Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние приседаний на частоту пульса у учащихся 4 page
2. Умения - обеспечить в ходе урока (уроков) усвоение понятий, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Развивать из урока в урок умения выделять главное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Развивать самостоятельность и волю учащихся. Вопросы для закрепления, темы:
72:: 73:: 74:: 75:: 76:: 77:: 78:: Содержание 78:: 79:: 80:: 81:: 82:: 83:: 84:: 85:: Содержание Тема ХIII Тактическое планирование уроков (продолжение) План
Отбор и переработка учебного материала Варианты использования учебника и дополнительного материала На уроке можно рассмотреть или материал из учебника, или из дополнительных источников, или материал, сочетающий учебник и дополнительные источники. Конечно, механический пересказ учебника снижает интерес учащихся к учебе, подрывает авторитет учителя, в итоге снижается качество знаний. Гораздо интереснее получается урок, когда на нем разбирается то, чего нет в учебнике, а материал учебника задается на дом. Но здесь возрастает объем работы и к тому же не прорабатываются ключевые понятия, законы, теории, изложенные в учебнике. В итоге, также как и при пользовании одним учебником - потеря качества знаний. Следовательно, оптимальным является сочетание материала учебника с дополнительным. Из сказанного следует заключить, что для учителя, особенно начинающего, прочное знание материала учебника является обязательным и непременным условием его успешной деятельности, во-первых, и эффективного использования дополнительных источников, во-вторых. Короче, слабо зная материал учебника, учитель не сможет рационально использовать и дополнительную литературу, ибо материал учебника является тем единственным и незаменимым ориентиром, при помощи которого учитель и сможет подобрать именно тот дополнительный материал, который тесно связан с материалом учебника. Требования к дополнительному материалу 1) Дополнительный материал должен быть органически связан с материалом урока. Он должен дополнять, расширять и углублять те понятия, законы, теории, факты, которые надо изучить и закрепить на предстоящем уроке. Короче, дополнительный материал должен иметь образовательную значимость. 2) Он должен иметь также воспитательную, развивающую, мотивационную, теоретическую, практическую и профориентационную направленность, а также иметь краеведческую и экологическую значимость. 3) Он должен отвечать всем принципам дидактики (обучения): идейность, научность, достоверность, доступность, логичность, иметь связи теории с практикой, а также связи внутрипредметные (вертикальные) и связи межпредметные (горизонтальные). 4) Он должен носить проблемный характер и соответствовать возрасту и психике учащихся. Поэтому он должен иметь такой уровень сложности, чтобы он вызывал умственное интеллектуальное затруднение у учащихся, но одновременно был посильным для самостоятельного усвоения. В противном случае легковесный, неинтересный материал вызовет у учащихся скуку и разочарование, а непомерно сложный отобьет всякое желание к самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим отобранный для урока материал должен быть четко разграничен на основной (обязательный) и дополнительный (вспомогательный). Поэтому объяснение учителя должно охватывать только основную, ключевую часть учебника. Вместе с тем оно должно быть шире материала учебника за счет дополнительных аргументов и фактов, Анализ и педагогическая переработка дополнительного материала Отобранный дополнительный материал может быть полезным при условии, если он будет тщательно проанализирован и педагогически переработан (дидактический, научный, психологический, логический - как преподнести: индуктивно, дедуктивно или традуктивно). Очень важно, что и анализ, и педагогическая переработка и тем более преподнесение дополнительного материала будет более наглядным и доступным, если этот материал будет представлен не в виде текста, а в виде таблицы и особенно сравнительной таблицы. Объемное соотношение материала учебника и дополнительного материала Сочетание и объемное соотношение материала учебника и дополнительного материала зависит от: а) специфики содержания темы; так, в теме "Селекция растении" должно быть больше дополнительного материала, а в теме "Лист" - наоборот, меньше, в теме же "Клетка" еще меньше; б) от возраста и учебных возможностей учащихся: в младших классах дополнительного материала мало, или нет вовсе, в старших его должно быть много, тут он должен преобладать над материалом учебника; в) индивидуальных способностей и подготовленности: у слабых учащихся должен преобладать материал учебника, у сильных - дополнительный материал. Выбор методов Условия, определяющие выбор методов, следующие:
Комментарии условий выбора методов. а) Тип урока. Вводный урок темы, раздела, предмета преследует цель ознакомить учащихся с перспективой и проблемами новой темы, раскрыть ее панораму, представив ее в целостном виде и во взаимосвязи с другими темами, разделами (внутрипредметные связи) и предметами (межпредметные связи). Поэтому и ведущим методом этого урока будет словесный - лекция. Дополнительными могут быть беседа (словесный метод), наглядные методы (сопровождение лекции средствами наглядности: таблицами, рисунками, схемами, макетами, муляжами, натуральными образцами - гербарии, живые растения, животные, плоды, семена, а также ТСО - кино, эпипроектор и т.д.). Основной урок преследует цель - изучить новый учебный материал. Поэтому здесь четко выраженного ведущего метода может и не быть. Вероятнее всего на таком уроке оптимальным будет рациональное сочетание или двух (словесного и наглядного), или всех трех (словесного, наглядного, практического) методов. Если же на таком уроке предполагается изучать сугубо теоретический обобщающий материал, например "Происхождение жизни", здесь также может быть использован один ведущий словесный метод в сочетании с дополнительными (наглядным и практическим). Заключительный урок темы (обобщающий, учетно-контрольный, комбинированный) преследует цель - подвести итог изучения материала темы. Поэтому ведущим методом здесь может быть словесный вопросно-ответный (беседа), а вспомогательными - наглядный и практический. б) Возраст, количество и подготовленность учащихся. Для младших и средних классов методы надо чаще чередовать, наиболее эффективными из словесных методов являются - объяснение, рассказ, беседа; для старших классов - лекции, больше самостоятельной работы. Для более подготовленных - больше активных уроков: КВН, ролевые и деловые игры и т.д. в) Оснащение урока. При наличии микроскопов и препаратов должны преобладать практические методы - наблюдение, распознавание, определение. При наличии средств наглядности будут преобладать словесные и наглядные методы. И, наконец, без оборудования и средств наглядности преобладающими будут словесные методы. Подготовка средств наглядности и письменных вопросов а) Подготовка должна проводиться заблаговременно, а не в канун проведения урока, за 10-20 минут до его начала. Ведь надо не только заказать кинофильм, но и просмотреть его, продумать комментарии к нему, вопросы, дать задание, что выделить при просмотре кинофильма, на что обратить особое внимание. б) Не меньшей заблаговременной подготовки требуется для проведения опытов (опыта) на уроке или демонстрации отдельных узловых фрагментов (закладку, результаты опыта) опыта. В зависимости от длительности опыта на его проведение может потребоваться от нескольких минут-часов до нескольких дней-недель. в) Иллюстративные и натуральные средства требуют времени для их заготовки (гербарии, снопы, плоды, таблицы, рисунки, фото и т.д.). Короче, средств наглядности для биологии так много и они так разнообразны, что подготовка к уроку биологии, пожалуй, самая длительная, кропотливая и напряженная по сравнению с подготовкой к урокам по другим предметам (особенно общественным, филологическим, да и естественным). г) Особое место при подготовке к уроку биологии принадлежит подготовке письменных вопросов. Ибо они потребуются почти на всех этапах урока и особенно при ПЗ, ИНМ, ЗНМ. Количество вопросов. При устной проверке знаний (опросе) надо опросить 3-4 учащихся, задав каждому по 2-3 вопроса - всего 6-12 вопросов. Примерно столько же вопросов надо заготовить при ЗНМ (4-й этап). Не менее 3-5 вопросов надо заготовить для этапа по ИНМ, т.е. основного этапа урока, особенно эти вопросы необходимы при проблемном преподнесении НМ (будь то рассказ, объяснение, лекция). Следовательно, для указанных трех этапов основного (обучающего) урока надо заготовить и включить в поурочный план от 15-20 до 25-30 вопросов. К этому количеству надо добавить резервных 4-5 вопросов на случай, если в конце урока останется несколько (4-5) свободных минут. Так что всего к уроку надо готовить не менее 25-35 вопросов. Где эти вопросы взять? Малую их долю - всего лишь 3-6 вопросов - можно взять из учебника, а остальные 20-25 надо придумывать самому учителю или брать из дополнительных источников учебного материала. При подготовке к заключительному контрольно-учетному уроку, особенно с нетрадиционным тестовым (вариантным) контролем подготовить вопросов надо значительно больше, чем к уроку основному. Например, надо подготовить для письменного тестового контроля не менее 3-4 тестов-блоков по 10 вопросов в каждом. Каждый тест по 3 варианта. В итоге заготовить надо при этом условии 3-4 теста х 3-4 варианта х 10 вопросов = 90-160 вопросов. Но эти вопросы готовятся для заключительного урока темы. На вопросы учитель должен подготовить-продумать и записать в свой план правильные ответы. Требования к вопросам. 1) Органичная связь с темой урока. 2) Их актуальность и проблемный характер. 3) Лаконичность четкость и понятность формулировки. 4) Они должны вызывать умственное напряжение, затруднение, притом посильное разрешению. 5) Они не должны быть риторическими, т.е. заключать в себе ответ. 6) Они не должны быть легковесными, малосодержательными. 7) Должны активизировать мыслительную деятельность, самостоятельную познавательностъ. Короче, они не должны быть и очень простыми, и очень сложными. В обоих случаях такие вопросы туг отобьют желание у учащихся увлеченно с интересом отвечать на них, а следовательно, и учиться. 8) Должны быть оригинальны, интересны. 9) Не пригоден вопрос, допускающий ответ лишь в форме да или нет. 10) Вопрос должен быть определенным, конкретным, чтобы на него можно было дать лишь один верный и точный ответ. Из указанного видно, что учителю при подготовке к уроку никак нельзя ограничиться лишь вопросами, сопровождающими текст урока. Ведь таких вопросов мало, всего лишь 3-5, к тому же учащиеся познакомятся с ними при подготовке домашних заданий. Так что неожиданными при ПЗ они для учащихся не будут и поэтому не могут вызвать у них повышенный интерес и в итоге не будут активизировать познавательную самостоятельность. Не менее важно отметить, что заготовка достаточного количества глубоко продуманных интересных вопросов позволит учителю значительную или большую часть урока проводить в вопросно-ответной, диалогической, т.е. в наиболее активной проблемной форме. Это в свою очередь обусловит установление двусторонних связей, что также отвечает требованиям современного урока. Варианты письменного оформления поурочной подготовки Поурочная подготовка представляет собой более или менее развернутую и расшифрованную структуру урока, его цели и задачи, а также применяемые методы и средства обучения. В зависимости от детализации и степени расшифровки указанных компонентов урока поурочная подготовка может быть оформлена письменно в виде: 1) Лаконичного плана объемом 0,5-1 страница. 2) Тезисов - 1-2 страницы. 3) Конспекта - 3-4 страницы. 4) Развернутого текста - 5-6 страниц. Вопросы. 1. Какой из указанных вариантов письменного оформления поурочной подготовки является наилучшим, оптимальным? 2. Можно ли заготовить не один из указанных вариантов, а несколько или все? 3. Можно ли пользоваться не одним, а несколькими или всеми вариантами? Варианты использования поурочной подготовки различны и зависят от: а) опыта, уровня квалификации и творческого уровня учителя, от его памяти, от степени сложности и объема материала. Так, учителя очень опытные, с крепкой памятью могут пользоваться на уроке или планом, или тезисами. Учителям менее опытным, с менее крепкой памятью целесообразнее пользоваться или тезисами, или конспектом. Тут нередко проявляются три категории учителей: первая стремится полностью игнорировать поурочный план, полагаясь на свой профессионализм, свою память и тем самым стремясь показать учащимся свою эрудицию и феноменальную память; вторая просто зачитывает подготовленный план, от корки до корки, не отрывая от него глаз; третья, обязательно пользуясь поурочной заготовкой, лишь время от времени мельком заглядывая в него, доносит (преподносит) изучаемый материал своими словами. Выводы 1. Успех проведения любого урока на 80-90% будет зависеть от качества подготовки к нему. 2. Каким бы совершенным не был составлен план урока, он не должен быть догмой и поэтому в процессе урока он может и должен корректироваться, трансформироваться, совершенствоваться. При этом не нужно планы переписывать заново, достаточно внести
частные изменения, дополнения в зависимости от конкретной ситуации. И к тому же прекрасный план, приготовленный для одного конкретного класса-урока, для другого класса-урока может оказаться мало пригодным или неподходящим. При изучении данной темы студенты должны усвоить: 1. Знания - требования, которые необходимо соблюдать при отборе и переработке учебного материала, органичная связь с материалом учебника, краеведческая, природоохранная и экологическая направленность, научность, достоверность, доступность. Выбор методов (основного и вспомогательных) в зависимости от характера учебного материала, дидактических целей и задач урока, возраста и подготовленности школьников, наличие соответствующего оборудования и средств наглядности. 2. Умения - рационально сочетать выбранные и используемые в процессе урока методы, методические приемы с учетом специфики учебного материала, наличия средств наглядности, возраста и подготовленности школьников. Выбирать в зависимости от вида урока и поставленных задач наиболее доступные и точнее раскрывающие и углубляющие главное в изучаемом материале средства наглядности. Оптимальное, методически обоснованное сочетание различных средств наглядности с тем, чтобы они органично переплетались и сливались со всеми элементами структуры урока. С учетом структуры урока заготавливать оптимальное количество письменных вопросов, с помощью которых преподнесение нового материала осуществлялось бы учителем проблемно-поисковым путем, как можно чаще на уроке создавались бы проблемные ситуации. В зависимости от объема и сложности учебного материала, а также от опыта и профессионализма учителя завершать поурочную подготовку наиболее целесообразными вариантами ее письменного оформления (план, тезисы, конспект, текст). Вопросы для закрепления темы:
86:: 87:: 88:: 89:: 90:: 91:: 92:: 93:: 94:: 95:: 96:: 97:: 98:: 99:: Содержание ТЕМА XIV Развитие познавательной деятельности у учащихся на уроках биологии План
Умение самостоятельно работать с книгой Важнейшей проблемой учебно-воспитательного процесса является -как развить самостоятельную познавательную деятельность у учащихся, научить школьников учиться, выработать у них потребность и жажду к учебе и труду, привить им жизненную тягу и любовь к постоянному, систематическому и целеустремленному самообразованию. Ибо никакие курсы, никакие школы и университеты не в состоянии дать того, что способно дать целенаправленное образование. Одним из важнейших путей развития самостоятельной мыслительной деятельности у школьников является их работа с самым первым и главным кладезем знаний - школьным учебником. Кстати, о значении книги в формировании человека сложено немало пословиц и поговорок. Вот одна из них: испокон веку книга растит человека. Но растить человека книга сможет лишь тогда, когда читать будешь правильно. Школьной практикой установлено, что в процессе обучения биологии большинство учителей, к сожалению, недостаточно уделяет внимание работе учащихся с учебником. Но учебник может дать намного больше, если учитель методически правильно организует работу с ним. Для учащихся, особенно младших и средних классов, понимание текста учебника - очень трудоемкая работа, требующая особых умений. Что учащиеся не умеют работать с книгой, знает каждый учитель. Однако масштаб этого неумения мало кто представляет. Специальное, обследование в начале 70-х годов около 1000 учащихся 4-10 классов Москвы показало, что самыми элементарными приемами понимания текста владели лишь 0,3% обследованных учащихся. Такая цифра не могла не удивить даже опытных учителей, хорошо знающих школьную реальность. Для организации методически правильной работы с учебником учитель всегда должен помнить о том, что содержание каждого урока в учебнике состоит из двух частей: 1. Основная - это текст, 2. Вспомогательная - это средства, сопровождающие текст (вопросы, задания, задачи, примеры, таблицы, рисунки, графики, схемы, диаграммы - всего около 10 (таблица 12). Таблица 12 Содержание урока
К сожалению, многие учителя при изучении нового материала урока чаще используют лишь текст урока, т.е. его основную часть, забывая или недооценивая, или игнорируя его вспомогательную часть. Работа учащихся с текстом урока По смысловой значимости содержание текста урока делится на главное и второстепенное. Специальные исследования, проведенные во многих школах страны, показали, что не все учащиеся умеют из прочитанного текста выделять главное. При этом большинство учащихся совершенно не может отличить главное от второстепенного и чаще второстепенное выдает за главное. Другие считают, что в тексте все главное и поэтому весь текст надо зазубривать и, как стихотворение, знать наизусть. И лишь немногие учащиеся способны выделить из текста главное. Выделить главное в уроке возможно лишь при обязательной и методически правильной самостоятельной проработке учащимися обеих частей урока: его текста и вспомогательной части. Читать текст надо в два этапа: быстро и медленно. Вначале текст следует прочитать быстро с тем, чтобы охватить его общее содержание, получить о нем наиболее целостное представление. Другими словами, беглым взглядом окинуть текст. Получив в результате быстрого чтения поверхностное общее и целостное представление, учащийся должен второй и последующий приемы чтения осуществлять медленно с карандашом в руках, чтобы легко подчеркивать неизвестные, непонятные слова, термины, понятия, словосочетания. Число медленных чтений зависит от объема и сложного текста, а также от подготовленности, эрудированности и способности каждого учащегося в отдельности. В зависимости от указанного число медленных прочтений текста может варьироваться от 2-3 до 5-6 раз. Доказано, что материал от одного прочтения или прослушивания в зависимости от указанных причин может быть усвоен на 10-20%. Текст при чтении усваивается не сразу, а по частям, слово за словом, предложение за предложением. Затруднения ("сбои") в работе с текстом у учащихся часто бывают связаны с непониманием смысла слов и словосочетаний, блоков, предложений и взаимосвязей между ними. Редко кто из учащихся пытается усвоить смысл непонятного или малопонятного слова, поэтому учащиеся не спрашивают у учителя и товарищей о значении этих слов и по собственной инициативе не обращаются к словарям. Привычку безразлично относиться к непонятным словам и выражениям многие уносят во взрослую жизнь. Многие из нас подвержены этой "нелюбознательностью", что и превращает чтение в скольжение по поверхности, верхоглядству. Такое чтение обкрадывает читателя, лишая его многих радостей. Итак, первая задача учащихся при медленном чтении - понять каждое слово, составляющее предложение. И не только незнакомое, но и знакомое, т.к. слово может быть многозначным и его значение в зависимости от текста (предложения) будет разным. Нередко слова употребляются в переносном смысле и даже в прямо противоположном значении. Непонимание их значений особенно характерно для слабых учащихся, оно ведет к неполному, неточному или искаженному пониманию всего текста. Для устранения этого учащимся следует давать такие задания: - найти в тексте непонятные слова, выяснить их значение у старших или по справочнику; - найти слова, употребляемые в переносном смысле (шутники говорят, что свет - самое темное пятно в физике); - найти знакомые слова, употребляемые в непривычном значении (чинить суд, хлестать водку и т.д.). Эти задания следует проводить не как дополнительную нагрузку для учителей и учащихся, а как постоянный и обязательный компонент уроков, значительно помогающий в качественном усвоении учебного материала. Учащиеся охотно включаются в такую работу, особенно если она связана с обнаружением чьей-то ошибки. Это увлекает, активизирует познавательную активность. Таким приемом часто пользуются известные учителя-новаторы (Амонашвили, Шаталов и др.). Они часто играют с учащимися в "ошибающегося" учителя, делая умышленные ошибки на доске, и школьники привыкают к постоянной готовности находить и исправлять ошибки, аргументируя их. Игра с ошибающимся учителем доставляет им большое удовольствие, приносит удовлетворение. Такие методические приемы способствуют развитию внимания и формирования критического мышления - одного из важнейших читательских и человеческих качеств. Понимание текста впрямую зависит от того, насколько богат личный опыт читателя. Читатель с примитивным, ограниченным опытом ничего не сможет извлечь из очень многих текстов. Усвоение текста урока школьником зависит не только от его подготовленности и эрудиции, но и от обстановки, в которой он работает. Она должна быть спокойной, доброжелательной, деловой. Если учащийся зажат, боится учителя, то он не сможет извлечь из своей "кладовой" информацию, нужную для понимания текста. Учитель нередко неправильно относится к тому, что учащийся не понимает чего-то. Фактор непонимания ставится ему в вину, может вызвать упрек, выговор или насмешку. Поэтому учащемуся легче скрывать свое непонимание, чем обратиться к старшим и тем более к учителю. Таким образом, учащийся, читающий текст учебника, должен помнить всегда 3 заповеди:
При этом понимание текста и память взаимодействуют друг с другом и питают друг друга. Заключение по проработке текста должно осуществляться вдумчиво и осмысленно с использованием указанных логических приемов. Изучив текст, школьник для более полного понимания главного в содержании текста испытывает потребность в фактах, аргументах, примерах и наглядности, которые подтверждали бы, углубляли и конкретизировали содержание прочитанного текста. С этой целью учащиеся после изучения текста или одновременно, параллельно с чтением его приступают к проработке вспомогательной части урока. Методика проработки вспомогательной части урока (вопросы, задания, примеры, иллюстрации и т.д.) Использование вопросов при изучении урока дает наибольший эффект при условии, если они рассматриваются в такой последовательности: вначале целесообразно анализировать вопросы учебника, за ними - вопросы дополнительной литературы и в заключение - вопросы, представленные в виде сравнительной таблицы (пример -таблица 13). Таблица 13 Использование органов растений человеком. Тема урока "Органы растений"
Сначала в данной таблице следует написать образец на основе первой культуры (рожь), а затем, пользуясь учебником, дополнительной литературой или своим опытом, знаниями, дописывать варианты использования основных культур, указанных в таблице. При такой методике ведения занятий содержание темы (тем) усваивают все. При этом особенно важно: здесь эффективно реализуется фундаментальный принцип дидактики, на основе которого и осуществляется важнейшая связь теории с практикой, науки с жизнью. Рассматриваемые методические приемы умелой работы с учебником являются подготовкой учащихся к оперативной и целенаправленной работе их с дополнительной литературой по биологии, которую рекомендует учитель для внеклассного чтения. В свою очередь, чтение дополнительной литературы по биологии способствует развитию самостоятельной познавательной творческой деятельности у учащихся, формированию у них органичной потребности к самообразованию. Для активизации внеклассного чтения дополнительной литературы творчески работающие учителя (новаторы) ввели за правило последний урок каждого месяца или последний урок каждой темы посвятить изучению наиболее актуальных новинок. Наибольший педагогический эффект в данном случае обусловливают самые активные варианты уроков: игры ролевые, деловые, имитационные, а также диспуты, конференции, семинары и т.д. На таких уроках в отличие от уроков обычных (традиционных) учащиеся чаще выступают в роли информаторов, докладчиков, обсуждают то принципиально новое, что они усвоили за месяц или за тему по биологии, какую наиболее интересную и ценную информацию, сведения они получили при внеклассном самостоятельном чтении дополнительной литературы. Для того, чтобы наиболее ценные навыки прочнее и осознаннее усваивались учащимися, целесообразно записывать их в течение года в тетради по биологии. При этом в процессе записи надо записывать и описывать все найденное, прочитанное, увиденное. При необходимости и по желанию учащихся такие сообщения можно проводить не только в конце месяца, но нередко по мере накопления новинок в конце других, обычных уроков. В результате использования такого методического приема целенаправленного приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы наблюдалось: - Резкое возрастание интереса к биологии (вот он - прием мотивации!) как к науке и школьному предмету. В результате школьники таких школ являются постоянными победителями биологических олимпиад; - Значительная часть выпускников этих школ успешно поступают потом в вузы биологического профиля. Здесь, кстати, наблюдается и проявляется четкое сочетание, синхронность активизации познавательной творческой самостоятельности с профессиональной ориентацией (это второй пример эффективной мотивации); - Не менее важно и ценно, что учителя, приобщая школьников к системному и целенаправленному внеклассному чтению дополнительной литературы по биологии, к творческим поискам наиболее интересных новинок, как правило, получают от учащихся столько ценной информации, сколько сами без их участия не всегда могли бы получить. Следовательно, способствуя обогащению знаниями учащихся, их наставники получают дополнительные знания сами; - Благодаря самостоятельному внеклассному чтению учащихся учитель по-настоящему и оперативно будет знать их интересы и наклонности. Следовательно, здесь разрешается одновременно и принцип коллективного обучения путем самостоятельного добывания учащимися знаний, и принцип индивидуального, дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения и что особенно важно: укрепляется обратная связь, а это, как известно, является актуальной проблемой, важнейшим дидактическим принципом; Date: 2015-10-19; view: 457; Нарушение авторских прав |