Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Список сокращений⇐ ПредыдущаяСтр 96 из 96
Анангаранга А.Р. Атхарваведа А.В. Аштанга Самграха Самхита А.С. Аштанга Хридаям Самхита А.Х. Брихат Парашара Хора Шастра П.Х.Ш. Бхавапракаша Б.П. Бхагавад Гита Б.Г. Бхела Самхита Б.С. Вайдьядживана В.Д. Вайшешика Сутра В.Сут. Вангасена Самхита Вс.С. Дамара Тантра Д.Т. Дханвантари Нигханту Д.Н. Йога Сутра Й.С. Кашьяпа Самхита К.С. Мадхава Ниданам М.Н. Майтри Упанишада М.У. Ману Самхита М.С. Ньяя Даршана Н.Д. Прасути Тантра П.Т. Расамритам Р.А. Расарнавакальпа Р.К. Ригведа Р.В. Расендрасара Самграха Р.С. Санкхья Сутра Са.С. Вриндамадхава Сиддхайога С.Й. Сушрута Самхита С.С. Харита Самхита Х.С. Хатха-йога Прадипика Х.Й.П. Чакрадатта Самхита Чд.С. Чакрапани Самхита Чп.С. Чарака Самхита Ч.С. Шарангадхара Самхита Ш.С. Шивасвародая Шив.Св. Шива Самхита Шив.С.
Рекомендуемая и использованная литература 1. PRINCIPLE OF TRIDOSHA IN AYURVEDA. D.N.RAY. C.P.P.W. CALCUTTA. 1937. 2. CHARAKA SAMHITA. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N36. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI - DELHI. 1981. 3. SUSHRUTA SAMHITA. CHOWKHAMBA SANSKRIT STUDIES N30. VARANASI. 1991. 4. VAGBHATA'S ASHTANGA HRIDAYAM. KRISHNADAS AYURVEDA SERIES N27. VARANASI. 1994. 5. MADHAVA NIDANAM. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N69. VARANASI - DELHI. 1993. 6. KASYAPA-SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N2. VARANASI. 1996. 7. DRAVYAGUNASUTRAM. CHAUKHAMBHA SANSKRIT BHAVAN SERIES N1. VARANASI. 1994. 8. A PRIMER OF INDIAN LOGIC. KRISHNADAS SANSKRIT SERIES. VARANASI. 1951. 9. BHELA SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N8. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI. 2000. 10. PSYCHOPATHOLOGY IN INDIAN MEDICINE. SATYA PAL GUPTA. CHAUKHAMBHA SANSKRIT STUDIES N8. CHOWKHAMBA SANSKRIT PRATISHTHAN. VARANASI.1976. 11. PADARTHA VIJNANA. Dr.K.V.L.NARASIMHACHARYULU. KRISHNADAS AYURVEDA SERIES N101. VARANASI. 2004. 13. АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И МАСЛА. МАТХУРА МАНДАЛ ДАСА. МОСКВА. 1997. 14. БХАГАВАД ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. БХАКТИВЕДАНТА БУК ТРАСТ. МОСКВА - ЛЕНИНГРАД - КАЛЬКУТТА - БОМБЕЙ - НЬЮ-ДЕЛИ. 15. ВВЕДЕНИЕ В АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. МАТХУРА МАНДАЛ ДАСА. ПОМОГИ СЕБЕ САМ. МОСКВА. 1996. 16 ЗАКОНЫ МАНУ. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ВОСТОКА. НАУКА. МОСКВА. 1992. 17. КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА. ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ ВОСТОКА CIX. НАУКА. МОСКВА. 1992. 18. ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЙИ. ЛАДОМИР. МОСКВА. 1995 19. ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ. ВЕЛЬХОВЕР Е.С. НИКИФОРОВ В.Г. МОСКВА. МЕДИЦИНА. 1984. 20. РИГВЕДА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. НАУКА. МОСКВА. 1989. 21. УЧЕБНИКЪ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. СЪ МОНГОЛЬСКАГО И ТИБЕТСКАГО ПЕРЕВЕЛЪ А.ПОЗДНЪЕВЪ. С.- ПЕТЕРБУРГЪ. 1908. 22. ПАНЧАКАРМА ИЛИ ПОЛНОЕ АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА. МАТХУРА МАНДАЛА ДАСА. ОМСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 2005.
Оглавление
Предисловие автора ко второму изданию.. 3 Предисловие к первому изданию.. 3 Предисловие автора к первому изданию.. 4 ЧАСТЬ 1.ВВЕДЕНИЕ.. 6 ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МЕДИЦИНА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 7 ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ.. 10 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ.. 13 РАЗДЕЛЫ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.. 14 Кая Чикитса или общая медицина. 15 Уртхванга Чикитса, или Шалакья Тантра - наука о болезнях органов, расположенных выше ключиц 16 Дамстра Чикитса, или Агада Тантра - токсикология. 16 Кумара Тантра или Кумара Бхритья – педиатрия. 17 Омоложение организма. 18 Демонология, психиатрия и психотерапия. 18 Сексология. 24 ЧАСТЬ 2 История аюрведической литературы... 24 Основные тексты – Брихата Трая. 26 Второстепенные тексты – Лагху Трая. 29 Дополнительные тексты.. 31 ЧАСТЬ 3 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В АЮРВЕДЕ.. 32 ФИЛОСОФИИ ТВОРЕНИЯ МИРА.. 32 Философия Санкхья. 34 Система Ньяя-Вайшешика. 37 Материя. 38 Творящая материя. 40 Сотворяемая материя. 40 Качество. 42 Действие. 45 Сходство и Различие. 45 Взаимодействие. 46 Небытие. 47 ЧАСТЬ 4 МАХАБХУТА - ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ... 48 ТЕОРИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ.. 48 ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КАЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 52 Образование пяти первоэлементов. 52 Связь качеств и воздействия первоэлементов. 53 ЧАСТЬ 5 КОНЦЕПЦИЯ ТРИДОША В АЮРВЕДЕ.. 56 ТРИДОША - РЕАЛЬНОСУЩЕСТВУЮЩИЕ СУБСТАНЦИИ.. 56 Тридоша - основная причина рождения, поддержания и разрушения тела человека 59 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРИДОША.. 62 Природа и физические свойства Тридоша. 64 МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ТРИДОША В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ. 68 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША.. 74 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТРИДОША В СОСТОЯНИИ БАЛАНСА.. 76 Функции нормального Ваю.. 76 Субдоша Вата доша. 78 Прана Ваю.. 78 Удана Ваю.. 79 Самана Ваю.. 80 Вьяна Ваю.. 80 Апана Ваю.. 81 Функции нормального Агни. 82 Субдоша Питта доша. 83 Пачака Агни. 83 Ранджака Агни. 84 Садхака Агни. 84 Алочака Агни. 85 Бхраджака Агни. 85 Функции нормальной Капха доша. 87 Субдоша Капха доша. 87 Кледака Капха. 88 Аваламбака Капха. 88 Бодхака Капха. 88 Тарпака Капха. 89 Слешака Капха. 89 ЧАСТЬ 6. ТКАНИ, НЕЧИСТОТЫ И ТОКСИНЫ... 89 ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС.. 90 Семь тканей. 91 Оджас. 95 СУБТКАНИ И НЕЧИСТОТЫ.. 95 Понятие субтканей. 95 Нечистоты.. 96 Чистая субстанция и нечистоты.. 97 АМА.. 98 Формирование амы.. 98 Роль амы в патологическом процессе. 99 Основные принципы очищения организма от амы.. 101 ЧАСТЬ 7 ПРАНА И УМ В АЮРВЕДЕ.. 102 ПРАНА.. 102 Пять основных видов Праны.. 104 Чакры и пранические каналы. Кундалини. 106 Марма-точки и нарушения движения Праны.. 108 ЧАСТЬ 9 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОША И ТКАНЕЙ 112 АГНИ И ПИЩЕВАРЕНИЕ. 112 Различные виды Агни. 112 Процесс пищеварения. 114 Место, где происходит процесс пищеварения. 116 Общие черты процесса пищеварения. 116 ФОРМИРОВАНИЕ ТРИДОША.. 117 Образование Капха доша. 117 Образование Питта доша. 118 Образование Вата доша. 119 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИ ТКАНЕЙ.. 120 Общие принципы формирования семи тканей. 120 Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание. 121 Превращение крови. 123 Трансформация мышечной ткани. 124 Трансформация жира. 124 Трансформация костной ткани. 124 Трансформация костного мозга. 124 Особенности семени и Оджаса. 125 ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА.. 126 Виды каналов. 126 Десять поднимающих каналов. 127 Функции поднимающих каналов. 127 Десять опускающих каналов. 128 Функции опускающих каналов. 128 Четыре латеральнораспределяющих канала. 129 Шротас. 129 ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛА.. 135 Образование Тридоша. 135 Образование семи тканей. 135 Образование субтканей. 136 Образование нечистот.. 137 ЧАСТЬ 10 ДИСБАЛАНСЫ ТРИДОША.. 138 СУТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 138 Что есть болезнь. 138 Классификация болезней. 141 Тридоша - корни всех физических болезней. 145 ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ТРИДОША ИЗ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА.. 147 Основные причины болезней. 147 Негармоничное, не радостное восприятие органами чувств объектов чувств. 148 Фрустрации и беспокойства ума и разума. 149 Сезонные дисбалансы.. 149 НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА ТРИДОША.. 150 Причины дисбаланса Вата доша. 150 Причины дисбаланса Питта доша. 151 Причины дисбаланса Капха доша. 152 Причины совместного дисбаланса Тридоша. 152 ФУНКЦИИ ДОША В СОСТОЯНИИ ДИСБАЛАНСА.. 153 Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша. 153 Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Вата доша. 154 Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Питта доша. 157 Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Капха доша. 158 Воспалительный процесс. 158 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БАЛАНСА ДОША.. 160 ЧАСТЬ 11 Аюрведическая терапия.. 161 Основные принципы аюрведической терапии. 161 Методы лечения болезней. 162 Внешние процедуры.. 163 ЧАСТЬ 11 Наука о субстанциях в Аюрведе.. 168 Основные положения. 168 Вкусы.. 170 Послевкусы.. 175 Потенция - энергетическая характеристика субстанций. 176 Особые качества. 177 Пищевые субстанции. 178 Виды пищи. 178 Продукты питания. 180 Вода. 181 Растительные субстанции. 183 Животные субстанции. 184 Соли. 185 Щелочи. 186 ЧАСТЬ 12 КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА, ВРАЧА, АССИСТЕНТА, ПАЦИЕНТА И ЛЕКАРСТВА В АЮРВЕДЕ.. 188 ИДЕАЛЬНЫЙ ВРАЧ.. 188 Статус врача в древней Индии. 189 Идеальный ученик и идеальный учитель. 190 Несколько слов о шарлатанах. 199 ИДЕАЛЬНЫЙ АССИСТЕНТ ВРАЧА.. 200 ИДЕАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО.. 201 ИДЕАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ. 203 ЧАСТЬ 13 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. 204 ОСНОВЫ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИКИ И ЭМБРИОЛОГИИ.. 204 Первый месяц беременности. 207 Второй месяц беременности. 208 Третий месяц беременности. 209 Четвертый месяц беременности. 210 Пятый месяц беременности. 211 Шестой месяц беременности. 212 Седьмой месяц беременности. 212 Восьмой месяц беременности. 213 Девятый месяц беременности. 214 Десятый месяц беременности. 214 ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ. 215 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ И ЗОН ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.. 216 Грудная, сердечная и пупочная зоны.. 216 Печень и селезенка. 218 Кишечник. 219 Почки и мочевой пузырь. 220 ФАТАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ И ПРИЗНАКИ.. 221 ЧАСТЬ 14. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ И УКАЗАТЕЛИ.. 230 СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ.. 230 Схемы.. 231 Таблицы.. 235 УКАЗАТЕЛИ.. 257 Именной указатель. 257 Словарь терминов и незнакомых слов. 258 Список сокращений. 263 Рекомендуемая и использованная литература. 264
[1] Речь идет о «Введение в аюрведические методы лечения», изданной фондом «Помоги себе сам» в 1996 году.
[2] В настоящее время город называется Патна. [3] Исключая тибетскую и китайскую традиции. [4] Например, А.Х. 1.1.2. [5] Мистическая энергия врача, посредством которой он может лечить человека на расстоянии. [6] Апсва антарамритамапсу бхэшаджам Апамута прашасти бхирашва бхавайа Ваджино гаво бхавайа ваджинихи. (А.В.1.4.4.) [7] О, Воды, пожертвуйте щедро целебное средство, как защиту для тела моего, и чтобы я долго видел солнце" (Р.В.1.23.21.) [8] Автор Кашьяпа Самхиты, текста по педиатрии, считавшегося утерянным, но, по счастливой случайности, найденного среди свитков в одной из южно-индийских библиотек. [9] Господь Дханвантари явился в незапамятные времена. Он вышел во время пахтания молочного океана и принес с собой амриту – нектар бессмертия. [10] Аллопатическая медицина, гомеопатия, натуропатия, юнани медицина, сиддха медицина и йогатерапия. [11] Висучикой врачи называют заболевание, при котором пациент жалуется на колющие боли в теле, словно в него вонзаются иглы. Оно порождается несварением у больного, страдающего обжорством и пожирающего пищу безо всяких ограничений. Обмороки, диарея, рвота, жажда, боли в желудке, головокружение, выкручивание рук и ног, зевота, жжение в теле, снижение пигментации кожи, кала, мочи и т.д., тремор, боль в области сердца - другие симптомы этого заболевания. [12] Но не автором сохранившейся Кашьяпа Самхиты, относящейся к Кумара Тантре. [13] Вторая глава Сутрастханы Аштанга Хридаям Самхиты. [14] «Общими признаками вселения духа являются страх, скрип зубами, робость и чрезмерное беспокойство, очень частая зевота, судороги мимической мускулатуры, появление пены изо рта, закатывание глаз, бессонница, крики, стоны, отказ от груди, изменение голоса, беспричинное расцарапывание собственного тела или тела матери» (А.Х.6.3.4.). [15] Праджнапарадха бывает трех типов - Айога, Атийога и Митхьяйога Карма. Праджнапарадха возникает при нарушениях психики, фрустрациях, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физического состояния тела (Ч.С.1.11.39.). В середине своей Самхиты Чарака описывает Праджнапарадху как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) поведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4.1.109.).
[16] Некоторые врачи считают, что тексты, дошедшие до настоящего времени, претерпели настолько колоссальные изменения, что их можно считать современным переложением изначальных аюрведических трактатов, украшенными древними санскритскими терминами. Главная ошибка этих умозаключений, зачастую сделанных ради продвижений собственных книг или ноу-хау, в непонимании принципов передачи аюрведического знания от учителя к ученику без вольностей и искажений. [17] См. таблицу 2. [18] См. таблицу 3. [19] Два других – Аштанга Хридаям Самхита и Сушрута Самхита. [20] Трайпитака писал, что эскулап по имени Чарака был личным врачом императора Канишки и помогал при родах его жене. Помимо Трайпитаки, про Чараку рассказывают два других китайских мудреца по имени Кикья-йе и Тянь-яо, жившие около 472 года при господстве северной династии Вэй. Их совместная книга называется «Самьюктаратнапитака-сутра» и представляет собой компиляцию нескольких санскритских текстов. Санскритские оригиналы в настоящее время утеряны, но китайский перевод сохранился и представляет собой собрание рассказов об истории буддизма и общие исторические зарисовки, в том числе краткое жизнеописание знаменитого царя Ю-чи, Девапутры Канишки, у которого было три друга и советника – Ашвагхоша Бодхисаттва, его первый министр Матхара и знаменитый врач Чарака. Время жизни Канишки само по себе является спорным вопросом, но многие ученые относят его к концу I или II века н.э. На самом деле не возможно доподлинно установить, был ли этот Чарака автором Чарака Самхиты, или это просто историческое совпадение имен. [21] Приблизительно 320 - 480 гг. н.э. [22] Вторая ученическая преемственность идет от Господа Дханвантари. [23] Современное название города – Варанаси. [24] Врачей, авторов медицинских трактатов. [25] Текст датируют началом четырнадцатого века исходя из того, что Далхана и Чакрапани Датта, писавшие приблизительно (!) в одиннадцатом веке, не упоминают в своих работах Шарангадхара Самхиту; Хемадри, живший в начале четырнадцатого века, в своей Аюрведа Расаяне – комментариях на Аштанга Хридаям Самхиту, семьдесят третью шлоку пятой главы первой ее части – ссылается на труд Шарангадхары; Бопадэва, ученик Хемадри, живший в то же время, написал комментарий на Шарангадхара Самхиту. [26] Лакшми, Богиня процветания. [27] Бхуми, Мать-земля. [28] Кали, Богиня разрушения. [29] Три формы Вишну. [30] Это состояние духовного самосознания личности как души, неотъемлемой частицы Бога, называется Брахмаахамкара. [31] Буквально – «волокно», «веревка», «путы» (санск.). Хотя слово гуна имеет в ряду своих смысловых значений еще и «свойства», «качества», Махагуны, или гуны материальной природы, это нечто большее, чем качественные гуны. Качественные принадлежат веществам или явлениям (молния – блестящая, яркая, слон – большой, тяжелый), а Махагуны – Материальной природе.
[32] Тамасад апи бхутадер викурванад абхун набхаха тасья матра гунаха шабдо лингам йад драштри дришьяйохо (Ш.Б.2.5.25.). [33] Звук, Шершавость, Форма (Цвет), Вкус и Запах. [34] Гуру-Лагху, Сита-Ушна и т.д. [35] Стоит учитывать, что бездействие тоже является действием. [36] Спаршэндрийагочарам (Ч.С.4.1.30.). [37] Эта концепция совпадает и с библейским подходом к сотворению мира: Вначале было Слово… [38] Акашад вайуху вайорагнихи агнирапаха адбйаха притхвихи [39] За основу взята акашацентрическая теория. [40] Саттва тамо бахула апаха - в ней доминируют Саттва и Тамо Гуны. [41] Питтам шарирамбхака теджах прадхана панчабхута викаратмакам теджах сварупам агни сингам. [42] Капхах шарирамбхака сома прадхана панчабхута викара вишешаха. [43] Вайух шарирам бхакешу панчашу бхутешу йад двитийам бхутам тат паринама вишешах са эва. [44] Вайуакашаха дхату-бхьям вайуху. [45] Тридхату вата-питта-шлешма-дхату трайопа-шамана вишайам сукхам вахатам [46] Татра вайуратмаи ватта питтамагнейам шлешма саумйа ити. [47] Речь идет о телесном Воздухе. [48] Чакрапани асангхатам ити питта слешмавад авайава сангхата рохитам (Чп.С. 1.12.3.) [49] Пурисадханах паквашайах (Чакрапани). [50] Ласикодасья пиччхабхагах (Чакрапани). [51] Питта-стханэ амашайа ити амашайадхобхагах, слешмастха несвамашайа амашайордхвабхагах. [52] Не только положение эпигастральной области вызывает некоторые разногласия, но и границы основного местопребывания Вата доша - Паквашая у разных авторов имеет несколько разные размеры. Изначально Чарака использовал для определения положения Вата доша термин "Пурисадхана", но затем, оговаривается и вводит понятие "паквашая" как место основной локализации этой доша. Сушрута говорит, что Вата - "Шрони-гуда-самшрайаха". Шрони - кости таза и бедренные кости, гуда - область прямой кишки, крестца и копчика. Область между этими двумя частями - большой и малый таз. В этой зоне находятся сигмовидная и прямая кишка, мочевой пузырь и репродуктивные органы. "Пурисадхана" обозначает "вместилище испражнений". В этом случае, если под местоположением Вата доша понимать Паквашая, необходимо помнить, что в эту область входят часть тонкого кишечника (сигмовидная ободочная кишка) и прямая кишка. Это описание сходно с описанием Сушруты, который говорит в Ниданастхане, что "положение Вата доша в теле - Паквадхана и Гуда. Паквадхана можно перевести как "место, где скапливаются остатки пищеварения". В этом контексте под словом Гуда подразумевается прямая кишка, или Гуда Нади. Арунадатта, да и Вагбхата, в своих комментариях говорят, что, так как все непереваренные остатки собираются в этой области, она называется Паквашая или Паквадхана (А.Х.1.12.). Термин Паквашая помимо этого, часто используется для обозначения отдела желудочно-кишечного тракта, находящегося ниже пупка и всех частей тела человека, лежащих ниже гребня подвздошной кости. [53] Тазовая полость показана без учета кишечника и мочевого пузыря. [54] "атаха арам панчадха вибхаджйанте..." (С.С.2.1.1.). [55] Хриди прано гудэапанаха самано набхимандалэ Уданаха кантхадэшастхо вьянаха сарвашарирагаха [56] Сердечной чакре, Анахате. [57] Доша-дхату-мала-мулам хи шарирам. [58] Шариранча доша дхату мала самудаяха. [59] Дошебхья эва дхатунам правриттих. [60] Сварупам хи ватадинам карьягамйам эва. [61] См. таблицу 8. [62] Кандарас и Ширас. [63] Снаюс. [64] "Атьянта шуддхатайасья малабхаваха." [65] См. книгу «Панчакарма или полное аюрведическое очищение организма». [66] Бхавамишра пишет (Б.П.2.1.1.49-51.): «Самавата вызывает запор, слабость огня пищеварения, спазмы, бурчание в животе, ноющие, колющие и спастические боли в теле, опоясывающие боли и другие симптомы, ухудшающиеся от промасливания и других процедур, особенно в облачные дни, во время восхода солнца и ночью. Нирама Вата – сухая, бех запаха, не вызывает сильной боли и уравновешивается от приема субстанций, обладающих противоположными качествами, особенно от жиров и масел». [67] Бхавамишра пишет (Б.П.2.1.1.52-53.): «Самапитта – кислая, грязная, дурнопахнущая, зеленая и тяжелая; она вызывает кислую изжогу, жжение в груди и в горле. Нирама Питта – медно-красная, очень теплая, горькая, послабляющая, имеет неприятный запах, отвечает за вкус пищи и пищеварительную активность, увеличивает силу». [68] Бхавамишра пишет (Б.П.2.1.1.54-55.): «Самакапха – мутная, нитевидная, толстая, локализуется в горле, имеет неприятный запах, препятствует возникновению жажды и голода. Нирама Капха не имеет запаха, пенистая, выходит небольшими кусочками, белая и удаляет неприятный запах изо рта». [69] Этот процесс усиливается путем проведения процедур Пурвакармы. [70] Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна, Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта, Дхананджайя, Вайрамбхана, Стханамукхья, Праджьйота и Пракрита. [71] Ум, разум, Ложное эго и сознание. [72] Мантры, направленные на получение силы, храбрости, харизматичности, боевого духа, победы и т.д. [73] Шунья Падави, Брахма Рандхра, Махапатха, Шмашана, Шамбхави и Мадхья Марга – синонимы слова «Сушумна» (Х.Й.П.3.4.). [74] Сравнение Кундалини со змеей не аллегория – на самом деле она является Анимэ – составляющей частью Духа, живущего в теле человека и имеет форму маленькой змейки. [75] Вата, Питта и Капха соответственно. [76] См, Вс.С.77.332. [77] См. таблицу 7. [78] Джатхарэнагнина пурвам крите самгха-табхеде пашчад бхутагнайаха панча свам свам дравьям пачанти. [79] Объем желудка соответствует трем-трем с половиной сложенным вместе кулакам. [80] Паквадана. [81] Вибхага и Самйога. [82] "Кевалам пакам". [83] Стхайи Раса дхату. [84] В некоторых костях (ребра, фаланги) этого накопления не происходит. [85] Тикщнаагни, Мандаагни и Самаагни. [86] Эти продукты относятся к категории афродизиаков и субстанций, усиливающих продукцию репродуктивной ткани. [87] Некоторые современные авторы ошибочно считают, что нади имеют отношение только к пульсирующим сосудам и к пульсу как к таковому. [88] С.С.3.9.4. [89] С.С.3.9.6. [90] "Расаджам пурушам видьйат". [91] "Свахширах санчарад рактам" (С.С.3.7.14.). [92] В данном контексте под словом «дхату» подразумеваются основные компоненты тела – семь тканей, три доша и нечистоты. [93] Не только аюрведические, но и древнегреческие (Гален) и персидские (Абу Али ибн Сино). [94] “Самадоша” или “Учитапрамана”. [95] Тад духкхасам йога вьядхайа учйантэ (С.С.1.1.23.). [96] Слово «Нидана» в некоторых случаях может переводиться не только как «этиология», но и как «общая нозология». [97] Чакрапани в своих комментариях пишет, что слово “Атман” в данном случае означает “тело” - “Атратмашабдена шарирам бханьятэ” [98] Не обязательно во время беременности, а хотя бы за полгода до зачатия. [99] Сушрута – аюрведический хирург. [100] “Намджнанам ту вьявахараматрапрайорджанартхам, на сварупена чикитшайам-упакарити”. [101] Геморрагия. [102] Слово “Спарша” можно перевести также и как “тактильность”. [103] Вагбхата пишет (А.Х.3.1.14-15.): «Ватадоша увеличивается от горькой, соленой и вяжущей пищи, сухой пищи, голода, нарушения режима приема пищи, сдерживания реализации естественных потребностей организма, бодрствования ночью, разговор на повышенных тонах, чрезмерного проведения лечебной рвоты, клизмы, слабительного; страха, гнева и волнения, интенсивной физической работы, чрезмерной половой жизни; зимой, в конце дня, ночи и процесса пищеварения». [104] Вагбхата пишет (А.Х.3.1.16.): «Питта доша увеличивается от острой, кислой, соленой, горячей, вызывающей жжение во время переваривания и проникающей пищи, злости, летом, в середине дня, ночи и процесса пищеварения». [105] Вагбхата пишет (А.Х.3.1.17-18.): «Капха доша увеличивается от сладкой, кислой, соленой, маслянистой, тяжелой, холодной пищи, увеличивающей накопление жидкости внутри тканей, длительного сидения, чрезмерного сна, недоваренной пищи, дневного сна, переедания, неправильного проведения очистительных процедур, вскоре после приема пищи, весной и осенью, в начале дня и ночи». [106] Эти состояния описаны в соответствующей главе. [107] Молоко варится с шафраном, куркумой или палочкой корицы, трижды доводится до кипения и семь раз переливается из стакана в стакан. [108] Для более подробной информации см. книгу «Панчакарма терапия». [109] Парным или сваренным с травами, соответствующими индивидуальной конституции человека. [110] Санскритское слово «дравата» характеризует все жидкие субстанции. К сожалению, в русском языке нет слова «жидкостность», дословно переводящее это слово. Слово «текучесть» лишь отчасти передает значение слова «дравата». [111] А.Х.1.9.5-9 и 11. [112] Например, Бхагавад Гита (Б.Г.14.5.): «Саттвам раджо тамаха ити гунаха пракрти-самбхаваха» – Саттва, Раджа и Тамо гуны – составляющие Природы. [113] Горький, острый и вяжущий вкусы. [114] Тасйад апйо расаха. [115] Сушрута добавляет в эту группу йогурт, сыворотку, кислое пиво, зизифус настоящий (все растение), Flacourtia cataphracta, шлейхеру масличную, каламус тонкий и другие субстанции (С.С.1.17.18.). [116] Сушрута добавляет в эту группу морингу птичье семя, лук, чеснок, камфару и другие субстанции (С.С.1.17.20.). [117] Смесь айвы венгерской, гмелины древовидной, Clerodendron phlomoidis, двусемянника пахучего и ороксилюма индийского известна как Махат панчамула. [118] Прана, Теджас и Оджас. [119] Медовуху. [120] Чарака выделяет шесть качеств дождевой воды (Ч.С.1.27.198.) – она холодная, чистая, чистая, легкая, вкусная и благотворно влияет на организм человека. [121] В настоящее время в связи с экологической обстановкой не рекомендуется пить дождевую воду, даже если дождь идет больше недели. [122] Современное название – Канопус. [123] Индийские штаты. [124] Во время преобладания Капха доша. [125] В указателе представлены лишь некоторые из них. [126] Одиннадцатый век нашей эры. [127] А продолжение этой фразы таково (А.Х.1.1.2. или Ч.С.1.1.15.): «Человек, ищущий долгой жизни, необходимой для выполнения предписанных обязанностей, жертвоприношений и отдания долгов и личного счастья, должен обратиться лицом к наставлениям Аюрведы». [128] См., например, А.Х.1.2.20-25.: «Вся человеческая деятельность должна быть направлена на счастье всех живых существ. Такое счастье покоится на соблюдении Дхармы. Человек всегда и во всем должен придерживаться Дхармы. Друзьям надо служить верой, правдой и благими делами, а всех остальных держать на некотором расстоянии. Насилие, воровство, половые отношения без любви, ложь и клевета, сквернословие, сеянье раздора, ссора, зависть и неразумность – эти девять разрушающих тело, речь и ум действий должны всячески избегаться. Тот, кто не имеет понятия о смысле жизни, кто болен и кто попал в беду, тому надо обязательно оказать помощь. Даже с насекомым, с муравьем, надо обращаться с заботой и любезностью. Верховная Личность Бога, корова, брахман, старший, врач, царь и гость должны почитаться, ибо они достойны служения. Даже последний нищий не должен быть презираем, оскорбляем или попрекаем. Человек должен быть очень заботливым, даже по отношению к своим врагам, несмотря на их проступки, должен смотреть одними глазами на счастье и несчастье, стремиться постичь истину, а не искать причину в последствиях». [129] За исключением мяса, которое относится непосредственно к пищевым продуктам. [130] Основным компонентом Бида лаваны является хлорид аммония. Эту соль получают путем сжигания смеси кусочков сальвадоры масляной и каперса колючего. Она немного желтоватая, легкая и соленая на вкус. Некоторые авторы (др. Дамодар Джоши, например) рекомендуют использовать Бида лавану для улучшения переваривания тяжелой и мясной пищи. [131] Способствует формированию внутритканевых отеков. [132] Соль, добываемая из озера Самбхар, расположенного в Раджастане. [133] Чарака пишет (Ч.С.1.26.9.), что слово «Кщара» происходит от «Кщарана» - разливающаяся. [134] А.Х.1.30.4-7. [135] Относится болезнь к категории излечимых, трудноизлечимых, контролируемых или фатальных заболеваний. [136] За исключением Атхарваведа пандитов. [137] К сожалению, эта древнеиндийская традиция дожила в нашей стране до нынешних времен. [138] Апастхамба, 1.6.19; Гаутама, 17.7; Васиштха, 14.1-10 и 19. [139] Главный жрец, семейный священник и духовный советник в одном лице. [140] Сначала смотрят на его стопы, постепенно перемещая взгляд с ног на живот, грудь, руки и на лицо. Пристально и исподлобья смотреть на учителя считается дурным тоном. Не принято поворачиваться к учителю спиной, сидеть, когда он стоит, стоять, когда он идет, есть, когда он закончил трапезу и т.д. [141] Свежие в меру спелые фрукты. [142] По солнцевороту. [143] А также других продуктов, связанных с причинением вреда живому существу. [144] В случае несоблюдения приведенных выше наставлений. [145] Упанаяна. [146] В разных школах это время разное – от нескольких месяцев до нескольких лет. [147] Гуру – полный, тяжелый (санскр). [148] Самавартана видхи. [149] И гордящийся этим (прим. переводчика). [150] Речь идет о Сушрута Самхите. [151] Например, в зависимости от того, в какой форме готовится Трипхала (Трипхала чурна, Трипхала гхрита, Трипхала гуггул, Трипхала ришта и др.) ее терапевтическое действие очень сильно различается. [152] Огнем управляет Агни, Воздухом – Ваю, Водой – Варуна, Землей – Бхуми, Эфиром – Вишну. [153] Субдоша Питта доша, отвечающая за превращение хилуса в кровь. [154] Непосредственно Хридая. [155] Расасья ча хридаям стханам (С.С.1.14.3.). [156] Сарва ширадхистханатват хридаясья. [157] Йога-Васищтха называет их упадеям и хеям (Упашама Пракарана Санга, 78). [158] Точнее, область, расположенная между привратником желудка и молочной железой (С.С.3.6.51.) и между селезенкой и ключицей (С.С.3.4.31.). [159] Область, расположенная между мочками ушей, макушкой и мягким небом (Б.С.4.7.3.). [160] Шонитасья стханам йакрит плиханитау (С.С.1.21.16.). [161] Гарбхашайа йакрит плиханау шонитаджау (С.С.3.4.25.). [162] По современным данным – раз в 7-12 секунд. [163] Особенностью лепестка лотоса, как и водяной лилии, является способность отталкивать воду. [164] Этот симптом не относится к людям, обладающих магическим даром или занимающимся мистической йогой. [165] Подобные шлоки есть во всех древних аюрведических текстах, однако, некоторые авторы добавляют, что злые духи убивают силу лекарства, принимаемого умирающим человеком. [166] Уровень сознания также не брался в расчет. [167] Йогена читтасья падена вача малам шарирасья ча вайдьйакена йопакароттам мунинам патанджалим пранджалиранатосми.
|