Кризисы
(возраст, лет)
| Факторы, детерминирующие кризис
| Способы преодоления кризиса
|
|
|
|
Кризис учебно-профессиональной ориентации
(14,17)
| Формирование профессиональных намерений, их реализация. Становление «я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизни.
| Конструктивный: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки.
Неконструктивный: маргинализм, асоциальное поведение.
|
Кризис профессионального выбора
(16-18)
| Неудовлетворенность профессиональным образованием, изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности
| Конструктивный: смена мотивов учебно-профессиональной деятельности, коррекция выбора профессии. Неконструктивный: уход из профессионального учебного заведения, маргинализм, асоциальное поведение.
|
Кризис профессиональных экспектаций
(18-20)
| Трудности профессиональной адаптации. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
| Конструктивный: активизация профессиональных усилий, корректировка мотивов труда.
Неконструктивный:
увольнение смена специальности, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональной деятельности, формирование адаптивной модели профессионального развития (Л.М. Митина).
|
Кризис профессионального роста
(23-25)
| Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьеры, а также зарплатой, своим профессиональным статусом. Потребность в самоутверждении. Создание семьи, ухудшение финансового положения.
| Конструктивный: повышение квалификации, должностной рост, общественное признание результатов профессиональной деятельности.
Неконструктивный: смена места работы, вида деятельности, «уход» в непрофессиональную среду (хобби, семья, быт).
|
Кризис профессиональной карьеры
(30–33)
| Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность возможностями реализовывать себя в сложившейся профессиональной ситуации, свои социально-профессиональным статусом. Коррекция «я-концепции».
| Конструктивный: должностной рост, принятие альтернативных сценариев дальнейшей профессиональной карьеры (освоение новой специальности, повышение квалификации), творческая профессиональная деятельность.
Неконструктивный: уход из профессиональной деятельности, стагнация, консерватизм, разрыв профессиональной идентичности.
|
Кризис социально-профессиональной самоактуализации
(40-42)
| Неудовлетворенность социально-профессиональным положением и возможностями профессиональной самореализации (изменение конкурентоспособности на рынке труда при объективном адекватном профессионализме в силу факторов «возраст», «пол», «предпенсионный период»). Осознание неизбежности завершения профессиональной деятельности. Ригидность психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
| Конструктивный: достижение вершин карьеры, переход на инновационный уровень выполнения деятельности, сверхнормативная социально-профессиональная активность, новаторство. Освоение смежных профессиональных областей.
Неконструктивный: уход из профессии, профессиональные деструкции, конфликтность, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия).
|
Кризис утраты профессиональной деятельности
(55-60)
| Уход на пенсию. Необходимость подготовки к новой социальной роли, освоения нового способа жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Снижение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
| Конструктивный: продолжение посильной трудовой деятельности, освоение новых видов труда, общественно полезная активность, активный досуг.
Неконструктивный: погруженность в прошлое, неудовлетворенность прожитой жизнью, неоправданное снижение социальной активности, ограничение круга общения, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия, страх одиночества, страх смерти).
|