».

3. Деятельностно-развивающий блок, представляющий систему заданий, задач, виртуальных лабораторных работ, а также средств автоматического рейтингового контроля по каждой учебной теме.

4. Идентификационно-контролирующий блок, имеющий журнал учета результатов рейтингового контроля по различным модулям учебной программы дисциплины и перехода студентов от одной ступени обучения к другой.

5. Блок итогового рейтингового контроля (самоконтроля) усвоения дисциплины или ее раздела.

Пока такие комплексы для самостоятельной работы студентов отсутствуют, хотя отдельные их компоненты в виде электронных учебников, задачников, лабораторных практикумов представлены уже достаточно широко и могут быть использованы при разработке ЭУМК.

Комплексы должны по возможности обеспечивать реализацию проблемно – поискового метода обучения, т.е. соответствовать следующим принципам:

1. Знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно.

2. ЭУМК организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.

3. В процессе работы с УМК студенты самостоятельно рассуждают, решают задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные, а, следовательно, более прочные знания.

Существенной стороной, которая определяет качество обучающее-контролирующих программ подобного типа, является выбор содержания и структуры контрольных тестов. В процессе выполнения тестовых заданий реализуется возможность адаптивного компьютерного управления самостоятельной учебной деятельностью студентов. Именно содержание и структура тестов вызывают наибольшие дискуссии при обсуждении проблем внедрения учебно-методических комплексов в практику обучения. К сожалению, широко распространенные сейчас закрытые тесты лишь фиксируют правильность или неправильность конечного результата деятельности испытуемого и не позволяют диагностировать текущее состояние (статус) обучаемого, т.е. адекватно определять уровень знаний, умений и навыков в соответствующей предметной области.

Главными достоинствами ЭУМК для СРС должны стать высокая степень наглядности, занимательность изложения учебного материала, ориентация на дифференцированный уровень исходной подготовки, адекватная оценка итогового уровня студента. Наглядность и занимательность изложения материала обеспечивается интерактивными моделями, слайд-шоу и видеороликами демонстраций; дифференцированный подход – средствами гипермедиа; адекватность оценки уровня студента – использованием комбинированных многоуровневых тестов.

Самостоятельная работа, построенная на ЭУМК, будет способствовать подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности, которую уже невозможно представить без информационных технологий и компьютерной техники.

На современно этапе «стратегической» задачей самостоятельной работы является формирование готовности (возможности и потребности) обучающихся к управлению собственной познавательной деятельностью в системе «информация – знания – информация». Даже при написании творческой работы (академического реферата, доклада, курсовой работы) большинство из них смысл ее видят в углублении собственного знания по определенной проблеме. Следует заметить, что подавляющее большинство традиционно осваиваемых методов самостоятельной учебной деятельности (обретение лексических навыков аудирования и конспектирования, культуры чтения, овладение стилистикой научной речи, умением использовать доступные библиотечные ресурсы, находить информацию с помощью автоматизированных систем и информационных сетей и др.) ориентированно на развитие способности получать необходимые сведения из готовых источников, активизировать познавательную деятельность в звене «информация – знания» (т.е. деятельность «для себя»).

Целесообразно использовать и групповую форму организации самостоятельной работы. В рамках небольшой группы (2 – 4 человека) студенты работают над решением одной задачи. Каждый, проделывая самостоятельно определенную (но имеющую законченный вид) часть работы, затем «вносят» это «в общий котел».

Преподаватель оказывает консультативную помощь каждому исполнителю, оценивая его успехи по качеству выполненной им части задания. Координация все работы – это сфера участников творческой группы. Студент имеет возможность реально оценить свой вклад в общее дело, осознать ответственность за конечный результат. Эти студенческие работы могут накапливаться на кафедре или в методическом кабинете, оказывая практическую помощь преподавателям и студентам в качестве источника сигнальной информации.

По мере развития готовности к самостоятельной работе (развития мотивации) функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля.

Для развития у студентов мотивации к самостоятельной работе нужны современные, научно-обоснованные учебные и методические пособия как средство, с помощью которых студент может выстроить индивидуальную траекторию самообучения в процессе самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа перестанет быть формальным звеном целостного педагогического процесса только в том случае, если будет осознаваться студентом как существенно необходимой элемент собственного развития. Для этого необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы в конечном счете «привести» к самоуправлению познавательной деятельностью в системе «информация – знание – информация».

Date: 2015-10-19; view: 620; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию