Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тест по ТЕМЕ: строение углеводовВариант 1
1. К незаменимым относятся следующие аминокислоты: а) аланин, аспарагин, пролин; б) фенилаланин, метионин, валин; в) глицин, глутамат, серин. 2. Назовите аминокислоты, радикалы которых содержат: а) гидроксильную группу; б) серу. 3. В ядерных белках-гистонах содержится большое количество аминокислотных остатков аргинина и лизина. В каких средах (рН>, < или = 7,0) лежит ИЭТ (изоэлектрическая точка) этих белков? 4. Напишите формулу трипептида: Асп-Вал-Фен. а) подчеркните пептидные связи; б) укажите название пептида; в) обведите пептидные группы; г) укажите N- и С-концы молекулы. 5. Классифицируйте аминокислоты по полярности радикалов: иле, асн, глу, арг; а) полярная с катионной группой; б) полярная с анионной группой; в) полярная незаряженная; г) неполярная. 6. Определите суммарный заряд пентапептида при рН 7,0: Глу-Арг-Лиз-Вал-Асп. Как изменится суммарный заряд этого пептида: а) при рН<< 7,0; б) при рН>>7,0? 7. Белковая глобула содержит следующий фрагмент: -цис-ала-глу-асн-цис-асп-лей-фен-сер-мет-три-гли-тре-глн-арг- а) укажите водородные связи, стабилизирующие вторичную структуру; б) укажите типы связей, стабилизирующих третичную структуру молекулы, между радикалами каких аминокислот они образуются? 8. Напишите по 1-й формуле из каждой группы аминокислот, различающихся по электрохимической природе радикала. Укажите их названия и объясните, почему их относят именно к этой группе. 9. Напишите формулу лизина (в ионизированном виде) в водном растворе и укажите суммарный заряд этой аминокислоты: а) при рН = 6-7; б) при рН= 4; в) при рН=12. 10. Напишите формулу глутамина в водном растворе в нейтральной среде. Укажите суммарный заряд. Как изменится заряд этой аминокислоты? а) при постепенном подкислении среды (до рН=2); б) при подщелачивании среды (до рН=9). ТЕСТ ПО ТЕМЕ «БЕЛКИ И АМИНОКИСЛОТЫ» Вариант 2
1. К незаменимым относятся следующие аминокислоты: а) тирозин, глутамин, цистеин; б) аспартат, аланин, серин; в) триптофан, лизин, треонин. 2. Назовите аминокислоты, радикалы которых содержат: а) циклические группы; б) амидные группы. 3. В белке крови (альбумине) много остатков глутаминовой и аспарагиновой кислот. В каких средах (рН>, < или = 7,0) лежит ИЭТ (изоэлектрическая точка) этих белков? 4. Напишите формулу трипептида: Лей-Цис-Тре. а) подчеркните пептидные связи; б) укажите название пептида; в) обведите пептидные группы; г) укажите N- и С-концы молекулы. 5. Классифицируйте аминокислоты по полярности радикалов: лей, глн, асп, лиз. а) полярная с катионной группой; б) полярная с анионной группой; в) полярная незаряженная; г) неполярная. 6. Определите суммарный заряд пентапептида Тир-Глу-Арг-Иле-Фен при рН 7,0. Как изменится суммарный заряд этого пептида: а) при рН<< 7,0; б) при рН>>7,0? 7. Белковая глобула содержит следующий фрагмент: -иле-три-цис-вал-асп-арг-асн-цис-глу-лей-фен-сер-тре-мет-сер-гли- а) укажите водородные связи, стабилизирующие вторичную структуру; б) укажите типы связей, стабилизирующих третичную структуру молекулы, между радикалами каких аминокислот они образуются? 8. Напишите по 1-й формуле из каждой группы аминокислот, различающихся по электрохимической природе радикала. Укажите их названия и объясните, почему их относят именно к этой группе. 9. Напишите формулу лейцина (в ионизированном виде) в водном растворе и укажите суммарный заряд этой аминокислоты: а) при рН = 6-7; б) при рН= 4; в) при рН=12. 10. Напишите формулу глутамата в водном растворе в нейтральной среде. Укажите суммарный заряд. Как изменится заряд этой аминокислоты? а) при постепенном подкислении среды (до рН=2); б) при подщелачивании среды (до рН=9).
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФЕРМЕНТЫ И АЗОТНЫЙ ОБМЕН» Вариант 1 1. Определите соответствие между следующими понятиями: а) кофермент дегидрогеназ; б) кофермент аминотрансфераз; в) кофермент лигаз (синтетаз); г) кофермент ацилтрансфераз. 1) FAD; 2) АТФ; 3) пиридоксальфосфат; 4) коэнзим А. 2. Определите соответствие между следующими соединениями: а) NAD; б) пиридоксальфосфат; в) KoA; г) FMN: 1) производное витамина В6; 2) производное витамина В2; 3) производное витамина РР; 4) производное витамина В3. 3. Назовите кофакторы, структура которых изображена схематически ниже: а) изоаллоксазин─рибитол─2 остатка фосфорной кислоты─рибоза─аденин; б) тиоэтаноламин─пантотеновая кислота─фосфорный остаток─фосфорибоза ─аденин; в) аденин─рибоза─три остатка фосфорной кислоты; г) амид никотиновой кислоты─рибоза─остаток фосфорной кислоты. 4. Конкурентные ингибиторы ферментов: а) увеличивают V max реакции; б) уменьшают V max реакции; в) увеличивают Км реакции; г) уменьшают Км реакции; д) изменяют специфичность к субстрату. 5. Выберите и составьте последовательность событий, происходящих при аллостерическом ингибировании активности фермента: 1) уменьшается скорость превращения субстрата в активном центре; 2) изменяется конформация фермента; 3) эффектор присоединяется в активном центре; 4) изменяется конформация аллостерического центра; 5) нарушается комплементарность активного центра фермента субстрату; 6) эффектор присоединяется в аллостерическом центре; 7) изменяется конформация активного центра. 6. Укажите, какие из перечисленных ферментов (химотрипсин, трипсин, карбоксипептидаза, дипептидаза) относятся: а) к эндопептидазам; б) к экзопептидазам. 7. Напишите формулу трипептида глутатиона, который имеет состав: глу-цис-гли с учетом того, что пептидная связь между глу и цис образована за счет карбоксильной группы радикала глутамата. Определите суммарный заряд этого пептида: а) при рН 7,0; б) при рН<< 7,0; в) при рН>>7,0. 8. Напишите уравнения реакций: а) восстановительного аминирования пировиноградной кислоты (ПВК); б) переаминирования между 2-оксоглутаратом и аспартатом; в) прямого окислительного дезаминирования аланина; г) непрямого окислительного дезаминирования аспартата; д) декарбоксилирования глутамата. 9. Перечислите реакции орнитинового цикла в правильной последовательности: а) гидролиз аргинина; б) образование карбамоилфосфата; в) синтез аргининосукцината; г) образование цитруллина; д) расщепление аргининосукцината до аргинина и фумарата. 10.1. Перечислите способы обезвреживания аммиака в организме животных (на примере млекопитающих): а) …………; б) …………..; в) …………….; г) ……………….. 10.2. Назовите процессы, в которых используются безазотистые остатки аминокислот, образующиеся при их окислительном дезаминировании: а) …………; б) …………..; в) …………….; г) ………………..
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФЕРМЕНТЫ И АЗОТНЫЙ ОБМЕН» Вариант 2 1. Определите соответствие между следующими понятиями: а) кофермент дегидрогеназ; б) кофермент декарбоксилаз аминокислот; в) кофермент лигаз (синтетаз); г) кофермент ацилтрансфераз. 1) ATP; 2) коэнзим А; 3) пиридоксальфосфат; 4) NADP. 2. Определите соответствие между следующими соединениями: а) NMN; б) KoA; в) FAD; г) пиридоксальфосфат: 1) производное витамина В6; 2) производное витамина В2; 3) производное витамина РР; 4) производное витамина В3. 3. Назовите кофакторы, структура которых изображена схематически ниже: а) изоаллоксазин─рибитол─остаток фосфорной кислоты; б) тиоэтаноламин─пантотеновая кислота─фосфорный остаток─фосфорибоза ─аденин; в) аденин─рибоза─два остатка фосфорной кислоты─рибоза─амид никотиновой кислоты; г) аденин─рибоза─три остатка фосфорной кислоты. 4. Неконкурентные ингибиторы ферментов: а) увеличивают V max реакции; б) уменьшают V max реакции; в) увеличивают Км реакции; г) уменьшают Км реакции; д) изменяют специфичность к субстрату. 5. Выберите и составьте последовательность событий, происходящих при аллостерической активации фермента: 1) увеличивается скорость превращения субстрата в активном центре; 2) изменяется конформация фермента; 3) эффектор присоединяется в активном центре; 4) изменяется конформация аллостерического центра; 5) повышается комплементарность активного центра фермента субстрату; 6) эффектор присоединяется в аллостерическом центре; 7) изменяется конформация активного центра. 6. Укажите, какие из перечисленных ферментов (трипсин, пепсин, дипептидаза, аминопептидаза) относятся: а) к эндопептидазам; б) к экзопептидазам. 7. Напишите формулу трипептида глутатиона, который имеет состав: глу-цис-гли с учетом того, что пептидная связь между глу и цис образована за счет карбоксильной группы радикала глутамата. Определите суммарный заряд этого пептида: а) при рН 7,0; б) при рН<< 7,0; в) при рН>>7,0. 8. Напишите уравнения реакций: а) восстановительного аминирования щавелевоуксусной кислоты (ЩУК, или оксалоацетата); б) переаминирования между 2-оксоглутаратом и аланином; в) прямого окислительного дезаминирования аланина; г) непрямого окислительного дезаминирования аспартата; д) декарбоксилирования аспартата. 9. Перечислите реакции орнитинового цикла в правильной последовательности: а) синтез аргининосукцината; б) гидролиз аргинина; в) образование карбамоилфосфата; г) расщепление аргининосукцината до аргинина и фумарата; д) образование цитруллина. 10.1. Перечислите способы обезвреживания аммиака в организме растений: а) …………; б) …………..; в) ……………..; г) ………………... 10.2. Назовите процессы, в которых используются безазотистые остатки аминокислот, образующиеся при их окислительном дезаминировании: а) …………; б) …………..; в) …………….; г) ………………..
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: СТРОЕНИЕ УГЛЕВОДОВ 1. К классу альдоз относится: а) сахароза; б) глюкоза; в) фруктоза; г) мальтоза. 2. α-глюкоза отличается от β-глюкозы: а) линейной формой; б) положением группы –С=О; в) положением группы –С-ОН. 3. Эпимерами называются моносахариды: а) являющиеся зеркальными изображениями друг друга (по пространственному строению); б) принадлежащие к классам альдоз и кетоз соответственно; в) отличающиеся пространственным расположением водорода и гидроксильной группы у одного из асимметрических углеродных атомов. 4. Амилоза состоит: а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями; г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью. 5. Аномерами называются моносахариды: а) отличающиеся положением водорода и гидроксильной группы у соседнего с альдегидной группой углеродного атома; б) принадлежащие к классам альдоз и кетоз соответственно; в) отличающиеся положением водорода и гидроксильной группы у полуацетального (гликозидного) углеродного атома. 6. α-амилаза – это эндофермент, катализирующий: а) гидролиз внутренних α-1,4-связей в молекуле крахмала; б) гидролиз внутренних α-1,4-связей в молекуле крахмала с нередуцирующего конца; в) гидролиз α-1,6-связей в молекуле крахмала. 7. Мальтоза состоит: а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями; г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью. 8. Фруктоза является: а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой. 9. Сахароза состоит: а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями; г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью. 10. Полисахаридом, состоящим из остатков фруктозы, является: а) целлюлоза; б) инулин; в) гликоген; г) декстран; д) хитин. 11. Рибулоза является: а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой; д) дисахаридом. 12. Соединение оптически активно, если оно: а) окрашено; б) бесцветно; в) содержит асимметрический атом; г) построено симметрично; д) имеет тройную связь. 13. Глюкоза и манноза – эпимеры, т.к. они: а) по пространственному строению являются зеркальными изображениями друг друга; б) принадлежат к подклассам альдоз и кетоз соответственно; в) являются редуцирующими сахарами; г) отличаются пространственным расположением водорода и гидроксильной группы у соседнего с альдегидной группой углеродного атома; д) вращают плоскость поляризации света в противоположном направлении на одинаковый угол. 14. Глюкоза является: а) кетогексозой; б) альдогексозой; в) кетопентозой; г) альдопентозой. 15. Амилопектин состоит: а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,6-связью; в) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4 и α-1,6-связями; г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью. 16. Выберите из нижеследующих утверждений правильные: а) полисахариды – высокомолекулярные соединения, содержащие остатки моносахарида только одного вида; б) продуктами гидролиза многих полисахаридов являются гексозы и их производные; в) по химическому составу дисахариды являются фосфорными эфирами моносахаридов. 17. Гемицеллюлоза состоит: а) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; б) из большого количества пентоз и гексоз; в) из молекул α-глюкозы и β-галактозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью; г) из молекул α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью 18. Целлобиоза состоит: а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; в) из двух молекул β-глюкозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью. г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью. 19. Лактоза состоит: а) из двух молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; б) из большого количества молекул α-глюкозы, соединенных α-1,4-связью; в) из молекулы α-глюкозы и β-галактозы, соединенных β-1,4 гликозидной связью; г) из молекулы α-глюкозы и β-фруктозы, соединенных β-фруктозидной связью. 20. Полисахаридом, состоящим из остатков β -глюкозы, является: а) целлюлоза; б) инулин; в) гликоген; г) декстран; д) хитин. 21. Выберите из нижеследующих утверждений правильные: а) при восстановлении альдоз и кетоз образуются многоатомные спирты; б) циклические формы моносахарида в растворе обычно резко преобладают над открытой цепной формой; в) гликозидный гидроксил моносахарида гораздо активнее вступает в химические реакции, чем остальные гидроксильные группы молекулы.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОБМЕН УГЛЕВОДОВ» Вариант 1 1. Напишите уравнения реакций (с формулами и ферментами) 1-го (эндэргонического) этапа гликолиза. 2. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся ко 2-му классу: а) …………; б) ……………; в)……………….; г) ……………. 3. Конечным продуктом гликолиза в аэробных условиях является ………. В процессе аэробного гликолиза из 1-го моля глюкозы образуется: а) 1 моль АТР; б) 2 моля АТР; в) 8 молей АТР; г) 30 молей АТФ. 4. Назовите вещества, участвующие в регуляции скорости реакции гликолиза, катализируемой фосфофруктокиназой: а) являющиеся активаторами фосфофруктокиназы; б) являющиеся ингибиторами фосфофруктокиназы. 5. Укажите названия 5-ти кофакторов пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК. 6. Напишите реакции цикла Кребса (с формулами веществ), укажите названия ферментов и номера классов, к которым они относятся. 7. Дайте краткую характеристику одного из ферментов цитратного цикла – изоцитратдегидрогеназы (укажите класс, к которому он относится, тип реакции, состав, название и тип кофактора, локализацию фермента, а также названия субстрата и продукта реакции). 8. При полном расщеплении 1-го моля глюкозы до воды и углекислого газа максимальное (теоретически возможное) количество АТР, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля; б) 8 молей; в) 30 молей; г) 38 молей. 9. Рассчитайте величину суммарного изменения свободной энергии реакции превращения 1,3-бисфосфоглицерата в 3-фосфоглицерат и сопряженной с ней реакции фосфорилирования АDP с учетом того, что ΔG переноса фосфатной группы 1,3-бисфосфоглицерата составляет -49,2 кДж/моль, а гидролиза АТР– -30,5 кДж/моль. 10. Укажите локализацию ферментов гликолиза и основные функции этого процесса. С какими процессами связан гликолиз (какие процессы могут предшествовать ему и каким процессам предшествует он)? ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОБМЕН УГЛЕВОДОВ» Вариант 2 1. Напишите уравнения реакций (с формулами и ферментами) 2-го (экзэргонического) этапа гликолиза. 2. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 5-му классу: а) …………; б) ……………; в)……………….; г) ……………. 3. Конечным продуктом гликолиза в анаэробных условиях у аэробных организмов, как правило, является ……….. В процессе анаэробного гликолиза из 1-го моля глюкозы образуется: а) 1 моль АТР; б) 2 моля АТР; в) 8 молей АТР; г) 30 молей АТФ. 4. Назовите вещества, участвующие в регуляции скорости реакции цикла лимонной кислоты, катализируемой изоцитратдегидрогеназой: а) являющиеся активаторами изоцитратдегидрогеназы; б) являющиеся ингибиторами изоцитратдегидрогеназы. 5. Укажите названия 5-ти витаминов, которые входят в состав кофакторов пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК. 6. Напишите реакции цикла Кребса (с формулами веществ), укажите названия ферментов и номера классов, к которым они относятся. 7. Дайте краткую характеристику одного из ферментов ЦТК – сукцинатдегидрогеназы (укажите класс, к которому он относится, тип реакции, состав, название и тип кофактора, локализацию фермента, а также названия субстрата и продукта реакции). 8. При полном расщеплении 1-го моля ПВК до воды и углекислого газа максимальное (теоретически возможное) количество АТР, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля; б) 9 молей; в) 12 молей; г) 15 молей. 9. Рассчитайте величину суммарного изменения свободной энергии реакции превращения фосфоенолпирувата в енолпируват (а затем пируват) и сопряженной с ней реакции фосфорилирования АDP с учетом того, что ΔG гидролиза фосфоенолпирувата составляет -61,7 кДж /моль, а АТР – - 30,5 кДж/моль. 10. Укажите локализацию ферментов цитратного цикла и основные функции этого процесса. С какими процессами связан этот цикл (какие процессы могут предшествовать ему и каким процессам предшествует он)?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ГЛИКОЛИЗ И БРОЖЕНИЕ» 1. Процесс гликолиза осуществляется: а) в матриксе митохондрий; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в цитозоле. 2. Гликолиз осуществляется: а) только в анаэробных условиях; б) только в аэробных условиях; в) как в анаэробных, так и аэробных условиях. 3. Назовите основные функции гликолиза, характерные как для аэробных, так и для анаэробных организмов: а) ………………; б) …......................... 4. В процессе гликолиза: а) глюкоза расщепляется до углекислого газа и воды; б) гликоген гидролизуется до глюкозы; в) ПВК расщепляется до ацетилкоэнзима А; г) глюкоза расщепляется до 2-х молекул ПВК. 5. Реакция превращения ПВК в молочную кислоту катализируется: а) лактатдегидрогеназой; б) фосфофруктокиназой; в) пируваткиназой. 6. В результате метаболизации ПВК у дрожжей в анаэробных условиях образуется: а) ацетилкоэнзим А; б) молочная кислота; в) этиловый спирт; г) лимонная кислота. 7. Конечным продуктом гликолиза у аэробных организмов в анаэробных условиях, как правило, является: а) пировиноградная кислота; б) ацетилкоэнзим А; в) молочная кислота; г) масляная кислота. 8. При гликолитическом расщеплении в анаэробных условиях 1 молекула глюкозы дает: а) 1 молекулу АТФ; б) 2 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ. 9. При гликолитическом расщеплении в аэробных условиях 1 молекула глюкозы дает: а) 1 молекулу АТФ; б) 2 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ. 10. В процессе гликолиза, которому предшествует фосфоролиз гликогена, 1 молекула глюкозы в анаэробных условиях дает: а) 2 молекулы АТФ; б) 3 молекулы АТФ; в) 8 молекул АТФ; г) 30 молекул АТФ. 11. Назовите способ образования АТР, который реализуется непосредственно в процессе гликолиза: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование. 12. Укажите классы ферментов, представители которых не участвуют в гликолизе: а) ………………..; б) ………….......... 13. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 5-му классу: а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) ……………. 14. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся ко 2-му классу: а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) ……………. 15. Укажите основные аллостерические активаторы фермента фосфофруктокиназы: а) ………………..; б) ………………….. 16. Укажите основные аллостерические ингибиторы фермента фосфофруктокиназы: а) ………………..; б) ………………….. 17. Назовите ферменты гликолиза, которые катализируют необратимые реакции: а) ………………; б) ……………….; в)………………….. 18. Укажите ферменты гликолиза, которые относятся к лиазам: а)…; б)…. ТЕСТ ПО ТЕМЕ «АЭРОБНОЕ ДЫХАНИЕ» 1. Укажите этапы аэробного дыхания в нужной последовательности: а) ……….; б) ………….; в) …………… 2. Подготовительным этапом при расщеплении углеводов, который предшествует аэробному процессу дыхания, является: …………… 3. Окислительное декарбоксилирование ПВК и цикл Кребса осуществляются: а) в цитозоле; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в матриксе митохондрий. 4. Окислительное декарбоксилирование ПВК и цикл Кребса осуществляются: а) только в анаэробных условиях; б) только в аэробных условиях; в) как в анаэробных, так и аэробных условиях. 5. Назовите основные функции реакций цикла Кребса: а) ………………; б) ….......................; в)…………………….. 6. Назовите способ образования АТР, который реализуется непосредственно в цикле Кребса: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование. 7. Назовите способ образования АТР, который реализуется при участии восстановленных динуклеотидов, образующихсяся при окислительном декарбоксилировании ПВК и в цикле Кребса: а) окислительное фосфорилирование с участием электронно-транспортной цепи; б) фотосинтетическое фосфорилирование; в) субстратное фосфорилирование. 8. Окислительное фосфорилирование АDР, которое реализуется при участии электронно-транспортной цепи, осуществляется: а) в матриксе митохондрий; б) на внутренней мембране митохондрий; в) в цитозоле. 9. Назовите кофакторы пируватдегидрогеназного ферментного комплекса, участвующего в окислительном декарбоксилировании ПВК: а) ……; б) ……….; в) ………..; г) ……..; д) …….. 10. Укажите названия 5-ти витаминов, которые входят в состав кофакторов ферментов, ускоряющих реакции окислительного декарбоксилирования ПВК. 11. Укажите классы ферментов, представители которых не участвуют в цикле Кребса: а) ………………..; б) …………..........; в) ………………….. 12. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 1-му классу: а) ………….........; б) ………………; в) …………; г) ……………. 13. Назовите ферменты гликолиза, которые относятся к 4-му классу: а) ………….........; б) ………………; в) …………. 14. Укажите вещества, являющиеся активаторами фермента изоцитратдегидрогеназы: а) ………………..; б) ………………….. 15. Укажите вещества, являющиеся ингибиторами фермента изоцитратдегидрогеназы: а) ………………..; б) ………………….. 16. При полном расщеплении 1-го моля глюкозы до воды и углекислого газа максимальное количество АТФ, которое может образоваться, составляет: а) 2 моля АТФ; б) 8 молей АТФ; в) 30 молей АТФ; г) 38 молей АТФ.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ И ОБМЕН ЛИПИДОВ» Вариант 1 1. Определите, к каким группам относятся липиды, которые представляют собой: а) сложные эфиры высших спиртов и высших жирных кислот; б) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт; в) сложные эфиры сфингозина и высших жирных кислот, содержащие углеводный компонент; г) производные циклопентанпергидрофенантрена. 2. Вставьте пропущенные слова в следующие предложения: а) фосфосфинголипиды – это сложные эфиры ……………………. и …………………, содержащие …………...... и …………………………; б) фосфатиды – это сложные эфиры ……………………. и …………………, содержащие …………...... и …………………………; в) глицерогликолипиды – это сложные эфиры ……………………. и …………………, содержащие …………......; г) терпены и терпеноиды – это производные ………………………. 3. Насыщенные жирные кислоты имеют ………………………температуру плавления и обеспечивают ………………………..консистенцию жиров. Как правило, преобладают в жирах …………………….. происхождения. 4. Какие показатели жиров изменяются (и в какую сторону) в результате следующих процессов: а) гидролиз; б) эмульгирование; в) гидрогенизация; г) окислительное прогоркание. 5. Напишите 1-й цикл β-окисления миристиновой кислоты (С14Н28О2). Рассчитайте энергетический баланс полного ее окисления. 6. Напишите схему полного расщепления глицерола, рассчитайте число образовавшихся молекул АТФ и энергетический баланс полного расщепления 1-й молекулы тримиристина. 7. Напишите 1-й цикл элонгации цепочки высшей жирной кислоты. 8. Рассчитайте, сколько циклов элонгации, а также сколько молекул ацетилкоэнзима А, АТФ и НАДФ восстановленного потребуется для синтеза одной молекулы лигноцериновой кислоты (С24Н48О2). 9. Известно, что при избытке углеводной пищи у человека может начаться ожирение, связанное с тем, что углеводы превращаются в жиры. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите все использованные биохимические пути. 10. При прорастании семян масличных культур активность фермента липазы существенно повышается в связи с тем, что из продуктов распада жиров синтезируются необходимые аминокислоты и выделяется энергия, необходимая для ростовых процессов. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите все использованные биохимические пути. ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ И ОБМЕН ЛИПИДОВ» Вариант 2 1. Определите, к каким группам относятся липиды, которые представляют собой: а) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот; б) сложные эфиры глицерола и высших жирных кислот, содержащие углеводный компонент; в) сложные эфиры сфингозина и высших жирных кислот, содержащие фосфорную кислоту и азотсодержащий спирт; г) производные изопрена. 2. Вставьте пропущенные слова в следующие предложения: а) гликосфинголипиды – это сложные эфиры …………………. и …………………, содержащие …………........ ………..; б) церамиды – это сложные эфиры ……………………. и …………………; в) глицерофосфолипиды – это сложные эфиры ……………………. и …………………, содержащие …………...... и …………………………; г) стероиды – это производные …………………………………….. 3. Ненасыщенные жирные кислоты имеют ………………………температуру плавления и обеспечивают ………………………..консистенцию жиров. Как правило, преобладают в жирах …………………….. происхождения. 4. Какие показатели жиров изменяются (и в какую сторону) в результате следующих процессов: а) гидрогенизация жира; б) фосфорилирование глицерола; в) гидролиз жира; г) ферментативное окисление. 5. Напишите 1-й цикл β-окисления бегеновой кислоты (С22Н44О2). Рассчитайте энергетический баланс полного ее окисления. и полного расщепления 1-й молекулы 6. Напишите схему полного расщепления глицерола, рассчитайте число образовавшихся молекул АТФ и энергетический баланс полного расщепления 1-й молекулы триацилглицерина, в котором все три атома этерифицированы остатками бегеновой кислоты. 7. Напишите 1-й цикл элонгации цепочки высшей жирной кислоты. 8. Рассчитайте, сколько циклов элонгации, а также сколько молекул ацетилкоэнзима А, АТФ и НАДФ восстановленного потребуется для синтеза одной молекулы арахиновой кислоты (С20Н40О2). 9. Известно, что при избытке не только углеводной, но и белковой пищи у человека может начаться ожирение, связанное с тем, что белки превращаются в жиры. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите все использованные биохимические пути. 10. При прорастании семян масличных культур активность фермента липазы существенно повышается в связи с тем, что из продуктов распада жиров синтезируются необходимые сахара и выделяется необходимая для ростовых процессов энергия. Запишите биохимические реакции (схематично), посредством которых это происходит. Назовите использованные биохимические пути.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Основы молекулярной генетики» Вариант 1 1. Участки ДНК, которые несут информацию о структуре белка и входят в состав соответствующих РНК и белка у эукариот, называются …………………. 2. В молекуле ДНК число остатков аденина всегда равно числу остатков: а) урацила; б) гуанина; в) цитозина; г) ксантина; д) тимина. 3. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся при репликации путем самокопирования цепочки: ТЦААГТАТТАТТЦГГТЦА … 4. Напишите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК у прокариот, которая будет синтезироваться с использованием в качестве матрицы следующей цепочки ДНК: ГАТЦЦТТАГГАТЦАА… 5. Информация одного триплета ДНК соответствует: а) гену; б) белку; в) аминокислоте. 6. Нуклеозид, состоящий из урацила и рибозы, называется ………………….; а из цитозина и дезоксирибозы - ……………………………… 7. Остатки нуклеотидов в нуклеиновых кислотах соединены между собой: а) ионными связями; б) водородными связями; в) 3, 5-фосфорноэфирными мостиками. 8. Укажите название транскрибируемой, но не транслируемой последовательности ДНК (у эукариот). 9. В молекуле ДНК число остатков гуанина всегда равно числу остатков: а) урацила; б) аденина; в) цитозина; г) ксантина; д) тимина. 10. Укажите характерные черты генома эукариот, которые отличают его от генома прокариот. 11. Определите правильную последовательность событий, происходящих при реализации наследственной информации (в процессе синтеза белковых молекул): а) сплайсинг; б) экспрессия гена; в) образование комплексов аминоацилов с молекулами т-РНК; г) трансляция; д) активация аминокислот; е) транскрипция. 12. Совокупность генов, содержащихся в одинарном (гаплоидном) наборе хромосом клетки, называется ………. 13. Назовите основные этапы трансляции в правильной последовательности. 14. Укажите основные принципы, на которых базируется репликация ДНК. 15. Дайте краткие определения следующим понятиям: репликация, репарация, транскрипция, трансляция, т-РНК, и-РНК, сплайсинг, рекомбинация.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Основы молекулярной генетики» Вариант 2
1. Участки ДНК, которые не кодируют структуру белка и в состав зрелой РНК у эукариот не входят, хотя и транскрибируются, называются …………………. 2. В молекуле ДНК число остатков тимина всегда равно числу остатков: а) гуанина; б) аденина; в) цитозина; г) ксантина; д) урацила. 3. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся при репликации путем самокопирования цепочки: ААТЦГТААТТГГЦА … 4. Напишите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК прокариот, которая будет синтезироваться с использованием в качестве матрицы следующей цепочки ДНК: АГТЦААЦТАТАГГАЦТЦА… 5. Информация одного гена, как правило, соответствует: а) триплету; б) белку; в) аминокислоте. 6. Нуклеозид, состоящий из гуанина и рибозы, называется ………………….; а из тимина и дезоксирибозы - ……………………………… 7. Нуклеиновые кислоты – линейные полимеры, в которых нуклеотидные остатки соединены при помощи: а) водородных связей; б) ионных связей; в) фосфодиэфирных связей; г) координационных связей; д) иных видов связей. 8. Укажите название транскрибируемой и транслируемой последовательности ДНК (у эукариот). 9. В молекуле ДНК число остатков цитозина всегда равно числу остатков: а) урацила; б) гуанина; в) аденина; г) ксантина; д) тимина. 10. Определите правильную последовательность событий, происходящих при реализации наследственной информации (в процессе синтеза белковых молекул): а) транскрипция; б) образование комплексов аминоацилов с молекулами т-РНК; в) экспрессия гена; г) трансляция; д) активация аминокислот; е) сплайсинг. 11. Совокупность всех наследственных свойств особи, или наследственная основа организма, составленная совокупностью генов и неядерных носителей информации, называется …….. 12. Дайте краткие определения следующим понятиям: репликация, репарация, и-РНК, т-РНК, транскрипция, трансляция, сплайсинг, рекомбинация. 13. Укажите характерные черты генома прокариот, которые отличают его от генома эукариот. 14. Назовите основные этапы транскрипции в правильной последовательности. 15. Укажите основные принципы, на которых базируется репликация ДНК.
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАТЕРИСТИКА ВАЖНЕЙШИХ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПУТЕЙ
1. Укажите черты сходства и различия между гликолизом (дихотомическим путем распада глюкозы) и пентозофосфатным окислительным циклом (апотомическим путем распада глюкозы). 2. Укажите черты сходства и различия между пентозофосфатным окислительным и пентозофосфатным восстановительным циклом (циклом Кальвина). 3. Укажите черты сходства и различия между окислительным фосфорилированием АДФ (при участии дыхательной электронтранспортной цепи митохондрий) и фотосинтетическим фосфорилированием. 4. Напишите уравнения транскетолазных реакций между: а) ксилулозо-5-фосфат и рибозо-5-фосфат; б) рибулозо-5-фосфат и эритрозо-5-фосфат; в) фруктозо-6-фосфат и ФГА. 5. Напишите уравнение трансальдолазной реакции между седогептулозо-7-фосфатом и ФГА. 6. Напишите уравнения реакций альдольной конденсации между: а) ФГА и ДОАФ; б) эритрозо-4-фосфат и ДОАФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ ПО БИЛЕТАМ (в билете 2 вопроса)
1. Нуклеотиды: состав, строение, биологическая роль. 2. Восстановительные эквиваленты клетки: НАД, НАДФ, ФАД. Структура и роль в организме (с примерами реакций). 3. Понятие макроэргической связи. Структура и биохимическая роль АТФ (с примерами реакций). Пути образования АТФ. Креатинфосфат, аргининфосфат и другие макроэргические соединения. 4. Структура и биохимическая роль коэнзима А (с примерами реакций). Значение ацетилСоА в обмене веществ организма. 5. Аминокислоты в организме: строение, биохимическая роль. Классификации аминокислот (по составу и электрохимической природе радикала, по количеству амино- и карбоксильных групп, по способности синтезироваться в животном организме). 6. Белки. Классификации белков (по составу, по конформации, по третичной структуре, по пищевой ценности, по выполняемым функциям). 7. Физико-химические свойства белков. 8. Первичный и вторичный уровни организации белковой молекулы, типы внутримолекулярных связей. 9. Третичная и четвертичная структура белка. Стабилизирующие связи, биологический смысл. Домены в структуре белка, их функциональная роль. 10. Кислотно-основные свойства аминокислот. Методы разделения аминокислот и белков, основанные на различиях в их кислотно-основных свойствах (ионообменная хроматография, электрофорез). 11. Хроматографические методы разделения смесей белков и аминокислот (распределительная хроматография, тонкослойная хроматография, гель-фильтрация). 12. Методы выделения белков из биологических объектов. Выделение индивидуальных белков. 13. Методы изучения структуры белков. Определение первичной структуры белковой молекулы. Установление пространственной структуры белков. 14. Методы оценки размеров и формы белковых молекул. 15. Белки как органические катализаторы: состав, строение, роль в организме. Активный и аллостерический центры. Локализация ферментов в клетке. 16. Отличия ферментов от неорганических катализаторов. Специфичность действия ферментов. Влияние различных факторов среды на ферментативные процессы. 17. Кофакторы. Классификация (с примерами), значение для функционирования сложных ферментов. 18. Механизм действия ферментов: энергия активации, фермент-субстратный комплекс. 19. Номенклатура и классификация ферментов (с примерами). 20. Кинетика ферментативной реакции. Уравнение Михаэлиса – Ментен. Преобразование по Лайнуиверу – Берку. 21. Типы ингибирования ферментов: конкурентное ингибирование. 22. Типы ингибирования ферментов: неконкурентное ингибирование. 23. Множественные формы ферментов. Изоферменты. 24. Биологическая роль углеводов. Основные классы углеводов, встречающихся в растительных и животных клетках. 25. Полисахариды: строение, классификация, роль в организме. Ферментативный гидролиз полисахаридов (на примере крахмала и гликогена). 26. Биосинтез полисахаридов. Гликозилтрансферазные реакции. 27. Моносахариды: строение, классификация, биологическая роль. Глюконеогенез, его значение. 28. Олигосахариды: строение, биологическая роль. Основные пути синтеза и распада олигосахаридов. 29. Липиды: классификация, биологическая роль. Особенности строения и свойства природных жирных кислот, входящих в состав липидов. Простагландины. 30. Нейтральные жиры: строение, свойства, биологическая роль. Ферментативный гидролиз нейтральных жиров. 31. Фосфолипиды: строение, свойства, биологическая роль. 32. Сфинголипиды: строение, свойства, биологическая роль. 33. Стероиды, воска и терпены: строение, свойства, биологическая роль. 34. Витамины, их классификация и биологическая роль. Антивитамины, витаминоподобные соединения. Минеральные вещества. 35. Гликолиз: локализация и основные реакции. Энергетический баланс гликолиза, биологическая роль. 36. Пути метаболизации ПВК. Биологическое значение реакций у аэробных и анаэробных организмов. 37. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты. Пируватдегидрогеназный комплекс. 38. Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот): локализация и основные реакции. Энергетический баланс ЦТК, биологическая роль. 39. Глиоксилатный шунт, его биологическая роль. 40. Пентозофосфатный окислительный путь, его биологическая роль. 41. Митохондрии, структура и энергетические функции. 42. Цепь переноса водорода и электронов (дыхательная цепь). Пиридиновые и флавиновые дегидрогеназы: сходство и различия. Убихинон, цитохромы, цитохромоксидаза: химическая структура и биологическая роль. 43. Сопряжение окисления и фосфорилирования. Трансмембранный электрохимический потенциал. Хемиосмотическая теория Митчелла. 44. β-окисление жирных кислот: локализация и основные реакции. Энергетический баланс β-окисления, биологическая роль. 45. Биосинтез триацилглицеролов и других липидов. Основные этапы биосинтеза жирных кислот. 46. Азотистый обмен организма: ферментативный гидролиз белков, биологическое значение. 47. Азотистый обмен организма: общие реакции распада и синтеза аминокислот. 48. Роль аминокислот в образовании ряда важнейших биологически активных веществ. Амиды и их физиологическое значение. 49. Азотистые небелковые вещества: их синтез, распад и биологическая роль (на примере нуклеотидов). 50. Цикл мочевины: локализация, основные реакции, биологическая роль. 51. Фотосинтез, его биологическое значение. Строение и локализация фотосинтетического аппарата. 52. Фотосинтетические пигменты: классификация, строение, биологическая роль. 53. Световая фаза фотосинтеза: фотосинтетическое фосфорилирование (общие представления). 54. Темновая фаза фотосинтеза: пентозофосфатный восстановительный путь (цикл Кальвина). Локализация и основные реакции. 55. Взаимосвязь между обменом белков, углеводов и липидов. Амфиболические пути клетки. 56. Пластический и энергетический обмен; катаболизм и анаболизм. Взаимосвязь процессов. 57. Полинуклеиновые кислоты: общий план строения, роль в организме. Различия между ДНК и РНК. 58. ДНК: строение, биологическая роль. 59. РНК: строение, типы, биологическая роль. 60. Репликация ДНК. Локализация процесса, биологическое значение. 61. и-РНК как посредник в передаче наследственной информации. Транскрипция. 62. Рибосомы, их строение и функции в синтезе белка. Полисомы. 63. Генетический код, его характеристика. 64. Биосинтез белка (трансляция). Основные этапы и биологическое значение. 65. Организация генома у прокариот и эукариот: сходство и различия. 66. Ферменты, участвующие в распаде, синтезе и функционировании нуклеиновых кислот (основные группы). 67. Строение мембран и роль липидов, белков и углеводсодержащих соединений в их организации. 68. Основные механизмы регуляции обмена веществ в живом организме. Способы регуляции ферментативных процессов в клетке. 69. Химическая природа и физиологическая роль важнейших гормонов. Их роль в регуляции обмена веществ. 70. Особенности механизмов действия стероидных и белковых гормонов. Функции циклических нуклеотидов в регуляторных реакциях.
|