Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для учащихся
Биология в вопросах и ответах: 11 класс / Н. Д. Лисов, 3. И. Шелег. – Минск: Аверсэв, 2008. – 221 с.
Биология: для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц и [др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. школа, 2009. — 639 с.
Биология для поступающих в вузы: учеб. пособие / Н. А. Лемеза, Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов; под ред. Н. А. Лемезы. – 7-е изд., испр. – Минск: Юнипресс, 2008. – 624 с.
Биология: карманный репетитор: пер. с нем. / В. Клеезаттель. – Минск: Вассамедиа, 2007. – 256 с.
Биология. Терминологический словарь / Р. Г. Заяц [и др.]. – Минск: Выш. школа, 2008. – 223 с.
Биология: термины и понятия. Словарь-справочник для учащ. и абитуриентов / Н. Д. Лисов. – Минск: Народная асвета, 2008. — 304 с.
Биология: тесты для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц [и др.]. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. школа, 2007. – 700 с.
Сборник задач и упражнений по биологии. 7 класс / Н. Д. Лисов, О. В. Вербицкий. – Минск: Аверсэв, 2004. – 192 с.
Сборник задач по генетике: пособие для учащ. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Песецкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Сэр-Вит, 2008. – 128 с.
Тесты по биологии для учащихся и абитуриентов / Е. И. Шепелевич, Т. В. Максимова. – Минск: УниверсалПресс, 2005. – 240 с.
Тексты по биологии. 7 класс / Н. Д. Лисов. – Минск: Сэр-Вит, 2002. – 208 с.
Тесты по биологии. 9 класс: пособие для учащ. общеобразоват. учреждений / И. И. Солодовникова, Д. Б. Сандаков. – Минск: Аверсэв, 2008. – 176 с.
Хрестоматия по зоологии: пособие для учащ. / Е. С. Шалапенок, Л. Д. Бурко, Н. Е. Бурко. – Минск: Народная асвета, 2004. – 128 с.
Экалагiчны слоỳнiк – экологический словарь / Л. В. Камлюк [i iнш.]; пад рэд. Л. В. Камлюк. – 2-е выд. перапрац. i дап. – Мiнск: Народная асвета, 2004. –287 с.
Приложение Б
Оценка результатов учебной деятельности учащихся
по учебному предмету «Биология»
Балл
| Показатель оценки
|
|
|
| Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала; нахождение правильных определений, формулировок при работе с текстом; повторение под руководством учителя отдельных фактов, операций и приёмов при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий
|
| Различение изученного программного учебного материала; выполнение заданий на выписывание, перерисовывание изученных биологических объектов в тетрадь; оперирование отдельными разрозненными понятиями; несамостоятельное выполнение отдельных элементов практических и лабораторных работ, экскурсий
|
| Фрагментарное воспроизведение программного учебного материала без осмысления связей между его элементами; неполные ответы на вопросы; выполнение заданий по образцу с существенными ошибками; выполнение и оформление фрагментов лабораторных и практических работ, экскурсий
|
| Воспроизведение большей части программного учебного материала с ошибками, исправляемыми при наводящих вопросах; выполнение заданий по образцу; выявление отдельных признаков, свойств биологических объектов, связей между ними, неполное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий
|
| Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала с несущественными ошибками; умение описывать природные объекты, проводить наблюдения, работать с определителями; выполнение заданий, решение задач; выполнение и оформление лабораторных и практических работ, отчётов по экскурсиям с несущественными ошибками
| Продолжение приложения Б
|
|
|
| Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала; умение описывать и сравнивать природные объекты, проводить наблюдения, работать с определителями; самостоятельное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с выводами, построенными на воспроизведении и описании выполненных действий и операций
|
| Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на поиск и объяснение биологических закономерностей; умение характеризовать, сопоставлять, классифицировать биологические объекты; самостоятельное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с выводами, построенными на объяснении наблюдаемых явлений и объектов
|
| Владение и оперирование программным учебным материалом; установление причинно-следственных связей на основе сравнения и анализа; умение характеризовать, анализировать, сопоставлять, классифицировать биологические объекты; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с формулированием выводов
|
| Оперирование программным учебным материалом в частично изменённой ситуации; выполнение заданий на моделирование; наличие несущественных ошибок при выполнении заданий творческого характера; объяснение биологических явлений и закономерностей; выполнение заданий прикладного характера по темам лабораторных и практических работ, экскурсий с обоснованием и формулированием выводов
|
| Свободное оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации; умение осознанно и оперативно переносить полученные знания для характеристики биологических объектов и явлений; выполнение заданий на моделирование; теоретического и прикладного характера по темам лабораторных и практических работ, экскурсий с обоснованием и формулированием выводов
| Приложение В
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
№
| Название этапа
| Дидактическая задача этапа
| Содержание этапа
| Условия достижения
положительных
результатов
| Показатели выполнения дидактической задачи
|
|
|
|
|
|
|
| Организационный этап
| Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
| 1 Взаимные приветствия.
2 Фиксация отсутствующих. 3 Проверка внешнего состояния классного помещения.
4 Проверка подготовленности учащихся к уроку.
5 Организация внимания и внутренней готовности.
| Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
| Кратковременность этапа; полная готовность класса к работе; быстрое вовлечение учащихся в деловой ритм и организация внимания всех учащихся.
| Способы активизации на уроке. Запись на доске даты, темы и цели урока. Сообщение дежурных о готовности класса.
Варианты действий 1. Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и хочу начать работу с вами!
2 Рапортичка.
Возможные ошибки. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.
|
| Этап всесторонней проверки домашнего задания
| Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные
| 1 Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала.
2 Выяснение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками.
3 Определение типичных
| 1 Использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания.
2 Создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их домашней
| 1 Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний учащихся. Установление пробелов.
2 Обнаружение причин невыполнения
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
|
|
| пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
| недостатков в знаниях и способах действий учащихся и причин их появления. 4 Ликвидация обнаруженных недостатков.
| работы с результатами обучения.
3 Постановка требования перед учащимися знаний отдельных понятий и способов связей между ними.
| домашнего задания отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации.
| Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
Варианты действий. 1 Тестовые задания.
2 Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям.
3 Постановка дополнительных вопросов.
4 Проверка домашнего задания под копирку.
5 Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.
6 Разноуровневые самостоятельные работы.
7 Метод обучения с опорой на ошибки.
Возможные ошибки.Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий
|
| Этап всесторонней проверки ЗУН
| Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными
| 1 Проверка различными методами объема и качества усвоения материала.
2 Проверка характера мышления учеников.
3 Проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков.
4 Комментирование отчетов учащихся.
5 Оценка ЗУН.
| 1 Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой.
2 Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех уча-
| Проверка учителем объема, правильности, глубины, осознанности знаний, умения использовать на практике; рецензирование ответов, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН; ак-
|
Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
| | | приемами учения и самообразования.
| | щихся к активному участию; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
| тивная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
| Возможные ошибки.Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок
|
| Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
| Обеспечить мотивацию учеников, принятие ими целей урока.
Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
| 1 Сообщение темы учебного занятия.
2 Формулирование целей урока вместе с учащихся.
3 Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
4 Постановка перед учащимися учебной проблемы. 5 Актуализация субъектного опыта учащихся.
| 1 Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся материала, фиксация этого в поурочном плане.
2 Умения учителя формулировать цели урока в действиях учащихся.
3 Использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета.
4 Умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде структурных и логических схем.
5 Отражение в целях урока знаний,
| 1 Готовность учащихся к активной учебной и познавательной деятельности.
2 Формулировка целей урока вместе с учащимися.
3 Вариативность приемов сообщения темы и целей урока. 4 Формулировка целей урока в действиях учащихся.
5 Понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала.
6 Сообщение учени-
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
| | | | | умений, развитие их личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, культуры учения.
6 Ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений, их анализа.
| кам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.
| Способы активизации на уроке. Запись на доске.
Варианты действий. 1 Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы.
2 Сообщение цели в виде проблемного задания.
3 Сообщение цели в виде эвристического вопроса.
4 Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»
5 Использование технологической карты.
6 Постановка целей через показ конечных результатов.
7 Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала.
Возможные ошибки.Отсутствие этапа.
|
| Этап усвоения новых знаний
| Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, существенных признаков понятий, законов, теорий и
| 1 Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона).
2 Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего
| 1 Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений. Вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.
2 Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.
| 1 Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
2 Если учитель использовал метод рассказа, лекции,
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
| | | др.; правил и построенных на их основе алгоритмов. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
| исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).
3 Запись в тетра дях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта.
4 Использование приемов мышления (анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации).
5 Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эврис-тических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно.
| 3 Подача материала логически завершенными частями – блоками.
4 Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала.
5 Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации.
6 Выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся. 7 «Сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.8 Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.
| объяснения, самостоятельной работы учащихся по учебнику и дополнительной литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на последующих этапах урока.
3 При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, компьютеров, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность от-
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
| | | | | | ветов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, также активное участие класса в подведении итогов.
| Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности
Варианты действий. 1. Использование обыденных аналогий, как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся.
2 Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах.
3 Представление материала в сравнительных или классификационных таблицах.
4 Экстраактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).
5 Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение).
6 Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения).
7 Построение структурно-логических схем изучаемого материала.
8 Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности).
Возможные ошибки.Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.
|
| Этап проверки понимания учащимися нового материала
| Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.
Провести коррекцию выявленных
| 1 Проверка понимания учащимися сущности содержания.
2 Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий.
3 Выявление пробелов
| 1 Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.
2 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.
3 Обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти
| Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
| |
| пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.
| первичного осмысления учащимися изученного материала.
4 Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.
| другое, более рациональное решение и т.д.
| понимании учащихся нового материала.
| Варианты действий. Вопросно-ответное общение
Возможные ошибки.Отсутствие данного этапа
|
| Этап закрепления нового материала
| Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
| Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов, по отработке изученных знаний и способов дейст-
вий посредством их при- менения в ситуациях по
образцу и измененных ситуациях; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; отработка логики алгоритма изученных правил.
| 1 Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации).
2 Использование разнообразных методов и форм за крепления знаний и способов действий учащихся. 3 Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
4 Обеспечение дозированной помощи учащимся.
| 1 Умения учащихся:
- соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;
- распознавать и воспроизводить изученные познавательные;
- воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях.
2 Прочность знаний учащихся.
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
| Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность.
Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы.
2 Проектное обучение.
3 Деловая игра.
4 Вопросно-ответное общение.
5 Групповая работа.
Возможные ошибки.Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное
|
| Этап применения знаний и способов действий
| Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
| Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях
| 1 Использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
2 Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата.
3 Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала.
4 Использование открытых задач.
| 1 Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.
2 Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.
3 Углубление знаний и способов действий учащихся.
| Варианты действий. 1 Разноуровневые самостоятельные работы.
2 Вопросно-ответное общение.
3 Групповая работа.
|
| Этап обобщения и систематизации знаний
| Обеспечить формирование целостной системы знаний учащихся. Обеспечить уста-
| Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.
| 1 Построение структурно-логических схем изученной темы.
2 Использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов.
| 1 Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классифика-
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
|
|
| новление учащимися внутрипредметных и меж-предметных знаний. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
|
| 3 Обобщение и систематизация на различных уровнях: понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном.
4 Выделение сквозных идей, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.
5 Использование обобщающих таблиц.
| ции и систематизации знаний.
2 Выявление учащимися внутри- предметных и межпредметных связей, выделение мировоззренческих идей.
| Варианты действий. 1 Метод кооперации.
2 Моделирование.
3 Построение «дерева» темы.
4 Построение блок-формулы.
5. Задания на определение учащимися в списке слов фактов, понятий, правил, законов.
|
| Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
| Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий. Выявить недостатки в знаниях и способах их действия. Установить причины выявленных недостатков. Обеспечить развитие у
| 1 Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся.
2 Проверка образа мышления учащихся, сформированности общих учебных умений.
3 Комментирование ответов учащихся.
| 1 Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся.
2 Постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний.
4 При опросе анализировать помимо правильности ответа, его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и нахо дить разнообразные способы
| 1 Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности.
2 Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
|
|
| школьников способности к оценочным действиям.
|
| выполнения заданий.
3 Разъяснение учителем подхода к оцениванию знаний учащихся.
| 3 Рецензирование ответов учащихся.
| Варианты действий. 1 Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания.
2 Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний).
3 Задания на выделение, существенных признаков (глубина).
4 Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость).
5 Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).
|
| Этап коррекции знаний и способов действий
| Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.
| Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков.
| Организация деятельности учащихся по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции.
| Переход учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний по решению нестандартных заданий.
| Варианты действий. 1 Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений.
2 Применение развернутых инструкций с регулярным контролем.
3 Тестовые задания.
4 Структурно-логические схемы «с пропусками».
|
| Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| 1 Информация о домашнем задании.
2 Инструктаж по его выполнению.
3 Проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения.
| 1 Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. 2 Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока. 3 Соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся.
4 Создание условий для выбора
| 1 Наличие индивидуальных заданий (по интересам, степени сложности).
2 Наличие возможностей выбора заданий.
3 Правильное выполнение домашнего
| Продолжение приложения В
|
|
|
|
|
|
| | | | | учащимися домашних заданий.
| задания всеми учениками.
| Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения.
Варианты действий. 1 Три уровня домашнего задания.
2 Задание массивом.
3 Особое задание.
Возможные ошибки.Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
|
| Этап подведения
итогов занятия
| Проанализировать и дать качественную оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
| 1 Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
2 Аргументация выставленных отметок.
3 Замечания по уроку, предположения о возможных изменениях на последующих уроках.
| Умение учителя давать качественную характеристику работы класса.
| Четкость и краткость этапа.
| Способы активизации на уроке. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Варианты действий. 1 Сообщение учителя.
2 Подведение итогов самими учащимися.
Возможные ошибки.1Подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа.
2 Расплывчатость, необъективность в оценке.
|
| Этап рефлексии
| Инициировать и интенсифицироватъ рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального
| Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
| 1 Развитие способностей учащихся к рефлексии.
2 Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции.
| Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
| | Продолжение приложения В
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
|
| 3 Реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в группе), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, как преодолеть учебные проблемы).
|
| | Варианты действий. 1 Ассоциативный ряд.
2 Незаконченные предложения.
3 «Разговор на бумаге».
4 «Лист обратной связи».
5 Интерпретация изображений на открытках.
6 Барометр настроения.
Возможные ошибки. Отсутствие этапа.
| | | | | | | | | | | | |
Приложение Г
Краткая характеристика технологий учебно-воспитательного
процесса
Названия
технологий
| Целевые установки
и средства достижения целей
| Литература
|
|
|
| Технология вероятностного образования (для
начальной школы)
| Формирование авторской позиции ребёнка в культуре, помощь ребёнку в обретении способности заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой, развитие потребности самореализации, формирование письма у школьников как авторского самовыражения. Это достигается посредством особых уроков: урок-событие, урок-акт культуры; особой атмосферы занятий; восприятия ошибки как нормы; безотметочного обучения; культа черновика и т.п.
| Лобок, А.М. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант /А.М.Лобок// Школьные технологии. –1997. – № 3. – С. 12–24.
| Интегральная технология
| Усвоение учащимися содержания учебных программ, развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных, коммуникативных, информационных и управленческих компетенций; формирование критичности мышления. Цели достигаются на основе сочетания технологического подхода к проектированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса и организации на уроке развивающих образовательных ситуаций.
| Гузеев, В. В. Интегральная образовательная технология /В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 158 с.
| Вузовская технология обучения в школе
| Усвоение программных знаний и умений, подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В основе лежит лекционно-семинарская организация обучения, используется зачётная система учёта знаний.
| Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Технология вальдорфской школы
| Воспитание целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия. Перечисленные цели достигаются за счёт педагогики отношений, а не требований; метода погружения, индивидуализация; обучения без учебников; коллективного познавательного; отрицания отметки; свободы выбора и др.
| Ависон, К. Справочник классного учителя вальдорфской школы / К. Ависон. – Киев, Издательство: Наири, 2005. – 116 с.
Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Р. Штейнер. – Пер. с нем. – М.: Пасифаль, 1994. – 80 с.
| Дальтон технология
| Усвоение знаний и способов деятельности, формирование общеучебных умений, воспитание ответственности и самостоятельности, развитие коммуникативных способностей. Цели достигаются посредством обеспечения свободного самоопределения учащихся на деятельность, их самостоятельности и сотрудничества с соучениками.
| Личностно-ориентированная педагогика Дальтон: история, принципы и организация работы /Под ред. Ю.Л. Загуменнова. –Мн.: НИО, 1998. –196 с.
Шамова, Т.И. Дальтон – технология / Т.И. Шамова // Завуч. – 2001. – № 1. – С. 42–61.
| Технология коллективной мыслительной деятельности
| Развитие потребностей и способностей человека на основе проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта: ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы.
| Левитес, Д. Г. Практика обучения:современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Технология диалога культур
| Усвоение знаний межкультурного характера, разнообразных смысловых спектров и способов деятельности; формирование диалогического сознания, освобождение его от плоского рационализма с помощью создания ситуаций диалога; проявление точек удивления, загадок бытия (слова, числа, явлений природы, Я-сознания, моментов истории); игровых ситуаций; специальных уроков-диалогов.
| Библер, В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы / В.С. Библер. – Кемерово: АЛЕФ, Гуманитарный центр, 1993. – С. 416.
Селеменев, С.В. Школа диалога культур: что это? / С.В. Селеменев, А.А. Ткаченко // Школьные технологии – 1996. – № 3. – С.89–101.
| Технология индивидуализации обучения
| Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка и его способностей; выполнение учебных программ каждым учащимся; формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса; формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества посредством индивидуальных учебных заданий; руководства индивидуальной самостоятельной работой учащихся, выбора уровня сложности заданий учащимися, работы в парах сменного состава и др.
| Границкая, А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
| Технология критического мышления
| Усвоение учебного материала; развитие критического мышления, творческих способностей учащихся. Реализуется по трёхэтапной схеме: 1) вызов, 2) реализация, 3) рефлексия.
| Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной шко- ле / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко.– М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.–384с.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Компьютерная (информационная) технология
| Усвоение знаний, овладение учебными умениями и навыками, способами умственной деятельности, специальными умениями по работе с информацией. Цели достигаются посредством исполнения компьютером многих функций учителя – функций рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой среды, сотрудничающего коллектива.
| Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ … пед. кадров / Е.С. Полат [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.
| Технология коллективного способа обучения
| Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др.
| Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М.: Народное образование, 2000. – 496 с.
| Технология концентрированного обучения
| Овладение учебным материалом и способами деятельности на повышенном и углубленном уровнях. Средства достижения целей: объединение уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружение учащихся в учебный материал.
| Ибрагимов, Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения / Г.И. Ибрагимов// Специалист. – 1993. – № 1. – 29–31.
Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Модульная технология
| Усвоение учебного материала; развитие умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности учащихся по освоению учебного материала, представленного в модульной программе, в соответствии с индивидуальным темпом работы обучаемых; самоконтроль и коррекция знаний и умений учащихся; рефлексия их деятельности.
| Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272с.
| Технология педагогических мастерских
| Саморазвитие; осознание учащимися самих себя и своего места в мире, закономерностей мира, в котором они живут, перспектив своего будущего; освоение самоуправлением личности; овладение знаниями и способами умственной деятельности. Цели достигаются посредством осуществления алгоритма поисковой деятельности учащихся, который в обобщённом виде выглядит так: проблематизация; индивидуальный поиск; работа в парах, работа в четвёрках; представление результатов работы всему классу; обсуждение работы.
| Окунев, А.А. Как учить не уча / А.А. Окунев. – Спб: Питер-пресс, 1996. – 195 с.
Белова, Н.И. Урок-мастерская: приглашение к поиску / Н.И. Белова // Частная школа – 1997. – 123 с.
| Технология полного усвоения
| Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой организации работы в классе, когда каждый ученик имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения данного материала.
| Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М.: ТЦ "Сфера"., 1994 – 222с.
| Технология проблемно-модульного обучения
| Обеспечение мобильности знания; формирование у школьников гибкости метода, критичности мышления. Цели достигаются путём сжатия учебной информации, построения учебных модулей, проблемности обучения на основе использования гносеологических, методических и учебных ошибок.
| Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996. – 198 с.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Технология оперативного обучения
| Усвоение учебного материала; развитие коммуникативных способностей; формирование активности и интереса учащихся к познавательной деятельности. Цели достигаются путём совместного решения учащимися учебных проблем, создания проектов, взаимообучения.
| Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ….пед. кадров / Е.С. Полат [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”,1999.–224 с.
| Технология саморазвива-ющего обучения
| Формирование самосовершенствующего человека; формирование самоуправляющих механизмов личности; воспитание доминанты саморазвития; формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Цели достигаются за счёт переноса акцента с преподавания на учение, взаимосогласованного просвещения учеников и родителей, самообразования учащихся.
| Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение / Г.К. Селевко. – Ярославль: ИПК, 1996. – 164 с.
| Технология программированного обучения
| Овладение знаниями, умениями и навыками, которое достигается путём эффективного управления индивидуальной работой учащихся (машинного или безмашинного); использования обратной связи, позволяющей корректировать деятельность учащихся.
| Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько – М.: Высшая школа,1971. – 300 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. кадров / Е.С. Полат и [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр“Акаде-мия”, 1999.–224с.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Технология развивающего обучения
(по В.В. Давыдову)
| Формирование теоретического сознания и мышления; передача детям не столько знания, сколько способов умственной деятельности; воспроизведение в учебной деятельности учащихся логики научного познания. Цели достигаются на основе целенаправленной учебной деятельности учащихся, проблематизации знаний, метода учебных задач, коллективно-распределенной деятельности, иного характера оценивания.
| Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 542 с.
| Технология проектного обучения
| Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование общеучебных умений учащихся; развитие творческой самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы, которая осуществляется в несколько этапов:1) определение темы и цели проекта, 2) планирование работы, 3) сбор необходимой информации, 4) анализ информации, 5) представление и оценка результатов.
| Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 222 с
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ … пед. кадров / Е.С. Полат и [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.
| Технология обучения в школе С. Френе
| Всестороннее воспитание; развитие способов умственной деятельности; формирование знаний, умений и навыков; формирование способов трудовой и практической деятельности. Цели достигаются при использовании метода проектов, самоуправления детей, культа информации, самостоятельного планирования работы детьми, культа труда и здоровья.
| Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии / В. Степихова // Частная школа. – 1995. – № 3. – С. 124–125.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Технология самоопределения
| Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу; формирование способ умственной деятельности, эстетических и нравственных качеств, практических действий. В основе лежит погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания, завершение учебного года творческими экзаменами.
| Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы № 734 в первом экспериментальном учебном году). В 2-х ч. / А.Н. Тубельский. –– М.: АО «Политекст», 1991. – Ч.I – 155 с.; Ч.II. – 183 с.
Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: Шаг второй / А. Н. Тубельский.– М.: АО «Политекст», 1994 – 480 с.
| Технология саморазвития
(М. Монтессори - для начальной школы.)
| Всестороннее развитие, воспитание самостоятельности; соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности; формирование способов умственной и практической деятельности. Достижение целей становится возможным на основе свободы детей, погружения в предмет, отсутствия заданий учащимся, самостоятельного поиска, безурочного и безотметочного обучения и др.
| Корнетов, Г.Б. Метод Монтессори / Г.Б. Корнетов // Частная школа – 1995. – № 4. – с. 117– 121.
| Технология уровневой дифференциации
| Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся; обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками; развитие способов умственной деятельности. Основа для достижения целей: система внешней и внутриклассной (дидактической) дифференциации обучения.
| Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192с.
| Продолжение приложения Г
|
|
|
| Технология «Шаг за шагом» (для начальной школы)
| Учить делать выбор; отдавать отчёт своим действиям; влиять на процесс своего обучения; руководствоваться демократическими принципами; совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Перечисленные цели достигаются за счёт организации ситуаций, в которых учащиеся овладевают культурой общения, социальными навыками, объединения усилий семьи и школы.
| Уолш, К. Создание классов, ориентированных. на ребенка: Метод. разраб. для нач. шк.: Междунар. образоват. программа для детей от 6 до 7 лет и родителей / К. Уолш. – Мн.: МЕТ, 2001. –299 с.
Уолш, К. Создание классов для 8 – 10-летних детей: Практическое пособие / К. Уолш. – Мн.: МЕТ, 2002. – 316 с.
Гладкая, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.-метод. пособие /В.В. Гладкая. – Мн.: Акад. последиплом. образования, 2002. – 230 с.
|
Date: 2015-10-19; view: 528; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|