Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для учащихся





Биология в вопросах и ответах: 11 класс / Н. Д. Лисов, 3. И. Шелег. – Минск: Аверсэв, 2008. – 221 с.

Биология: для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц и [др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. школа, 2009. — 639 с.

Биология для поступающих в вузы: учеб. пособие / Н. А. Лемеза, Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов; под ред. Н. А. Лемезы. – 7-е изд., испр. – Минск: Юнипресс, 2008. – 624 с.

Биология: карманный репетитор: пер. с нем. / В. Клеезаттель. – Минск: Вассамедиа, 2007. – 256 с.

Биология. Терминологический словарь / Р. Г. Заяц [и др.]. – Минск: Выш. школа, 2008. – 223 с.

Биология: термины и понятия. Словарь-справочник для учащ. и абитуриентов / Н. Д. Лисов. – Минск: Народная асвета, 2008. — 304 с.

Биология: тесты для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц [и др.]. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. школа, 2007. – 700 с.

Сборник задач и упражнений по биологии. 7 класс / Н. Д. Лисов, О. В. Вербицкий. – Минск: Аверсэв, 2004. – 192 с.

Сборник задач по генетике: пособие для учащ. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Песецкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Сэр-Вит, 2008. – 128 с.

Тесты по биологии для учащихся и абитуриентов / Е. И. Шепелевич, Т. В. Максимова. – Минск: УниверсалПресс, 2005. – 240 с.

Тексты по биологии. 7 класс / Н. Д. Лисов. – Минск: Сэр-Вит, 2002. – 208 с.

Тесты по биологии. 9 класс: пособие для учащ. общеобразоват. учреждений / И. И. Солодовникова, Д. Б. Сандаков. – Минск: Аверсэв, 2008. – 176 с.

Хрестоматия по зоологии: пособие для учащ. / Е. С. Шалапенок, Л. Д. Бурко, Н. Е. Бурко. – Минск: Народная асвета, 2004. – 128 с.

Экалагiчны слоỳнiк – экологический словарь / Л. В. Камлюк [i iнш.]; пад рэд. Л. В. Камлюк. – 2-е выд. перапрац. i дап. – Мiнск: Народная асвета, 2004. –287 с.

 

Приложение Б

 

Оценка результатов учебной деятельности учащихся

по учебному предмету «Биология»

 

Балл Показатель оценки
   
  Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала; нахождение правильных определений, формулировок при работе с текстом; повторение под руководством учителя отдельных фактов, операций и приёмов при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий  
  Различение изученного программного учебного материала; выполнение заданий на выписывание, перерисовывание изученных биологических объектов в тетрадь; оперирование отдельными разрозненными понятиями; несамостоятельное выполнение отдельных элементов практических и лабораторных работ, экскурсий  
  Фрагментарное воспроизведение программного учебного материала без осмысления связей между его элементами; неполные ответы на вопросы; выполнение заданий по образцу с существенными ошибками; выполнение и оформление фрагментов лабораторных и практических работ, экскурсий  
  Воспроизведение большей части программного учебного материала с ошибками, исправляемыми при наводящих вопросах; выполнение заданий по образцу; выявление отдельных признаков, свойств биологических объектов, связей между ними, неполное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий  
  Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала с несущественными ошибками; умение описывать природные объекты, проводить наблюдения, работать с определителями; выполнение заданий, решение задач; выполнение и оформление лабораторных и практических работ, отчётов по экскурсиям с несущественными ошибками    
Продолжение приложения Б
   
  Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала; умение описывать и сравнивать природные объекты, проводить наблюдения, работать с определителями; самостоятельное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с выводами, построенными на воспроизведении и описании выполненных действий и операций  
  Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на поиск и объяснение биологических закономерностей; умение характеризовать, сопоставлять, классифицировать биологические объекты; самостоятельное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с выводами, построенными на объяснении наблюдаемых явлений и объектов  
  Владение и оперирование программным учебным материалом; установление причинно-следственных связей на основе сравнения и анализа; умение характеризовать, анализировать, сопоставлять, классифицировать биологические объекты; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с формулированием выводов  
  Оперирование программным учебным материалом в частично изменённой ситуации; выполнение заданий на моделирование; наличие несущественных ошибок при выполнении заданий творческого характера; объяснение биологических явлений и закономерностей; выполнение заданий прикладного характера по темам лабораторных и практических работ, экскурсий с обоснованием и формулированием выводов  
  Свободное оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации; умение осознанно и оперативно переносить полученные знания для характеристики биологических объектов и явлений; выполнение заданий на моделирование; теоретического и прикладного характера по темам лабораторных и практических работ, экскурсий с обоснованием и формулированием выводов

Приложение В


 

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

 

Название этапа Дидактическая задача этапа Содержание этапа Условия достижения положительных результатов Показатели выполнения дидактической задачи
           
  Организационный этап Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. 1 Взаимные приветствия. 2 Фиксация отсутствующих. 3 Проверка внешнего состояния классного помещения. 4 Проверка подготовленности учащихся к уроку. 5 Организация внимания и внутренней готовности. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. Кратковременность этапа; полная готовность класса к работе; быстрое вовлечение учащихся в деловой ритм и организация внимания всех учащихся.
Способы активизации на уроке. Запись на доске даты, темы и цели урока. Сообщение дежурных о готовности класса. Варианты действий 1. Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и хочу начать работу с вами! 2 Рапортичка. Возможные ошибки. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.
  Этап всесторонней проверки домашнего задания Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные 1 Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала. 2 Выяснение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками. 3 Определение типичных 1 Использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания. 2 Создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их домашней 1 Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний учащихся. Установление пробелов. 2 Обнаружение причин невыполнения
Продолжение приложения В
           
    пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН. недостатков в знаниях и способах действий учащихся и причин их появления. 4 Ликвидация обнаруженных недостатков. работы с результатами обучения. 3 Постановка требования перед учащимися знаний отдельных понятий и способов связей между ними. домашнего задания отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации.
Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся. Варианты действий. 1 Тестовые задания. 2 Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям. 3 Постановка дополнительных вопросов. 4 Проверка домашнего задания под копирку. 5 Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски. 6 Разноуровневые самостоятельные работы. 7 Метод обучения с опорой на ошибки. Возможные ошибки.Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий
  Этап всесторонней проверки ЗУН Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными 1 Проверка различными методами объема и качества усвоения материала. 2 Проверка характера мышления учеников. 3 Проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков. 4 Комментирование отчетов учащихся. 5 Оценка ЗУН. 1 Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой. 2 Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех уча- Проверка учителем объема, правильности, глубины, осознанности знаний, умения использовать на практике; рецензирование ответов, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН; ак-

 


 

Продолжение приложения В
           
    приемами учения и самообразования.   щихся к активному участию; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. тивная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Возможные ошибки.Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок
  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Обеспечить мотивацию учеников, принятие ими целей урока. Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). 1 Сообщение темы учебного занятия. 2 Формулирование целей урока вместе с учащихся. 3 Показ социальной и практической значимости изучаемого материала. 4 Постановка перед учащимися учебной проблемы. 5 Актуализация субъектного опыта учащихся. 1 Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся материала, фиксация этого в поурочном плане. 2 Умения учителя формулировать цели урока в действиях учащихся. 3 Использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета. 4 Умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде структурных и логических схем. 5 Отражение в целях урока знаний, 1 Готовность учащихся к активной учебной и познавательной деятельности. 2 Формулировка целей урока вместе с учащимися. 3 Вариативность приемов сообщения темы и целей урока. 4 Формулировка целей урока в действиях учащихся. 5 Понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала. 6 Сообщение учени-
Продолжение приложения В
           
        умений, развитие их личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, культуры учения. 6 Ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений, их анализа. кам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.
Способы активизации на уроке. Запись на доске. Варианты действий. 1 Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы. 2 Сообщение цели в виде проблемного задания. 3 Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4 Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 5 Использование технологической карты. 6 Постановка целей через показ конечных результатов. 7 Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. Возможные ошибки.Отсутствие этапа.
  Этап усвоения новых знаний Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, существенных признаков понятий, законов, теорий и 1 Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона). 2 Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего 1 Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений. Вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. 2 Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. 1 Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. 2 Если учитель использовал метод рассказа, лекции,
Продолжение приложения В
           
    др.; правил и построенных на их основе алгоритмов. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы). 3 Запись в тетра дях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. 4 Использование приемов мышления (анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации). 5 Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эврис-тических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. 3 Подача материала логически завершенными частями – блоками. 4 Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала. 5 Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации. 6 Выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся. 7 «Сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.8 Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности. объяснения, самостоятельной работы учащихся по учебнику и дополнительной литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на последующих этапах урока. 3 При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, компьютеров, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность от-
Продолжение приложения В
           
          ветов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, также активное участие класса в подведении итогов.
Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности Варианты действий. 1. Использование обыденных аналогий, как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся. 2 Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах. 3 Представление материала в сравнительных или классификационных таблицах. 4 Экстраактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение). 5 Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение). 6 Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения). 7 Построение структурно-логических схем изучаемого материала. 8 Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности). Возможные ошибки.Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.
  Этап проверки понимания учащимися нового материала Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. Провести коррекцию выявленных 1 Проверка понимания учащимися сущности содержания. 2 Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий. 3 Выявление пробелов 1 Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся. 2 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. 3 Обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в
Продолжение приложения В
           
    пробелов в осмыслении учащимися изученного материала. первичного осмысления учащимися изученного материала. 4 Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала. другое, более рациональное решение и т.д. понимании учащихся нового материала.
Варианты действий. Вопросно-ответное общение Возможные ошибки.Отсутствие данного этапа
  Этап закрепления нового материала Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов, по отработке изученных знаний и способов дейст- вий посредством их при- менения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; отработка логики алгоритма изученных правил. 1 Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации). 2 Использование разнообразных методов и форм за крепления знаний и способов действий учащихся. 3 Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности. 4 Обеспечение дозированной помощи учащимся. 1 Умения учащихся: - соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; - распознавать и воспроизводить изученные познавательные; - воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях. 2 Прочность знаний учащихся.
Продолжение приложения В
           
Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность. Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы. 2 Проектное обучение. 3 Деловая игра. 4 Вопросно-ответное общение. 5 Групповая работа. Возможные ошибки.Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное
  Этап применения знаний и способов действий Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях 1 Использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях. 2 Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата. 3 Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала. 4 Использование открытых задач. 1 Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся. 2 Самостоятельность учащихся в выполнении заданий. 3 Углубление знаний и способов действий учащихся.
Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы. 2 Вопросно-ответное общение. 3 Групповая работа.
  Этап обобщения и систематизации знаний Обеспечить формирование целостной системы знаний учащихся. Обеспечить уста- Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений. 1 Построение структурно-логических схем изученной темы. 2 Использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов. 1 Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классифика-
Продолжение приложения В
           
    новление учащимися внутрипредметных и меж-предметных знаний. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.   3 Обобщение и систематизация на различных уровнях: понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном. 4 Выделение сквозных идей, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др. 5 Использование обобщающих таблиц. ции и систематизации знаний. 2 Выявление учащимися внутри- предметных и межпредметных связей, выделение мировоззренческих идей.
Варианты действий. 1 Метод кооперации. 2 Моделирование. 3 Построение «дерева» темы. 4 Построение блок-формулы. 5. Задания на определение учащимися в списке слов фактов, понятий, правил, законов.
  Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий. Выявить недостатки в знаниях и способах их действия. Установить причины выявленных недостатков. Обеспечить развитие у 1 Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся. 2 Проверка образа мышления учащихся, сформированности общих учебных умений. 3 Комментирование ответов учащихся. 1 Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся. 2 Постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний. 4 При опросе анализировать помимо правильности ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и нахо дить разнообразные способы 1 Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности. 2 Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Продолжение приложения В
           
    школьников способности к оценочным действиям.   выполнения заданий. 3 Разъяснение учителем подхода к оцениванию знаний учащихся. 3 Рецензирование ответов учащихся.
Варианты действий. 1 Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания. 2 Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний). 3 Задания на выделение, существенных признаков (глубина). 4 Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость). 5 Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).
  Этап коррекции знаний и способов действий Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков. Организация деятельности учащихся по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции. Переход учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний по решению нестандартных заданий.
Варианты действий. 1 Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений. 2 Применение развернутых инструкций с регулярным контролем. 3 Тестовые задания. 4 Структурно-логические схемы «с пропусками».
  Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1 Информация о домашнем задании. 2 Инструктаж по его выполнению. 3 Проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. 1 Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. 2 Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока. 3 Соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. 4 Создание условий для выбора 1 Наличие индивидуальных заданий (по интересам, степени сложности). 2 Наличие возможностей выбора заданий. 3 Правильное выполнение домашнего
Продолжение приложения В
           
        учащимися домашних заданий. задания всеми учениками.
Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения. Варианты действий. 1 Три уровня домашнего задания. 2 Задание массивом. 3 Особое задание. Возможные ошибки.Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
  Этап подведения итогов занятия Проанализировать и дать качественную оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. 1 Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. 2 Аргументация выставленных отметок. 3 Замечания по уроку, предположения о возможных изменениях на последующих уроках. Умение учителя давать качественную характеристику работы класса. Четкость и краткость этапа.
Способы активизации на уроке. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Варианты действий. 1 Сообщение учителя. 2 Подведение итогов самими учащимися. Возможные ошибки.1Подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. 2 Расплывчатость, необъективность в оценке.
  Этап рефлексии Инициировать и интенсифицироватъ рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. 1 Развитие способностей учащихся к рефлексии. 2 Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.  
Продолжение приложения В  
             
    состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.   3 Реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в группе), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, как преодолеть учебные проблемы).    
Варианты действий. 1 Ассоциативный ряд. 2 Незаконченные предложения. 3 «Разговор на бумаге». 4 «Лист обратной связи». 5 Интерпретация изображений на открытках. 6 Барометр настроения. Возможные ошибки. Отсутствие этапа.
                       

 



Приложение Г

 

Краткая характеристика технологий учебно-воспитательного

процесса

Названия технологий Целевые установки и средства достижения целей Литература
     
Технология вероятностного образования (для начальной школы) Формирование авторской позиции ребёнка в культуре, помощь ребёнку в обретении способности заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой, развитие потребности самореализации, формирование письма у школьников как авторского самовыражения. Это достигается посредством особых уроков: урок-событие, урок-акт культуры; особой атмосферы занятий; восприятия ошибки как нормы; безотметочного обучения; культа черновика и т.п. Лобок, А.М. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант /А.М.Лобок// Школьные технологии. –1997. – № 3. – С. 12–24.
Интегральная технология Усвоение учащимися содержания учебных программ, развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных, коммуникативных, информационных и управленческих компетенций; формирование критичности мышления. Цели достигаются на основе сочетания технологического подхода к проектированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса и организации на уроке развивающих образовательных ситуаций.   Гузеев, В. В. Интегральная образовательная технология /В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 158 с.  
Вузовская технология обучения в школе Усвоение программных знаний и умений, подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В основе лежит лекционно-семинарская организация обучения, используется зачётная система учёта знаний. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.  
Продолжение приложения Г
     
Технология вальдорфской школы Воспитание целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия. Перечисленные цели достигаются за счёт педагогики отношений, а не требований; метода погружения, индивидуализация; обучения без учебников; коллективного познавательного; отрицания отметки; свободы выбора и др. Ависон, К. Справочник классного учителя вальдорфской школы / К. Ависон. – Киев, Издательство: Наири, 2005. – 116 с. Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Р. Штейнер. – Пер. с нем. – М.: Пасифаль, 1994. – 80 с.
Дальтон технология Усвоение знаний и способов деятельности, формирование общеучебных умений, воспитание ответственности и самостоятельности, развитие коммуникативных способностей. Цели достигаются посредством обеспечения свободного самоопределения учащихся на деятельность, их самостоятельности и сотрудничества с соучениками. Личностно-ориентированная педагогика Дальтон: история, принципы и организация работы /Под ред. Ю.Л. Загуменнова. –Мн.: НИО, 1998. –196 с. Шамова, Т.И. Дальтон – технология / Т.И. Шамова // Завуч. – 2001. – № 1. – С. 42–61.
Технология коллективной мыслительной деятельности Развитие потребностей и способностей человека на основе проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта: ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы. Левитес, Д. Г. Практика обучения:современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.
Продолжение приложения Г
     
Технология диалога культур Усвоение знаний межкультурного характера, разнообразных смысловых спектров и способов деятельности; формирование диалогического сознания, освобождение его от плоского рационализма с помощью создания ситуаций диалога; проявление точек удивления, загадок бытия (слова, числа, явлений природы, Я-сознания, моментов истории); игровых ситуаций; специальных уроков-диалогов.   Библер, В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы / В.С. Библер. – Кемерово: АЛЕФ, Гуманитарный центр, 1993. – С. 416. Селеменев, С.В. Школа диалога культур: что это? / С.В. Селеменев, А.А. Ткаченко // Школьные технологии – 1996. – № 3. – С.89–101.
Технология индивидуализации обучения Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка и его способностей; выполнение учебных программ каждым учащимся; формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса; формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества посредством индивидуальных учебных заданий; руководства индивидуальной самостоятельной работой учащихся, выбора уровня сложности заданий учащимися, работы в парах сменного состава и др. Границкая, А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
Технология критического мышления Усвоение учебного материала; развитие критического мышления, творческих способностей учащихся. Реализуется по трёхэтапной схеме: 1) вызов, 2) реализация, 3) рефлексия. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной шко- ле / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко.– М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.–384с.  
Продолжение приложения Г
     
Компьютерная (информационная) технология Усвоение знаний, овладение учебными умениями и навыками, способами умственной деятельности, специальными умениями по работе с информацией. Цели достигаются посредством исполнения компьютером многих функций учителя – функций рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой среды, сотрудничающего коллектива. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ … пед. кадров / Е.С. Полат [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.  
Технология коллективного способа обучения Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М.: Народное образование, 2000. – 496 с.  
Технология концентрированного обучения Овладение учебным материалом и способами деятельности на повышенном и углубленном уровнях. Средства достижения целей: объединение уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружение учащихся в учебный материал. Ибрагимов, Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения / Г.И. Ибрагимов// Специалист. – 1993. – № 1. – 29–31. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.  
Продолжение приложения Г
     
Модульная технология Усвоение учебного материала; развитие умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности учащихся по освоению учебного материала, представленного в модульной программе, в соответствии с индивидуальным темпом работы обучаемых; самоконтроль и коррекция знаний и умений учащихся; рефлексия их деятельности.   Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272с.  
Технология педагогических мастерских Саморазвитие; осознание учащимися самих себя и своего места в мире, закономерностей мира, в котором они живут, перспектив своего будущего; освоение самоуправлением личности; овладение знаниями и способами умственной деятельности. Цели достигаются посредством осуществления алгоритма поисковой деятельности учащихся, который в обобщённом виде выглядит так: проблематизация; индивидуальный поиск; работа в парах, работа в четвёрках; представление результатов работы всему классу; обсуждение работы. Окунев, А.А. Как учить не уча / А.А. Окунев. – Спб: Питер-пресс, 1996. – 195 с. Белова, Н.И. Урок-мастерская: приглашение к поиску / Н.И. Белова // Частная школа – 1997. – 123 с.  
Технология полного усвоения Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой организации работы в классе, когда каждый ученик имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения данного материала. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М.: ТЦ "Сфера"., 1994 – 222с.
Технология проблемно-модульного обучения Обеспечение мобильности знания; формирование у школьников гибкости метода, критичности мышления. Цели достигаются путём сжатия учебной информации, построения учебных модулей, проблемности обучения на основе использования гносеологических, методических и учебных ошибок. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996. – 198 с.  
Продолжение приложения Г
     
Технология оперативного обучения Усвоение учебного материала; развитие коммуникативных способностей; формирование активности и интереса учащихся к познавательной деятельности. Цели достигаются путём совместного решения учащимися учебных проблем, создания проектов, взаимообучения. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ….пед. кадров / Е.С. Полат [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”,1999.–224 с.
Технология саморазвива-ющего обучения Формирование самосовершенствующего человека; формирование самоуправляющих механизмов личности; воспитание доминанты саморазвития; формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Цели достигаются за счёт переноса акцента с преподавания на учение, взаимосогласованного просвещения учеников и родителей, самообразования учащихся. Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение / Г.К. Селевко. – Ярославль: ИПК, 1996. – 164 с.
Технология программированного обучения Овладение знаниями, умениями и навыками, которое достигается путём эффективного управления индивидуальной работой учащихся (машинного или безмашинного); использования обратной связи, позволяющей корректировать деятельность учащихся. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько – М.: Высшая школа,1971. – 300 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. кадров / Е.С. Полат и [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр“Акаде-мия”, 1999.–224с.  
Продолжение приложения Г
     
Технология развивающего обучения (по В.В. Давыдову) Формирование теоретического сознания и мышления; передача детям не столько знания, сколько способов умственной деятельности; воспроизведение в учебной деятельности учащихся логики научного познания. Цели достигаются на основе целенаправленной учебной деятельности учащихся, проблематизации знаний, метода учебных задач, коллективно-распределенной деятельности, иного характера оценивания.   Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 542 с.  
Технология проектного обучения Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование общеучебных умений учащихся; развитие творческой самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы, которая осуществляется в несколько этапов:1) определение темы и цели проекта, 2) планирование работы, 3) сбор необходимой информации, 4) анализ информации, 5) представление и оценка результатов. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 222 с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ … пед. кадров / Е.С. Полат и [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.
Технология обучения в школе С. Френе Всестороннее воспитание; развитие способов умственной деятельности; формирование знаний, умений и навыков; формирование способов трудовой и практической деятельности. Цели достигаются при использовании метода проектов, самоуправления детей, культа информации, самостоятельного планирования работы детьми, культа труда и здоровья.   Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии / В. Степихова // Частная школа. – 1995. – № 3. – С. 124–125.
Продолжение приложения Г
     
Технология самоопределения Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу; формирование способ умственной деятельности, эстетических и нравственных качеств, практических действий. В основе лежит погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания, завершение учебного года творческими экзаменами. Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы № 734 в первом экспериментальном учебном году). В 2-х ч. / А.Н. Тубельский. –– М.: АО «Политекст», 1991. – Ч.I – 155 с.; Ч.II. – 183 с. Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: Шаг второй / А. Н. Тубельский.– М.: АО «Политекст», 1994 – 480 с.
Технология саморазвития (М. Монтессори - для начальной школы.) Всестороннее развитие, воспитание самостоятельности; соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности; формирование способов умственной и практической деятельности. Достижение целей становится возможным на основе свободы детей, погружения в предмет, отсутствия заданий учащимся, самостоятельного поиска, безурочного и безотметочного обучения и др.   Корнетов, Г.Б. Метод Монтессори / Г.Б. Корнетов // Частная школа – 1995. – № 4. – с. 117– 121.  
Технология уровневой дифференциации Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся; обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками; развитие способов умственной деятельности. Основа для достижения целей: система внешней и внутриклассной (дидактической) дифференциации обучения.   Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192с.
Продолжение приложения Г
     
Технология «Шаг за шагом» (для начальной школы) Учить делать выбор; отдавать отчёт своим действиям; влиять на процесс своего обучения; руководствоваться демократическими принципами; совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Перечисленные цели достигаются за счёт организации ситуаций, в которых учащиеся овладевают культурой общения, социальными навыками, объединения усилий семьи и школы. Уолш, К. Создание классов, ориентированных. на ребенка: Метод. разраб. для нач. шк.: Междунар. образоват. программа для детей от 6 до 7 лет и родителей / К. Уолш. – Мн.: МЕТ, 2001. –299 с. Уолш, К. Создание классов для 8 – 10-летних детей: Практическое пособие / К. Уолш. – Мн.: МЕТ, 2002. – 316 с. Гладкая, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.-метод. пособие /В.В. Гладкая. – Мн.: Акад. последиплом. образования, 2002. – 230 с.

 







Date: 2015-10-19; view: 528; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию